общешкольный урок по русской литературе по рассказу В К Железникова "Три ветки мимозы"
план-конспект урока на тему

Кадырова Гелнур Габделхаковна
•2015 год объявлен в России Годом литературы. «В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина № 426 от 13 июня 2014 года. В 2015 году будут отмечаться юбилеи писателей и поэтов. Среди них есть и В.К.Железников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkoy_literatury.zip719.81 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольный урок с применением инновационных приемов на тему : «Кто виноват в страданиях Вити ?»

 по рассказу В К Железникова «Три ветки мимозы»

урок провела : учительница русского языка и литературы Кадырова Гелнур Габделхаковна

Метапредметная задача урока : освоение технологии работы с различений в процессе понимания художественного текста

Предметная задача урока : понимание конкретного художественного текста

Цель урока : создание ситуации рассказа от лица персонажа ,осуществление понимания и схематизации разного видения разными персонажами одного и того же события или ситуации ,которая нестандартна , углубление понимания позиции каждого из персонажей через построение и разыгрывание диалога между разными персонажами ,различение персонажа и позиции, дописывание скрытого окончания текста с позиции автора ,различении позиции персонажей и авторской позиции

Оборудование урока : 1) Рассказ «Три ветки мимозы» на каждом столе , презентация к уроку , интерактивная  доска , планшеты

                      Ход урока:

Заранее каждому ученику было предложено прочесть рассказ Железникова «Три ветки мимозы»

1.Слово учителя :

Учитель рассказывает детям о том , что 2015 год является годом литературы (используются слайды №3,4)

Здравствуйте, дети .Сегодня мы с вами проведем общешкольный урок литературы на тему : «Кто виноват в страданиях Вити». Рассказ написал современный детский писатель Владимир Карпович Железников . В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание. 

2.Один ученик рассказывает биографию писателя (слайд № 5,6)

Дата рождения этого известного писателя - 26 октября 1925 года. Учился он в Литературном институте имени М. Горького и закончил его по достижению 1957 года. Свою популярность среди многих читателей заработал с помощью собственной кинодраматургии и написания произведений детского характера.

Известные книги Железникова Владимира Карповича были популярными не только среди своих соотечественников, но и неоднократно перепечатывались в других странах (на разных языках), таких как Дания, США, Япония, Китай, Венгрия, Чехия, Югославия и т.д.

Со временем, став классическим писателем отечественных детских произведений, он даже был включен в программу обучения в школах. Наиболее популярными его повестями стали: «Чучело», написанная в 1981 г.; «Чудак из 5-Б» того же года написания; «Каждый мечтает о собаке», изданная в 1966 г. Его дебютом в кинодраматургии стал фильм «Серебряные трубы», вышедший в показ в 1970 г., в котором он был сценаристом.

Железников Владимир Карпович помогал в появлении фильмов, будучи автором, либо соавтором сценариев. Это были сценарии таких известных кинофильмов, как «Чудак из 5-Б», снятый в 1972 г., «Нежданный гость», вышедший в показ того же года, «Старомодная комедия», снятая в 1978 г. «Чучело» и «Маленькая принцесса» были выпущены в продажу в 1983 г, «Безумный Лори» появился в 1991 г., «Русский бунт» - 1999 г. и т.д.

В течении всей своей жизни Владимир Железников был два раза награжден Государственной премией СССР за написание сценариев к фильмам «Чучело» и «Чудак из 5-Б».

   

3.Выразительное чтение рассказа

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! 
- Это папа подарил мне, - сказала мама. - Ведь сегодня Восьмое марта. 
Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться". Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают! 
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему: 
- Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой. 
Лена Попова была его соседкой по парте. 
- Зачем? - хмуро спросил он. 
- А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам. 
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу. 
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал: 
- Это тебе. 
- Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо! 
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал. 
А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. 
- Откуда у тебя цветы? - спросила учительница. 
- Это мне Витя подарил, - сказала Лена. 
Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. 
- Вот как! - сказала учительница. - Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут. 
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали: 
- Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками! 
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. 
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду. 
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал: 
- Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! - Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. - Ненавижу эти цветы, ненавижу! 
Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок. 
- Это мне подарил папа, - сказала мама. 


4.Вопросы по рассказу :

  1. О чем этот рассказ?
  2. Главные герои рассказа
  3. Как вы думаете,  в каком классе учиться Витя?
  4. Как дразнили одноклассники?
  5. Как вы думаете правильно ли поступил Витя ?

5.А теперь , для того ,чтобы еще глубже анализировать рассказ я предлагаю занимать следующие позиции :

  1. Мама Вити
  2. Витя
  3. Лена Попова
  4. Одноклассники
  5. Учитель

6.Каждая группа обсуждают свою позицию в рассказе и  инсценируют перед всеми .

Например :

-Расскажите ,мама Вити , что случилось ?

Ученик из этой позиции рассказывает:

-Сегодня утром Витя проснулся и увидел на столе мимозы и спросил…..

7.После выступление каждой позиции учитель  предлагает написать  окончания текста .

8.Сравнения версий , полученных в классе , с версией самого автора ,выявление различий.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

Учитель :

9 -В конце урока мы должны ответить на вопрос «Кто виноват в страданиях Вити?»

Ответы могут быть разные . Например:

- Виновата мама .Она заранее должна была готовить сына, и он  без стыда мог подарить соседке по парте цветы

-Да мама виновата ,потому что она отдала цветы, подаренные отцом»ей самой.

-Понравился ли вам концовка автора ?

10. Домашнее задание . Написать сочинение рассуждение на тему : Объясните о чем говорят эти строки:

1)«Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают!» 

2)  «- Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Внеклассное чтение по русской литературе по рассказу «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова

Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается, создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям, учить выделя...

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...

Технологическая карта урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева

Технологическая карта  урока по русской литературе: Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева...

Презентация к уроку родной (русской) литературы по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"

Презентация к уроку родной (русской) литературы в 7 классе по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"....