Ролевые игры на уроках литературы
методическая разработка на тему

Ибрагимова Ирина Игоревна

Ролевые игры на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevye_igry_na_urokah_literatury.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевые игры на уроках литературы

Проблема интереса одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Проблема интереса это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. В триединой задаче обучение, умственное развитие и воспитание личности интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

• Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

• Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

• Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

• Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

• Обучение должно быть трудным, но посильным.

• Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

• Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать уроки с применением ролевых игр.

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий. Литература - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые описаны автором. Ролевая игра на уроке - не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

• Изучить, повторить, закрепить или обобщить материал.

• Проверить степень овладения теми или иными общеучебными или специальными умениями и навыками.

• Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.

• Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

• В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся, расширяется круг источников постижения нового.

• Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.

• Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

• Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.

• Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

• Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

• Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

• Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Подготовка:

• Планирование игры.

• Работа с учащимися:

• сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

• распределение ролей и заданий,

• разбивка на группы, по необходимости выборы жюри, ведущих,

• знакомство с планом игры,

• объяснение целей и ожидаемых результатов,

• форма представления материала,

• дополнительная литература,

• по необходимости консультации, репетиции,

• изготовление необходимых дидактических материалов,

• сообщение о контроле знаний.

Варианты контроля знаний:

• Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.

• Оценка за подготовку к игре дома ( рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение и др.)

• Работа в тетради по ходу игры (запись выступлений других учащихся, таблица, ключевые слова и др.)

• На следующем уроке - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.

Ход игры:

• Организационный момент.

• Ролевая игра.

• Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и т. д.Начиная заниматься ролевыми играми на уроке, следует помнить, что в этой методике, как, впрочем, и в других, есть некоторые риски.

Ситуация отказа

Этот момент, кстати, отметим как первую трудность: необходимость задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способностями (в данном случае коммуникативными) труднее, чем в обычных школьных условиях. Обычный школьный урок может пройти более или менее гладко даже при наличии большой группы лиц, реально не участвующих в происходящем.

Но в игре такое невозможно. Когда ребенок выпадает из игры, происходят, как минимум, две вещи: ломается сюжет (ведь сюжет держится на системе ролей) и портится эмоциональная атмосфера (одна кислая физиономия может свести на нет приподнятое настроение и игровой азарт у многих детей).

Очень вероятно, что в каждом классе найдутся один или несколько таких детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения, как вы понимаете, могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее очень серьезный повод для индивидуальной работы).

  2. До и после игры

Отказ от участия в игре это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят. Кроме этого, придется долго, из игры в игру, искать баланс между несколькими классными лидерами (не дай бог, в одной команде окажутся), находить безопасный выход для энергии чересчур возбудимых детей, использовать продукцию неуемных фантазеров в мирных целях.... Нет смысла перечислять дальше: вариантов столько, сколько детей.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые.

С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

С другой стороны, то, насколько этот опыт будет безболезненным, во многом зависит от учителя. В частности, немаловажно, удастся ли ему отделить в сознании детей игру от того, что происходит до и после нее. Эту функцию выполняет в первую очередь послеигровая рефлексия, и это все, как правило, помнят. Иногда забывают о другом: правильно организовать начало игры так же важно, как и правильно завершить.

И даже если вы соблюдали все правила и, как вам кажется, благополучно вышли с детьми из игровой реальности, может оказаться, что один ребенок продолжает на вас косо смотреть, потому что увидел вас во время игры, как ему кажется, в неприглядном свете, а другой еще неделями ходит как пришибленный, поражаясь подлости, совершенной им самим во время игры. Более того, весь класс может отвернуться от своего одноклассника, который неправильно повел себя в сложной этической ситуации. В таких случаях вас могут не спасти традиционная рефлексия и прочие подобные вещи, придуманные другими людьми. Придется работать со многими детьми индивидуально и со всем классом сразу, углубляясь в такие морально-этические вопросы, о которых вы, может быть, и не задумывались, затевая игру.

3. Главная опасность

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолеют трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, подавляемые, скрываемые самим человеком.

Психологи давно знают: ролевая игра может быть использована как тестовая методика. И вот здесь, как нам кажется, скрывается одна из самых главных опасностей ролевой игры. Можно сказать, что в качестве теста ролевая игра является грозным оружием против детей в руках педагога. Ведь соглашаясь с вами на уроке, ребенок еще может принять, что в результате чему-то научится, но никак не ждет, что вы залезете ему в душу и будете смотреть на него как психолог, а не как учитель и соучастник игрового действа.

Как избежать ловушек

Кроме того, что учителю нужно оградить детей от психологических опасностей, которые несет ролевая игра, ему еще приходится думать о сохранении игры как дидактического средства. Есть опасность, что ролевые игры превратятся в красивое оформление для рядового скучного предмета.

Большую роль тут может сыграть восприятие игры самим учителем. Изначально зная, что игра будет принята детьми радостно независимо от содержания, просто потому, что игра это что-то веселое, азартное, учитель может соответственно ввести ее в череду занятий. «Ну хорошо... сегодня вы что-то неактивные, скучные.., зато завтра мы с вами будем играть!» - весело говорит учитель и закладывает первый камень в будущее  отношение ребят к его играм (заметим дидактическим играм!). Так что, как нам кажется, сам учитель не должен попадаться в подобную ловушку, противопоставляя ролевые игры другим формам работы. К тому же часто формы настолько смешиваются между собой, перетекают одна в другую, что почва для противопоставления исчезает. Дидактическая цель может затеряться не только до, но и во время игры.

Чем свободнее выбор конкретных шагов и в целом стратегии игрового поведения у каждого участника (а степень этой свободы заложена в игру изначально), тем. вероятнее появление неожиданных поворотов и разветвлений сюжета. Дети не только играют в вашу игру, они творят ее вместе с вами.

В случае совершенно не предусмотренного варианта развития событий, на наш взгляд, надо постараться не делать двух вещей: объявлять игру несостоявшейся (или еще хуже того сорванной самими участниками) и прерывать игру на середине, объясняя это тем, что все, что вам нужно было получить в результате игры, вы уже получили и никакой пользы она больше не принесет.

Помимо тех методических ценностей, которые вы сами видите в используемой игре, в ней еще рождаются ценности, которые, возможно, и не имеют отношения к данному уроку, но неизбежно возникают в ходе игрового общения и актуальны для участников игры.

Прерывая игру, вы тем самым демонстрируете полное пренебрежение личными мотивами и интересами учеников. Это может негативно сказаться на их отношении к ролевым играм и отвратить от участия в них.

Таким образом, следует помнить, что при всех плюсах ролевая игра это палка о двух концах, И как всегда, опасность исходит не от самой палки, а от человека, который берет ее в руки.

Пример ролевой игры по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  1. «Юрьев день»

Урок начинается с поэтического эпиграфа отрывка из вступления к поэме Некрасова на Руси жить хорошо”:

В каком году —рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

А у нас на перекрёстке дорог встретились несколько семей. Представили, что в начало ХIХ века вернулся Юрьев день, И теперь каждая из этих семей бежит от одного помещика к другому. Встретившись, крепостные крестьяне делятся планами, рассказывают друг другу о своих бедах. Подойдём к одному “костру”...

У “костра” крестьянская семья: муж Еремей, жена Антипьевна, дочка Олюшка. Они рассказывают, что пережили у Плюшкина и почему собрались к Коробочке, узнав о ней от кума. Услышав знакомое имя, к ним подходят сбежавшие от Коробочки и объясняют, почему они это сделали.

Разговор переходит от «костра» к «костру». Крестьянские семьи рассказывают обо всех помещиках, изображённых в поэме Гоголя.

Для подготовки к уроку учащиеся заранее получили задание объединиться в «семьи», выбрать помещика, от которого необходимо сбежать, и нового владельца, к которому они хотели бы попасть.

Весь ход урока, спор переходящий в возмущённый шум, заставляет ребят в какой-то момент сделать вывод: бежать-то некуда! И учитель просит определить идею урока. В классе обязательно находится ученик, которого озаряет: “мёртвые души”. И такие ограниченные, нравственно несостоятельные, бездуховные помещики господствующий класс России, обладающий властью и самым большим достоянием страны крестьянами и землёй. Предложенная игра позволяет сделать урок динамичным и интересным. В нетрадиционной форме мы обсуждаем приёмы гоголевской типизации, которые в конце урока можно записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка.

Статья на тему "Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка"...

Ролевые игры на уроках истории и обществознания

Описание различных типов ролевых игр на уроках в среднем звене, методические рекомендации для их применения....

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ         Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...

Ролевые игры на уроках английского языка

В разработке представлен методический материал по применению ролевых игр на уроках английского языка, направленных на развитие толерантного отношения учащихся к культуре других народов и друг к другу....

Ролевая игра на уроке английского языка

Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопри...

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...