Главные вкладки

    Презентация на методический семинар
    методическая разработка на тему

    Белашова Валентина Николаевна

    Методический семинар на тему "Использования ИКТ на уроках русского языка и литпературы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_metodicheskiy_seminar.ppt863 КБ
    Файл obyasnitelnaya_zapiska.docx25.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. Практическое освоение основных инновационных методик Методический семинар Белашова Валентина Николаевна МБОУ «СШ№15»

    Слайд 2

    Как сделать урок интересным , ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

    Слайд 3

    «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века»

    Слайд 4

    1.ТЕХНОЛОГИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ИСКАТЬ, ОБРАБАТЫВАТЬ И УСВАИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ИЗ ИНТЕРНЕТА. 2.ЭТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОГО КОМПЬЮТЕРА, САМЫХ РАЗНЫХ ПРОГРАММ. Что такое ИКТ?

    Слайд 5

    -ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. -РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. -СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:

    Слайд 7

    «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,- я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»

    Слайд 8

    -ПОЗВОЛЯЕТ ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАТЬ ГРУППОВУЮ И САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ; -СПОСОБСТВУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ; -ПОЗВОЛЯЕТ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ; - ПОВЫШАЕТ ИНТЕРЕС К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ; -АКТИВИЗИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ; -РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ; ОСОВРЕМЕНИВАЕТ УРОК. Применение ИКТ на уроках

    Слайд 9

    Современный мультимедийный урок Традиционный -актуализация знаний; -объяснение нового; -закрепление; -контроль Мультимедийный - рисунок, иллюстрация, графика; - интерактивная игра; - интерактивный тренажер; - видеофрагмент, аудиозапись, презентация

    Слайд 10

    «ЗНАНИЯ БУДУТ ТЕМ ПРОЧНЕЕ И ПОЛНЕЕ, ЧЕМ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ОНИ ВОСПРИНИМАЮТСЯ» К.УШИНСКИЙ (РАЗНЫЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ) ЭКОНОМИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДО 30%!!!

    Слайд 11

    1. ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ, НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ) 2.ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (УПРАЖНЕНИЯ, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, ПОНЯТИЯ) 3.КОНТРОЛЬ ЗА УМЕНИЯМИ, НАВЫКАМИ УЧАЩИХСЯ 4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

    Слайд 12

    Интерактивный метод Задание В газетах по…вилось сообщение об открыти…, зап…тентова(н,нн)ом одним из ро(с,сс)ийских уч…ных. При создани… (сверх)тонкого слоя из микроск…пических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет ст…новит…ся (не,ни)видимым для наблюдателя. (Не,ни)ужели (шапка)(не,ни)видимка и волшебный плащ… Гарри Поттера станут яв…ю? Проверка В газетах по я вилось сообщение об открыти и , зап а тентова нн ом одним из ро сс ийских уч ё ных. При создани и свер хт онкого слоя из микроск о пических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет ст а новится н ев идимым для наблюдателя. Не ужели шапка- не видимка и волшебный плащ … Гарри Поттера станут яв ь ю?

    Слайд 13

    При использовании видеосюжетов на уроках русского языка мобилизуется психическая активность, повышается интерес к уроку, расширяется объем усваиваемого материала Как запомнить падежи?

    Слайд 14

    Урок развития речи в 5классе Б.Кустодиев Цикл «Масленица»

    Слайд 15

    Урок литературы Яркий Эмоциональный Привлечение иллюстрированного материала Аудио-, видео- сопровождение

    Слайд 16

    -УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ ЖИВОПИСЦЕВ; -УСЛЫШАТЬ АВТОРСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОВ, ПРОЗЫ И КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ; -ПОПАСТЬ НА ЗАОЧНУЮ ЭКСКУРСИЮ ПО МЕСТАМ, СВЯЗАННЫМ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ КАКОГО-ЛИБО ПИСАТЕЛЯ; -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОГО ИЛЛЮСТРАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА Компьютерная техника с мультимедийными возможностями позволяет:

    Слайд 17

    На своих уроках литературы я все чаще использую современные технологии: -показ презентаций; -проигрывание музыкальных композиций; -просмотр фильмов Педагогика словесника-это педагогика экспрессии

    Слайд 18

    - ПОВЫШАЕТ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ; -ПРОДВИГАЕТ РЕБЕНКА В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ; -ПОМОГАЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ; -ВНОСИТ РАДОСТЬ В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА; -СОЗДАЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ И ИХ СОТРУДНИЧЕСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования

    Слайд 19

    -НАПОЛНИТЬ УРОКИ НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ; -РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ; -ФОРМИРОВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ; -ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ ВЫВОД применение ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к целому ряду положительных результатов, а также позволяет:



    Предварительный просмотр:

                                          ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

              В современной школе учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки - мультимедийные презентации, тестеры, информационно-дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский  восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета. Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне  хочется поделиться своими методами работы с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

    Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

       Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать    информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

       Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

             Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

               Компьютерные технологии применяются практически во всех областях  образования, в т.ч. и в преподавании гуманитарных дисциплин.

       При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

        Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, художественным словом, с книгой.

                  Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ – информационные компьютерные технологии.   Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

                 Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

    Новизна методической системы обусловлена следующим: обоснована эффективность использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе, разработана система практических методов и приемов работы с использованием мультимедийных технологий.

    Практическая значимость методической системы: определены практические методы и приемы использования мультимедиа-технологий при обучении русскому языку и литературе и внеурочной деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования мультимедиа-технологий.

           Современный мультимедийный урок я строю по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На мультимейдийных уроках я использую такие необходимые такого урока, как рисунок, иллюстрация, графика; интерактивная игра; интерактивный тренажер; видеофрагмент; аудиозапись, мультимедийная презентация.

    Практика показывает, что, благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

     При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

    Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

                Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

                Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе – орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.        

               Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала,  формируются нравственные качества.  Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка. Хочу отметить, что такой вид работы позволяет учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.

             Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает нам обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями. Например, в учебнике Л.М.Рыбченковой, 5класс, есть репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица»

    ( используем как наглядный материал на уроках развития речи), а ведь это одна маленькая «картинка», совсем неудобная для описания. С помощью интернета я нахожу дополнительный материал про Б.М.Кустодиева (готовлю презентацию или видеофрагмент), ищу еще картины на такую же тематику. Вывожу все на экран и получается отличный урок развития речи. Материала много, можно дальше фантазировать и использовать по своему желанию. Подобные виды работ способствуют  развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету.

                Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.

              На своих  уроках литературы  я все чаще использую современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов… Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство». Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.
    Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а можно организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. Хотя, конечно же, самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция - служить наглядным материалом.

           Мои   ученики   неоднократно   использовали   именно   презентации   в   качестве сопровождения   к   исследовательским  работам  по  литературе.  Индивидуальная   работа учащихся  по  созданию  презентаций  развивает  их  самостоятельность,   поисковую деятельность,  инициативность,  творчество.  Защита  презентаций  помогает  детям обрести уверенность  в  себе, способствует  выработке  коммуникативных качеств.   Наиболее часто презентация  используется   на  уроках   изучения  биографии.  Данные  работы  обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью  и  творчеством,  а также  несут  краткую информацию об  основных   этапах литературной деятельности и жизни.
               Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу. ИКТ активно используется при подготовке и проведении литературных гостиных, внеклассных мероприятий.

             Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

            В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

              Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

            Соответственно, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к целому ряду положительных результатов, а также позволяет:

    -наполнить уроки новым содержанием;

    -развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

    -формировать элементы информационной культуры;

    -идти в ногу со временем.

          Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

    • повышает качество знаний
    • продвигает ребенка в общем развитии
    • помогает преодолеть трудности
    • вносит радость в жизнь ребенка
    • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".

    План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...

    Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

    Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...

    Презентация к методическому семинару

    Презентация к метод.семинару...

    Презентация к Методическому семинару, посвященному внедрению ФГОС ООО

    Данная презентация может быть использована при проведении методических семинаров, мастер-классов, педагогических советов, посвященных вопросам внедрения ФГОС ООО....

    Презентация к методическому семинару.

    Презентация к статье "Технологии реализации ФГОС"...