Этапы | Средства и приёмы учителя |
Оргмомент | Речёвка. - Ребята! Поприветствуйте гостей. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.
|
Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведе-ния. | Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу:
Улыбнитесь друг другу! Приятного нам урока! - Итак, мы начинаем. - Я желаю вам новых открытий. - Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «О друзьях – товарищах». - Вспомним, какие произведения мы прочитали? - О ком в них говорится? - Произведение, о котором мы будем сегодня говорить, написал Николай Николаевич Носов. |
Представле-ние автора. | - Сегодня мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя Н. Н. НОСОВА интересными фактами. Ребята с вами сейчас поделятся своей информацией. ( рассказ детей) Свой рассказ о Николае Носове мне хочется начать с его слов «Сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением». Писатель соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был возчиком бревен. Именно с коротких рассказов для детей и началась творческая дорога Н.Носова. Это удивительные рассказы – маленькие шедевры. Начало его писательской деятельности было неожиданным. Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории. |
Выставка книг. | – Обратите внимание на выставку книг. - Выставку книг Н.Носова я назвала - Книги о мальчишках и девчонках. - Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями. Они рассказали нам много забавных и интересных историй. - Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные, поучительные истории.
|
Парад книг, презентация | - А сейчас - Парад книг. Вспомним названия рассказов Н. Носова, глядя на иллюстрации.
|
Тема урока | - Итак, мы сегодня продолжим знакомство с произведением Н. Носова – «Витя Малеев в школе и дома». - Открою вам секрет. Повесть написана давно, в 1951 году. Не все слова в этом произведении возможно будут вам понятны. Непонятные слова мы обязательно разберём. -Вспомним содержание 1 части. |
Вопросы по содержанию 1 части текста | - Кто является главным героем произведения? (Витя Малеев, Костя Шишкин) - От чьего имени введётся рассказ? (Вити Малеева) - Кто навестил Шишкина в тот день? (Витя Малеев, одноклассники) - А кто навещал его каждый день? (Витя Малеев) - Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? (нет, потому что он не был болен) - Каким голосом Костя разговаривал с ребятами? (неуверенно, заикается, отвечает тем же словами что и вопросы) - Лежишь? - Лежу вот. - Скучно тебе, небось, лежать всё время?- спрашивает Лёня. - Скучно. - Ты один весь день? - Один. - Как ребята подбадривали больного? (Мы теперь будем ходить к тебе почаще. Ты извини, что мы не приходили: думали – ты скоро выздоровеешь и сам придёшь. ) (Мы к тебе будем каждый день приходить, хочешь ? – предложил Слава..) (А об уроках не беспокойся. Вот начнёшь поправляться. Мы тебе будем уроки носить и помогать учиться. Ты нагонишь.) - Что произошло дальше? (ребята стали прощаться, пожелали Косте скорейшего выздоровления)
|
Словарная работа | - Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова? - Давайте прочитаем их. |
Физминутка речевая | Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо! |
Чтение 2 части теста | - Сейчас мы с вами возвращаемся к рассказу и начинаем читать 2 часть. Учитель, хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.
|
Словарная работа | -Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части. Акробат-спортивный гимнаст Циркач-цирковой артист Заковылял-медленно пошёл Отворил-открыл Юркнул-спрятался Звено – группа детей Ябеда-доносчик
|
Разбор 2 части. Выборочное чтение. | - Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста? (с одной стороны-грустное-обман; с другой стороны-радостное-что все его простили) - Кто является главным героем повести? - Понравился ли вам этот герой? Чем? - Чтобы вы ему посоветовали? (не обманывать, не подводить друзей и учителя) - Как Витя понимал дружбу? - Что он рассказывал о Косте в школе? - Как Костя объяснил свои прогулы? (просто я решил циркачом стать) Зачитайте. (Я вам всё расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать…) - Кому хотели рассказать ученики про Костю? (Ольге Николаевне) - Как пригрозил Косте Игорь? Зачитайте. (Вот попробуй не приди завтра в школу, тогда узнаешь! Нечего гулять. Надо учиться!) - Кто пришёл к Косте в конце этого разговора? (Учительница). - Обрадовалась ли Ольга Николаевна, когда увидела ребят? (да) - Что она сказала? Зачитайте. (О, да тут всё звено! – сказала Ольга Николаевна, входя в комнату. – Решили навестить больного товарища?) - Что сказал Юра про Костю? Зачитайте. (Ничего у него не болит! – сказал Юра. – Он вовсе не болен.) - С каким вопросом обратилась Ольга Николаевна к Вите? (Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?) - Как отреагировал Витя? Зачитайте. (От стыда я не знал куда деваться). - Правильно ли поступали Витя и Костя? Докажите словами текста, что Витя с самого начала чувствовал себя неуютно, что его мучала совесть. (Я хотел после уроков зайти к Шишкину и в последний раз поговорить с ним.)(Ну, нечего радоваться!-сказал я. –Я решил сегодня с тобой в последний раз поговорить: если ты завтра не придёшь в школу, то я сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе). |
Работа по иллюстрации | Рассмотрите иллюстрации.
- Какой эпизод рассказа здесь изображён? |
Конкурсное чтение
| Выразительное чтение отрывка:
- А почему ты в школу не ходишь? – спросил Юра.- Ты решил притвориться больным, чтобы не ходить в школу! - Я вам всё расскажу, ребята, только вы не сердитесь. Я не хотел обмануть вас. Просто я решил циркачом стать…
Подведение итогов. |
Правила Дружбы в коллективе.
| - А сейчас все хором зачитаем Кодекс Дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом: Делись своими успехами, неудачами и новостями. Умей слушать. Оказывай другу помощь и поддержку. Доверяй другу и будь уверенным в нем. Сохраняй тайны своего друга. Не критикуй друга при людях. Не обсуждай друга в его отсутствие. Не ревнуй друга к другим его друзьям. Уважай внутренний мир и чувства своего друга. Возвращай долги. Радуйся успехам своего друга.
|
Итог урока. Обобщение. | - Я предлагаю вернуться к теме нашего урока. - Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью. - И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны. «Всё достигается упорным трудом. Без упорного труда не будет у тебя и силы воли, и недостатков своих не исправишь». - Я желаю вам, чтобы вы были трудолюбивыми, честными и всегда шли к поставленной цели. - Спасибо! |
Оценки. Д/з. | –Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие… Дома выполните следующее творческое задание. Напишите письмо главным героям книги – Вите или Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на уроке. |
Дополнитель-но | Стихотворение Если есть друзья на свете Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер Даже буря не согнёт. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для хороших славных дел. |
| Давайте немножко поиграем. Угадай рассказ. 1. В каком рассказе Носов высмеивает трусость? «Живая шляпа» 2. Из какого рассказа этот диалог: - А я раньше летать умел. - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. «Фантазеры» 3. Из какого рассказа можно узнать о том, как не нужно варить кашу? «Мишкина каша» |
| Чтение и обсуждение притчи о дружбе. Послушайте притчу о дружбе: Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло... – О чем эта притча, чему она учит нас? – Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
|