Проектная деятельность как одно из средств формирования УУД.
методическая разработка на тему

В соответствии с основными требованиями ФГОС ООО ООП основными  методами обучения  на уроках и во внеурочной деятельности являются методы интерактивного обучения (частично-поисковый, исследовательский методы, а также метод проектов), которые ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения и предполагают пребывание участников в режиме беседы, диалога. Это значит, что дети должны сами добывать знания, контролировать этот процесс, корректировать свою деятельность, учиться сотрудничеству, т.е. необходимо формировать предметные, метапредметные и личностные УУД. Одним из средст формирования УУД является проектная деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 3»

Г.О Королёв, мкр. Юбилейный

Проектная деятельность как средство формирования

личностных и метапредметных УУД

на уроках русского языка и литературы

и во внеурочной деятельности

С введением ФГОС ООО ООП меняется ориентация образования: современный ученик должен быть социально адаптирован и мобилен, активен и креативен,  а образовательный процесс для ученика - личностно значимым и практикоориентированным.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В соответствии с основными требованиями ФГОС ООО ООП основными  методами обучения  на уроках и во внеурочной деятельности являются методы интерактивного обучения (частично-поисковый, исследовательский методы, а также метод проектов), которые ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения и предполагают пребывание участников в режиме беседы, диалога. Это значит, что дети должны сами добывать знания, контролировать этот процесс, корректировать свою деятельность, учиться сотрудничеству, поэтому функции детей  в образовательном процессе следующие:

  • формировать навыки сотрудничества;
  • участвовать в распределении по группам;
  • корректировать деятельность своих товарищей;
  • помогать более слабым справиться с поставленной задачей, если возникают трудности;
  • ставить цели в совместной работе, искать пути решения,
  • распределять функции,
  • анализировать полученный результат,
  • оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Учитель в интерактивном процессе получения знания выступает в роли консультанта и координатора, поэтому выполняет регуляционные функции, следовательно, основная задача учителя – создание условий для формирования мотивированной, самостоятельной, творческой, социально адаптированной личности (формирование групп и выделение лидера, контроль дисциплины, подбор заданий разного уровня сложности, создание ситуации успеха).

Приоритетной  формой  организации деятельности по формированию личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий является  проектная деятельность – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (впервые метод проектов стали внедрять русские учёные под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году). Основной целью проектов является формирование творческого мышления учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов.  Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание, и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучающихся. Для ребёнка проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (групповую, парную, индивидуальную) в течение определённого количества времени. В  зависимости от продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными (для решения небольшой проблемы) средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (до нескольких месяцев).  Результат проекта должен быть материальным, значимым для школьников: создание видеофильма, альбома, журнала, подготовка спектаклей, литературных гостиных и т.д.  Доминирующие виды деятельности в проекте: исследовательская, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентированная. В зависимости от вида деятельности можно выделить следующие типы проектов:

  • исследовательский проект – проект, требующий актуальной проблемы исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов; данные проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую к научному исследованию или совпадающую с ним;
  • ознакомительно-ориентированные (информационные) проекты - проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении; при этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  • практико-ориентированные (прикладные) проекты - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;
  • творческие проекты – проекты, предполагающие проявление творческих способностей, результаты таких проектов оформляются в виде сценария, инсценировки, репортажа, стенгазеты, альбома и т.д.;
  • игровые проекты – проекты, в которых структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта.

Основные этапы проекта:

1. Выбор темы проекта, распределение по группам.

2. Формулирование цели – целеполагание.

3. Составление плана деятельности.

4. Выполнение проекта (консультации с учителем, корректировка деятельности).

5. Оформление проекта.

6. Представление результата.

7. Самоанализ.

8. Подведение итогов всей работы в целом.

Проектная деятельность входит в систему работы учащихся постепенно. Начинаю с творческих и ролевых проектов, на которые дети откликаются охотнее. По времени такие проекты, как правило, являются средне продолжительными. Большое внимание уделяется организации работы на начальном этапе. И первый проект (краткосрочный) обычно даю индивидуальный. Например, самый первый проект в 5-м классе - сочинение «Мой самый близкий человек». Письменную работу выполняли все, а вот на творческое задание оформить сочинение откликнулось всего лишь 5 человек. Дети, выполнившие эту работу, получили хорошие отзывы о добросовестной работе, интересном оформлении, подборе фотографий. Желающих выполнять творческую часть задания стало больше.

Следующий проект «Наша басня» был групповым. Работая в группах на уроке, обучающиеся сочиняли басню, иллюстрировали её. С удовольствием слушали результат творчества своих одноклассников. Анализировали, что получилось лучше всего, оценивали работы других групп, выбирали лучшее произведение. Данная работа, конечно, требовала усилий не только со стороны детей, но и со стороны учителя. Необходимо было вложить понимание, что обсуждая своё задание, нельзя мешать другим.

Выполняя групповые проекты «Весёлая переменка», «Составь слово» ребята подбирали занимательные задания, составляли кроссворды, ребусы, оформляли стенгазету на внеурочных занятиях кружка «Юные лингвисты». Учащиеся обсуждали, как оформить газету, какой материал разместить. Самое главное в этой работе – научить ребят сотрудничать, приходить к компромиссу, уступать, объективно оценивать свою работу, выбирать лучшее.

Самым запоминающимся в 5-м классе стал групповой проект средней продолжительности «Ох уж эта басня». Совместно с ребятами выбирали басни для инсценировки, делились на группы, продумывали план работы, назначали ответственного (выбирали лидера). Далее каждая группа работала самостоятельно: распределяли роли, продумывали детали дальнейшей работы. Показать инсценировку непросто, необходимо собрать публику, оправдать материальные оформительские растраты, следовательно, необходимо было нарисовать афишу, билеты. Затем на уроке (через 2 недели) каждая группа показала инсценировку. Стоит отметить, что ребята добросовестно отнеслись к работе: все маски, афиши были выполнены самостоятельно. После выступления каждый выбрал больше всего понравившуюся инсценировку, и по наибольшему числу голосов определили лучшую. Оценить ребята должны были не только выразительность чтения, яркость оформления, но и аккуратность в оформлении, находчивость. Затем обсудили, что удалось, а что не совсем получилось.

Ребята получили положительный опыт, у них получилось инсценировать басню. Весь класс стал с удовольствием принимать участие в творческих проектах, которые готовятся в течение года на уроках и во внеурочной деятельности: литературные гостиные «Русские поэты о родной природе», «Дорогами войны», викторины по сказкам Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина. А в этом году попросили включить в план работы инсценировку басни. И уже организовали урок-концерт «Басни И.А.Крылова».

В 6-м классе ребята знакомятся с информационным и исследовательским проектом. Выполняя задания в рамках долгосрочного проекта «Слово о словах», обучающиеся собирают материал о словах определённой тематической группы: работают с разными видами словарей (толковым, этимологическим, фразеологическим, словарём синонимов), систематизируют материал, выступают с сообщением.

Такая работа, проводившаяся систематически,

  • помогает не только расширить  и углубить знания учащихся, но и сформировать определенный уровень коммуникативной и информационной компетентностей учащихся,
  • развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
  • стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала;
  • формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий;
  • повышает активизацию деятельности обучающихся;
  • формирует коммуникативные компетенции;
  • снимается внутренне напряжение;
  • реализуется интеллектуальный и творческий потенциал.

Это отражается на уровне знаний и способствует формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе.

 Правда, есть недостатки:

  • некоторые ученики могут пользоваться результатами труда одноклассников;
  • выставление отметок, которые до сих пор существуют в системе образования, нарушает единство творческого процесса;
  • такие уроки необходимо чередовать с технологичными уроками (а не заменять ими все уроки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности ...

Проектная деятельность как одно из средств повышения качества образования. "Слагаемые здорового образа жизни"

Выступление на районной педагогической конференции по теме: "Слагаемые ЗОЖ". Цель: поделиться опытом и разработками проекта своей  коррекционной группы....

Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов

В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...

Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД

Учебно – исследовательская и проектная деятельность  как одно из условий формирования УУД...