Особенности татарского языка
материал на тему

Особенности татарского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_tatarskogo_yazyka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности татарского языка

Татар теленең үзенчәлекләре

  1. В татарском  языке вопрос “ Кем? ” задаем только Аллаху и ЧЕЛОВЕКУ, все остальные проедметы отвечают на вопрос “ Что?”, даже если они одушевленные предметы.

Укукчы, Укытучы, әни , әти, Бала, кеше, Маша, Даша, Саша ... – КЕМ?

Эт, өстәл, ат, урындык, песи, тартма, куян, шәһәр  ... – НӘРСӘ?

  1. Вопросы “ КЕМ?, НӘРСӘ? ” можно задавать во множественном лице.

Ребёнок – КТО?                               Дети  - КТО?

Бала – КЕМ?                                   БалаЛАР – кемНӘР?

Коробка – ЧТО?                                    Коробки – ЧТО?

Тартма – НӘРСӘ?                                   ТартмаЛАР – НәрсәЛӘР?

Котёнок – КТО?                               Котята – КТО?

Песи баласы -  нәрсә?                   Песи балаЛАРЫ – нәрсәЛӘР?

В школе – ГДЕ?                                        В школах – ГДЕ?

МәктәпТӘ-  КайДА?                                  МӘктӘпЛӘРДӘ – КайЛАРДА?

На коробку – НА ЧТО?                               На коробки- НА  ЧТО?

ТартмаГА -   нәрсәГӘ?                                ТартмаЛАРГА нәрсәЛӘРГӘ?

На работу – КУДА?                                      На работы – КУДА?

ЭшКӘ – КАЯ?                                                 ЭшЛӘРГӘ – КайЛАРГА?

  1. Нет  понятия “ род”  (мужской род; женский род, средний род )

Ул – он; онА, онО.

Он удивился – УЛ гаҗәпләнде.

ОНА  удивилась – УЛ гаҗәпләнде.

ОНО  интересное. – УЛ кызыклы.

  1. Есть  понятие “ КАТЕГОРИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ”, т.е. в зависимости от принадлежности предмета конкретному лицу, предмет принимает разные аффиксы.

   

                                                                 МинЕМ  урындыГЫМ (  К        Г )

        МОЙ                                   НАШ       СинЕҢ    урындыГЫҢ

                                             Аның       урындыГЫ

          ТВОЙ                СТУЛ                ВАШ      БЕЗнең     урындыГЫБЫЗ

                                    СЕЗнең         урындыГЫГЫЗ

              ЕГО, ЕЁ                                              ИХ                    АЛАРның     урындыГЫ

  1. Закон СИНГАРМОНИЗМА. ( гармония гласных).

В татарском языке есть ряд

Твёрдые гласные        

 А

   У

ЫЙ

Мягкие гласные

  Ә

   Ү

  И

К  ТВЁРДЫМ   словам (   словам с твёрдым гласным в корне слова ) добавляются   ТВЕРДЫЕ аффиксы;

тЫнЫч/лАн/дЫр/мААн/нАр/мЫ?

К  МЯГКИМ словам (  словам с  мягким  гласным в корне слова) добавляются  МЯГКИЕ  аффиксы.

сӨйлӘӘӘн/нӘр/мЕ?

К словам в корне, которых есть и твёрдые , и мягкие гласные добавляется   аффикс с той гласной  , какая  в слове  последняя.

кИтАп/лАр/дАЫЫ?

гАҗӘп/лӘн/дЕр/мӘӘн/нӘр/мЕ?

  1. Глагол  в предложениях всегда занимает  последнее место.

Мы читаем много интересных книг.

Без күп кызык китаплар укыйбыз.

  1. Есть понятие “ ПОСЛЕЛОГИ ”  ( слова, которые стоят после главнгого слова).

Өст/е/ндә, аст/ы/нда, эч/е/ндә, арт/ы/нда, ал/ды/нда, ян/ы/нда, ара/сы/нда, каршы/нда, кадәр, соң, кебек, гына/генә/кына/кенә, түгел, белән  ....

ДО школы – МәктәпКӘ  КАДӘР;

ПОСЛЕ уроков – дәресләрДӘН СОҢ;

ТОЛЬКО   - цвет чәчәлләр   ГЕНӘ;

ПОД ногами – аяклар АСТЫНДА.

.....

  1. Нет предлогов. Всё после корня слова. Корень НЕ меняется (только  перед гласными  К        Г, П Б).
  2. Прошедших времен шесть.

Определенное прошедшее время: - -ды/-Де; -ТЫ/-ТЕ;-(МЫ видели ).

Неопределенное прошедшее время: –Ган/-Гән; - Кан/-кӘн; ( мы не видели).

Незаконченное (незвершенное )прошедшее время: - А/Ә+ иде;

                                                                                                      - ЫЙ/- И + иде

Преждепрошедшее время : -ган /-гән  ИДЕ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по татарскому языку 2 класс татарская группа

Тесты для проверки знаний ,2 класс,татарская группа,1 полугодие...

Элективный курс по татарскому языку "Стилистика татарского языка"

Элективный курс по татарскому языку "Стилистика татарского языка"...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения

Рабочая программа для 6 классов  по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....

Особенности татарского костюма в современном мире

В повседневной жизни можно и нужно носить одежду с национальным колоритом.  Она не дает народу потерять свою самобытность, соединяет поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...