Фольклорная основа повести И.В. Шодоева «Ирбизек»
методическая разработка на тему

Фольклорные сюжеты об Ирбизеке.

У алтайцев существует несколько преданий об Ирбизеке.

Сюжеты преданий об Ирбизеке тематически можно разделить на несколько малых сюжетов:

1.      «Как Ирбизек укротил в гололед перешел через Келейский перевал»;

2.      «Как Ирбизек укротил дикого жеребца зайсана Можоя»;

3.      «Как Ирбизек победил тубинских (монгольских) силачей»;

4.      «Как Ирбизек наказал купца Шам - Алтына»

Поэтому, прежде обратиться к сюжету повести «Ирбизек» приведем тексты народных преданий, в которых главным героем выступает силач Ирбизек. В одном из вариантов преданий о детстве Ирбизека рассказывается так: «У Чийне родом из кыпчаков родился сын. Назвали мальчика Ирбизек, что означает «снежный барс». Шло время, подрастал Ирбизек. Замечали люди, что он был не похож на других детей. Никогда не шалил, вел себя тихо и скромно. В игры с другими ребятишками не вступал, хотя не уступал никому в силе и ловкости. Таким он оставался до шестнадцати лет.  С этого возраста пошли его подвиги, проявилась сила, которой удивлялись люди.

Один раз юноше встретился незнакомец, который спросил его:

- Как это у тебя получается? То ты верхом едешь, то пешком идешь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornye_syuzhety_ob_irbizeke.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чаган – Узунская СОШ им. П. И. Оськиной»

        Фольклорная основа повести

      И.В. Шодоева «Ирбизек»

Учитель: Садалова Г.М.

с. Чаган – Узун

2014 г.

Фольклорные сюжеты об Ирбизеке.

У алтайцев существует несколько преданий об Ирбизеке.

Сюжеты преданий об Ирбизеке тематически можно разделить на несколько малых сюжетов:

  1. «Как Ирбизек укротил в гололед перешел через Келейский перевал»;
  2. «Как Ирбизек укротил дикого жеребца зайсана Можоя»;
  3. «Как Ирбизек победил тубинских (монгольских) силачей»;
  4. «Как Ирбизек наказал купца Шам - Алтына»

Поэтому, прежде обратиться к сюжету повести «Ирбизек» приведем тексты народных преданий, в которых главным героем выступает силач Ирбизек. В одном из вариантов преданий о детстве Ирбизека рассказывается так: «У Чийне родом из кыпчаков родился сын. Назвали мальчика Ирбизек, что означает «снежный барс». Шло время, подрастал Ирбизек. Замечали люди, что он был не похож на других детей. Никогда не шалил, вел себя тихо и скромно. В игры с другими ребятишками не вступал, хотя не уступал никому в силе и ловкости. Таким он оставался до шестнадцати лет.  С этого возраста пошли его подвиги, проявилась сила, которой удивлялись люди.

Один раз юноше встретился незнакомец, который спросил его:

- Как это у тебя получается? То ты верхом едешь, то пешком идешь, то вместе с конем следы оставляешь, то опять твои следы исчезают. А конские остаются? Уж не оборотень ли ты?

- Конь мой за зиму от бескормицы ослабел, - молвил юноша, - трудно ему без подков в гололед на гору подниматься. Я взвалил его на плечи и вынес на перевал. Вниз с горы вел пешком. Когда спустился, сел верхом и поехал в стойбище.  (37; 232)

Этот же известный по преданию, эпизод в повести описывается в главе «Кардагы ис» («Следы на снегу»). Краткое содержание: На узкой дороге перевала Дьер – Боочы встретились три соседа на конях: Шаты, Дьялбак и Белек. Они все поехали в сторону перевала и увидели на снегу следы всадника на коне. Втроем они между собой обсуждали, кто это может быть. Через некоторое расстояние они вдруг обнаружили вместо следов лошади следы пешего человека и очень удивились. Обсуждая возникновения этих страшных следов, трое соседей поехали дальше. Потом они вдали увидели страшное существо, которое шло, взвалив на себя коня. Чуть позже это существо, перевалив перевал, спустило на землю коня, село и поехало. Только тогда один из троих – старый Шаты понял, что они видят перед собой силача Ирбизека. Конечно же, когда они догнали Ирбизека, первый вопрос к нему был о его странном поступке, на что он ответил, что пожалел при подъеме на перевал своего уставшего коня

Сравнивая два текста из предания и повести нужно сказать, что один и тот же факт из поступков силача Ирбизека в повести дан развернуто. Здесь свидетелями перехода Ирбизека через перевал с конем на спине стали три человека.  Автор точно передает разные чувства, которые одолевают их: сначала недоумение, удивление, страх, облегчение оттого, что они узнали Ирбизека. Эти чувства свидетелей поступка Ирбизека являются оценкой огромной его силы. Автор только к концу главы как бы подводит итог, дает портретную характеристику Ирбизека глазами опять же одного из троих соседей – Шаты: «Онын кöстöрине бултайа бöлинишкен балтырларлу темирдий колдор су – эмдик айгырды бÿктей тартканы, jоон бутар jерге бадала бергени кöрÿнген чилейт ». («Перед его глазами были бугристые мышцы железных рук, которые когда – то перетянули ноги совсем необученного жеребца, огромные ноги, которые от усилия ушли в землю»).  (50; 275) Эмоциональное видение силача глазами всевидящего старика еще больше усиливают мощную силу, заключенную в Ирбизеке.  Если в преданиях Ирбизек иногда выступает немного глуповатым: «сила есть, ума нет», то в повести он добрый и простой человек, иногда даже стеснительный.

В другом предании Ирбизек представлен сильным, но глуповатым парнем. Однажды его коровы погрязли в болото, а он спокойно чаевал. Отец рассердился и стал его хлестать плеткой, а ему хоть бы что, продолжает пить чай. Мать стала отца останавливать. Тогда отец пошел звать соседей, чтобы они помогли ему вытащить коров. Собралось около двадцати человек, но в это время появился Ирбизек и один вытащил всех коров…. Отец перепугался. Всего собравшиеся удивились его силе. Увидел это зайсан по имени Можой и подарил Ирбизеку новое пальто, обувь из красной кожи затем увел его с собой, чтобы отправить на состязание в силе монгольским силачом. Монгольский богатырь был огромный, глаза огромные, как пиалы. Ирбизек испугался, думал только о том, чтобы не дать себя повалить.

Можой понял его хитрость и ударил Ирбизек плетью. Рассердившийся Ирбизек кинулся на монгольского богатыря и вырвал его аорту, тот скончался. (50; 263)

Близки по сюжету и другой вариант, в котором силачом выступают богатырь из кумандинцев. Сцена состязания напоминает борьбу Ирбизека с монгольским богатырем.  

Согласно этим преданиям, Ирбизек был исторически реальной фигурой, который жил в XVIII веке в Ябоганской долине, от которого распространилось одна ветвь усть – каннских кыпчаков. В разных вариантах преданий Ирбизек выступает защитником бедных, заступником людей из народа; в разных состязаниях отстаивал честь алтайского народа.

Фольклорная основа повести И.В. Шодоева «Ирбизек»

На основе вышеприведенных  фольклорных сюжетов И.В. Шодоев написал повесть «Ирбизек», которую опубликовал в 1964 году. В повести автор стремился своего героя приблизить к реальной исторической жизни. «Так, читатель может познакомиться и взрослением Ирбизека. Автор убедительно рисует картину взросления силача…. Мальчик с детства мечтал по небу среди облаков летать как крылатая птица…».  (15; 101)

О том, что мальчик родился силачом, автор, как и в преданиях, отмечает скупо: двенадцатилетний мальчик смог поднять обессиленного бычка, чем удивил родителей. Отец мальчика опечален тем, что у него в семье родился силач, который может схватиться; в выкормленном мной табуне родился конь, на которого может сесть богатырь. Предвестье чего это: праздной ли жизни или кровавой войны?». Затем отец наставляет сына: «Хоть мал числом, но у тебя есть народ, будешь силачом, который за него заступается; есть у тебя матерь – родина Алтай, славу его умножишь. Не печалься, что у тебя нет крыльев, твоими крыльями – будет твой народ, не переживай, что нет у тебя друга, друг твой народ».  (50; 247-248)

В отличие от преданий, автор показывает этапы не только физического роста героя, но и его духовное взросление.   Он свою взрослую жизнь начинает в роли бесплатного слуги бая. Но слава о его силе выводит его на народные состязания. Сцена состязания Ирбизека описана близко этой же сцене из народного предания. Например, в фольклорном тексте борьба силачей представлена так: «Солнце встало. Приезжего силача, сопровождавшие его бии,  усадили его на красивый трон и закрыли его белой шелковой занавеской. Четыре человека с четырех сторон подняли трон и бережно понесли его на место,  где состоится борьба. В это же время алтайские бии из двух срубленных деревьев смастерил подмостки, и посадили Ирбизека, закрыли его белой войлочной занавеской, с четырех сторон взяли его подмостки и тоже понесли на место борьбы.

С двух сторон силачей принесли и одновременно открыли их занавески. Двое силачей соскочили и стали бороться.  (50; 268)

Так разворачивается картина борьбы алтайского и китайского силачей. В повести Ирбизек, победив на больших состязаниях, полученными подарками пытается одарить всех своих соплеменников, считая это общей победой всего народа.

Портретная характеристика Ирбизека выглядит так: «Его мышцы были как железные. Чтобы его большие глаза, как пиала, не пугали детей, он шапку носил, надвинув на глаза». Как видим, сравнения о внешнем виде силача также заимствованы из сюжетов.

«Язык повести образный, слова героев меткие, выводы автора значимые» (15; 103)

Таким образом, автор, опираясь на сюжетику, народный стиль изложения, сумел напомнить содержание сюжета собственным мировосприятием, отношениям к исторической действительности, что не противоречит и сути народного предания. Поэтому повесть И.В. Шодоева «Ирбизек» органично сочетается с контекстом фольклорных произведений о народном силаче Ирбизеке.

В то же время И.В. Шодоев сумел в повести художественно переработать цикл сюжетов из преданий об Ирбизеке и выстроить не только цепь поступков от детских подвигов силача до его взрослых демонстраций своей силы, но и человека из народа. Силач из народа не только показывает свои возможности, но и помогает простым людям; выступает за честь своего народа и побеждает в поединке с китайским силачом, то есть, его образ вырастает от простого сильного человека до богатыря – заступника, защитника своего народа. В сцене борьбы с китайским силачом используются формулы из эпического сказания: «Бöкöлöр удура – тедире кезе кöрÿшти, ÿн jогынан колдомдожо берди.

Эки бöкö jарын бойдон силкишти, балтыр эттерин кызышты, кабыра, кажый тудужып кÿрешти. Кара терлери, богончо сööктöри тыркыража берди.

Ирбизектин алып тудары астады, jер тайанары кöптöди. Можой jайзан энчикпеди, курынан камчызын ушта тартып, Ирбизектин соорозын табарта камчыла jырс берип алды. Чочыган, ачынган Ирбизек кыдат бöкöни öрö кöдÿрип, jерге jапшыра мергедеп ийди. Кылат бöкö jерде jатты. Ирбизек jенÿ алганынан темдеги эдип, jаткан бöкöни ÿч айланып jÿгÿре базала, кÿреелей турган улус jаар эки каптан бажын бöкöйтти». («Силачи друг против друга встали и каждый на своего противника жестко посмотрел, молча, схватились.

Двое силачей потрясли друг друга за плечи, стали давить мышцы друг друга, схватились за талии, хватая, обнимая друг друга, стали бороться. Черный пот капал, мелкие кости задрожали.

Ирбизек все меньше стал хватать, все больше на землю опираться. Тогда зайсан Можой не выдержал, вытащил из – за пояса плеть и ударил по спине Ирбизека. Разгневанный Ирбизек китайского силача поднял наверх и бросил на землю. Китайский силач лежал на земле. Ирбизек, показывая свою победу, трижды обежал вокруг силача, дважды поклонился другу »).   (50;  270)

Так, эпическая картина поединка Ирбизека с китайским силачом показывает кульминацию роста ирбизека как народного силача. И. В. Шодоев, опираясь на народный фольклор, создал образ богатыря из народа. Таким образом, фольклоризм во многих случаях усиливает идейно – эстетическую значимость произведения, обогащает его язык, делает произведение более реалистичным, помогает глубже раскрыть психологию и характеры героев, более емко изобразить народную жизнь, чтобы герои воспринимались как давно знакомые нам люди. В повести «Ирбизек» И.В. Шодоеву удалось достичь этой достоверности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Капитанская дочка" Историческая основа повести, особенности композиции

Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести  А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...

Конспект урока по теме "Историческая и фольклорная основа повести "Тарас Бульба", 6 класс

Данный конспект состоит из целей урока, методов, внутрипредметных связей, из плана урока, вопросов для обсуждения и домашнего задания...

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...