Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. Учебник Т.Ф.Курдюмова
рабочая программа (7 класс) на тему

КТП по учебному пособию Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass_2.docx110.58 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тематическое  планирование уроков литературы  7 класс к учебнику Т. Ф. Курдюмовой

                                                                                                                                                           Составила Чебакина Л. С. ,учитель русского языка

                                                                                                                                                                                                                                                                       и литературы

                                                                                                                                                                                                                                                                        2015 год

                                                                             

       №

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ(1 час)

1-1

Роды и жанры художественной литературы

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Беседа о прочитанных за лето книгах. Понятие о синкретическом искусстве. Виды творческой деятельности человека. Главнейшие роды литературы (эпос, лирика, драма), богатство и разнообразие их жанров. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Литературный процесс от древности до наших дней. Постоянное обновление жанров (появление новых жанров и угасание старых, обогащение и слияние жанров). Повторение изученного в 6 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 7 класса

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина, задание 1 первого уровня (с. 4)

Вопросы и задания третьего уровня (с. 4)

32.9.14

ФОЛЬКЛОР (3 часа)

2-1

Жанры фольклора.

Сатирическая драма «Барин»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Повторение изученного о фольклоре. Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Комментированное чтение

Знать: основные жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание народной драмы «Барин». Понимать: двойственный характер пьесы- игры; сатирический пафос произведения. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям

Вопросы и задания третьего уровня (с. 4), 1—2 первого уровня (с. 10)

Задания 3 первого уровня, 1 третьего уровня (с. 10), подготовка к представлению пьесы «Барин»

6.9.

3-2

Представление сатирической драмы «Барин»

Игровой урок

Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы». Ученики в роли фофанцев. Включение в пьесу-игру реплик о школьных проблемах

Знать: содержание народной драмы; особенности пьесы-игры. Понимать: открытый характер и творческую направленность пьесы-игры. Уметь: включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Задания 3 первого уровня, 1 -третьего уровня (с. Ю)

Чтение раздела «Детский фольклор» (с. 10-12), вопросы и задания (с. 11 — 12)

9.9

4-3

Детский фольклор

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Понятие о детском фольклоре. Фольклор для детей и собственно детский фольклор. Жанры детского фольклора. Конкурс детского фольклора

Знать: теоретико-литературное понятие детский фольклор; жанры детского фольклора. J Понимать: значение детского фольклора л для развития воображения, фантазии, ё ? творческих способностей.

 Уметь: исполнять произведения детского фольклора; создавать подобные произведения самостоятельно

Вопросы и задания (с. 11, 12)*, конкурс детского фольклора

Чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

13.9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (3 часа)

5-1

Мир

и человек в эпоху Возрождения.

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Мир и человек в эпоху Возрождения. Слово об У*г Шекспире. Биографические легенды о Драматурге. Трагедия как жанр драмати- - ческогб произведения. «Ромео и Джульетта» - первая трагедия У. Шекспира. Сюжет и композиция трагедии. Приметы эпохи в произведений. Отражение в трагедии вечных тем (любовь, преданность, вражда, месть)

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико- литературные понятия драматическое произведение, трагедия, сюжет, вечные темы; особенности жанра трагедии.

Понимать: своеобразие вечных тем в трагедии.

Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания первого уровня (с. 28)

Выразительное чтение эпизода по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28)

16.9

6-2

Художественные особенности трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Урок- беседа, урок- практикум

Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Роль характеров героев и роль обстоятельств в развитии сюжета. Речевая характеристика героев. Изобразительно - выразительные средства, их роль в трагедии. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Имена героев трагедий У. Шекспира, ставшие нарицательными. Театральные постановки и экранизации пьес У. Шекспира. Просмотр фрагментов трагедии, обсуждение

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры.

 Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Характеристика героев по плану, анализ текста, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 28)

Сообщения о жанре сонета, выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира

20.9

7-3

Сонеты У. Шекспира

Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум

Сонет как одна из популярных форм лирической поэзии в литературе разных стран на протяжении ряда столетий. Сюжеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (BJ. Белинский). Сонет «Ее глаза на звезды не похожи...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин «Суровый Дант не презирал сонета...», И.Ф. Анненский «Перебой ритма», К.Д. Бальмонт «Хвала сонету», В.Я. Брюсов «Сонет к форме» и другие сонеты русских поэтов

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания (с. 29-30)

Чтение статьи «Жанры классической литературы XIX века», вопрос к статье (с. 32-33)

23.9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов)

8-1

Жанры классической литературы XIX века

Урок изучения нового материала

Самые популярные жанры литературы XIX века. Расцвет жанра басни в начале XIX века. Золотой век русской поэзии. Классические жанры русской прозы (роман, повесть, рассказ). Жанры драматургии. Связь жанров. Обзор произволений XIX века, изученных ранее

Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные понятия эпос, лирика, драма; жанровые особенности ранее изученных произведений XIX века.

Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Обсуждение проблемного вопроса (с. 33)

Чтение раздела «Из истории басни» (с. 33-37), выразительное чтение басен

27.9

9-2

Из истории басни

Ком-

бини-

рован-

ный

урок

Повторение и обобщение изученного о басне. Художественная и нравственная ценность басен. Басни И А. Крылова. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий). Стойкость басни как жанра. Сопоставление басен разных авторов на один сюжет (Эзоп, Ж. де Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.А. Крылов). Общее и различное в баснях разных авторов

Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль; изученные басни И.А. Крылова наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи. Уметь: выразительно читать и анализировать басни; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику басен разных авторов на один сюжет

Выразительное чтение, сопоставительный анализ басен, вопросы и задания (с. 34, 35, 36-37)

Вопросы и задания (с. 37—38), сообщения о жизни и творчестве В.А. Жуковского

30.09

10-3

В.А. Жуковский, Баллада «Светлана»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о В.А. Жуковском (сообщения учащихся). В.А. Жуковский — автор баллад. Развитие понятия о балладе. Тематика и герои баллад В.А. Жуковского. Сюжет и композиция баллады «Светлана». Фольклорная основа баллады. Комментированное чтение

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); произведения поэта, изученные ранее; признаки жанра баллады; содержание баллады «Светлана».

Понимать: значение сна Светланы в композиции баллады; роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать балладу; определять элементы сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе

Сообщения, вопросы и задания первого уровня (с. 46-47)

Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Светлана», вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47)

4.10

11-4

Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Урок- практикум

Характеристика героини баллады, ее романтический облик, неразрывная связь с миром природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Приметы фольклора в балладе. Голос автора-рассказчика в произведении. Юмор в балладе

Знать: содержание баллады.

Понимать: связь картин природы с характером героини и общим настроением повествования.

Уметь: выразительно читать и анализировать балладу; характеризовать героиню и ept поступки; определять стихотворные размеры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, краткий пересказ, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 47)

Выразительное чтение баллады В.А. Жуковского «Перчатка», вопросы и задания (с. 49)

7.10

1

2

3

4

5

6

7

12-5

В.А. Жуковский. Баллада «Перчатка»

Урок- беседа

Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад В.А.

Жуковского. Судьбы героев баллад. Авторы, «подсказавшие» поэту сюжеты баллад (И.В. Гёте, Ф. Шиллер и др.). Составление плана баллады «Перчатка». Смелость рыцаря, его благородство, мужество, хладнокровие и чувство собственного достоинства. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Требовательность нравственной позиции и честность автора. Словарная работа

Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады.

 Понимать: лексику баллады; позицию автора, его отношение к героям.

 Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 49)

Выразительное чтение одной из баллад В.А. Жуковского, сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю.Лермонтова и В.А. Жуковского

11.10

11.10

13-6

Из истории баллады. Сопоставление переводов баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок изучения нового материала, урок- практикум

Истоки жанра баллады. Баллада «Перчатка» в переводах В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Отражение творческой личности поэтов в переводах баллады. Представление об особенностях художественного перевода. Чтение и элементы анализа баллад В.А. Жуковского

Знать: историю жанра баллады (кратко); переводы баллады «Перчатка» В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.

Понимать: лексику переводов баллады; разницу между переводами одного произведения разными авторами; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять разные литературные переводы одного произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сопоставительный анализ переводов баллады «Перчатка» М.Ю.Лермонтова и В.А. Жуковского

Сообщения о Болдинской осени 1830 года

14.10

14.10

14-7

Жанры лирики А.С. Пушкина

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово об А.С. Пушкине. Сообщения о Бол- динской осени 1830 года. Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С. Пушкина. Жанры лирики поэта (послание, элегия, стансы, эпиграмма и др.). «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Туча». Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики.

Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 52, 53, 54, 60-61)

Вопросы и задания третьего уровня (с. 52,53,61), выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября» (1825 года), сообщения о друзьях поэта

18.10

18.10

15-8

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

Урок- практикум

Стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания. История создания стихотворения «19 октября» (1825 года). Сообщения о друзьях поэта, упомянутых в стихотворении. Роль Лицея в жизни его выпускников.

Знать: сведения о Лицее, соучениках и друзьях А.С. Пушкина; особенности жанра послания; стихотворения А.С. Пушкина в жанре послания; содержание стихотворения «19 октября» (1825 года). |

Сообщения, вопросы и задания третьего уровня (с. 52, 53, 61), вырази-

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушки-

21.10

21.10


1

2

3

4

5

6

7

8

9

«19 октября» (1825 года)

Особенности жанра произведения. Приемы создания портретов друзей А.С. Пушкина. Роль образов природы, изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Словарная работа

Понимать: своеобразие жанра стихотворения; роль картин природы, тропов, деталей в стихотворении; настроение автора, его отношение к адресатам послания.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в лирическом произведении; определять стихотворные размеры, приемы создания портретов; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

тельное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 59-60)

на о любви, вопросы и задания третьего уровня (с. 62, 63)

16-9

Любовная лирика А.С. Пушкина в жанре посланий

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...». Признаки жанра послания в стихотворениях. Настроения, чувства, выраженные в произведениях. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Адресаты любовных посланий поэта. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Словарная работа. Прослушивание романсов на стихи А.С. Пушкина, обсуждение

Знать: содержание и адресатов любовных посланий А.С. Пушкина.

Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства.

 Уметь: выразительно читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотворные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 62, 63)

Выразительное чтение наизусть одного из любовных посланий А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворений «Стансы», «Моя эпитафия», «Друзьям», вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67)

25.10

25.10

17-10

Итоговый урок по лирике А.С. Пушкина

Урок- практикум

Жанровое разнообразие стихотворений А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «На перевод "Илиады"», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия». Влияние жанра стихотворения на его исполнение. Конкурс исполнителей стихов А.С. Пушкина

Знать: признаки разных жанров лирики; стихотворения А.С. Пушкина разных жанров.

Понимать: настроения и чувства лирического героя.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; определять стихотворные размеры

Выразительное чтение наизусть, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 66, 67), итоговые вопросы и задания (с. 67)

Чтение повести А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка», вопросы и задания первого уровня (с. 87)

28.10

28.10

1

2

3

4

£

5

6

7

8

9

18-11

Особенности жанра и композиции повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Жанры прозы А.С. Пушкина (рассказ, по- вестй/роман). История создания цикла «Повести Белкина». Повесть «Барышня-кре- стьянка». Проблема автора и рассказчика. Легкий водевильный сюжет. Своеобразие жанра и композиции повести. Словарная работа

Знать: признаки жанра повести; и героев повести «Барышня крестьянка»; теоретико – литературные понятия экспозиция, завязка ,кульминация, развязка.

Понимать: своеобразие жанра и композиции повести.

Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Выборочный пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 87)

Вопросы и задания третьего уровня (с. 87-88)

1.11

1.11

19-12

Характеристика героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок- практикум

Сравнительная характеристика помещиков- соседей: И.П. Берестова и Г.И. Муромского. Групповой портрет уездных барышень. Героиня повести — Лиза (Бетси). Роль художественных приемов в характеристике героев. Связь эпиграфа к повести с сюжетом

Знать: сюжет и героев повести.

Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор

Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и групповую характеристику героев; находить в тексте изобразительно – выразительные средства и определять их роль  

Характеристика героев, вопросы и задания третьего уровня (с. 87—88)

Чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский», вопросы и задания первого уровня (с. 107)

11.11

11.11

20-13

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Незавершенный роман «Дубровский». История создания романа. Сюжетные особенности (соединение признаков любовного и социального романов). Композиция и герои произведения. История отношений бывших друзей — старшего Дубровского и Троекурова, их сравнительная характеристика. Словарная работа

Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретико – литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация развязка

Понимать: своеобразие жанра и композиции повести.

Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением; пересказывать текст; определять элементы композиции; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Краткий пересказ, вопросы и задания первого уровня, 1—2 третьего уровня (с. 107-108)

Характеристика Владимира Дубровского, вопросы и задания 1 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 107-108)

15.11

15.11

21-14

Главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок- беседа, урок- практикум

Владимир Дубровский как романтический герой. Портретная характеристика героя. Характер Владимира Дубровского, мотивировка его поступков. Способы изображения чувств и переживаний героя. Эпиграф к главе IV и его роль. Роль пейзажа в главе V. Значение главы VI («Пожар в Кистеневке») в композиции романа. Отношения Дубровского с крепостными. История Дубровского - Дефоржа

Знать: сюжет и героев романа; теоретико – литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета, пейзажа в характеристике героя; отношения автора к герою.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героя и объяснять его поступки

Характеристика Владимира Дубровского, вопросы и задания 1 второго уровня,3 третьего уровня (с. 107-108)

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от л и на ра з ных персонажей, вопросы и задания 2-3 второго уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108)

18.11

18.11

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22-15

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Урок - беседа. урок- практикум

Характеристика Маши Троекуровой, мотивировка ее поступков. Отношения героини с отцом и братом. Развитие отношений Маши и Дубровского-Дефоржа. Окружение героев и его влияние на них. Судьба героев, причины обреченности их романа

Знать: сюжет и героев романа.

 Понимать: роль портрета в характеристике героини; отношение автора к героине.

Уметь: составлять план характеристики; характеризовать героиню и объяснят ь ее поступки; прослеживать изменения в отношении Маши к Дубровскому

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей, вопросы и задания 2-3 второго уровня, 4—6 третьего уровня (с. 108)

Итоговые вопросы и задания (с. 108), чтение статьи «Из истории романа» (с. 108-109), вопросы и задания (с. 109)

22.11

22.11

23-16

Из истории романа

Урок развития речи

Понятие о романе. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе. Обсуждение тем сочинения:

  1. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
  2. Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?
  3. Особенности жанра романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (крат ко). Понимать: жанровые особенности произведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа. Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на заданную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Итоговые вопросы и задания (с. 108), вопросы и задания (с. 109), составление плана сочинения, подбор материалов

Сочинение, сообщения о детстве и юности М.Ю.Лермонтова

25.11

25.11

24-17

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта»

Урок изучения нового материала, урок- практикум

Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщения о детстве и юности поэта. Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Попилишь: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, анализ поэтического текста, вопросы и задания (с. 113-114)

Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», чтение фрагмента ст атьи о поэте (с. 114-115), вопросы и задания третьего уровня (с. 115-116)

29.11

29.11

25-18

Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум

Богатство лирических жанров в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Элегия»,  «Романс», «Песня»,  «Стансы»,  «Нет, я не Байрон, я другой...», «Новогодние мадригалы и эпиграммы», «Эпитафия» . Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворениях. Обучение выразительному чтению и анализу поэтического текста

Знать:  жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова;  стихотворение «Смерть поэта» наизусть;  теоретико-литературные понятия:   эпитет,  сравнение,  метафора,  олицетворение. Понимать: настроения и чувства лирического героя; осознание поэтом неповторимости своего творчества. Уметь: выразительно читать и анализи-

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 116, 117, 118, 119-120, 121)

Чтение статьи о жанре поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова и о поэме «Мцыри» (с. 121-123),

2.12

2.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

'

ровать стихотворения, определять их жанровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

чтение и составление цитатного плана поэмы

26-19

Особенности сюжета и композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Жанр поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». «Мцыри» как лироэпическое произведение. Сюжет, композиция, герой поэмы. Исповедь Мцыри. Роль эпиграфа к поэме. Словарная работа

Знать: содержание поэмы «Мцыри». Понимать: лироэпический характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение слов и в ы раже н и й, вс грет и в ш и хс я в те кете

Вопросы и задания первого уровня (с. 144-145)

Выразительное чтение наизусть отрывка поэмы, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145)

6.12

6.12

27-20

Герой поэмы «Мцыри» — «любимый идеал» М.Ю.Лермонтова

Урок- беседа

Романтический сюжет и романтический герой. Развитие понятия о романтическом герое. Особенности романтического пейзажа. Отношения человека и природы в поэме. Тема красоты, гармонии человека с миром. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Автор и герой произведения. Рисунки учащихся к поэме. Музыкальные произведения по мотивам поэмы. Словесное рисование

Знать: содержание поэмы. Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведений; находить в тексте изобразительно -вы разительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 145)

Итоговые вопросы и задания (с. 146-147)

9.12

9.12

28-21

Значение творчества М.Ю.Лермонтова

Урок- беседа

Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на последующую литературу. Лермонтовские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова. Сопоставление элегий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: разница в мироощущении поэтов. Совершенство стиха М.Ю. Лермонтова. Словарь рифм поэта

Знать: произведения М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль творчества М.Ю. Лермонтова в развитии русской литературы и искусства; разницу в мироощущении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Уметь: определять стихотворные размеры; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных авторов в одном жанре

Итоговые вопросы и задания (с. 146-147)

Чтение статей «Из истории поэмы», «Лироэпи- ческие произведения» (с. 147-150), вопросы и задания (с. 150)

13.12

13.12

29-22

Лироэпи- ческие произведения

Ком- бини- рованный урок

Краткий экскурс в историю жанра поэмы. Понятие о пограничных явлениях в родах литературы. Авторские отступления в эпических произведениях. Признаки эпоса и лирики в изученных произведениях. Поэма и баллада: общее и различное

Знать: историю жанра поэмы; теоретико- литературные понятия эпос, лирика, лиро- эпическое произведение, поэма, баллада; особенности лироэпических произведений. Понимать: суть явления взаимопроникновения родов и жанров литературы. Уметь: определять жанровые признаки произведений

Элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 150)

Сообщен и я о детстве и юности Н.В, Гоголя, чтение пьесы «Ревизор»

16.12

16.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30-23

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Урок изучения нового материала

Слово о Н.В. Гоголе. Сообщения о детстве и юности писателя. История создания и постановки комедии «Ревизор». Смысл эпиграфа к комедии. Список действующих лиц, «говорящие» фамилии. Роль «Замечаний для господ актеров». Композиция комедии. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».

Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов

Сообщения, вопросы и задания 1—4, 6—8 первого уровня, 3 второго уровня (с. 242-243)

Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242)

20.12

20.12

31-24

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия

Урок изучения нового материала, урок- беседа

«Ревизор» — комедия «со злостью и солью». Поворот русской драматургии к социальной теме. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в России». Образ Петербурга в пьесе. Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Сила обличения социального зла в комедии. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Словарная работа

Знать: сюжет и героев комедии; оценку пьесы современниками.

 Понимать: социальную остроту и сатирический пафос комедии; роль пьесы в истории русской драматургии.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать комедию, определять ее тему; вычленять социальные проблемы, поставленные автором; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 5 первого уровня, 1 второго уровня (с. 242)

Характеристика чиновников, вопросы и задания 2 второго уровня, 2—3 третьего уровня (с. 242-243)

23.12

23.12

32-25

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок- беседа, урок- практикум

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в композиции и создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Ремарки и диалоги как приемы создания образов. Словарная работа

Знать: сюжет и героев комедии; приемы, сатирического изображения (несоответствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии);  теоретико - литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Характеристика героев, вопросы и задания 2 второго уровня,2—3 третьего уровня (с. 242-243)

Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243)

27.12

27.12

33-26

Хлестаков и хлестаковщина

Урок- прак- тикум

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Понятие о хлестаковщине. Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение по ролям

Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт, развитие действия.

Понимать: смысл понятия хлестаковщина в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие комедийного

Характеристика Хлестакова, вопрос 4 второго уровня (с. 243)

Сообщения о сценической истории комедии, вопросы и задания 1,4 треть- его уровня (с. 243)

13.01.15

13.01.15

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

действия; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

34-27

Сценическая история комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Урок развития речи

Жизнь комедии «Ревизор» в театре и кино (сообщения учащихся). Просмотр и обсуждение фрагментов экранизаций комедии. Обсуждение тем сочинения:

  1. Хлестаков и хлестаковщина.
  2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
  3. Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
  4. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
  5. Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении. Понимать: возможность различных трактовок одного произведения. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Сообщения, вопросы и задания 1, 4 третьего уровня (с. 243), составление плана сочинения, подбор материалов

Сочинение, сообщения о жизни и творчестве И.С. Тургенева

17.1

17.1

35-28

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 243—244). История создания сборника «Стихотворения в прозе». Понятие о стихотворениях в прозе. Нравственный пафос и художественные особенности стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Выражение преданной и безграничной любви к Родине в стихотворении «Русский язык». Соотнесение личной судьбы с судьбой страны

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык». Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе; гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения, определять их темы и жанровую принадлежность; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, вопросы и задания (с. 245, 247, 248—249)

Сообщения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, выразительное чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

20.1

20.1

36-29

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Гражданская лирика Н.А. Некрасова, судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет, композиция и герои произведения. Особенности жанра стихотворения. Роль антитезы. Автор в произведении. Стиль, отвечающий те м е. Изобразительно – выразительные  средства, их роль в стихотворении. Словесное рисование. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его нравственную проблематику; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворение, определять его тему и жанр;

Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 253-254)

Сообщения о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение сказа «Левша», пересказ текста

24.1

24.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины

37-30

Н.С. Лесков

«Левша». Особенности жанра сказа

Урок изучения нового материала

Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Чтение статьи о писателе (с. 254—255). Сказ «Левша». Особенности жанра сказа. Сюжет сказа, его близость к фольклору. Особенности стиля прозы Н.С. Лескова, «тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Язык произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Комментированное чтение, пересказ. Словарная работа

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историческую основу произведения; способы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений

Сообщения, выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 первого уровня (с. 268)

Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня, 3 третьего уровня (с. 268-269)

27.1

27.1

38-31

Герои сказа Н.С. Лескова «Левша»

Урок- беседа, урок развития речи

Герои сказа (Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов). Вымышленные персонажи и исторические лица, трактовка их образов автором. Левша: фольклорный характер героя. Пафос творческого труда в произведении. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова "Левша"»

Знать: сюжет и героев сказа. Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения; иронию автора, его отношение к героям. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изобразительно -   выразительные средства и определять их роль; сопоставлять разные литературные произведения на одну тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания 3—4 первого уровня, 1—2 второго уровня,3 третьего уровня (с. 268-269)

Сочинение, чтение статьи «Из истории жанра сатиры» (с. 4-5)*, вопросы и задания 1—5 (с. 6-8)

31.1

31.1

39-32

Из истории жанра сатиры

Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум

Развитие понятия о сатире. Сатира — одна из форм комического. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г. Белинский). Сатира в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира в лирике и прозе

Знать: теорегико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).

Понимать: разные значения понятия сатира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества. > Уметь: определять жанр литературного  произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях

Вопросы и задания (с. 6—8)

Выразительное чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина

3.2

3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

40-33

М.Е. Сал

тыков-

Щедрин

«Повесть

о том, как

один му

жик двух

генералов

прокор

мил»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Слово р М.Е Салтыкове-Щедрине. Чтение

статно писателе (с. 9—11). Герои и сюжеты

сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Социаль

ная острота и художественные особенности

сказок. «Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил». Жанровое определе

ние произведения и его условность. Сюжет

и герои сказки. Изображение в произведе

нии нравственных пороков общества. Пара-

зитйзм, тунеядство генералов, трудолюбие

и сметливость мужика. Осуждение покорно

сти мужика. Сатира и юмор в «Повести...».

Особенности сатирического образа. Роль

гротеска, гипербол. Речевая характеристика

героев. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве

М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и геро

ев «Повести...»; теоретико-литературные

понятия гипербола, гротеск, аллегория,

ирония.

Понимать: сатирический пафос произ

ведения; позицию автора, его отношение

к героям.

Уметь: выразительно читать текст; давать

сравнительную характеристику героев;

объяснять значение слов и выражений,

встретившихся в тексте

Выразитель

ное чтение,

сравнительная

характери

стика героев,

вопросы и за

дания первого

и второго уров

ней (с. 20)

Вопросы

и задания

третьего

уровня

(с. 20), со

общения

о жизни

и творчестве

М. Твена,

чтение рас

сказа «Как

я редактиро

вал сельско

хозяйствен

ную газету»

7.2

7.2

41-34

М. Твен.

Рассказ

«Как я ре

дактировал

сельско

хозяй

ственную

газету»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Слово о М. Твене (сообщения учащих

ся). Америка в зеркале сатиры М. Твена.

«Приключения Тома Сойера» и «Приклю

чения Гекльберри Финна» как автобио

графические повести юмориста о детстве

и отрочестве. Рассказ «Как я редактировал

сельскохозяйственную газету» как памфлет.

Особенности сатиры М. Твена. Сюжет,

герои и приемы изображения. Гротеск как

прием. Актуальность рассказа

Знать: сведения о жизни и творчестве

М. Твена; содержание рассказа «Как я ре

дактировал сельскохозяйственную газету»;

теоретико-литературные понятия пам

флет, гротеск, ирония.

Понимать: сатирический пафос и злобо

дневность произведения; позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на лите

ратурную тему; выразительно читать и ана

лизировать текст, определять его жанр;

характеризовать героев и их поступки

Сообщения,

вопросы и за

дания треть

его уровня

(с. 20), первого

и третьего

уровней (с. 28)

Выразитель

ное чтение

рассказов

А, ГТ Чехова

«Жалобная

книга», «Хи

рургия»

10.2

10.2

42-35

А.П. Че

хов. Рас

сказы

«Жалобная

книга»,

«Хирур

гия»

Урок

изуче

ния

но

вого

мате

риала,

урок-

беседа

Слово об А.П. Чехове. Чтение статьи о писа

теле (с. 28—30). Рассказы «Жалобная книга»,

«Хирургия». Смысл названий. Особенности

жанра юморески. Изобразительно-выра

зительные средства, их роль в рассказах.

Средства создания комического. Средства

характеристики персонажей («говорящие»

фамилии, речь). Своеобразие героев рас

сказа «Жалобная книга». Сценичность рас

сказа «Хирургия». Художественная деталь

в рассказе. Динамичность композиции.

Точность, лаконичность, образность языка.

Словарная работа

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

А.П. Чехова; содержание рассказов «Жа

лобная книга», «Хирургия»; теоретико-

литературные понятия юмор, юмореска,

ирония, сюжет, композиция, завязка,

кульминация, развязка; особенности жанра

юморески.

Понимать: жанровое своеобразие расска

зов; юмористический пафос произведе

ний; совершенство прозы А.П. Чехова.

Уметь: выразительно читать и анализиро

вать рассказы; определять средства созда

ния комического; характеризовать героев

и их поступки; прослеживать изменения

в поведении героев и объяснять причины

этих изменений; объяснять значение слов

и выражений, встретившихся в рассказах

Выразитель

ное чтение,

элементы ана

лиза текста,

вопросы и за

дания первого

и второго уров

ней (с. 31—32,

36)

Вопросы

и задания

третьего

уровня (с. 32,

36), чте

ние статьи

«Портрет

героя в худо

жественных

произведе

ниях разных

жанров»

(с. 37), во

просы и зада

ния (с. 38)

14.2

14.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

43-36

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

Повтор и- тедь- но- обоб- шаю- щий урок, урок- практикум

Развитие понятия о портрете в художественных произведениях. Отсутствие индивидуального психологического портрета в фольклорных произведениях. Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях. Портрет в поэме. Портрет в лирических произведениях. Зависимость портрета героя от замысла автора. Сопоставление портретов в произведениях литературы, живописи и графики. Жанры художественной литературы XIX века (обобщение)

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет. Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портрета- ми-иллюстрация ми

Вопросы и задания (с. 38)

Подготовка к сочинению-описанию героя литературного произведения

17.2

17.2

44-37

Сочинение- описание героя

литературного произведения

Урок развития речи

Выбор произведений, подбор материалов к сочинению. Написание сочинения. Консультации учителя

Знать: сюжеты и героев прочитанных произведений; особенности портрета героя в произведениях разных жанров; этапы работы над сочинением. Понимать: роль портрета в художественных произведениях.

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения

Сочинение

Выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку»

21.2

21.2

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (26 часов)

45-1

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века

Урок изучения нового материала

Новые жанры в искусстве XX века. Лирика начала XX века. Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Нравственная проблематика лирики XX века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Стихотворения В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Словарная работа

Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку». Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 43, 45-46)

Выразительное чтение стихотворений «Бог

СОЗДШ1 мир

из ничего...» К.Д. Бальмонта, «Не завидуй другу...» И. Северянина, «Если», «Заповедь» Р. Киплинга

24.2

24.2

46-2

Избранная лирика начала XX века

Урок- практикум

Обучение анализу поэтических текстов. Тема призвания поэта в стихотворении К.Д. Бальмонта «Бог создал мир из ничего...». Актуальность нравственных проблем в стихотворении И. Северянина «Не завидуй другу...». Важные качества человека в стихотворениях Р. Киплинга «Если», «Заповедь» (в переводах С.Я. Маршака и МЛ. Лозинского)

Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры. Понимать: роль тропов в стихотворения^; лирический пафос произведений. Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 47, 48, 51)

Чтение статьи «Из истории сонета» (с. 51-53), выразительное чтение одного из сонетов, вопросы

28.2

28.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

их жанры, темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

и задания (с. 54-56)

47-3

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о М. Горьком (сообщения учащихся). Творчество писателя и его роль в судьбах русской культуры. «Старуха Изергиль» как один из самых популярных ранних рассказов писателя. Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и JIappe. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Элементы композиции произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; содержание «Легенды о Данко»; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола. Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Сообщения, вопросы и задания (с. 62-63)

Выразительное чтение сказки М. Горького «Старый Год», вопросы и задания третьего уровня (с. 67)

3.3

3.3

48-4

М. Горький. Сказка «Старый Год»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Своеобразие жанра произведения М. Горького «Старый Год». Композиция сказки. Фольклорные традиции в произведении. Аллегорический характер образов. Особая роль Правды

Знать: сюжет и героев сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение. Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке.

Уметь: выразительно читать сказку, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня (с. 67)

Сообщения

О ЖИЗНИ

и творчестве В.В. Маяковского, выразительное чтение стихотворений «Необычайное приключение, бывшее

7.3

7.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду»

49-5

Жанр гимнов в творчестве В.В. Маяковского

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о В.В. Маяковском (сообщения учащихся). Чтение статьи о поэ^е (с. 67—68). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как гимн творчеству. Проблема творчества в ли- роэпическом произведении. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.В. Маяковского. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество В.В. Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики, гипербол. Своеобразие художественной формы, ритмики и рифмы в стихотворении. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотворений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет,,звукопись.

Понимать: гуманистический и сатирический пафос произведений; роль тропов в создании образов.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать героев и их поступки

Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания (с. 73, 74)

Чтение пьесы М.А. Булгакова «Ревизор с вышибанием»

10.3

10.3

50-6

МЛ. Булгаков «Ревизор с вышибанием» (новая постановка)

Урок изучения нового материала, урок- практикум

Слово о М.А. Булгакове. Н.В. Гоголь —любимый писатель М.А. Булгакова. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники крохотной юмористической сценки. Роль публики. Роль суфлера. Осмеяние хамства в произведении. Необычная связь эпиграфа с текстом

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоретико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка. Понимать: смысл названия и сатирический пафос произведения. Уметь: выразительно читать гто ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные , произведения друг с другом

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с- 78)

Чтение произведения К. Г. Паустовского «Рождение рассказа», вопросы и задания третьего уровня (с. 88)

14.3

14.3

51-7

К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о К.Г. Паустовском. Поэтическая проза писателя. Мир героев К.Г. Паустовского и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Составление плана рассказа

Знать: сведения о жизни и творчестве К. Г. Паустовского; содержание произведения «Рождение рассказа»; другие произведения писателя.

Понимать: смысл названия произведение; роль природы в рассказе.

Уметь: выборочно пересказывать анализировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Составление плана рассказа, вопросы и задания (с. 88)

Чтение статьи «Роман — повесть — рассказ» (с. 88-89), вопросы и задания (с. 89)

17.3

17.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

52-8, 53-9

М.А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»

Уроки изучения нового материала, уро- ки-бе- седы

Великая Отечественная война в литературе. Слово о М.А. Шолохове. Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Описание событий войны по их живым следам. Художественные приемы создания образов. Роль деталей в произведении. Просмотр фрагментов художественного фильма «Они сражались за Родину», обсуждение

Знать: произведения о Великой Отечественной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину». Понимать: роль природы, деталей в произведении; смысл названия романа; патриотический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и анализировать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять роман и его экранизацию

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 105)

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений А.Т. Твардовского о природе

21.3

4.4

21.3

4.4

54-10

А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово об А.Т. Твардовском. Богатство тематики произведений поэта. Тема Великой Отечественной войны и мирных трудовых будней (повторение). Образы природы в стихотворениях «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета...». Художественные средства, передающие состояния природы и человека. Лирические раздумья поэта. Словесное рисование

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; одно из стихотворений поэта о природе наизусть. Понимать: настроение стихотворений, их лирический пафос.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть, определять их темы; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительнее средства и определять их роль; создавав словесные картины

Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 106-107)

Чтение и выборочный пересказ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

7.4

7.4

55-11

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Смысл названия

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о В. Г. Распутине. Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского». Значение названия рассказа. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Жажда знаний, любознательность юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев рассказа «Уроки французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет. Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора.

Аналитический пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 139)

Вопросы и задания третьего уровня (с. 139)

11.4

11.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

56-12

Нравственные проблемы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок- беседа

Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее умение помочь ученику, ее роль в жизни мальчика. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Роль игры в рассказе. Просмотр фрагментов фильма «Уроки французского», обсуждение

Знать: сюжет и героев рассказа. Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; аргументировать свою точку зрения

Аналитический пересказ, вопросы и задания третьего уровня (с. 139)

Подготовка к сочинению по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

14.4

14.4

57-13

Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Понятие о деревенской прозе. Слово о Ф.А. Абрамове. Рассказ «О чем плачут лошади». Особенности жанра произведения. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рассказа «О чем плачут лошади». Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею;  характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 151)

Выразительное чтение по ролям водевиля А.В. Вампилова «Несравненный Наконечников», задания первого уровня, 1,4 третьего уровня (с. 166)

18.4

18.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

58-14

А. В. Вам- пилов. Водевиль «Несравненный Наконечников» (фрагмент)

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово об/А.В. Вампилове. Понятие о водевиле. «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел и композиция незавершенного водевиля. Обучение выразительному чтению по ролям

г

Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите- ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев пьесы «Несравненный Наконечников». Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства создания комического

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 166)

Чтение статьи «Из истории пародии» (с. 166-167)

21.4

21.4

59-15

Из истории пародии

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Пародия как жанр кригико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его творчество. Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Своеобразие пародии Д.Д. Минаева на стихотворение А,А. Фета (в учебнике — на втором месте). Палиндромон, или палиндром (чтение от конца к началу), как способ создания пародии

Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон (палиндром), фельетон, шарж\ примеры пародий.

Понимать: цель авторов пародий. Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания пародий

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 168)

Чтение рассказа Р. Шекли «Запах мысли», вопросы и задания (с. 185)

25.4

25.4

60-16

Научно- фантасги- ческая литература.

Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Понятие о научно-фантастической литературе. Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Слово о Р. Шекли. Рассказ «Запах мысли». Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. Что помогло спас тись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении. Реальное и фантастическое в рассказе. Словарная работа

Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа «Запах мысли».

Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос произведения; значение научно-фантастической литературы. Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иронию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе

Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 185)

Чтение новеллы А. Конан Дойла «Пляшущие человечки», вопросы и задания (с. 190, 218)

28.4

28.4

61-17

62-18

63-19

64-20

65-21

Модуль”Наш Шолохов”(Изучение казачьих песен)

Казачьи песни. История их происхождения

Литературно- музыкальная композиция «Многоликий Шолохов»

Литературный журнал «Наш Шолохов»

Прослушивание отрывков из оперы. И Дзержинского «Тихий Дон» с обсуждением

Радиоспектакль с музыкальным сопровождением «Они сражались за Родину»

)

5.5

12.5

16.5

19.5

23.5

5.5

12.5

16.5

19.5

23.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г

Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С.Меркина (5 класс) составлено на основе Программы курса "Литература" 5-9 классы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин). В...