Упражнения - методическая работа
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

тесты и дополнительные задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительные задания по теме «Устаревшие слова»

Дополнительные задания данного перечня могут быть использованы для индивидуальной, групповой работы, домашнего задания и в рамках подготовки к уроку развития речи

Задание 1

Отгадайте загадки с устаревшими словами. Ответы запишите в скобках. Выпишите из загадок устаревшие слова и объясните их значение.

1.Белые хоромы, красные упоры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Без окон, без дверей

Полна горница людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Объясните значение фразеологизма. Выпишите устаревшие слова. Что они обозначают? Ответ запишите.

1.Беречь как зеницу ока.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Бить баклуши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Бить челом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Гнуть выю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Типы текста

  1. Определите тип текста.

Надвигается август, спускается вечер, спиной к нам, лицом к закату стоит чёрный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда. Подбирается ночная сырость. (Т.Толстая)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение

  1. Определите тип текста.

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает ещё и третьей стороной.

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум; последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. (П.Чаадаев)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение

  1. Определите тип текста.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.

И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…(В.И.Белов)

1) описание; 2) рассуждение; 3) повествование; 4)рассуждение с элементами описания

  1. Определите тип текста.

А попробуйте лечь под берёзой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств.

Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растёт сухая, пыльная, колючая травка. Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

А может, и вся-то красота заморских краёв лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

1) рассуждение; 2) повествование; 3) рассуждение с элементами описания; 4) описание

  1. Определите тип текста.

Мне показалось, что справа кто-то смотрит. Я оглянулся. В десяти шагах сидели в траве два выскочивших из ржи зайца. Они сидели спокойно и с юмористическим любопытством глядели на меня. Как будто им было смешно, что и я надеюсь проникнуть в ту тайну, которую они сами и все кругом прекрасно знают. При моём движении зайцы переглянулись и не спеша, несколькими большими, мягкими прыжками, бесшумно отбежали к кустам ракитника; там они снова сели и, шевеля ушами, продолжали поглядывать на меня. (В.В.Вересаев)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) повествование с элементами описания

  1. Определите тип текста.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Всё ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его всё дальше и дальше белелись в месячном свете. (Л.Н.Толстой)

1) описание; 2) рассуждение; 3) повествование; 4)рассуждение с элементами описания

  1. Определите тип текста.

Были жаркие безветренные июльские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие берёзовые и липовые листы. Кусты шиповника осыпаны душистыми цветами, в лесных лугах сплошной медовый клевер, рожь густая, рослая, темнеет и волнуется, до половины налила, в низинах перекликаются коростели, в овсах и ржах то хрипят, то щёлкают перепела; соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет, сухой жар печёт. (Л.Н.Толстой)

1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) повествование с элементами описания

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в тексте?

Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом… Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, … волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, - волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. (Н.В.Гоголь)

1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение и повествование

  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в отрывке?

Антипатия к чужой речи в твоём присутствии – от боязни, что говорят о тебе, и говорят плохо. Откуда эта боязнь – другой вопрос. Переговариваться на незнакомом собеседнику языке считается бестактным прежде всего среди людей, не доверяющих друг другу. Среди дипломатов, допустим. Мы же доверяли друг другу. (По А.Битову)

1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) описание и повествование



Предварительный просмотр:

Корни с чередованием гласных е//и

Задание 1  Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.

1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.

Задание 2  Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.

Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)

Проверь себя

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых          

 есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием

гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  Я умею образовывать и правильно писать новые

слова с чередованием гласных е//и в корне.

От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.

О б р а з е ц: утирать –  стереть, растирать.

Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-),  наст…лать (прер-, под-), ум…рать  (за-, вы-).

Уровень 4  Я умею правильно писать слова с чередованием

 гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием

гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

    Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с  пропущенными чередующимися гласными в корне,  а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

 

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.

Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед  выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Используйте данные  глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

Ф.И. ____________________________

1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа.

  1. 1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены.
  2. (А.С. Пушкин)

  1. 1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской.  (По К. Паустовскому)

2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа.

  1. 1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю.

3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску.

  1. 1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые  ступени. (По К. Паустовскому)

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Обведи номера правильного ответа.

А. Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями.

Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми.

В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега.

Г. Белый цвет сливается с белым.

Д. Самая притягательная берёза – весенняя.

Е. Судите сами.

Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках…

З. Весёлая берёза.

Варианты ответа:

  1. А Б В Г Д Е Ж З.
  2. А Б В Г Ж Е Д З.
  3. Д Е В Г А Б Ж З.
  4. Д Е А В Г Б Ж З.



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ

1)Единство темы текста

2)Наличие главной мысли(идеи) текста

3)Относительная законченность

4)Определенный порядок (последовательность) предложений

5)Грамматическая связь предложений в тексте.

КАК РАЗЛИЧАЮТ ТИПЫ РЕЧИ?

Типы речи.

Повествование

Описание

Рассуждение

Вопросы.

Что произошло?

Какой?

Почему?

 ПОВЕСТВОВАНИЕ

1)Повествовать – значит рассказать, последовательно перечислить действия.

2)Что произошло?

 Несколько рисунков.

 Глаголы.

 Завязка - Кульминация –Развязка

ОПИСАНИЕ

1)Описать – значит дать характеристику предмету или явлению, описать природу, обстановку,

внешность, характер, действия…

2) Какой?

 Один рисунок.

 Существительные + Прилагательные.

 РАССУЖДЕНИЕ

1)Рассуждать – значит доказывать, раскрывать причину, следствие событий.

2) Почему?

 Нет рисунков

 Существительные.

 1. Тезис.

 2. Доказательства.

 3. Вывод.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Односоставные предложения»

Упражнение 1.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 2.

Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Упражнение 3.

Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)

Упражнение 4.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Упражнение 5.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.

(М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 6.

По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы. 1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец: Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги. 1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.



Предварительный просмотр:

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

1)      быль, народное сказание

2)      придуманный рассказ, выросший из поговорки

3)      обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

1)      "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"

2)      "Цеховая легенда..."

3)      "'Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"          

               1) донской казак Платов

2) император Александр Павлович

3) государь Николай Павлович

 4.  Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":         

              1) Платову

              2) Николаю Павловичу

              3) Левше

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

1)      в Киев поклониться святым

2)      помолиться в Москву 

3)      к Мценску  в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

1)      выковывал подковы для блохи

2)      гравировал имя мастера

3)      выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

1)      за волосья отодрал

2)      обнял его и поцеловал

3)      схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8.  Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

1)      за большую образованность

2)      за искусные руки

3)      за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

1)      жизнь в гостинице

2)      английская вера

3)      старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

1)       соскучился по родине

2)      торопится привезти разгаданный секрет

3)      спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным  Левшой?

1)      привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

2)       положили на перину, позвали лекаря

3)       отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

1)       Платов

2)       английский полшкипер

3)       император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?         

1)      «…хоть  и шуба овечкина, так душа человечкина»

2)      «Где наша Россия?»

3)      «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14.  Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

1)       специально, для комического эффекта

2)       потому что хочет показаться умнее

3)       говорит, как понимает, т.к. неграмотный

15. Укажите  детали портрета Левши:

1)       на щеке пятно родимое

2)       на висках волосы при ученье выдраны

3)       на левую ногу прихрамывает

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

1)      гордость за талантливость и патриотизм русского народа

2)      обличение жестокости и равнодушия русских царей

3)      горечь автора от униженности и бесправия народа

 

 

             

 

 Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1.      Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

 

2.      «У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»  Какая душа скрывается за неприглядной внешностью Левши?

 

3.      Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

 

4.      Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

 

5.      О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!»  ?

 

 

 

Ключ к тесту:  1-2, 2-3, 3-2, 4-1, 5-3, 6-3, 7-2, 8-2, 9-3, 10-2, 11-1, 12-2. 13-3, 14-3, 15-1, 2; 16-1, 3.



Предварительный просмотр:

Тест по теме "Фонетика"

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?

1) щека        2) пожалеть     3) шапка    4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный?

1) мыло        2) режим             3) луна    4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ?

1) вянуть     2) частичный    3) тянуть      4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?

1) солнце       2) возчик          3) мыться       4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?

1) тёрка    2) еда      3) сюда    4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) въедливый    2) юбиляр   3) местность    4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) рожь    2) память    3) пережить    4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) просьба    2) июльский       3) Якутия    4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?

 1) ключ        2) миля       3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бледнЫ      2) нАчаты    3) дОговор    4) зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.

половодье    шестая    пекарня    шлёпать

1) 9677                    2) 8677                 3) 9676              4) 9776

12. В каком слове все согласные твердые?

1) заживо       2) возможность      3) качество    4) решение



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

I ВАРИАНТ

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А.Б.В.Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А.Б.В.Г.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А.Б.В.Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределенно-личное], и [безличное]?

А.Б.В.Г.

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6.Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

II ВАРИАНТ

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А.Б.В.Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А.Б.В.Г.

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А.Б.В.Г.

4.  Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.]?

А.Б.В.Г.

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложения с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) село.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей

1. «Семейный портрет». Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи.а. Изобразите членов семьи в виде животных или предметов.б. Изобразите членов семьи и составьте диалоги между...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Комплекс упражнений для работы с видео British food видеокурса “Window on Britain” (Richard Mac Andrew, Oxford University Press)

Основной целью данного комплекса является введение нового лексического материала по теме British food....

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методическая разработка "Кинезиологические упражнения при работе с учениками с ОВЗ"

В работе содержится набор упражнений и игр для работы с детьми с ОВЗ....