Кырыымпа- якутский музыкальный инструмент
презентация к уроку на тему

Тастыгина Елена Александровна

Якутским музыкальным инструментом- Кырыымпа пользуются фольклорные кружки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutskie_natsionalnye_instrumenty.pptx2.18 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кырыымпа – якутская скрипка Подготовила: Тастыгина Елена Александровна

Слайд 2

Каждый народ создал самобытные музыкальные инструменты. По мере роста культуры постепенно обогащался и инструментарий: одни инструменты веками сохранялись и частично дошли до нас в «первобытном» виде, другие развивались, совершенствовались, третьи – забывались и исчезали. Музыка в процессе развития требовала соответствующих средств выражения, а новые, более совершенные инструменты в свою очередь оказывали воздействие на музыку, способствовали ее дальнейшему росту. Особенно этот процесс происходит в наши дни .

Слайд 3

Традиционный инструментарий якутов достаточно разнообразен: хомус (варган), кырыымпа (скрипка), тансыр (домбра), кылысах (балалайка), кюпсюр (барабан), дьа5а, дюнгюр (шаманский бубен), табык и т.д.

Слайд 4

Среди струнных музыкальных инструментов саха можно выделить кырыымпу - якутскую скрипку, на которой исполнитель наигрывает популярные народные напевы. Существует 2,3,4-струнные кырыымпы . Якутский кылысах-кырыымпа изобретен нашими предками на основе военного или охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. Говорят, в старину кырыымпа была в каждом доме, и каждый уважающий себя мужчина должен был уметь играть на ней.

Слайд 5

Мастера-якуты делают корпус инструмента из лиственницы, ели и осины, а деки - из дерева и кожи. Раньше для струн использовали крученый конский волос, а сейчас вставляют скрипичные струны.

Слайд 6

Другие формы кырыымпы .

Слайд 7

Корпус данной кырыымпы сделан из дерева. Она имеет форму сэргэ (коновязь) с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Она необходима для того, чтобы исполнитель мог, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах.

Слайд 8

50-е годы ХХ века можно считать самыми благоприятными годами в истории кырыымпы . В те времена почти в каждом районе республики звучал смычковый национальный инструмент в исполнении самодеятельных исполнителей. В 1946 году талантливый мастер П.И. Деляев сделал и подарил заслуженному деятелю РСФСР М.Н. Жиркову кырыымпу . Звук инструмента настолько поразил якутского композитора, что он решил использовать кырыымпу в качестве музыкального сопровождения партий в опере « Нюргун Боотур » в 1947 году

Слайд 9

Были и другие талантливые мастера-исполнители: Иаким Дмитриевич Избеков , Илья Михайлович Неустроев, Алексей Иннокентьевич Михайлов и другие. Александр Иванович Чахов собрал богатейший материал по фольклору и музыке и описал технологию изготовления якутских народных инструментов. Он в своей книге о якутских старинных музыкальных инструментах пишет, что в настоящее время у кырыымпы пропадает национальный колорит, т.е. кылысах .

Слайд 10

В селе Бердигестях , находящегося в 184 км от столицы Республики Саха (Якутия) г. Якутска, успешно работает мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Мастерская носит имена четы художников по образованию, замечательных народных мастеров Василия Авксентьевича и Марии Васильевны Мохначевских , в 70-е годы ХХ века создавших в Горном районе целый оркестр народных якутских инструментов, гремевший на всесоюзном уровне. Директором является Парфенов Марк Сидорович, ныне носящий звание Отличник культуры РС (Я).

Слайд 12

Изделия мастерской – народные инструменты

Слайд 13

Этно-музыкант Герман Хатылаев Этно-музыкант Герман Хатылаев

Слайд 14

В кырыымпе отразилась характерная национальная самобытность, которая и составляет всю прелесть и неповторимость звучания якутского народного музыкального инструмента. В настоящее время кырыымпа возрождается и завоевывает не меньшую популярность, чем хомус . Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо расширять музыкальный кругозор, знакомиться с творческой культурой других тюркских и нетюркских народов и т.п. В свою очередь, рано или поздно это послужит сохранению собственного исполнительского «лица» на фоне многообразной палитры различных инструментальных исполнительских традиций, сохранению и развитию неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".

laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....