Литературная гостиная
план-конспект урока (11 класс) на тему

Носова Марина Геннадьевна

Урок посвящён творчеству ВысоцкогоВ.В. Можно использовать как литературную гостиную и как урок-эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskiy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ГОСТИНАЯ

«Я, конечно, вернусь» (Посвящается памяти В.С.Высоцкого)

УЧИТЕЛЬ:

Русская поэзия – огромный, яркий, многогранный мир. Каждый поэт вложил в её развитие свою душу, мысли, чувства. Каждый занял в её истории своё место: кто-то скромное, кто-то величественное и у каждого времени были свои герои.

50-60-е ХХ века – это период, который принято называть «оттепель». Страна свободно вздохнула, училась радоваться жизни после лет сталинских репрессий, грозы и горя Великой Отечественной.

Поэтический «бум» времён «оттепели», всплеск интереса к лирике, поэзии нашёл выражение и в явлении авторской песни.

Этот жанр соответствует духу времени. Песни, простые по мелодии и глубокие по смыслу, создал Булат Окуджава. Они были изящными, лирическими, философскими. Многие пробовали себя в этом жанре. Стали всенародно известными авторы: Александр Городницкий, Александр Галич, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Юлий Ким.

А скоро на смену задумчивой доброте песни Булата Окуджавы пришёл охрипший голос-крик Владимира Высоцкого.

Сегодня в нашей литературной гостиной мы поговорим об этом поэте, певце, артисте.

У Владимира Семёновича был огромный талант  - понимать суть вещей. Он пел про то, чем живёт и что думает народ, и поэтому был истинно народным певцом России. Сотни его прекрасных песен навсегда останутся в русской культуре.

ЧТЕЦ:

Не поминайте ни добром, ни лихом,

Зажгите молча тонкую свечу.

И пусть в округе будет очень тихо,

А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.

Не надо слов ни хоровых, и сольных,

Пусть время плещет сквозь его причал:

Такие люди тишины достойны,

За нас за всех он криком откричал.

                                       (И.Руднева)

УЧИТЕЛЬ:

    Крик… Он обычно от сильных эмоций: гнева, радости, боли. Человек, способный выразить подобные чувства – неординарная личность. У знаменитостей принято брать интервью. Попробуем представить, что среди нас Журналист и ПОЭТ. Итак, начнём.

Журналист:

Вы известный артист. Вы сочиняете песни, которые любимы, кажется всеми. Можно несколько вопросов? Во-первых, какова отличительная черта Вашего характера?

Поэт:

Желание как можно больше работать и как можно чаще получать вдохновение, и чтобы что-то получалось.

Журналист:

А что вы думаете об искусстве?

Поэт:

Всё, что я думаю об искусстве, о жизни, о людях – в моих песнях.

Журналист:

Ваши представления о счастье?

Поэт:

Счастье – это путешествие, не обязательно из мира в мир. Это путешествие может быть и в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта… И не одному, а с человеком, которого любишь.

Журналист:

Каким человеком вы себя считаете?

Поэт:

Разным.

Журналист:

Чего Вам недостаёт?

Поэт:

Времени.

Журналист:

Что такое дружба?

Поэт:

Дружба – это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и хотя бы удовольствоваться тем, что твой друг здоров и пускай себе здравствует.

Журналист:

Человеческий недостаток, к которому Вы относитесь снисходительно?

Поэт:

Снисходительно? Физическая слабость…

Журналист:

Недостаток, который Вы не прощаете?

Поэт:

Их много… Жадность. Отсутствие позиции, которое влечёт за собой много других пороков.

Журналист:

А что же Вы хотите сказать своими песнями?

Поэт:

Главное, что я хотел бы сделать в моих песнях, чтобы в них ощущалось наше время – нервное, бешеное, его темп, его ритм.

УЧИТЕЛЬ:

Эти взгляды, принципы изложены в песне «Я не люблю» (Звучит песня). Сегодня мы откроем новые грани в творчестве Высоцкого

УЧЕНИК:

В его семье не было никого из людей искусства, но мама очень любила театр и каждую субботу до 13-14 лет водила Володю в театр, и это, наверное, осталось, ведь в душе каждого человека остаётся маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.

Детство, юность Володи прошли в Большом Каретном переулке.

УЧИТЕЛЬ:

Этим годам посвящена ироническая с юмором песня «Большой Каретный» (Фрагмент песни)

УЧЕНИК:

Высоцкий после окончания школы учится в Московском строительном институте, но однажды «залил тушью чертёж в 6-й раз переделанный, и сказал другу, что с завтрашнего дня больше в институт не ходит» Поступил в студию МХАТА, а театром его жизни стал театр на Таганке, в котором актёры не просто живут, думают, играют, а делают для зрителей «праздник души».

УЧЕНИК:

Высоцкий на спектаклях выкладывался полностью, играл ярко, самозабвенно. Вот бьётся в цепях, кричит его Хлопуша в спектакле «Пугачёв» по поэме Есенина, неожиданно мягко и нежно говорит Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова, декламаторски звучат монологи в работе «Послушайте!» по стихам Маяковского. Несколько спектаклей после смерти Высоцкого были сняты с репертуара до лучших времён, наверное, не только, чтобы сохранить память о нём, но и потому, что игра Владимира Семёновича настолько эмоциональной, что повторить её не удалось, а другое исполнение перечёркивало впечатления.

УЧЕНИК:

Всё же лучшая его роль – ГАМЛЕТ. Он её не просто сыграл, а прожил. Для Высоцкого, как и для его героя, всегда существовал вопрос: быть или не быть? Как жить? Доживать ли до второй клинической смерти свой век тихо и спокойно, прислушиваясь к стукам сердца, или оставаться собой? Вести беспокойную жизнь Поэта или отвоёвывать у смерти месяцы и годы? Пройти ли мимо страдания или остановиться и принять в себя чужую боль? Быть или не быть?

(монолог «Зал притих – я вышел на подмостки» Б.Пастернак)

УЧИТЕЛЬ:

Лицо Высоцкого знакомо каждому из нас, благодаря его работе в кино. Вспомним фильмы с его участием (назвать).

Кроме того, голос Высоцкого звучит в фильмах «Война под крышами», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

УЧЕНИК:

Самый популярный кассовый фильм с участием Высоцкого «Место встречи изменить нельзя». Удивительно, что в кино Жеглов оказался мягче, человечнее, чем в романе. Володя, при всей любви к своему персонажу, не мог просто сфотографироваться, он вдохнул в него черты собственной личности, а значит и присущей ему мягкости, человечности.

УЧЕНИК:

Это его единственный фильм, где Высоцкий не поёт. Ему предлагали написать песни, он уже было взялся, но отбросил и сказал Говорухину: «Я легко превращаюсь в Жеглова, просто становлюсь им. Надо думать, что и зритель будет видеть только Жеглова. Но вот представьте, я взял гитару и запел… Вы не боитесь, что мы разрушим образ? Это будет как концертный номер Высоцкого, мой персонаж раздвоиться… Нужно это нам?» этот случай доказывает степень его профессионализма и меру ответственности за свою работу.

УЧЕНИК:

Другой эпизод: фильм «Дружили два товарища». Трудно забыть трогательную дружбу Брусенцова и его верного коня Абрека. Лошадь буквально ходит за ним по пятам. А когда корабль, на котором белая армия бежит в эмиграцию, отходит от причала, брошенная лошадь мечется по набережной, а затем бросается в море и плывёт за пароходом. Брусенцов подносит пистолет к виску.

Каскадёры знали, как трудно поставить такой эпизод. Лошади боятся морской воды. Но трудностей не возникло: на съёмках лошадь это сделала. Высоцкий смог приручить её: кормил сахаром, проявлял заботу, ласку. Поистине: если тебя любят животные – ты хороший человек.

УЧИТЕЛЬ:

Отдельная тема в жизни и творчестве Высоцкого – горы. Своей лучшей работой он считал съёмки в кинофильме «Вертикаль», посвящённой работе альпинистов. Именно там он понял душу гор. Человек, хоть раз побывавший там, обязательно вернётся в горы снова. Не только из-за красивой природы и свежего воздуха, а из-за того, что там есть другой сорт освобождения… Горы проверяют, воспитывают.

(звучит «Песня о друге» диск №4)

Леонид Киселёв, руководитель группы альпинистов, говорил, что Высоцкий написал лучшие песни о людях этой опасной профессии. Написал за 2 месяца.

УЧЕНИК:

Нельзя обойти тему войны в творчестве Высоцкого. Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. А когда началась война, ему было всего 3 года, но вслушиваясь в проникновенные строки его стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто он сам вместе с однополчанами штурмовал высоту, на которой все судьбы с путями скрестились:

«Ползли к высоте в огневой полосе!

Бежали и снова ложились!»

Как будто это он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале.

«И однажды, как в угаре, тот сосед, что слева, мне

Вдруг сказал: «Послушай, парень, у тебя ноги-то нет».

УЧЕНИК:

Как будто это он сам, старый опытный воин, поднявшийся из окопа, понимая, что на этот раз ему не вернуться, передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, веря в то, что они освободят Родину:

«Я успеваю улыбнуться,

Я вижу, кто идёт за мной,

Мы не успели… оглянуться,

А сыновья уходят в бой».

УЧЕНИК:

Стихи о войне трагичны, но в них нет безысходности, они полны оптимизма, в основе которого глубочайшая сыновняя любовь к родной земле:

«Материнства не взять у земли, не отнять, как не вычерпать моря…», в них живёт вера в то, что»земля – это наша душа» и «сапогами не вытоптать душу».

(звучит песня «Звёзды» )

УЧИТЕЛЬ:

Ваши мысли после этой песни?

УЧЕНИК:

Мне кажется, Высоцкий сделал страшное открытие: война не только убивает конкретных людей, а разрушает генофонд, разрывает цепочку поколений, ведь погибает юноша, может единственный сын, не успевший стать отцом, на нём прекращается жизнь целого рода.

УЧЕНИК:

Звучит тема нерождённых детей. В одном убитом человеке убито пулями и снарядами войны бесконечное количество ещё не рождённых жизней.

УЧЕНИК:

Осуждается тема карьеризма. Одни погибают – другие получают награды.

УЧЕНИК:

А я думаю, что все награды, чины незначительны по сравнению с главной наградой – самой жизнью.

УЧЕНИК:

И в то же время звучит мотив восхождения солдата к вечности, взгляд на земное существование сверху. Это та великая мудрость, которую обретаешь у последней черты.

УЧИТЕЛЬ:

Высоцкий в своих песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Откуда брал впечатления? Очень любил слушать, запоминал рассказы собеседников, внимательно читал присланные письма. Любил писать стихи ночью, считал, что над авторской песней нужно работать больше, чем над крупным произведением. Ведь нужно, чтоб она влезла в уши и в душу одновременно.

УЧЕНИК:

Кроме работы у каждого человека есть ещё одна сторона жизни – личная. Высоцкий говорил: «О личной жизни я не рассказываю» да и мы не хотим «лезть в душу» просто несколько слов о женщине Марина Влади, французская киноактриса русского происхождения, сыгравшая роль в фильме «Колдунья». Она вошла в его жизнь в 1967 году. В Россию приехала во время Московского кинофестиваля. По совету друга отправилась на спектакль «Пугачёв» в театр на Таганке. Встреча двух сердец должна была произойти, и она произошла. Любовь обогатила их. Когда Марины нет в Москве – телефонный роман с Парижем. Спустя несколько лет они поженились. Это была красивая духовная связь бесконечно талантливых людей. Марина продлила ему жизнь. За 2 дня до смерти он написал в открытке ей: «Я жив 12 лет тобой…» (песня «07»)

УЧЕНИК:

Владимир Высоцкий всегда работал и жил на пределе. Любил спорт, приезжал на сборы к спортсменам. Даже одевался всегда по-спортивному: брюки, рубашка с распахнутым воротом, пуловер, куртка.

В песнях о спорте – тонкость наблюдений, блестящие находки пародиста. В его стихах спортсмен – человек с мыслями, чувствами, душой, а не ограниченная гора мускулов, думающая только о рекордах.

Володя осваивал разные виды спорта: катался на лыжах, покоряя горные вершины, погружался с аквалангом, занимался водными лыжами, парусным спортом, боксом.

( фрагменты «Утренняя гимнастика», «Колея» )

УЧИТЕЛЬ:

В одной из песен о спорте есть слова: «Лишь мгновение ты наверху – и стремительно падаешь вниз. Это о спорте. А Высоцкий всегда останется на вершине. В жизни он всегда следовал «своей колёй» и протягивал руку помощи всякому, кто пришёл искать свой путь. Жил с открытой душой.

УЧЕНИК:

«Злой рок русской поэзии: за редким исключением, всё сколько-нибудь значительное погибает, едва успев расцвести. Этой трагической участи не избежал и Владимир Высоцкий – артист, поэт, композитор редкостного и неповторимого дарования. но и не доиграв, не допев и не дописав, он оставил нам так много, что о нём еще долго нельзя будет сказать «был». Он – «есть!». Во всяком, случае до конца нашего поколения», – сказал о нём В.Максимов.

ЧТЕЦ:

Мой чёрный человек в костюме сером –

Он был министром, домоуправом, офицером, –

Как злобный клоун, он менял личины,

И бил под дых внезапно, без причины.

И лопнула во мне терпенья жила –

И я со смертью перешёл на ты, –

Она давно вокруг меня кружила,

Побаиваясь только хрипоты.

Я от суда скрываться не намерен,

Коль призовут – отвечу на вопрос.

Я до секунд всю жизнь свою измерил –

И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, –

Я понял это всё-таки давно –

Мой путь один, всего один, ребята, –

Мне выбора, по счастью, не дано.

ЧТЕЦ:

И снизу дёд, и сверху – маюсь между, –

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно всплыть и не терять надежду,

А там – за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стих.

Мне меньше полувека – сорок с лишним, –

Я жив тобой и Господом храним.

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

УЧИТЕЛЬ:

25 июля 1980 года ушёл из жизни человек Владимир Семёнович Высоцкий. Диагноз: остановка сердца.

Поэт, певец, артист Высоцкий остался и возвращается к нам в воспоминаниях близких и друзей, в фильмах, в песнях – в своём творчестве.

(песня «Корабли»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...