Булат Сулейманов – основоположник сибирско-татарской литературы
методическая разработка (9 класс) на тему

Муллачанова Гузалия Халиловна
Поэзия Булата Сулейманова затрагивает многие актуальные проблемы, присущие региону. В произведениях высвечены негативные и позитивные потенции общества. 
Психологические ассоциации картин природы с реальной жизнью Сибири так же участвуют в формировании топоса. Сибирь становится местностью, где человек един с природой, сливается с ней.
Цикл стихов Б. Сулейманов посвятил великому татарскому поэту - Габдулле Тукаю, где проявляется его отношение  к нему. Так, в стихотворении «Тукай кабере янында» («У могилы Тукая»), «Мин ялгызым йөрим урамда...» («Я одиноко брожу по улице...») отношение к Казани проявляется через уважение и преклонение перед гением Г.Тукая.
Таким образом, можем отметить, что образ родного края объединяет в единое целое многосторонний мир чувств и мыслей поэта: идеи патриотизма, единения народов, проживающих в нашем стране.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulat_suleymanov.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муллачанова Гузалия Халиловна, к.ф.н.,

учитель родного (татарского) языка и литературы

МАОУ Чикчинской СОШ имени Якина

Булат Сулейманов – основоположник сибирско-татарской литературы.

        На рубеже ХХ–ХХI вв. в литературе сибирского региона наблюдается возрождении поэзии, свидетельством чего является издание  более 40 сборников стихов, вышедших в свет за 1990–2010 гг. По многим параметрам поэзия региона имеет отличительные особенности. С осуществлением демократических преобразований в обществе и ростом национального самосознания возрос интерес к литературному наследию видных сибирско-татарских  поэтов.  Но первым профессиональным  татарским поэтом Тюменской области по праву называется Булат Валикович Сулейманов. Творчество Б. Сулейманова, в частности, нашло отражение в учебниках по литературному краеведению, изданных Тюменским госуниверситетом: в трехтомной хрестоматии “Литература Тюменского края” доцентов Галины Данилиной, Натальи Рогачевой и Елены Эртнер и в двухтомном учебном пособии “Туган як эдэбияты” («Литература родного края») учителя-ветерана Люции Хабибуллиной. Вместе с тем в научной литературе есть монографические работы, дающие глубокий критический анализ творчества поэта, писавшего в основном на родном татарском языке. В этих условиях исследование “Туган як моны (шагыйрь Булат Сулейманов ижаты)” является особо актуальным. Оно необходимо для дальнейшего развития многонациональной российской литературы, для уяснения роли и места поэта в творческом процессе современности. Автор книги — кандидат филологических наук, профессор  Флера Сагитовна Сайфулина — многие годы  трудилась в Тобольском педагогическом институте. Она, можно сказать, является духовным наставником молодежи, тонким знатоком татарской поэзии и прозы, влюбленным в свою науку педагогом. Так же хочется отметить книгу «Я – сибирский татарин», посвященную 60-летию со дня рождения Булата Сулейманова - талантливого сибирско-татарского поэта, писателя, общественного деятеля. Это первое издание отдельной книгой произведений поэта на его родине. Составитель книги Асия Сайфуллина, многие годы проработала в областной библиотеке, Заслуженный деятель культуры совместно с редколлегией  соствили великолепный сборник, который на сегодняшний день является настольной книгой по изучению творчества Б.Сулейманова для школьников из этнокультурных школ. Произведения, включенные в книгу, дают достаточно полное представление о творчестве поэта. Раздел поэзии фактически воспроизводит последний прижизненный сборник стихотворений поэта «Ак метеор», выпущенный Татарским книжным издательством в 1988 году. Раздел прозы составили рассказы, написанные в разные годы. За многие годы использования этого учебника в школе, учащимся особенно нравится рассказ «Мама», который вместе со стихотворениями «Мин себер татарымын», «Сопра», «Тобол» и другие включен в тематическое планирование по изучению татарской литературы как национально-региональный компонент. Книга «Я – сибирский татарин» открывает для широкого читателя  Булата Сулейманова как прозаика и драматурга.

           Бикбулат  Валикович  Сулейманов родился 28 мая 1938 года в селе Супра Вагайского района. Экстерном окончил среднюю школу Вагайского района, учился на филфаке Казанского университета, окончил Литературный институт им. М. Горького. В его стихах воспевается красота сибирской природы и жизнь сибирских татар. Многие произведения переведены на русский, киргизский, азербайджанский языки. Печатался в журналах “Юность”, “Сибирские огни”, “Казан утлары”, “Идель”, еженедельнике “Литературная Россия”, в областных газетах. Автор сборников “Фонтаны зорь” (“Таннар фонтаны”, 1980), “Дикая рябина” (М., 1986), “Белый метеор” (“Ак метеор”, 1988).

           В книге Ф. Сайфуллиной внимание акцентируется на тематическое многообразии лирики поэта, на его понимании противоречий окружающей действительности, на вечных темах любви и верности, счастья и дружбы, на философской глубине его произведений.

           Современники Булата также отмечали его особый дар. Например, поэт Александр Гришин писал: “Он был прежде всего поэтом, редким, потому что истинным. Легко ранимым. Обидчивым, но и отходчивым. Он был первым профессиональным поэтом своего народа — сибирских татар. Теперь после его ранней смерти, думаю, можно произнести это обязывающее слово — основоположник. Впервые я увидел его стихи в “Юности”. За ту подборку, где было напечатано и его программное стихотворение “Я — сибирский татарин”, он был удостоен премии известного журнала. А личное знакомство состоялось, когда он принес мне подстрочный перевод своего “Весла” и попросил перевести. Мало сказать, что стихотворение мне понравилось. Это было – настоящее:

 Отпусти меня, берег, —

 умоляет весло.

 Море — вот мой товарищ!

 С ним легко и светло.

 Там восход   мой пылает,

 там закат мой горит.

 Отпусти, — умоляет.—

 Оттолкни, — говорит.

 И не хочет бедняга

 понять одного:

 это море

 швырнуло на камни его…

 Лаконизм, неоднозначность высказывания, прозрачность и глубина угадывались даже в подстрочнике, написанном прозой”.

 Ф. Сайфуллина с присущей ей скрупулезностью аналитика исследует поэтику творчества Булата Сулейманова по пяти разделам: использование синонимов и антонимов, использование метафор и сравнений, образность в творчестве поэта, устное народное творчество и его влияние на поэтику Б. Сулейманова. Автор сумела глубоко познать душу поэта, проникнуть в самые сокровенные глубины его бессмертного творчества, найти точные слова и выражения для характеристики его поэтического наследия, дать ему самую высокую оценку, тем самым еще раз подтверждая предвидение великого Сибгата Хакима, народного писателя Татарстана, который в 1980 году в предисловии к первой книжке молодого поэта “Таннар фонтаны” («Фонтаны зорь») написал: “Булата Сулейманова ждет большое будущее. Он ответствен перед сибирскими татарами и должен всегда помнить: сегодня в литературе он один представляет сибирских татар”.

 “Поэт, — подчеркивает Флера Сайфуллина в заключительной части своего исследования, — принадлежит своей эпохе, обществу. На его творчество оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Приход Сулейманова в большую поэзию — закономерное явление. Будущий поэт готовит себя к гражданской миссии в течение всей жизни. Едва переступив порог сельской школы, научившись выводить в тетрадке первые слова, он наверняка почувствовал силу и мощь знания. Иначе как объяснить его неукротимое стремление к грамоте, несмотря ни на какие преграды получить высшее образование? Карабкаться к сияющим вершинам знаний, грызть гранит науки? Настоящие поэты рождаются в муках глубоких переживаний, тяжелых утрат и разочарований. Жизнь поэта Булата Сулейманова — яркий тому пример. Поэт был достоин своего имени: крепкий, стойкий, как булатная сталь, закалившийся в испытаниях, но не сломленный, он прожил яркую жизнь. У него было босое детство военного лихолетья, но он — учился! Он намного отстал от своих сверстников, но — учился! Он уехал на чужбину, в неизведанные края и земли, но — учился, получал знания, уроки жизни! Он один вздымает на свои могучие плечи такой груз, который под силу только всему народу, и получает самые горькие уроки жизни! Судьба экзаменует его на прочность, преподнося жестокие испытания. Ранняя смерть поэта — тяжелая утрата для нашего народа. И народ осознал это только тогда, когда навсегда потерял своего достойного сына, понял душой и сердцем… Но поздно… поздно…”.

        Творчество Булата Сулейманова завоевало широкое признание в народе, дало мощный импульс развитию татарской литературы края. Многие авторы стремятся осмыслить значение его творчества для развития региональной литературы. Об этом свидетельствуют стихи З. Акбулякова “Булатка” («Булату»), С. Сагитова “Булат Сулейманов истэлегенэ” («Памяти Булата Сулейманова»), Р. Ибрагимова “Булат Сулеймановка 60 яшь булыр иде” (“Ему исполнилось бы 60”)…

       Поэма–исповедь «Булатка» (Г.Абайдуллиной) – романтическое произведение, посвященное Б.Сулейманову. Это поэма–размышление о предназначении человека на земле. Герой поэмы представлен в амплуа сказочного героя, мифического сына народа. Лейтмотивом проходит боготворение Б.Сулейманова как истинного сына своего народа. Поэма стилизована как баит, из–за чего необычайно усилилось авторское-личностное начало. Организующий стрежень поэмы – движение мысли самой поэтессы. Авторский голос постоянно присутствует в поэме, напрямую высказывая свои мысли и переживания, оценивая весь окружающий мир.

        Татарская общественность, национальная интеллигенция области чтит память поэта. Начиная с 1998 года, проводятся ежегодные региональные научно-практические конференции “Сулеймановские чтения”. За многие годы в них приняли участие  тысячи ученых, писателей, поэтов, преподавателей, студентов, читателей. В августе 2002 года по ходатайству ученых Тюменского госуниверситета одна из улиц поселка Казарово названа именем Булата Сулейманова. Сегодня именем Булата Сулейманова названы еще несколько улиц татарских деревень.

         В своих стихах Булат Сулейманов с особым трепетом повествует о родной Сибири, создает светлые поэтические образы ее людей, природы. Его стихи ласкают душу, радуют, в тоже время вызывают щемящее в сердце чувство. Многие лирические строки пронизаны чувством грусти, одиночества, утраты дорогих реликвий народа. Его родная деревня - Супра, окруженная со всех сторон водой, напоминает сказочный островок.  Это край, простых людей, гостеприимных, гордых, суровых на первый взгляд, но добрых и ласковых. Отец  Булата Валиулла ака, мать - Атия апа, женщина тихая, добрая, скромная, славилась своим редким трудолюбием. В семье было восемь детей. Свои лучшие стихи поэт посвятил матери.

Мама, моя родная, Ты - солнышко мое, В сердце моем твое тепло...

«Принято считать, что Булат Сулейманов начал писать в 21 год. Готовился он к этому с детства. Он внимательно прислушивался, приглядывался к окружающему миру, у него была открытая нежная душа, которая сама просилась в поэзию. Прошли годы юношеской восторженности, наступила зрелость. Ему было дорого его творчество, созданное в лучших традициях татарской поэзии, в духе Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, но в отличие от них он болезненно любил родной сибирскотатарский язык, всей душой был привязан к Сибири, писал о ее болях, о ее утратах. В поисках утраченного он все чаще стал обращаться к далекому прошлому, страстно размышлял о настоящем и будущем. И ринулся поэт в бой за возрождение родного сибирско-татарского языка, за восстановление исторической правды. Был порой бескомпромиссен и резок даже по отношению к тому языку, на котором создавал свои творения - настолько было велико желание восстановить в правах материнский язык», - пишет член союза журналистов Татарстана Бибинур Сабирова.

В творчестве Б. Сулейманова образы деревьев в основном используются как символы. Береза олицетворяет любовь, сосна – род и др. В его стихотворениях образы деревьев дают возможность художественного постижения философских глубин человеческого бытия. Как и в представлениях дедов, их деревья – мыслящие существа, поэт представляют модель мира, основанную на единстве человека и природы.

Через символические образы птиц поэт выражает слияние природы с внутренним миром человека, доказывают, что все в мире имеет общую природную основу. Образ лебедя в стихотворениях Cулейманова – символ природы, который служит выделению идеи: вопросы экологии причиняют боль только любящим природу! Образ журавля выступает как аллегория. Утка как и в тюркской мифологии – начало всех начал и т.д. Таким образом, в его поэзии через образы птиц ярко высвечивается менталитет, характер сибирских татар. Птицы–символы часто встречаются в творчестве Б.Сулейманова.

Среди образов природы присутствуют и связанные лишь с природой Сибири. Например, топь, болото и др.

Пространство сибирского края, его географический ландшафт, историческая судьба сибирских татар наложили свой отпечаток на формирование особого смыслового топоса. Топос включает в себя взаимосвязь пространственно–изобразительного и концептуального планов. В поэзии формируется особый путь раскрытия топоса через названия городов и сел региона. Топонимы часто выполняют роль обозначения местности: во многих стихотворениях лирические ситуации появляются именно в Сибири, чувства–переживания лирического героя связаны с этим краем. Топонимы выносятся на сильную позицию – названия произведений:  у Б. Сулейманова («Самотлор», «Түбән Варта», «Обьта боз киткәндә», «Самотлорда җәй», «Салехардка килгәч», «Тобол», «Сопра», «Әйтмәгез Себерем хакында» и др.)

В них доминирует чувство гордости за родной край, причиной которого является прошлое и сегодняшнее региона. В подобных стихах поэт часто обращается к повторам, аллитерации. Они воспринимаются как восхваление Сибири, быта и традиций сибирских татар. Поэт  осмысливают судьбу малой родины посредством опыта личной причастности к ней.

В характеристике сибирского топоса намечен ряд пространственных оппозиций. Во многих стихах Сибирь как «свое»  противопоставляется «чужому», т.е. другим географическим местностям. Свое, как правило, оценивается позитивно. Такая оппозиция служит созданию представления о Сибири как исключительного региона.

Исключительность, прежде всего, заключена в природном богатстве края. Кроме того, Сибирь – богатырская земля, обладающая внутренним духовным потенциалом, где живут здоровые, сильные, жизнерадостные люди. В таких стихах топос Сибири приближается к идеальной модели мира.

Иногда проявляется оппозиция в таком ключе, как родина – место проживания. Обращение к родовой памяти, наполнение событий настоящего вневременным смыслом проясняет значимость родины.

Кроме того, в творчестве некоторых поэтов Сибирь предстает как центр притяжения для татар. Топос так же воспринимается местом сохранения нации, почитания языка и традиций сибирских татар. Так топос Сибири становится в поэзии сибирских татар местом, значимым и дорогим для сердца каждого татарина.

Поэзия Булата Сулейманова затрагивает многие актуальные проблемы, присущие региону. В произведениях высвечены негативные и позитивные потенции общества.

Психологические ассоциации картин природы с реальной жизнью Сибири так же участвуют в формировании топоса. Сибирь становится местностью, где человек един с природой, сливается с ней.

Цикл стихов Б. Сулейманов посвятил великому татарскому поэту - Габдулле Тукаю, где проявляется его отношение  к нему. Так, в стихотворении «Тукай кабере янында» («У могилы Тукая»), «Мин ялгызым йөрим урамда...» («Я одиноко брожу по улице...») отношение к Казани проявляется через уважение и преклонение перед гением Г.Тукая.

Таким образом, можем отметить, что образ родного края объединяет в единое целое многосторонний мир чувств и мыслей поэта: идеи патриотизма, единения народов, проживающих в нашем стране.

Свое выступление хотелось бы закончить, словами  известного журналиста Фарита Баязтова о творчестве Б.Сулейманова:

“...Творческое наследие его, вероятно, огромно. Ведь поэт, оставляет, кроме своего сердца, стихи, дневниковые записи, которым он поверял в те «тишайшие годы» свое изможденное сердце. Дай, Аллах, чтобы все бесценное богатство поэта Булата Сулейманова увидело свет и чтобы нашлись такие люди, которые издали бы все это, воссоздали более яркий и светлый образ этого супринского Тукая. Как тут ни вспомнить строки Мажита Гафури: «Я пою песни не для себя, я пою эти песни для своего народа...”

Список  использованной литературы

  1. Бройтман С.Н. Теория литературы. Т.2. Историческая поэтика/  С.Н.Бройтман. – М.: Академия, 2004. – С.322–323.
  2. Галиуллин Т.Н. Дыхание времени /Т.Н.Галиуллин. – Казань: Изд–во КГУ, 1979. – С.249.
  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл.ред.и сост. А. Н. Николюкин. –  М.: НПК «Интелвак», 2001. – Ст. 781.
  4. Сайфулина Ф.С. Татарская литература Тюменского края/Тобольск: 2004. – С.198.
  5. Сайфулина Ф.С. Туган як моны (Шагыйрь Б.Солэйманов ижаты) /Казан: 2003. – С. 104
  6. Сулейманов Б.В.  Я – сибирский татарин: позия, проза, публицистика/ Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998. – С. 2-3.
  7. Хабибуллина Л.Б. Литература родного края: Учебное пособие для учащихся 5-11 классов: В 2 частях/Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. – С.260.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма....

ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева)

Проанализированы детские рассказы  сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева....

Круглый стол на тему "И.А.Куратов - основоположник коми литературы"

Выступление  на  тему  "Вклад  А.Е.Ванеева  в  изучении  творчества  И.А.Куратова"...

Статья Патриотическое воспитание школьников на основе сибирско-татарской литературы

Статья  Патриотическое воспитание школьников на основе сибирско-татарской литературы...

Литературный час «Основоположник мордовской литературы З. Ф. Дорофеев».

У истоков мордовской литературы и просвещения заслуженно стоит имя известного поэта, педагога, фольклориста, переводчика и общественного деятеля Захара Федоровича Дорофеева....

НАШ ЗЕМЛЯК БУЛАТ ВАЛИКОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТЕРУТРЫ СИБИРСКИХ ТАТАР.

Каждый год 28 мая,в день его рождения, в нашей области и за её пределами вспоминают великого сына сибирских татар Булата Валиковича Сулейманова, своеобразного и интересного  поэта и мыслителя, чь...

Литературная композиция Булат Сулейманов - беренче себер шагыйре

Материал по творчеству поэта Булата Сулейманова....