Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся
учебно-методический материал на тему

Рябчикова Ольга Васильевна

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предлагают следующие методы обучения в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Дана структура каждого метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, Т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали б'ы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

При написании планов-конспектов уроков порой затрудняешься в выборе методов обучения или называешь методы из различных классификаций. Возникает проблема выбора единой классификации. Для формирования любых понятий должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся.

Таким образом, например, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предлагают следующие методы обучения в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала:

./ объяснительно-иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы;

./ репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний;

./ проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определённый тип мышления;

./ проблемный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие

способности.

Но всё это возможно, если учитель учитывает активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе учения, а также факторы, положительно влияющие на мотивы учащихся.

Рассмотрим структуру каждого метода.

Объяснительно - иллюстративный метод обучения

  1. Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности
  2. Задачи учителя:

Разъяснить

Добиться восприятия Добиться понимания

3. Приёмы преподавания:  Беседа

 Формулировка фактов  

 Сообщение

  Объяснение

  Показ действия

4. Потребности ученика

 Овладеть способом применения по образцу

Запомнить материал

 Понять материал

5. Приёмы учения

 Просмотр информации Прочтение информации

 Прослушивание информации

 Участие в восприятии информации

Репродуктивный метод обучения

  1. Цель урока: усвоение готовых знаний
  2. Задачи учителя:
  3. Подобрать упражнения на запоминание информации
  4. Умение учащихся перевести в разряд навыка

5.Приемы преподавания

  1.  Устный опрос раннее изученного материала
  2. Предложение учащимся упражнений в различных видах, реализующих цель:

запоминание рассмотренного материала

  1. игра
  2. Потребности ученика
  3. Много раз воспроизвести знания
  1. Запомнить информации., необходимую для решения упражнений 12.Приёмыучения

13.Решение заданий по образцу

14.Повторение информации.

Проблемное изложение

  1. Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности
  2. Задачи учителя:

Организация адекватных действий учеников

3. Приёмы преподавания:

Постановка проблемы

 Создание проблемной ситуации

 Разрешение проблемной ситуации (поиск)

 Анализ полученного решения

4. Потребности ученика Сравнивать

 Анализировать

 Выделять главное

5. Приёмы учения

Выполнение логических операций

 Воспроизведение знаний и способов деятельности .

 Рассказ

Осмысление учебного материала;

Составление плана

 Восприятие информации

Частично-поисковый (информационно-эвристический) метод обучения

  1. Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности
  2. Задачи учителя:

 Проблемный подход в сообщении материала

3.  Приёмы преподавания:

 Эвристическая беседа

 Самостоятельная работа с элементами исследования ./

 Игра

4. Потребности ученика

 Стремление к выявлению смысла изучаемого содержания

 Познание связей между явлениями

Овладение способами применения знаний в изменённых условиях

5. Приёмы учения

 Самостоятельные обобщения по частным вопросам

 Решение познавательных задач

 Составление плана самостоятельной работы

 Участие в эвристической беседе

 Частичный мыслительный эксперимент

Исследовательский метод обучения

  1. Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности
  2. Задачи учителя:

Минимум информационных функций

 Максимум управленческой деятельности

 8. Приёмы преподавания:

./ Сопоставление с новыми фактами

./ Консультации

./ Анализ

./ Оценка

./ Эксперимент

./ Анализ известных фактов

./ управление исследовательской деятельностью

9. Потребности ученика

./ Стремление применить знания в новой ситуации

./ Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему

10. Приёмы учения

./ Осознание учебной проблемы

./ Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи

./ Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением

 ./ Обобщение по проблеме в целом

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олимпиады и деловые игры.

В соответствии с классификацией методы активного обучения при меняются на

- имитационных и неимитационных видах занятий. Неимитационными чаще всего являются традиционные виды занятий (лекции, лабораторные работы и другие). Основная особенность имитационных видов занятий - имитация изучаемого процесса или деятельности. Основными видами активного обучения на неимитационных занятиях являются:

  1. Проблемная лекция. Она отличается от обычной прежде всего отсутствием монологического, информационного характера сообщения готовых знаний и выводов. Особенность проблемного изложения в том, что учитель не все знания дает в готовом виде, а в ходе лекции ставит вопросы, создает проблемные ситуации, направляет внимание учащихся на их сущность и необходимость решения, добивается вовлечения их в активную учебную деятельность по решению выдвинутых проблем. То есть проблемная лекция активна, если в ходе ее обеспечивается самостоятельная творческая работа учащихся контролирующими вопросами, обсуждением и другими способами.
  2. Семинары, тематические дискуссии. Приемлемы как форма обсуждения какого-либо сложного вопроса, проблемы, по которым нет единого мнения. Они заставляют участников тщательно продумывать, обосновывать свою точку зрения, собственное понимание материала, развивают навыки критического суждения, формируют умение выступать публично.
  3. Групповая консультация. Активна, если весь коллектив вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов.
  4. Рецензирование предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:

 найдите и исправьте в тексте фактические ошибки;

 опровергните предложенную информацию;

проверьте предложенную информацию справочной литературой;  предложите своё, более точное, определение;

 догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке.

Имитационные методы активного обучения подразделяются на неигровые и игровые. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал к,д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений учителей и обучающихся.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, Т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие, важные психологические эффекты игры.

к организации игр для детей предъявляются определенные требования:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  1. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.

3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда при водит к усилению самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока черчения – результат организации активной деятельности обучающихся

Материал содержит доклад и презентацию по теме "Эффективность урока черчения - результат организации активной деятельности обучающихся"...

Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся.

Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся.       Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в...

Организация активной деятельности учащихся при использовании проектной деятельности.

Проектное обучение - это полезная альтернатива классно-урочной системы....

Организация активной деятельности учащихся на уроках химии

Учитель не должен преподносить ученику истину, он должен учить находить ее. ( Дистервег) Я ознакомилась с материалами по научным основам проблемного обучения. Благодаря этим работам и курсам повышен...

Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями.

Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями...

«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».

laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....