Романтическая поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»
план-конспект урока (8 класс) на тему

Садриева Альбина Эльбертовна

Данные об авторе

Автор(ы): 

 Cадриева А.Э.

Место работы, должность: 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион: 

 Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 все уровни образования

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

Класс(ы): 

 8 класс

Предмет(ы): 

 Литература

Цель урока: 

Познакомить учащихся с лермонтовской поэмой «Демон»;  

Повторить особенности романтизма как литературного направления;

Учить давать аргументированные, логично построенные ответы.

Тип урока: 

 Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demon.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Логин

Романтическая поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»

Размещено: Альбина Эльбертовна Садриева - ср, 19/10/2011 - 20:29

Данные об авторе

Автор(ы): 

 Cадриева А.Э.

Место работы, должность: 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Альметьевска Республики Татарстан

Регион: 

 Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 все уровни образования

Целевая аудитория: 

 Учащийся (студент)

Класс(ы): 

 8 класс

Предмет(ы): 

 Литература

Цель урока: 

Познакомить учащихся с лермонтовской поэмой «Демон»;  

Повторить особенности романтизма как литературного направления;

Учить давать аргументированные, логично построенные ответы.

Тип урока: 

 Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): 

 30

Краткое описание: 

 1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая. А «Демон», с вашей точки зрения? Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма. - Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя.

1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках  мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая.

А «Демон», с вашей точки зрения?

Сегодня  мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма.

- Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:

                                    -герой  – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;

                                    -исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

                                         Характерное особое  романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. (Слайд на доске)

 

2.Работа с текстом поэмы «Демон» ( текст прочитан заранее)

-- Дайте характеристику главному герою поэмы, Демону?

--На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста.

Это герой- одиночка(«Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни.

Это исключительный герой. Это дух, демон, живущий вне пространства и времени(2 признак).

 

3.Прервем ход наших мыслей  и поговорим о сюжете поэмы.

Сообщение ученика. Замысел и сюжет поэмы «Демон» (Слайды с презентацией)

Замысел поэмы возник у Лермонтова еще в 1829году . Уже тогда определился основной конфликт: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его  избранница, монахиня, любит ангела и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню, торжествует над соперником.

Зарождение любви героини к искусителю- особая тема. Место действия- Кавказ, сюжет погружается в сферу народных преданий. Фигура Тамары почти символический образ, равноценный образу Демона. Мотив любви ее к ангелу теряет свое значение, а в «грехопадении»ее открывается высший смысл. Она наделена полнотой переживания, которая исчезла в современном мире.

Она способна к самоотверженной любви и искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости:

                                               Она страдала и любила,

                                                И рай открылся для любви.

Демон погубил свою возлюбленную, он не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним.

Побежденный Демон- существо бунтующее и страдающее. В монологе искусителя проступает отрицание существующего миропорядка, и голос героя сливается с голосом автора.

Концовка поэмы «Демон» как будто соотносится с концовкой поэмы «Мцыри»: Демон живет с проклятием на устах—Мцыри умирает «никого не проклиная»

 

4.—Чем привлекла Демона Тамара? (ответ аргументируйте цитатой из текста)

    -- Как повела себя Тамара, искушенная злым духом?

-- Изменила ли Демона любовь к Тамаре?

                                            И вновь остался он, надменный,

                                            Один, как прежде, во вселенной

                                             Без упованья и любви!...

ИТАК, сделаем вывод.

 «Демон»- романтическое произведение.

1.Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь.

2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне  и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.

3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.

Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви.

«Демон»- романтическое произведение.

Д.задание: опережающее задание к следующему уроку внеклассного чтения. Тему можно посмотреть на стенде.

http://www.openclass.ru/sub/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". Внеклассное чтение в 8 классе....

Урок-мастерская построения знаний по философской поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

В методической разработке представлен опыт использования на уроке литературы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" технологии кейс-стади, приведены методические комментарии для учителя....

Конспект урока "Философская поэма М.Ю.Лермонтова "Демон"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся 9-10 классов....

Конспект и презентация к уроку литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"

В материале содержится конспект урока и презентация по теме "За что наказан Демон?"....

Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

Иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"...

"Мцыри" - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова

Презентация включает в себя иллюстрации, которые заинтересуют школьника, расскажет об особенностях композиции и сюжета. Это поможет разобраться в важных вопросах построения произведения. Важна и лекси...

Конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

В разработке представлен конспект урока по поэме М.Ю. Лермонтова "Демон" и мультимедийное сопровождение....