Урок чтения в 5 классе на тему: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».
план-конспект урока (5 класс) по теме

Телегина Светлана Алексеевна

Дата проведения: 24  ноября 2016 года.

Класс:

Тема:Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Цель: обеспечить условия для:

1.     Восприятия художественного произведения.

2.     Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.

3.     Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи:Обучающие: развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность;развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные:воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

 

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Н.Носова, портрет писателя, иллюстрации к рассказу, презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_vitya_maleev.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 24  ноября 2016 года.

Класс: 5б

Тема: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие:   развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные:  воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг Н.Носова, портрет писателя, иллюстрации к рассказу, презентация.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА:  «Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Этапы

Средства и приёмы учителя

Оргмомент

Речёвка.

- Ребята! Поприветствуйте гостей.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.

Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведе-ния.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.


Подарите улыбки друг другу:

Улыбнитесь друг другу! Приятного нам урока!

- Итак, мы начинаем.

- Я желаю вам новых открытий.

- Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «О друзьях – товарищах».

- Вспомним, какие произведения мы прочитали?

- О ком в них говорится?

- Произведение, о котором мы будем сегодня говорить, написал Николай Николаевич Носов.

Представле-ние автора.

- Сегодня мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя Н. Н. НОСОВА интересными фактами.

Ребята с вами сейчас поделятся своей информацией. 

( рассказ детей)

Свой рассказ о Николае Носове мне хочется начать с его слов «Сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением».

Писатель соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи…

Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

Позже Носов продавал газеты, был возчиком бревен. Именно с коротких рассказов для детей и началась творческая дорога Н.Носова. Это удивительные рассказы – маленькие шедевры.  

Начало его писательской деятельности было неожиданным. Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории.

Выставка книг.

– Обратите внимание на выставку книг.

- Выставку книг Н.Носова я назвала -  Книги о мальчишках и девчонках.

- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями.   Они рассказали нам много забавных и интересных историй.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные, поучительные истории.

Парад книг,

презентация

- А сейчас  - Парад книг.  

Вспомним названия рассказов  Н. Носова, глядя на иллюстрации.

Тема урока

- Итак, мы сегодня продолжим знакомство с произведением Н. Носова – «Витя Малеев в школе и дома». 

- Открою вам секрет. Повесть написана давно, в 1951 году. Не все слова в этом произведении возможно будут вам понятны. Непонятные слова мы обязательно разберём.

-Вспомним содержание 1 части.

Вопросы по содержанию

1 части текста

 - Кто является главным героем  произведения? (Витя Малеев, Костя Шишкин)

- От чьего имени введётся рассказ? (Вити Малеева)

- Кто навестил Шишкина в тот день? (Витя Малеев, одноклассники)

- А кто навещал его каждый день? (Витя Малеев)

- Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему?

(нет, потому что он не был болен)

- Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?

(неуверенно, заикается, отвечает тем же словами что и вопросы)

- Лежишь?

- Лежу вот.

- Скучно тебе, небось, лежать всё время?- спрашивает Лёня.

- Скучно.

- Ты один весь день?

- Один.

- Как ребята подбадривали больного?

(Мы теперь будем ходить к тебе почаще. Ты извини, что мы не приходили: думали – ты скоро выздоровеешь и сам придёшь. )

(Мы к тебе будем каждый день приходить, хочешь ? – предложил Слава..)

(А об уроках не беспокойся. Вот начнёшь поправляться. Мы тебе будем уроки носить и помогать учиться. Ты нагонишь.)

- Что произошло дальше? (ребята стали прощаться, пожелали Косте скорейшего выздоровления)

Словарная работа

- Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова?

- Давайте прочитаем их.

 

Физминутка речевая

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

 

Чтение  2 части теста

-  Сейчас мы с вами  возвращаемся к рассказу и начинаем читать  2 часть.

Учитель, хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.

Словарная работа

-Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

 Акробат-спортивный гимнаст

Циркач-цирковой артист

Заковылял-медленно пошёл

Отворил-открыл

Юркнул-спрятался

Звено – группа детей

Ябеда-доносчик

Разбор 2 части.

Выборочное чтение.

- Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста? (с одной стороны-грустное-обман; с другой стороны-радостное-что все его простили)

- Кто является главным героем повести?

- Понравился ли вам этот герой? Чем?

- Чтобы вы ему посоветовали? (не обманывать, не подводить друзей и учителя)

- Как Витя понимал дружбу?

- Что он рассказывал о Косте в школе?

- Как Костя объяснил свои прогулы? (просто я решил циркачом стать) Зачитайте. (Я вам всё расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать…)

- Кому хотели рассказать ученики про Костю? (Ольге Николаевне)

- Как пригрозил Косте Игорь? Зачитайте. (Вот попробуй не приди завтра в школу, тогда узнаешь! Нечего гулять. Надо учиться!)

- Кто пришёл к Косте в конце этого разговора? (Учительница).

- Обрадовалась ли Ольга Николаевна, когда увидела ребят? (да)

- Что она сказала? Зачитайте. (О, да тут всё звено! – сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. – Решили навестить больного товарища?)

- Что сказал Юра про Костю? Зачитайте. (Ничего у него не болит! – сказал Юра. – Он вовсе не болен.)

- С каким вопросом обратилась Ольга Николаевна к Вите? (Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?)

- Как отреагировал Витя? Зачитайте. (От стыда я не знал куда деваться).

- Правильно ли поступали Витя и Костя? Докажите словами текста, что Витя с самого начала чувствовал себя неуютно, что его мучала совесть. (Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз поговорить с ним.)(Ну, нечего радоваться!-сказал я. –Я решил сегодня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра не придёшь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе).

Работа по иллюстрации

Рассмотрите иллюстрации.

- Какой эпизод рассказа здесь изображён?

Конкурсное чтение

Выразительное чтение отрывка:

 - А почему ты в школу не ходишь? – спросил Юра.- Ты решил притвориться больным, чтобы не ходить в школу!

- Я вам всё расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать…

Подведение итогов.

Правила Дружбы в коллективе.

 

А сейчас все хором зачитаем Кодекс Дружбы.

 

Если хочешь быть хорошим и верным другом: 
Делись своими успехами, неудачами и новостями. 
Умей слушать. 
Оказывай другу  помощь и поддержку. 
Доверяй другу и будь уверенным в нем. 
Сохраняй тайны своего друга. 
Не критикуй друга  при людях. 
Не обсуждай друга в его отсутствие. 
Не ревнуй друга к другим его друзьям. 
Уважай внутренний мир и чувства своего друга. 
Возвращай долги. 
Радуйся успехам своего друга.

Итог урока.

Обобщение.

- Я предлагаю вернуться к теме нашего урока.

- Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

- И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны.

«Всё достигается упорным трудом.

Без упорного труда не будет у тебя и силы воли, и недостатков своих не исправишь».

- Я желаю вам, чтобы вы были трудолюбивыми, честными и всегда шли к поставленной цели.

- Спасибо!

Оценки.

Д/з.

Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие…

Дома выполните следующее творческое задание. Напишите письмо главным героям книги – Вите или Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на уроке.

Дополнитель-но

Стихотворение

Если есть друзья на свете 
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер 
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу 
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим 
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит, 
Скажут все, кто юн и смел: 
Мы с тобой живем на свете 
Для хороших славных дел.

Давайте немножко поиграем. Угадай рассказ.

1. В каком рассказе Носов высмеивает трусость? «Живая шляпа»

2. Из какого рассказа этот диалог:

- А я раньше летать умел.

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился. «Фантазеры»

3. Из какого рассказа можно узнать о том, как не нужно варить кашу? «Мишкина каша»

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. 

Казанская школа № 142

УРОК ЧТЕНИЯ

в 5 классе

ТЕМА:  «Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

 Провела:

учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2016 год

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс школа 8 вида

Чтение   2 класс. Тема урока:   « «Жалко птичек». Работа с текстом». Цель урока: а). развитие умение работать с текстом; закрепление знаний о зиме;      ...

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Урок чтения 7 класс школа 8 вида на тему "И.А.Крылов "Кукушка и Петух"

Урок ориентирован на активизацию памяти, мышления путем различных видов деятельности. отбор учебного материала проведён с учетом возрастных и личностных особенностей детей, на основании принципа динам...

Презентация по теме "Организации самостоятельной работы учащихся в школе и дома"

Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания школьников. Эффективность самостоятельной работы определяется её грамотной организацией. Необходимо целенаправленное ...