"Сергей Есенин как национальный поэт" - интегрированный урок
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Интегрированный урок по литературе «Сергей Есенин как национальный поэт» знакомит учащихся с биографией великого поэта, особенностями его творческого метода, истоками народности. Учащиеся делятся своими исследованиями в форме сообщений или презентаций, проверяют свои знания в викторине, работают над текстом стихов. В конце урока я даю на выбор задания разного уровня сложности: сочинение эссе или анализ стихотворения С.Есенина. Учащиеся подготовили совместно с педагогом презентации:презентации: "Сергей Есенин", «Древесные мотивы поэзии С. Есенина», «Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова», «Особенности поэзии С. Есенина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergey_esenin.doc256.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Сергей Есенин как национальный поэт».

Интегрированный урок по литературе

Учитель Бобрышева Н.И.,

Воронежский музыкальный колледж

им. Ростроповичей

Цель:

  • познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. Есенина; продолжить работу над анализом текста.

Оборудование урока:

  • портреты и фотографии Есенина,
  • аудиозаписи романсов и песен на тексты С. Есенина,
  • презентации: "Сергей Есенин", «Древесные мотивы поэзии С. Есенина», «Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова», «Особенности поэзии С. Есенина».

План урока:

  1. Сведения из биографии.
  2. Россия в поэзии С. Есенина.
  3. Работа над текстами произведений Есенина («Письмо к женщине», «Письмо к матери», «Персидские мотивы» и др.)
  4. Поэзия С. Есенина в музыке Георгия Свиридова.

Ход урока.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу.

С.Есенин

Вступительное слово учителя.

1.  Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краев наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях – отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего – певец  Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, что написано им, проникнуто «чувством родины».

Мировосприятие С.Есенина с малых лет складывалось в тесном общении с природой. Сквозь неё он постигал и сложность бытия, и превратности человеческих судеб, и жизнь собственной души

2.         Доклад - сообщение ученика о биографии Есенина. (Демонстрация презентации «Сергей Есенин»).

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание зажиточному деду по матери, у деда и прошло его детство. Родители мечтали об учительской карьере их сына, поэтому и отдали его в церковно-учительскую школу. Сам поэт мечтал о карьере известного поэта. Писать стихи начал с 9 лет. Он считал, что на его творчество повлияли частушки.

Первое стихотворение «Берёза» было напечатано в 1914 году в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. А первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 году. В Петербурге он познакомился с Блоком и Городецким. В 1919 он вместе с Клюевым выпустил манифест имажинистов. А.Мариенгоф и В.Шершеневич, теоретики и практики имажинизма, увлекли С.Есенина к образотворчеству. Но со временем поэта оттолкнул антиэстетизм поэтов-имажинистов. Есенин написал теоретическую статью «Ключи Марии», в которой высказал свою философию искусства. Служил во время первой империалистической войны в штрафной роте. В годы революции был всецело на стороне Октября, но воспринимал всё по-своему, с крестьянским укладом. С 1922-1923 года - путешествовал по Европе и Америке с Айседорой Дункан. Об этом оставил очерк «Железный Миргород». В последний период жизни пережил творческий кризис. Об этом говорят его произведения: поэма «Чёрный человек», «Любовь хулигана», «Письмо к женщине». В 1924-1925 годах - совершил поездку в Батуми (Персидские мотивы) Умер в декабре 1925 года в Петербурге.

«Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих

стихах», - писал Есенин.

3. Доклад группы учащихся «Исследователей» «Древесные мотивы» лирики С. Есенина.

Ученик – 1:    

Природа у Есенина  антропоморфна:  березки  уподобляются  девушкам,

клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ  природы  строится  на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека  раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

«Все от древа – вот религия  мысли  нашего  народа…  Древо  –  жизнь», писал С. Есенин в  своем  поэтико-философском трактате «Ключи Марии».

В древних мифах образ дерева был многозначен.

Древо, в частности, символизировало  жизнь  и  смерть  (цветущее  или сухое), древние представления о вселенной (верх  –  небо,  низ  –  подземное царство, середина – земля), древо в целом могло сопоставляться  с  человеком (голова – вершина, уходящая в небо,  ноги  –  корни,  ощущающие  крепость  в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг). Итак, древо  –мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной.

Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в  существование  узловой  завязи  человека  с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Опираясь  на традиционный троп  «человек-растение»,  Есенин  создает «древесный  роман», герои которого – клен, березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными»  подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол,  косы»,  у  клена  – «нога, голова».

       Так и хочется руки сомкнуть

       Над древесными бедрами ив.

       ( " Я по первому снегу бреду …" , 1917 г. ),

       Зеленая прическа,

       Девическая грудь,

       О тонкая березка,

       Что загляделась в пруд?

       ( " Зеленая прическа ." , 1918 г. )

       Я не скоро, не скоро вернусь !

       Долго петь и звенеть пурге.

       Стережет голубую Русь

       Старый клен на одной ноге.

       ("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)

По словам М. Эпштейна, «береза  во  многом  благодаря  Есенину  стала национальным поэтическим символом  России.  

Из рассмотренных  339 стихотворений С. Есенина в  199  стихотворениях есть упоминание того или иного дерева.

Ученик – 2:

Береза наиболее часто становится  героиней  его  произведений  –  47. Далее идут ель (17), клен  (15),  черемуха,  ива,  сосна  (14),  липа  (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня  (7),  сирень  (6),  ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1).

Самые сюжетно протяженные, самые значимые в  поэзии  Есенина  это все же березы и клен.

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно  из  наиболее  почитаемых  у  славян  деревьев.  В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом»,  символом весны.

Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает  березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914 г.) и  "Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)

       Троицыно утро, утренний канон,

       В роще по березкам белый перезвон.

В стихотворении " Зеленая прическа ".  (1918  г.)  очеловечивание облика березы  в  творчестве  Есенина  достигает  полного  развития.  Береза становится похожей на женщину.

       Зеленая прическа,

       Девическая грудь,

       О тонкая березка,

       Что загляделась в пруд?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке  или  о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.

С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной  любви  к  России.  Сила  лирики  поэта заключается  в  том,  что  в  ней  чувство  любви  к  Родине  выражается  не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Это можно увидеть в таких стихотворениях как  "Белая  береза".  (1913 г.), «Возвращение на Родину» (1924 г.), "Неуютная жидкая лунность "  (1925 г. ).

Ученик- 3

Клен, в отличие от других деревьев,   не имеет  столь  определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии.  В  фольклорных  традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл   значительной  роли. Поэтические воззрения на него в  русской классической литературе в  основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.

Образ клена наиболее  сформирован  в  поэзии  С.  Есенина,  где  он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен  –  это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных  волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда  и мотив  уподобления,  то  первичное  сходство,  из  которого  развился  образ лирического героя.

       

        Оттого что тот старый клен

       Головой на меня похож.

       ( " Я покинул родимый дом …" , 1918 г. )

В стихотворении " Сукин сын " (1824 г.)  лирический герой   грустит об ушедшей юности, которая «отшумела»,

Как подгнивший под окнами клен.

В народной поэзии гнилое или засохшее дерево это символ горя,  потери чего-то дорогого, что уже не вернуть.

Герой  вспоминает  свою  юношескую  любовь.  Символом  любви   здесь выступает калина, с ее " горькой " семантикой, она сочетается к тому же с  " желтым прудом".  Желтый цвет в суевериях народа является  символом  разлуки, горя. Поэтому можно сказать, что расставание с  любимой  девушкой  уже  было предначертано самой судьбой.

Клен или явор в этнологических преданиях  славян  дерево,  в  которое превращен человек ("заклят"). С.Есенин  также  антропоморфизирует  клен,  он предстает как  человек  со  всеми  присущими  ему  душевными  состояниями  и периодами  жизни.  В  стихотворении  «Клен  ты  мой  опавший…»   (1925   г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью,  он   проводит  параллель между собой и кленом:

       И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

       Утонул в сугробе, приморозил ногу.

       Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

       Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не всегда понятно о ком идет речь  в  этом  стихотворении  -   о человеке или дереве.

       Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

       Распевал им песни под метель о лете.

       Сам себе казался я таким же кленом…

Ученик – 4

Все то,  чем  дерево  выделяется  среди  других  форм  растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев,  делая как бы царем  древесного  царства.  Он  олицетворяет  собой  высшую  степень твердости, мужества, силы, величия.

Высокий, могучий, цветущий –  характерные  эпитеты  дуба,  который  у поэтов выступает как образ жизненной мощи.

В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен.

Дуб  упоминается  всего  в  трех  стихотворениях   ("Богатырский   посвист",

1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)

В  стихотворении  «Октоих»  упоминается  Маврикийский   дуб.   Есенин

впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате  "Ключи

Марии" (1918 г.)

"… то символическое древо, которое означает "семью", совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…"

       Под Маврикийским дубом

       Сидит мой рыжий дед…

Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение  не  случайно, так как в нем говорится о родине:

       О родина, счастливый

       И неисходный час!

        о родных -

            " мой рыжий дед ".

Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел  написать  поэт  в  этом произведении, то, что семья - это самое главное, что может быть у человека.

Образ "семьи" здесь дан в более широком смысле: это и "отчий край", и "родные могилы", и "отчий дом", то есть все, что связывает человека  с  этой землей. В стихотворении "Богатырский посвист" Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить  в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец  и другие  богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже  "насвистывает", и от его свиста

       задрожали дубы столетние,

       На дубах от свиста листья валятся.

Учитель

Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы  видим, что стихи  С.  Есенина  проникнуты  ощущением  неразрывной  связи  с  жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ  древа  в поэзии Есенина предстает в том же  значении,  что  и  в  народной  поэзии. Авторский мотив "  древесного  романа  "  восходит  к  традиционному  мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный  троп  "  человек - растение ".

Рисуя природу, поэт вводит в  рассказ  описание  человеческого  быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и  растительным миром.

Есенин  как  бы  переплетает  эти  два  мира,  создает  один  гармоничный  и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к  приему  олицетворения. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на  судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.

4. Практикум по поэзии.

Учитель.

Понимание природы С.Есенина связано с мифологией. Об этом он писал в статье «Ключи Марии». Его отношение к слову было исключительно метафизическим, т. е. религиозным.

- Какие произведения раннего поэта отражают его взгляды на поэзию?

Ученики.

«Марфа Посадница», «Миколка», «Русь», «Иорданская голубица»,

«Пришествие» и др.

Учитель.

В каких жанрах написаны эти произведения? Ученики.

В жанре духовных стихов, былин, народных песен, баллад, преданий.

Учитель.

Почему поэт обращается к историческому прошлому Родины?

 Ученики.

Есенин стремится через библейские и былинные образы осмыслить события,

происходящие в России накануне революции 1917 года.

Учитель.

Приведите примеры из произведений Есенина. Ученики.

Господь, я верую! Но введи в свой рай Дождевыми стрелами Мой пронзенный край

(«Пришествие»)

А и минуло теперь четыреста лет. Не пора ль нам, ребята, взяться за ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум?

(«Марфа Посадница»)

Учитель.

Все стихи проникнуты различными чувствами поэта: от буйного веселья до страшной тоски, ощущения вселенского праздника до хулиганства.

Ученики читают стихотворения, отрывки из поэм: «Край любимый! Сердцу снятся ...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край ты мой заброшенный», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Хулиган», «О Русь, взмахни крылами» и др.

Учитель.

С восторгом приняв революцию 1917 года, он вдруг с тоской и ужасом начинает понимать, что его родина, деревня теряет свою изначальную прелесть, патриархальность. Поэма «Сорокоуст» - символ новой жизни -железный поезд, а рядом бегущий маленький жеребёнок - символ старой деревни.

Как рисует поэт образ новой жизни? Ученики.

Строки из этой поэмы звучат почти пророчески. Это откровение С.Есенина.

Трубит, трубит, погибший рог!

Как же быть, как же быть теперь нам

На измызганных ляжках дорог?

Скоро заморозь известью выбелит Тот посёлок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели, Никуда не уйти от врага.

Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню...

Учитель.

В каких произведениях трагически звучит тема противостояния города и

деревни?

Ученики.

  1. Стихотворение «Мир таинственный, мир мой древний» (1922 год) представляет конфликт города и деревни, как метафизическую трагедию; город не просто железный враг, он ещё и дьявол. Победа железного, т. е. неживого, как раз и ассоциировалась в сознании поэта с социализмом «без мечтаний».
  2. Элегия «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) - образец исповедальной лирики. Здесь Есенин нашел гармонию мира нового поколения: «чужой юности», «сильного врага» и родины ковыля, полыни, журавлиного крика, бревенчатой избы. Его компромисс в словах:

Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!

-        «Письмо к женщине» (1924 года), написанное в жанре послания, создаёт образ не только прошедшей, но и негармоничной любви. За драмой отношений раскрывается трагический, одинокий образ лирического героя, подавленного «роком событий». Но и здесь он увидел какую-то целесообразность, какие-то ценности. Фраза

«Я избежал паденья с кручи Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик», -

Звучит горькой иронией.

-        Особенно обострённая любовь к родине слышится в стихах, написанных под влиянием поездки за границу с Айседорой Дункан.

Устав таскаться по чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит берёза над прудом.

(«Мой путь»)

Учитель.

Тема родины неразрывно связана с образом лирического героя, с темой его духовного возрождения. Об этом его философская лирика: «Отговорила роща золотая...» (1924 год), «Стою один среди равнины голой...», «Письмо к матери».

-        Какие мотивы звучат в этом стихотворении? (Анализ стихотворения Письмо к матери).

 Ученики.

Всё чаще в творчестве С.Есенина звучат мотивы осознания виновности за нанесённые обиды, скандалы. «Письмо к матери» носит исповедальный, как вся лирика Есенина, и покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нём есть и нежность и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на своё духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отрада...» Стихотворение построено на противопоставлении тихого лада, связанного с миром матери и родного дома, и греховной городской жизни героя. Перед нами есенинский вариант библейской истории о блудном сыне. В стихотворении развивается и вечная тема материнства, и тема сыновства. Образный ряд: мать, мир поэта, опять мать - пересекаются. Жанр послания позволяет через обращение сына к матери объединить в одно целое и образ матери-утешительницы, и образ кающегося сына:

Не буди того, что отмечталось Не волнуй того, что не сбылось.

Учитель.

«Персидские мотивы» можно по праву отнести к шедеврам есенинской лирики. Такое изображение природы, простота и ясность стихов, живость передачи разнообразных настроений.

-        Какой здесь представлена природа? Ученики.

Экзотика Востока сочетается с описанием «рязанских раздолий». Здесь по сравнению с Кавказским циклом значительно усиливается метафорический экзотический элемент.

Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий Потому, что я с севера, что ли.

Учитель.

Своеобразие цикла усиливают традиционные формы восточной поэзии.

-        Какие? Ученики.

Это рефрены, повторы, обрамляющие в строфе, восточная символика

Хороша ты, Персия, я знаю, Розы, как светильники, горят. И опять мне о далёком крае Свежестью упругой говорят. Хороша ты, Персия, я знаю.

(звучит музыка Р.Бойко из цикла «Персидские мотивы») Учитель.

В поэме «Анна Снегина» (1925 год) сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Поэма автобиографична. Есенин рисует деревню, потрясаемую «мужицкими» воинами в разные периоды. Деревня в поэме - это реальная, исторически достоверная, полная жгучих социальных противоречий, кипящая в огне революционной борьбы деревня.

-        Какой рисует свою родину поэт? Ученики.

Поэт рисует деревню в эпоху революционного перелома:

«Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад», «дымкой отдаёт росяница» и образ любимой девушки:

Мы все эти годы любили, Но мало любили нас.

Тревога в разговорах людей - пришло время Прона Оглоблина, озлобленного пьяницы, убийцы.

«Пропала Расея, пропала... Погибла кормилица Русь».

Учитель.

-        Как показана в поэме власть? Ученики.

О событиях герой узнаёт от Прона.

Теперь мы всех р-раз - и квас! Без всякого выкупа с лета Мы пашни берём и леса.

«Мечта» Прона отобрать землю у Онегиных сбылась, подкреплённая новой властью:

В России теперь Советы

И Ленин - старшой комиссар.

Советская власть изображается иронически, даже саркастически:

«Я первый сейчас же коммуну Устрою в своём селе», - заявляет Прон

Учитель.

-        Изменилась ли жизнь в деревне за 6 лет? Ученики.

Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофоны» - играть «коровам тамбовский фокстрот».

Учитель.

-        Как изменился лейтмотив поэмы в заключительной её части?

Ученики.

Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни упрёка, ни жалобы, только светлая ностальгия:

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова. Теперь я от вас далеко... В России теперь апрель И синею заволокой Покрыта берёза и ель.

Учитель.

-        Что изменилось в восприятии мира героя? Ученики.

Ему всё видится по-другому:

Я иду разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

«Далёкие, милые» образы заставили душу не только помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно.

В конце поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:

Мы все в эти годы любили, Но значит, Любили и нас.

(Звучит музыка Холминова из оперы «Анна Снегина») Учитель.

Произведения последних лет проникнуты глубокой любовью к отчему краю. Столкновение старого и нового навсегда останется его привязанностью к родному краю, крестьянскому труду, к матери, отцу. Природа в произведениях Есенина олицетворена, одухотворена.

-        Какими художественными средствами поэт рисует окружающий мир?

Ученики.

Любимое средство художественного изображения — олицетворение и метафора, которая тоже содержит элемент олицетворения: «5 зеленях твоих стозвонких...»; «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка»',

«Сыплет черёмуха снегом»; «На грядки серые капуты волноватой рожок

луны по капле масло льёт» и др.

Обращения:

«Сыпь ты, черёмуха снегом, Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь»;

« Чёрная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?»

Учитель.

Описывая природу, поэт прибегает к способам звукового изображения. Приведите примеры аллитерации и ассонанса в творчестве поэта.

Ученики.

«Хвойной позолотой взвенивает лес...», «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя», «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор короткий», «слабый крик», «тягучий вздох» и др.

Учитель.

В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления. Рассмотрим, какими красками пользуется Есенин, рисуя образ луны.

5.  Доклад - сообщение ученика.

Есенин - едва ли не самый лунный поэт в русской лирике. Луна (месяц) употребляется более 140 раз в 351 его произведении.

Лунный спектр у поэта очень разнообразен и может быть подразделен на две группы: 1 белый, серебристый, жемчужный, бледный;

2 жёлтый, алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный,

синий.

Не сестра месяца из тёмного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула, -

Ой, как выходила Марфа за ворота...

Очень характерен для Есенина приём: поэт обычно употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи. Есенинская луна всегда в движении, которое обязательно живое и одухотворенное:

«Луна золотою порошею Осыпала даль деревень»;

«Пролей, как масло, Власа луны В мужичьи ясли Моей страны»;

«Но лишь только от месяца Брызнет серебряный свет, Мне другое синеет...»;

«Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде...».

Многообразная луна Есенина жестоко подчинена традиционно-фольклёрной

образности.

Учитель.

-        Найдите примеры изображения запахов. Ученики.

«Запах мёда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые

дубравы», «пахучий запах тишины», «пряный вечер».

Учитель.

-        Какие явления природы чаще изображает Есенин? Ученики.

Зори, закаты, дождь, ветер, тучи, мир животных, растений. Часто встречается

образ берёзы - девушки, образ героя - клёна.

Учитель.

Поэзия Есенина очень музыкальна, т. к. она тесно связана с народным творчеством. Часто Есенин писал стихи в жанре песни, баллады, романса.

6.  Доклад - сообщение ученика «Поэзия Есенина в музыке Георгия Свиридова».

Центральной темой в творчестве Г.В. Свиридова является тема Родины. Вот почему ему близко все, что написал на эту тему Сергей Есенин. Русское национальное часто ассоциируется у композитора с деревенским, крестьянским. Горячей любовью к родной земле, к русскому деревенскому пейзажу, к Родине проникнут последний из пяти хоров на слова русских поэтов «Табун» на стихи Есенина. Начало хора звучит подобно гимну. Свиридов «высекает» здесь тему мощного, героического характера, полную огромной силы пафоса (№2). Рядом – иной, это пастух, играющий наивную и мудрую песню на рожке. Человек в единстве с величественной природой могучей Руси.

В том же ключе тема Родины раскрывается в поэме «Памяти Сергея Есенина», где природа Руси является отражением тяжелой судьбы русского народа.

В первой части «Край ты мой заброшенный» печальный, унылый пейзаж разоренной деревни. Произведения Есенина «Поет зима», «В том краю, где желтая крапива», «Молотьба», «Ночь под Ивана Купала», «1919 год», «Крестьянские ребята», «Я последний поэт деревни», «Небо – как колокол», вошедшие в эту поэму, раскрывают в музыке Свиридова три главные темы: русская природа, народ и революция, обретающие вселенское звучание. В творчестве Есенина композитора привлекает и русская история.

Россия в Свиридовском прочтении проходит крестный путь Христа, испытывает свою Голгофу. (Звучат отрывки из произведений Г. Свиридова: «Край ты мой заброшенный», «Я последний поэт деревни»).

7. Викторина «Сергей Есенин»

/. На берегу какой реки родился Есенин?

Есенин родился на правом берегу Оки, в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области.

2. Что он говорит о своём происхождении: «Уменя отец ~ крестьянин, Ну, ая- ...»

«У меня отец - крестьянин, Ну, а я - крестьянский сын».

З.В «Автобиографии» Есенин говорит: «Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские ...» Что?

Есенин говорит: «Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские частушки».

4.Кем родители хотели видеть своего сына, выбрав для него определённое учебное заведение?

Родители хотели видеть Есенина сельским учителем и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт, но этого не случилось.

5. У кого учился начинающий стихотворец, порой почти дословно заимствуя и подражая:

а)        « Загорелась кровь //Ярче дня и огня» - «Ялюблю его //Жарче дня и огня»:

б)        «Звёздочки ясные, звёзды высокие» - «Тучки небесные...»:

в)        «Вот морозы затрещали. С высоты // Снег падает, мелькает, вьётся, //Ложится
белой пеленой» - «И вот уже трещат морозы», «Мелькает, вьётся первый снег»?

у Кольцова

6.Кто из известных поэтов помог Есенину с имажинистами?

Блок

7. Каким псевдонимом подписал Есенин своё первое стихотворение, опубликованное в журнале «Мирок» в 1914 году?

Своё первое стихотворение «Берёза» в журнале «Мирок» Есенин подписал псевдонимом Аристон, хотя его всячески отговаривали от этого.

8.К какой партии принадлежал Есенин или он был свободным художником. Он был свободным художником.

9.С какими животными С.Есенин сравнивает луну и месяц: «...кудрявый месяц // Гуляет в голубой траве», «Золотою ... луна //Распласталась на тихой воде».

«Ягненочек кудрявый месяц // Гуляет в голубой траве», «Золотою лягушкой //Распласталась на тихой воде».

10.Как величает себя поэт в «Инонии»? Пророк Есенин Сергей.

/ /. Какая поэма Есенина напоминала большевикам революцию 1917г. ?  

Это поэма «Анна Снегина»

12.        «Я хожу в цилиндре не для женщин», а для кого?

В нем удобней, грусть, мою, уменьшив, // Золото овса давать кобыле («Я обманывать себя не стану...»).

13.        Кто является прототипом Анны Снегиной в поэме «Анна Онегина»?

Прототипом Анны Снегиной в поэме «Анна Снегина» является дочь помещика Лидия Кашина, жившая по соседству с родным селом поэта.

14.Из какого произведения взял С.Есенин образ Чёрного человека из поэмы «Чёрный человек»?

С.Есенин взял образ Чёрного человека из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Мне день и ночь покоя не дает // Мой черный человек».

15.        В любви к какому городу признаётся С.Есенин: «Я люблю этот город вязевый, //
Пусть обрюзг он и пусть одрях. // Золотая дремотная Азия // Опочила на куполах».

К Москве («Да! Теперь решено. Без возврата...»).

16.        Из какого стихотворения строки, которые любил цитировать Маяковский:
«Пусть я буду любить другую, // Но и с ней, с любимой, с другой...»

«Вечер черные брови насупил...» — последнее стихотворение в цикле «Любовь хулигана».

/ 7.Как назвал свой очерк об Америке С.Есенин?

Свой очерк об Америке С.Есенин назвал «Железный Миргород».

18.Кто был прообразом Номаха из поэмы «Страна негодяев»?

Есенин сказал однажды: «Номах это Махно».

/9.Кому посвящена «Русь советская»?

«Русь советская» посвящена Александру Михайловичу Сахарову (1894— 1952) — издательскому работнику книголюбу. В 1922 г. он на свои средства издал поэму Есенина «Пугачев».

20.        Откуда эти строки и к кому обращены: «Не тали вы. // Что я в сплошном дыму, //
В разгорячённом бурей быте // С того и мучаюсь, что не пойму - // Куда несёт нас рок
событий?»

Эти строки из «Письма к женщине» к Зинаиде Райх, бывшей жене Есенина.

21.        Кому ещё поэт писан стихи   письма?

Есенин писал «Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре», «Ответ» (матери), «Поэтам Грузии»...

22.Какие произведения Есенина стали песнями и романсами?

«Я снова здесь в семье родной», «Клён ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Сыпь, гармоника», «Выткался на озере алый цвет зари», «Заметался пожар голубой», «Я люблю тебя, родина, кроткая», «Гой ты, Русь, моя родная», «Несказанное, синее, нежное», «Мелколесье. Степь и дали», «Я по первому снегу бреду», «Над окошком месяц», «Эх вы сани!», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Мне грустно на тебя смотреть», «Пускай, ты выпита другим», «Сабаке Качалова», «Сыпь, тальянка», "Погасло солнце, тихо на лужке", "Калики", "Береза", "Дорогая, сядем рядом", "Все пройдет", "Ну а я - крестьянский сын".

23. Кто из композиторов обращайся к творчеству Есенина?

Дмитрий Швед, Анатолий Невяровский, Александр Пантыкин-младший, Липатов, Виталий Гасаев, Сергей Свиридов.

24.О какой стране или городе пишет С.Есенин в  «Персидских  мотивах»?

Есенин пишет об  Азербайджане, его тогда иногда называли Персией...

25. Каких восточных поэтов упоминает С. Есенин в этом цикле?

С.Есенин упоминает в этом цикле Саади, Омара Хайяма, Фирдоуси

26. Кто первым из друзей Есенина выпустил книгу о поэте, и как она называлась?

Первым из друзей Есенина выпустил книгу о поэте И.Евдокимов. Она называлась «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания».

27.Знаете ли вы есенинские афоризмы:

«Так мало пройдено дорог, ...»,

«Лицом к лицу лица не увидать ...»,

«И зверьё, как братьев наших меньших, ...»,

«Жить нужно легче, жить нужно проще, ...».

«Если б не было ада и рая, ...»,

«Все мы обмануты счастьем, ...».

«Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок»,

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии»,

«И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»,

«Жить нужно легче, жить нужно проще, всё принимая, что есть на свете»,

«Если б не было ада и рая, их бы выдумал сам человек»,

«Все мы обмануты счастьем, нищий лишь просит участья, глупое сердце,

не бейся».

8. Заключительное слово учителя

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив «нищую» Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по – новому выразил прелесть родной земли. Он пытается увидеть через «каменное и стальное» образ иной страны:

Мне теперь по душе иное…

Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской – он не может, в силу природы своего дара, стать певцом индустриальной, городской России, подобно Брюсову, Маяковскому. И потому в конце своего жизненного пути С. Есенин пишет:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась Жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Две основные темы – Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена.

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

9. Домашнее задание:

  1. Написать сочинение эссе «Сергей Есенин».
  2. Сделать анализ любого стихотворения Сергея Есенина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".

Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....

Сочинение "Сергей Есенин – мой любимый поэт"

Конкурсное сочинение, посвященное юбилею С.А. Есенина "Сергей Есенин - мой любимый поэт"...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Сергей Александрович Есенин-национальный поэт"

Методическая разработка урока с презентацией по дисциплине: "Литература" для обучающихся второго курса профессионального училища. Тема: "Сергей Александрович Есенин - национальный поэт"...

Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"

Цель:Знакомство с творчеством великого поэта.На уроке учащиеся должны определить темы лирики С.Есенина....

Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»

Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...

Урок на тему:"Сергей Есенин-национальный поэт".

Металлическая разработка по литературе...