Синтаксис и пунктуация
презентация к уроку (5 класс) на тему

Анашкина Татьяна Владимировна

Урок в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация" по программе Т.А.Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Анашкина Т.В.

Предмет:   Русский язык

2. Класс:   5

3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская

4. Тема урока:  Повторение.  Синтаксис и пунктуация.

5. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

6. Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  

7. Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  постановка знаков препинания на  письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.

8. Планируемые результаты:

Предметные:  основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах в простом предложении, а также в сложных предложениях,

  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры (простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация,  простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

10. Межпредметные связи:      Литература

11. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Этап урока.

Ход урока

  1. Организационный этап

Настрой на урок. Запись числа и классной работы.

  1. Постановка темы и целей урока

 Подвожу детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

(Слайд №1, №2, №3)

Многократное, периодичное  выполнение каких-либо действий. (Повторение) Слайд 1

Повторенье-мать учения Слайд 2

- Что же мы будем повторять? Для этого давайте разгадаем ребус. С каким разделом языка неразрывно связан синтаксис? Слайд 3

Учащиеся разгадывают ребус,  высказывают свои предположения о теме и цели урока

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 Что изучает ПУНКТУАЦИЯ? А что изучает СИНТАКСИС? Слайд 4

Дети отвечают (Слайд № 5) Текст, Предложение, Словосочетание.

Устный блиц-опрос:
1.    Главный член предложения, обозначающий действие предмета (Сказуемое.)
2.    Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета (Определение).
3.    Разговор двух или нескольких лиц (Диалог).
4.    Второстепенный член предложения, который обозначает место, время способ действия. (Обстоятельство).
5.    Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).
6.    Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
7.    Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже? (Тире).
8.    Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее).
9.    Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).
10.     Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

4.Обобщение и систематизация знаний.

Слайд №6 Ребята, перед вами несколько предложений. Давайте их прочитаем и ответим. Будут ли они считаться ТЕКСТОМ.

- Что такое текст? О чём он? На какую мыль навёл он вас?

Применение знаний и умений в новой ситуации

Из второго предложения выпишите 3 словосочетания, сварите суп из подчинительных словосочетаний. Слайд 7

Физкультминутка

Учитель организует проведение физкультминутки

Учащиеся выполняют упражнения

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Упр 259. Работа в парах , Слайд  8.

Слайд №9 Характеристика предложений.

Слайд № 10 Чем отличаются друг от друга предложения? Разберём синтаксически первое. Запишите его в тетрадь.

Тест. Слайды № 11, 12, 13, 14

Слайд № 15 Проверка

Домашнее задание (записано на доске).

У. 257. Записывают ДЗ в дневниках.

Рефлексия учебной деятельности.

Развитие  навыков самооценивания. Заполнение таблицы. Слайд №16.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

П У Н К Т У А Ц И Я

Слайд 4

города Синтаксис и пригорода Пунктуация С интаксис П унктуация Что изучает Синтаксис? Что изучает Пунктуация?

Слайд 6

1. На тополе возле скворечника сидит пара воробьёв. 2. Они быстро распускают крылышки и с громким чириканьем наскакивают друг на друга. 3. Они спорят, кому занять для гнезда этот уютный домик. 4. Наконец более решительный и смелый воробей прогоняет другого. 5. Он победил.

Слайд 7

2. Они быстро распускают крылышки и с громким чириканьем наскакивают друг на друга. С громким чириканьем Распускают крылышки Быстро распускают

Слайд 8

Работа в парах.

Слайд 9

[ ], а [ ]. [ ],(когда …). А: “П ”. О: О,О,О [О, …]!

Слайд 10

Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер . Солнце скрылось за горизонт потому что наступила осень.

Слайд 11

1) Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены ): 1. Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. 2. Сад отцветал и темнел. 3. А дорога расстилается и шумит густая рожь .

Слайд 12

2). Укажите глагольное словосочетание: 1. очень громко 2. малиновым огнем . 3. разносились по долине.

Слайд 13

3) Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены ): 1. Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы? 2. Нет , я поеду решительно сказала Наташа. 3. Ты бледна, Маша, заметил отец.

Слайд 14

1. Дедушка идёт на рыбалку. 2. Дедушка и внуки идут на рыбалку . 3. Дедушка с внуками идут на рыбалку 4.) Укажите предложение с однородными членами предложения.

Слайд 15

3 3 1 2

Слайд 16

Оценочный лист. 1 Что изучает синтаксис и пунктуация. 2 Признаки однородных членов предложения. 3 Второстепенные члены предложения. 4 Чем отличается простое предложение от сложного. 5 Виды сложных предложений. 6 Знаки препинания при прямой речи. 7 Что такое обращение. 8 Оформление диалога на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Секреты синтаксиса и пунктуации в 5 классе

Урок русского языка проводится после изучения темы "Синтаксис и пунктуация" как обощающе-повторительный. Содержит занимательные задания, интересные для учащихся 5 класса...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"

Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...