Замятин мы
план-конспект урока (11 класс) на тему

Величко Елена Николаевна_

Замятин мы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamyatin_my.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Очерк жизни и творчества Евгения Замятина. (1884-1937) История создания, жанр романа-антиутопии «Мы».

Цель уроков: познакомить с  творческой  судьбой писателя;  раскрыть  оригинальность его  ума, нравственную  бескомпромиссность, дать толкование жанра романа-антиутопии «Мы», развивать умение обобщать, делать выводы.

Ход урока.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин  в статье «Я боюсь».  Это было писательское кредо Замятина. Он прожил  недолгую, но  до  отказа  наполненную  событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Познакомимся с основными вехами жизни.

3. Сообщение темы, целей.

4. Сообщение уч-ся о жизни и тв-ве писателя. Задание классу: конспект основных вех писателя. Он  родился в дворянской семье, детство прошло среди полей, в славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни.\Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился юному Замятину Гоголь.С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли.         Специальность его, о которой все знали: «сочинения по русскому языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты надсобой, чтобы закалить себя. «Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно».  В  1902 году, поступил накораблестроительный факультет Петербургского Политехническогоинститута. Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности. В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской  личности - его бунтарство. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. С 1911 года работал преподавателем  корабельной техники. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее  пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.Всё это время вы не переставали писать одновременно преподает корабельную технику в Политехническом институте и читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена, работает  в Редакционной коллегии Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей. Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть  «Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера»  (1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.)  и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX в.

- Какие факты биографии Замятина удивили вас?  Черты личности писателя?

5.История создания романа «Мы» Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Писал  в 1920-1921 годы в голодном, неотапливаемом Петрограде в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью и попранием челоеческой личности, уверенностью, что скоро будет скачок в светлое будущее., впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться».10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

6. Жанр романа. Утопия? Антиутопия? Цель утопии — рассказать людям о совершенном обществе, герой - посторонний наблюдатель, акцент на устройстве общества. Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Акцент на личности, поэтому есть конфликт Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения». 

- Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Мы с вами Единое Государство. Больше нет имен и фамилий, мы все нумера.

- Как вы понимаете смысл названия романа? «Мы» - когда хорошо? Плохо? Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо.

7. Итог. Утопия - антиутопия, черты различия и сходства.

8. Д\з : Устройство Единого государства ( Благодетель, Бюро хранителей, Операционное бюро,Часов скрижаль, Зеленая стена, день Единогласия, судьба детей , отношение к любви, музыке, понимание счастья) записи: 2,5,15,24

Тема: Общество будущего и настоящее в романе Е.Замятина «Мы»

Цели: - проанализировать, как устроено общество будущего в романе, как складывается судьба личности в таком общ., соотнести состояние современного З. общества с изображенным в романе, закрепить понятие «антиутопия», - развивать умение анализа, извлекать выводы.

Ход урока

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. Как избежать их окончательного осуществления?     Н.А.Бердяев

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/    - Что известно из истории создания романа «Мы»

- Понятие «утопия», «антиутопия», черты сход и различия

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа по теме. Перед нами общество будущего 31 века, где все счастливы математически выверенным счастьем.

- От чьего имени ведется повеств? (Д-503, строитель интеграла, от его имени ведется повествование, он ведет дневниковые записи, значит, все правдиво, это взгляд изнутри, его сознание типично для других нумеров, ведь имен они не имеют)

- Интеграл? ( усовершенствованная машина, при помощи которой в скором времени д.б. построено общество, чтобы »заставить всех быть счастливыми»_

- Какое ср-во использует автор в фразе?

- Как же устроено общество будущего? На самом верху - Благодетель. Кто он? Как его воспринимают, к нему относятся нумера, Д 330? (руководитель интеграла, «мудро связавший  нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья»

- Бюро хранителей? (шпионы, ангелы, следящие за тем, чтобы каждый был счастлив)

- Бюро хранителей? Газовый колокол? (там лечат инакомыслящих и заболевших)-зап №15 (82)

- Роль Часовой скрижали? (расписание, по которому жили) - зап №2

- Зеленая стена, ее роль? (занавес, иллюзию счастья)

Итог: - Черты какой системы правления угадываются, анализируя устройство? Обоснуйте.) модель тоталитарного общества, аппарат управления направлен на устрашение, подавление воли, свобод)

- Док-м, что этот механизм хорошо работает и плоды его налицо. Счастливы ли нумера, в частности, Д503?(счастливы своей несвободой, во всем выражают согласие , одобрение, послушание)

- Док-м текстом, как проходил день Единогласия? Что это за день? Ср-во худ изобр.?(выборы, когда все голосуют единогласно) - запись 24 (123)

- Известно, что управлять труднее всего чувствами, н-р, любовью. Каким было отношение к этому чувству? Почему именно так устроили?( изжили, заменив чувство на инстинкт, как и все перевернули) - запись 5 (41)

- Дети? Их судьба? Музыка?

5. Итог - Какой смысл вкладывает автор, герои   в название «Мы», чем оно отличается от вашего определении? ( «я» как личность здесь не существует, нет своих мыслей, чувств, человек - винтик в механизме) - Роль оксюморонов, почему их много испозует автор?

- См. эпиграф, как вы его понимаете? Что разозлило цензуру в романе?

6. Д\з Судьба личности в тоталит обществе : О-90, И-330 и их отношения, бунт, судьба героев

Тема: Судьба личности в тоталитарном обществе.

Цели : - проанализировать образы Д 503, И330, проследить, как складывается судьба личности в тоталитарном обществе, -развивать умение обобщать

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка д/з. - Модель какого общества рисует автор?

- Как выглядела формула счастья?(нельзя убить одного, но убивало миллионы, счастл, что нет «Я»)

- Какое место занимала наука в этом государстве?(обезличивала человека)

- Д503- счастливый человек или жертва?

3. Сообщение темы, целей.

4. Беседа по теме урока.

- Противостоять тотальному подавлению могла лишь любовь, она заставляет сомневаться, бороться, заботиться, думать не о государстве, а о дорогом человеке). И такая любовь настигает Д503.

- Какой была И330? Что в портрете выделяет? (улыбка, похожая на икс) Чем отличалась она от других, кого знал, что в ней привлекла? (она была свободна, в ней душа, личность)

- Как она меняется жизнь Д503 с приходом любви? (нарушает запреты, попал в Древний дом, видит, что она курит, должен рассказать все Бюро хранителям, но умолчал, стал личностью)

- И-330 - одна такая, что узнает Д от доктора , которому обратился? (он не один такой с душой)

- Что задумала И330 и другие? (захватить интеграл) зап №30 (149)

- Что произошло в 48 день Единогласия ? (проголосовали против Р13, И330) - зап 26 (132)

- Как закончился бунт ?Судьба Д503? И 330?Зап 40 (192)

5. Итог - Каково же место личности в тоталитарном обществе?

- Почему финал с самого начала ясен?

 - Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение?  От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

6.Д/з  Платонов «Котлован»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс. Е. Замятин Урок по рассказу "Пещера"

11 класс. Литература. Урок по рассказу Е. Замятина "Пещера" с индивидуальными заданиями учащимся...

презентация к роману Е.Замятина "Мы"

презентация поможет обобщить пройденный материал, а также построить игру в соревновательном режиме, что повысит интерес у учащихся к произведению....

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Е. Замятин "Мы"

Презентация к уроку с элементами анализа текста...

Разработки уроков по роману Е.Замятина "Мы"

Автором представлены разработки серии уроков  по роману-антиутопии Е.Замятина "Мы", материал сопровождается презентациями....

"Духовный и материальный прогресс и его влияние на развитие общества" (по роману Е.Замятина "Мы")

Сегодня в связи с бурным развитием техники, с увлечением наших детей информационными технологиями мы, к сожалению, всё чаще сталкиваемся с утратой некоторых моральных, нравственных понятий, с по...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....