Нестандартные типы уроков
статья (6 класс) на тему

Нестандартные типы уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_tipy_urokov.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

        

Нестандартные типы уроков

  НЕСТАНДАРТНЫЕ  ТИПЫ УРОКОВ

               

                                                    ПЛАН :

1.Введение.                                                                        

2.Методологические и прикладные аспекты педагогического общения:                                          

               а)коммуникативные игры;

               б)коммуникативные имитации;

               в)свободное общение;

               г)гуманистический подход.

3.Типология нестандартных уроков:                      

               а)урок-соревнование. КВН;                          

               б)урок-соревнование. Марафон;                

               в)урок-смотр знаний;                                  

               г)урок-экскурсия;                                        

               д)урок-конференция;                                    

               е)урок-деловая игра;                                      

               ё)урок-телемост;                                            

              ж)урок-праздник;                                            

               з)урок-ролевая игра;                                  

               и)урок-викторина;                                          

               к)урок-обобщающее повторение;                  

               л)Интернет-урок.                                            

4.Практическая часть:                                              

              1)урок-соревнование. КВН.                        

              2)урок-викторина.                                        

5.Заключение.                                                                

6.Литература.                                                                

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

             Очень важным условием для проведения таких уроков является благоприятный психологический  климат на уроке, уважительное, доброжелательное отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Использование таких уроков помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения.  

              Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и содержанию уроки открывают простор для творчества как учащихся, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

  При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей обуславливает естественность общения.

      В настоящее время получает все большее распространение трехчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий как основы нестандартных уроков. Практически построение любого типа таких уроков может выполняться в три этапа:

                 1)  подготовительный;

                 2) исполнительный;

                 3)  итоговый.

                 1)  подготовительный этап присутствует в большинстве данных уроков. Учащиеся готовят названия команд, выбирают капитанов и актив групп, пишут плакаты, рисуют эмблемы, находят информацию по заданной ранее теме, отбирают дополнительный материал, готовят задание команде соперников и т.д.

                  2)исполнительный этап присутствует на каждом уроке, из чего и складывается деятельность учащихся                                        

Этот этап  в каждом типе данных уроков индивидуален (см.разработку уроков).

           3)один из самых сложных этапов этих уроков является итоговый. Этот этап сложен прежде всего для учителя (или членов жюри), на которого возложена миссия объективного оценивания учащихся в данном виде работы. Поэтому учитель может в нестандартных типах уроков применять свои формы оценивания. Можно предложить фишки с четырьмя выражениями лиц: широкая  улыбка- отличная работа; улыбка- хорошая работа; без улыбки- удовлетворительная работа; грусть- плохая работа (участник неактивен). Предлагаются различные предметы в качестве зарабатывания баллов (в конкурсных типах уроков). При организации коллективно-учебной деятельности в группах предлагается возможным использовать оценочную карту. Цель ее научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

            В качестве поощрения  на таких уроках  можно использовать различные призы, которые можно изготовить своими руками (напр. «медали», значки и т.д.)

     Очень важен при планировании данных уроков гуманистический подход.

      При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

          учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

         каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

         самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;

         поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

         участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

         языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

          учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

        При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности и даже грубости, вынуждающие переключать внимание на другие, более благополучные и «безопасные» виды деятельности и «выпадать из учебного процесса.

        Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке. Именно такие учащиеся чаще всего являются активом на данных уроках (капитаны команд, ведущие, «иностранные» гости и т.д).

ТИПОЛОГИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ.

          Нестандартные уроки основаны на работе с игровой задачей прежде всего. Существуют разные типы нестандартных уроков:

             урок-соревнование (марафон, КВН);

             урок-смотр знаний;

             урок-экскурсия;

             урок-конференция;

             урок- деловая игра;

             урок-телемост;

             урок-праздник (Рождество, Пасха, день Св. Валентина и т.д.);

             урок- ролевая игра;

             урок-викторина;

             урок- обобщающее повторение;

             Интернет-урок.

      Многие из данных типов могут быть как целостно спланированными (КВН, смотр знаний, праздник, конференция и т.д.), так и частично составляющими обычных уроков (викторина, ролевая игра, дискуссия и т.д.)

         Задания в данных уроках построены на основе речевого взаимодействия так, что их невозможно выполнить без партнера или партнеров. Они выполняются в парах или группах, иногда индивидуально (напр. урок-конференция). Возможно несколько видов размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, по способностям (сильный, средний, слабый), парами. На практике применяется четыре основных вида речевого взаимодействия учащихся:

        1)соперничество участников;

        2)сотрудничество участников в выработке единой идеи;

       3)комбинирование информации, известной разным участникам;

       4)передача информации от одного к другому.

          Соперничество участников является одним из главных видов речевого взаимодействия на уроках данного типа, т.к. участники часто соревнуются в том, кто что лучше знает, как отвечает и участвует в данном процессе обучения.

          Сотрудничество участников в выработке единой идеи возможно при решении разнообразных проблемных задач.

           Комбинирование информации организуется на уроке, если у каждого ученика имеются свои, отличающиеся от других факты и сведения (напр. урок-конференция, дискуссия).

            Передача информации от одного участника к другому возможна в заданиях типа «выполнение инструкции». Например, у одного из участников имеется незаполненная карта, а у другого - карта с подробными надписями.

Задача ученика с подробной картой - дать своему партнеру такие инструкции, чтобы он мог по своей контурной карте совершить заданное «путешествие», сделать соответствующие надписи в нужных пунктах и попасть точно в пункт назначения, не видя карты партнера. Вариантом этого вида работы является задание, при котором один ученик получает рисунок и дает устные инструкции другому ученику нарисовать аналогичное изображение (домик, чашку, птицу и т.д.) (урок-КВН, смотр знаний, марафон, ролевая игра).

       Рассмотрим каждый из предложенных выше типов нестандартных уроков в общем виде.

 

                      УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ. КВН.

          1 этап. Подгруппа класса делится на две команды. Конкурсы имеют свои подтемы, названия их заранее известны учащимся и перед уроком написаны на доске (напечатаны). На доске записываются результаты конкурсов. Выбирается жюри из учащихся других классов или эту миссию возлагает на себя сам учитель. Команды выбирают капитанов, придумывают название (иногда девиз, эмблему).

         2 этап.  Задания в основном придерживаются заданий настоящей игры КВН, хотя могут варьироваться по усмотрению учителя: приветствие (the greeting), разминка (the warming-up), конкурс капитанов (the competition of the captains), музыкальный конкурс (the musical competition), домашнее задание (the homеtask).

           3 этап.   Результаты оглашаются после каждого конкурса и в конце игры подводятся итоги, учащиеся получают оценки, призы и т.д.

                 УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ. МАРАФОН.

          1 этап. Этот тип урока во многом похож на предыдущий ,т.к. он тоже имеет соревновательный характер. Подгруппа делится на две или более команд. Учащиеся обдумывают название команд, готовит эмблему, выбирает      

 старшего (капитана, координатора, командира), задачей которого будет распределить обязанности  среди участников команды, организовать работу подгруппы при прохождении каждого этапа. Предполагается, что координатор распределяет задания среди участников, и каждый участник выполняет полученное задание индивидуально либо все задания выполняются коллективно всеми членами группы. Участники марафона повторяют предварительно нужный материал.                  

          2 этап. Cначала команды собираются вместе. Происходит представление команд, затем учитель объявляет его этапы, порядок прохождения группами этапов и раздает листки координаторам групп учетные листки. В них отражается порядок прохождения этапов группой, а также текст задания каждого этапа. После этого участники расходятся по этапам. Каждая группа должна пройти три этапа марафона, выполнить задания на каждом этапе в течение 15 минут (регламент можно устанавливать индивидуально). Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество баллов после прохождения всех этапов. Количество заданий на каждом этапе продумано таким образом, чтобы каждый участник мог выполнить одно из заданий самостоятельно или в сотрудничестве с более сильными учениками.

         3 этап. Учащиеся оцениваются по полученным баллам и активности участия в уроке. Рассматривается вручение грамот, «медалей».

                            УРОК- СМОТР ЗНАНИЙ.

          1 этап. Заранее готовятся и вывешиваются плакаты, на которых записаны программа урока и задания для домашней работы. Можно каждого участника отметить эмблемой- номером под которым он  будет отвечать. Необходимо выбрать жюри из числа учителей (возможно из других школ).

           2 этап. Учитель знакомит с целями и задачами урока, рассказывает о порядке работы. Он  старается снять напряжение, волнение (можно раздать детям  листки бумаги, на которых они выразят свое настроение c помощью рисунков разных  типов лиц (улыбка, грусть, безразличие и т.д.).  Соответственно теме, под которой проводится данный урок, даются задания часто лексического и грамматического характера (напр. викторины, знакомство и беседа с «иностранцем», грамматические квизы и т.д.). Проводятся задания по всем видам речевой деятельности. Жюри оценивает ответ каждого ученика: правильность, быстроту реакции, находчивость.

                3 этап. Жюри подводит итоги, учитель соответственно данным итогам выставляет оценки.

                             УРОК- ЭКСКУРСИЯ.

          1 этап. Подгруппа предварительно разбивается на группы (часто это «хозяева» и «иностранные» гости. Получив информацию о теме урока, учащиеся начинают продумывать экскурсионные маршруты по городу (стране, континенту и т.д.), которые включают не только осмотр достопримечательностей, но и посещение театра, кафе, магазинов и т.д.,

в зависимости от выбранной темы. Предлагается использовать открытки, проспекты, постеры, рекламки. Учащиеся изучают дополнительную информацию страноведческого характера.

         2 этап. «Хозяева» проводят экскурсии по известным местам. Здесь имеют место монологические высказывания информативного характера. Затем участники перемещаются в какие- либо заведения (в кафе на ланч) и завязываются подготовленные и неподготовленные диалоги. В заключении можно дать викторину по пройденным достопримечательностям.

          3 этап. Учащиеся оцениваются соответственно их подготовке и участию в данном уроке.

                          УРОК- КОНФЕРЕНЦИЯ.

           1этап. В данном типе урока, как ни в одном другом, проводится большая подготовительная работа. Учащиеся знакомятся с литературой по данной теме и  собирают интересный информативный материал. Предлагается подготовка лозунгов, постеров, видеофильмов, аудиоаппаратуры, стихов, песен. Можно распределить роли корреспондентов, выбрать ведущего (им может быть учитель).

          2 этап. Учащиеся выдают информацию в форме докладов, отвечая на вопросы журналистов и т.д. если данный урок проблемного характера (учащиеся говорят об экологии, проблемах молодежи), то в конце чаще всего идет обобщение в форме советов, призывов, исполняются песни, декламируются стихи.

          3 этап. Учитель подводит итоги, анализируя участие всех вместе и каждого в отдельности. Выставляет оценки.    

                               УРОК- ДЕЛОВАЯ ИГРА.

           1 этап. Учащиеся знакомятся с деловой лексикой при чтении текстов, аудировании и выполнении упражнении ситуативного характера. Выполняют домашнее задание (напр. «презентация семейного бизнеса»), объединившись для этого в группы, при этом они имеют свободу выбора и объединяются по желанию. Учащиеся готовят все необходимое для своей презентации (плакаты, наглядные пособия и т.д.

           2 этап. Задания на карточках для закрепление лексики (заполнение пропусков подходящими по смыслу словами составление диалогов на основе полученных предложений). Учащиеся представляют домашнее задание, опираясь на вопросы, которые были даны каждой группе заранее. После выступления каждой группы члены других «семей» задают различные вопросы, выясняя подробности работы «фирм». Далее можно провести игру «Угадай наш бизнес». Ребята делятся на две группы и вытягивают листки с названием «дела». Угадывать что у кого нужно при помощи наводящих вопросов, создавая, таким образом, диалог.

           3 этап. Закончить урок предлагается помимо выставления оценок, вручением сертификатов об окончании английских курсов для молодых бизнесменов.

                                УРОК- ПРАЗДНИК.

         1 этап. Эти традиционные уроки всегда требуют подготовки. Заранее учащиеся учат стихи, песни, собирают дополнительную информацию о традициях празднования донного события. Учащиеся также рисуют плакаты, рисунки, декорации, оформляют кабинет.

         2 этап. Этот этап может быть проведен в индивидуальном порядке, не предполагая каких-либо строгих правил. Но в большинстве случаев проведение таких уроков подразумевает исполнение стихов, песен, инсценировки, конкурсы, шутки, загадки и т.д.

         3 этап. Учителю предлагается в качестве поощрения раздать небольшие подарки (открытки, конфеты, сувениры и.т.д.). Оценки ставить необязательно.

                                УРОК-РОЛЕВАЯ ИГРА.

        Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации.

Ролевая игра часто занимает не весь урок, а является только его частью. Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

        - учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

        - учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, а в других- взять на себя воображаемую роль;

        - участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходили в реальной жизни;

       - участники игры должны концентрировать свое внимание на использование единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закрепление.

         1 этап. Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся

с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме. Ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.

         2 этап. При проведении игры в парах можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Ролевые  игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролирует их работу, переходя от одной подгруппе к другой. Но допускается и другой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне - когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы» и др.

       

          3 этап. После проведения игры учитель анализировал ее ход, отмечал наиболее удачные и неудачные моменты, проводил работу над типичными ошибками. После игры обычно дается задание, связанное с содержанием игры.

                             УРОК-ВИКТОРИНА.

       Викторина, также как ролевая игра является учебным приемом и может являться частью абсолютно любого урока, в том числе и нестандартного.

          1 этап. В ходе подготовки к таким урокам повторяется определенный материал, который был изучен заранее. Помимо этого может быть использован дополнительный материал, осуществляется межпредметные связи (напр. при повторении страноведческого материала). Учитель вместе с учащимися готовит атрибуты к данному материалу (эмблемы, карты, табло для очков, песочные часы, названия секторов викторины и т.д.). В игре могут участвовать как группы, так и отдельные учащиеся, т.е. каждый показывает свои знания. А также жюри, ведущие.

          2 этап. участники игры знают названия разделов, но не знают, естественно, какие вопросы включены в эти разделы. Право каждого участника - назвать раздел и номер вопроса. Ведущий названного раздела предъявляет задание и зачеркивает на цифровом табло номер выбранного вопроса. Если участник дает правильный ответ, ему зачисляется балл (баллы). Выигрывает тот, кто наберет большее количество баллов. После трех результативных ходов участник игры имеет право сам назначить «цену» своему ответу - увеличить ее в 2 раза по сравнению с номером соответствующего раздела. Но при этом он должен помнить, что в случае неправильного ответа его очки «сгорают» в такое же количество раз. Данное условие привносит в ход игры оживление, и участники охотно на него идут.

           3 этап. участники викторины оцениваются в соответствии с набранными баллами. Наибольшее количество баллов-«5» и т.д. Помимо оценок можно вручить «медали» по названию соответствующих разделов игры.

               УРОК- ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

      По сути данный урок может проводиться в одном из перечисленных выше типов уроков или сочетать в себе разные элементы данных уроков (напр. викторина, ролевая игра и т.д.). данный урок чаще всего проводится после изучения определенной темы, поэтому проверка знаний по данной теме может проводиться по изученным разделам: напр. лексика, грамматика, страноведение и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы уроков в повышении эмоционального восприятия пейзажной лирики А.С. Пушкина

Значение образования и способностей не ограничивается только экономическими последствиями, а имеет многоаспектное воздействие, представляя собой основной фактор совокупного развития человека и обществ...

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

От нестандартного на уроке - к самостоятельному в жизни.

Статья на основе практического материала обосновывает необходимость формирования креативной личности через решение нестандартных заданий на уроках русского языка и литературы....

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Элективный курс "Решение задач нестандартного типа", 7 класс

Элективный курс «Решение задач нестандартного типа» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 классов и предусматривает повторное и параллельное с основным предметом «Математика -...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...