методическая разработка урока по теме "В.Маканин "Голубое и красное"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Немогучева Светлана Николаевна

Методичекая разработка урока внеклассного чтения по произведению В.Маканина "Голубое и красное" для 10 гуманитарного класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature3.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по литературе в 10 классе

Внеклассное чтение

Тема:  В.Маканин  «Голубое и красное».

Имманентный анализ

Цели урока:

  1. развивать навык анализа художественного текста в единстве его формы и содержания;
  2.  воспитывать читательскую культуру обучающихся.

   Ход урока:

  1.  Постановка задачи

Учитель: Мы познакомились с рассказом :  В.Маканина  «Голубое и красное». И сегодня мы должны доказать , что прочитанный нами рассказ – это прежде всего художественный текст, за которым «стоит» личность автора.

Что же хотел сказать автор своим рассказом?

Какими средствами он это делает?

Эти вопросы и будут сегодня главными на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

-Вспомним, что художественный текст имеет сложную структуру, в которой можно выделить тему, идею, сюжет, композицию, материал действительности, языковой материал.

(при необходимости учитель оформляет записи на доске о каждом компоненте структуры в виде формулировок понятий).

3. Систематизация  и углубление знаний учащихся

- Как же взаимодействуют друг с другом каждый уровень структуры текста? Что связывает текст в единое целое? Это прежде всего образ автора. Известный филолг Гуковский определяет образ автора как «воплощение его сознания, той точки зрения, которая определяет весь состав изображаемого в произведении, т.е. отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения автора и образующих и образную силу, и идейную направленность произведения» (цитата по книге Горшкова А.Н. «Русская словесность»).

    Наша задача – через анализ каждого уровня выйти на глубокое понимание авторского замысла. В этом и заключается читательская культура – в умении увидеть то, что дается намеками, уловить недосказанное.

4. Исследовательская работа с текстом

1) Постановка задач перед учащимися

   Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свое задание.

Учитель: Каждая группа должна проанализировать один из уровней текста. При этом вы должны помнить, что каждый уровень должен быть соотнесен с образным строем произведения, а образы, в свою очередь, отражают идею автора. Схематично наш анализ можно выразить так: слово – образ – идея. Итогом вашей работы должно быть связное высказывание на заданную тему.

2) Содержание заданий по группам

Первая группа работает над заданием «Тема цвета в рассказе В.Маканина  «Голубое и красное»:

      - Какую символику несут голубой и красный цвета в рассказе?

    - Выстройте словесные ряды, связанные с цветовой характеристикой героев. Какую закономерность вы обнаружили? Как она соотносится с идеей рассказа?

     Вторая группа работает над темой света в рассказе В.Маканина  «Голубое и красное»:

     - Выпишите словесные ряды, связанные с темой света в рассказе. Как трасформируется эта тема в начале и в конце рассказа? Как связана она с эволюцией образов?

   Третья группа исследует ключевые слова «работа», «одежда», «еда».

    -- Выстройте словесные ряды, связанные с понятиями «работа», «одежда», «еда». Какова их роль в рассказе?

Четвертая группа изучает языковое выражение  авторской иронии в рассказе В Маканина:

    - Какова стилевая тональность повествования? Особенности речевой характеристики героев.

5. Обсуждение результатов работы групп

   1. Вступительное слово учителя:

 - Темой произведения рассказ героя – мальчика о жизни своей семьи, лете, проведенном у бабушки на Урале и встрече с приехавшей его навестить второй бабушкой из Москвы. Но есть ли в рассказе так явно заявленное противопоставление?

Понять это помогут нам сегодня ваши исследования.

  1. Примерное выступление первой группы:

- Два основных цвета – голубой и красный – представлены в названии рассказа, что подчеркивает, что выбор цветовой гаммы не случаен, он выражает авторский замысел. Цветовая гамма четко обозначена, небогата оттенками. Используется при описании природы, а также при описании внешности и характеров героев.

    Образ природы – синий «ласковый, еще не выцветший огонь», цвета весны – голубое «земное, голубое небо, зеленая трава, красный мухомор» многоцветие мира, неполнота и незавершенность одного, соотнесенность, взаимопереливание, относительность преимуществ одного перед другими. В природе преобладает зеленый, объединяющий голубой и красный. « Он невольно оскал в зеленом красное, ему не хватало его…», «…тут срабатывало нарождающееся мужское начало: мужчины часто смешивают цвета…». Желание рассказчика видеть разное, взаимосвязанное и не исключающее одно из другого, желание и право выбора, свободы, мира: «По-детски ему захотелось мира, мира вообще и мира меж бабками». Понятие «неразличение» имеет и положительную символику: отсутствие конфликтов, напряженности.

    Цветовая характеристика бабки Натальи – цветасто – голубые рукава платья, голубая бабушка, - и бабки Матрены – в яркой алой косывке, - вырастает из символики цвета и совпадает с ней.

   Голубой: нежный, высокий, надменный, самообманывающийся, несильный, гордыней и чванством рядящийся в силу.

   Красный: истинно сильный, практичный, расчетливый, циничный, добрый.

   Из сопоставления символики: сила на стороне добра, простоты, естественности, крестьянского труда, уважения к куску хлеба.

   Цветовой соотнесенностью человек, как лакмусовой бумажкой, проверяется, кто он есть: «… мешанина цветов… делала человека темным».

   Таким образом, развертывающиеся рядом с образами бабок словесные ряды, связанные с цветом, позволяют читателю понять сущность героинь, а такая достаточно узкая тематика цвета – содержание произведения, его основную мысль (идею).

  1. Примерное выступление второй группы

- Тема света возникает в начале рассказа в связи с образом барака: полутемный барак и окно, у которого «Нина Федоровна лучше видела испуг пацана».

   Люди, живущие в этом бараке, утеряли «свет жизни», ее смысл. Противоестественность получения удовольствий через созерцание страданий, агрессивность, жестокость взрослого в передаче норм и правил жизни.

   Утрата первородного смысла слов, предметов, жизни. Подмена истинной жизни смоделированной, ирреальной, иллюзией. Возврат на круги своя, восстановление обратности мира происходит в конце романа.

   Наполненный положительной символикой поэтический образ лунной ночи связан с реалистической, приземленной картиной: старухи занимаются лунной ночью прополкой грядок. Благодаря этому образу возвышается тема труда на земле. Черная, грязная работа поднимает героинь до осознания истинных ценностей, сближает с Матреной. «Темная» жизнь освещается лучами вечных жизненных ценностей: добра, любви, труда.

   Как видим, тема света позволяет раскрыть проблему народного бытия, проблему духовного и материального.

  1. Примерное выступление третьей  группы

- Первый раз понятие «работа» встречается при характеристике образа жизни родителей Ключарева: «… кажется, родители только и делали, что работали; возможно, там у них и была своя жизнь».

   Работа в перевернутом мире выступает как фактор, разъединяющий родителей с детьми, разрушающий семью. Проявляется мотив разности, разделения, рознящегося и сливающегося, одинакового.

   При характеристике деревенской жизни Матрена говорит, что «скучна у нас жизнь, работа да снова работа, а работа от слова «раб», - знал ты, ненаглядный, про это?...»

   Образ Матрены представлен через описание ее действий, занятий, поступков. Подтверждается цветовая характеристика – сила, практичность, жизненность. «Бабка Матрена доила корову»,  «помывшая руки после огорода», «выскочила из огорода.. с какими-то кустами в грязных руках».

   В контрасте – праздность, пустота занятий бабки Натальи и Мари. «… старушка Мари читала книгу…, а бабка Наталья вязала, з бабка Матрена … штопала какую-то свою штопку; на время прервавшись, она притащила дров, подтопила печку.. … и вновь штопала…», « … эти вот «образованные и чистенькие» только говорят, а дело не делают, к тому же дела и не знают, занятые глупыми и ненужными вычислениями метров..» и т. Д.

    Самый главный «труд» бабки Натальи и Мари за неделю – наклеивание липучки для мух, - закончившийся неудачей.

   Словесный ряд пополняется в дальнейшем повествовании: «работала на неприязнь» (о Матрене: тратит силы души, источник сил – церковь в Ново – Покровке), образ «почти  всегда не работающей, омертвевшей кузницы» - и, наконец, «мы поработаем» - как выход, спасение от голодной смерти. Рассказ как иллюстрация к пословице: «Кто не работает, тот не ест».

    Восстанавливается первородный смысл понятия, утверждается истинность его и необходимость в жизни каждого человека и как основы народного бытия.

   Мотив еды в рассказе связан с сохранившимся, несмотря на «тяжкие дни долгой жизни», чувством собственного достоинства в старухах. «… горделивые старухи даже и хлеба сами взять не могли».

   Становление личности мальчика можно проследить через отношение к еде. «… часом позже он рванулся к пище и ел без разбора, яростно и алчно, вплоть до поноса, но в тот первый час по прибытии попросить молока он постеснялся: был вымуштрован недоеданием».

   Мальчику недодали , он недополучил любви, понимания – питания душе. «Кровные нити, артерии порваны, разрушены, утеряны».

   Близкий ряд – с синонимичной приставкой: безындивидуальность, отсутствие лиц, судеб, - характеризует мир мальчика.

   Эволюция образа – через поучения бабушки Матрены: «бабушка в алой косынке наказывала быть терпеливым, неалчным, к еде не торопящимся», к концу «жадности к еде уже не было..», но «легко переносил, что он ел, а они (старухи) – нет».  В детстве это «мирилось с совестью», но взрослый Ключарев понять это не мог. Осознание себя как личности состоялось. Внимание к мотиву еды помогает понять более широкие темы, проблемы рассказа.

   Словесный ряд, связанный с понятием «одежда»: «старое тряпье, с которым в избах не расстаются» (тема преемственности, связи поколений: что осталось от дедов – дорого).

   При описании внешнего вида героев:

   Деревенские пацаны: «полуголые, в старых латаных штанишках, подвязанных веревками…», их внешнему облику противопоставляется одежда главного героя: «…он был в чистенькой рубашке и в ладных новых брючках…», «…его терзал стыд чистенького мальчика, которым он не был».

   Круг «люди» разомкнут, развивается мотив одиночества, мальчик начинает осознавать себя как личность, анализировать мироустройство: «детское сознание, различая, уже понимало, что гора муравьев в некоем первородном смысле была и есть раньше и первей горы консервных банок, и вот эту-то обратность ему предстояло теперь неторопливо восстановить».

       Предметы одежды позволяют осознать различие бабушек, их поучений, их отношений друг к другу и к миру.

  1. Примерное выступление четвертой  группы

- В повествовании о бабке Наталье и бабке Матрене развивается авторский ироничный словесный ряд. Это выражается через переплетение возвышенной, с вкраплением французской, лексики, со снижено-бытовой.

    Так, при описании деятельности бабки Натальи и Мари в эпизоде с наклеиванием липучки для мух возникает словесный ряд, имеющий возвышенно – риторическую лексику: «янтарная масса клея; старомодная, требовавшая искусства липучка; мА шер; паника; беда; мужественно удержала; пала вниз, как птица, прервав труд».

    Но по контрасту с этим рядом в описании действий бабок появляется ряд снижено-бытового стиля: «влезшая на табурет; голые ладони; завизжала; заверещали; подскочили».

   Ирония в авторском повествовании встречается и в эпизодах, связанных с бабкой Матреной, но только там, где она вступает в конфликт с бабкой Натальей: «… нет, они вынесли ему в подарок еще и сандалеты, и вот тут бабка  Матрена побежала за кульками в Ново-Покровку..».

   Ирония в авторском повествовании усиливается в эпизодах бесед двух бабок. И достигается эта ирония путем использования специальной  «военной» лексики: «запас нападений и мелких уколов; встречали врага своего во всеоружии; увезла бабушку ковать оружие», создающей образ масштабных, глобальных сражений, и противопоставления, несоответствия этого образа сути спора. Рассказчик констатирует: «Спора не было, распри не было, а они – спорили. Споры их уже и в то время устарели: были архаичны, если не вовсе нелепы».

   Через использование различных по стилистической окрашенности словесных рядов автор явно ставит под сомнение правильность поведения героинь, принципиальность их конфликта.

   Авторская оценка убеждений, образа жизни бабок проявляется и в их речевой характеристике.

   Для речи Матрены характерна снижено-бытовая, но не грубая лексика: «сдобнушка не показалась; шибко; шуганула», для речи бабки Натальи – книжная, русская лексика перемежается с французской. А диалог диалог на французском языке в тексте передается только многоточием.

    Нет диалога, нет речи, условность, иллюзорность ее существования, существования героини, жизни вообще.

    Проблемы современной литературы: Что делает бытие человека реальным? Где грань между иллюзией и реальностью?

  1. Подведение итогов

   – Итак, с позиций анализа микротем рассказа мы убедились, что авторский замысел влияет на выбор цветовой гаммы, на отбор лексических средств для описания героев. Вниманием к образной организации текста писатель помогает нам глубже постичь  и экстралингвистический уровень – образное выражение авторской идеи и ее осознание читателями.    Самые обычные, необразные слова могут стать в произведении своеобразными центрами, с которыми смешиваются остальные.

    Внимание в ключевому слову текста позволяет лучше понять основную мысль автора.

    При анализе художественного текста не все средства и компоненты текста оказываются одинаково важными, но, с какого бы элемента мы не начали анализ, все равно придем к исследованию системы данного текста и его идеи.

   Домашнее задание

   Творческая работа «Цветовая гамма моего детства»

   

   

     -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Методическая разработка. Сценарий для средней группы "Весна-красна"

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава                                       ...

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Методическая разработка экологической викторины: "Растения занесенные в Красную книгу"

Увлекательная экологическая викторина о растениях и животных для детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка игры "Мой край родной" о Красном Селе

В статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станциям. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного...

методическая разработка урока По страницам Красной книги

конспект урока "По страницам Красной книги" и ссылка на презентацию (итоговую)...