НАШ ЗЕМЛЯК БУЛАТ ВАЛИКОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТЕРУТРЫ СИБИРСКИХ ТАТАР.
статья

Ибукова Венера Наиловна

Каждый год 28 мая,в день его рождения, в нашей области и за её пределами вспоминают великого сына сибирских татар Булата Валиковича Сулейманова, своеобразного и интересного  поэта и мыслителя, чьё творческое наследие бережно сохраняется и исследуется, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_suleymanovskie_chteniya.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

НАШ ЗЕМЛЯК БУЛАТ ВАЛИКОВИЧ СУЛЕЙМАНОВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТЕРУТРЫ СИБИРСКИХ ТАТАР.

Ибукова Венера Наиловна,

 учитель татарского языка и литературы,

МАОУ Тукузская СОШ

Вагайского района,

Тюменской области

Каждый год 28 мая,в день его рождения, в нашей области и за её пределами вспоминают великого сына сибирских татар Булата Валиковича Сулейманова, своеобразного и интересного  поэта и мыслителя, чьё творческое наследие бережно сохраняется и исследуется, как в нашей стране, так и за ее пределами.

Благодаря переведённому произведению учёных-филологов разных национальностей, многие, интересующиеся творчеством поэта,  познакомились с его рассказом «Мама». Из года в год все глубже изучается, бережно хранится и передаётся из поколения в поколение его небольшое,но достойное внимания лирическое наследие. Великий гуманист, философ, поэт и писатель являет собой яркий пример гражданина и патриота сибирской земли. Его творчество послужило мощным стимулом для развития сибирской литературы, в частности поэзии на татарском языке.

Напомним, что Булат Валикович Сулейманов родился 28 мая 1938 года в деревне Супринская Вагайского района Тюменской области. В семье колхозника – рыбака. Его отец, Сулейманов Валиулла Халиуллович и мать, Сулейманова Атия Якаевна, коренные жители Тюменской области оба всю жизнь проработали в колхозе и воспитали восьмерых детей.

В 1954 году Булат Сулейманов окончил семилетку, затем работал в колхозе. В 1961 году экстерном сдал экзамены за десять классов и поступил в Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. В 1974 году заочно окончил Литературный институт имени Горького.

Прежде чем стать писателем, освоил множество профессий. Был грузчиком, маляром, бетонщиком, монтажником, плотником, оператором на нефтепромыслах, продавцом, библиотекарем. Ещё с юности Булат подчиняет себя большой цели – добиться признания своего народа, самоопределения её как нации. А стать поэтом готовился с детства. Он внимательно прислушивался, приглядывался к окружающему миру, у него была открытая нежная душа, которая сама просилась в поэзию.

Первые стихи Булата Сулейманова появились на страницах Тобольской районной газеты «Ленин юлы» (Путь Ленина) в 1958 году. Позже стал регулярно публиковаться в журналах «Казан утлары» и «Ялкын», «Юность», «Сибирские огни», «Урал», «Уральский следопыт», еженедельнике «Литературная Россия».

В 1975 году стал лауреатом премии журнала «Юность». Вышло два сборника стихов – «Таңнар фонтаны» («Фонтаны зорь») и «Ак метеор» («Белый метеор»). Многие стихи Сулейманова переведены на русский, башкирский, киргизский, мордовский, азербайджанский и другие языки народовСССР.
Булат Сулейманов - философский поэт, утончённый в лирике и пронзительный в публицистике. Это он, первый среди сибирских татар, ставил вопрос: кто мы? Это он, первый среди сибирских татар, пробуждал национальное самосознание. Будучи автором стихов, прозаических сочинений и публицистических статей, в которых всесторонне отразил духовную жизнь сибирских татар своего времени, он привлекал внимание своими передовыми просветительскими взглядами на жизнь и события.
Творчество Булата Сулейманова оказало огромное воздействие на развитие татарской  литературы Тюменского региона. Именно поэтому Булата Сулейманова  по праву называют основоположником сибирской татарской литературы.

«У каждого народа есть личности, с именами которых связано его достоинство, чувство гордости, понимание величия народа. Для сибирских татар такой личностью является поэт, общественный деятель, до конца преданный своему народу человек, Булат Сулейманов. Поэт, который одним из первых в татарской поэзии смог воссоздать своеобразный образ татар, проживающих в Сибири, раскрыть богатейшую, многогранную душу татарского человека и увековечить в татарской литературе тему Сибири. В его книгах сохранились раненая от жестокой несправедливости мира и беспокойная душа поэта-лирика, несгибаемая воля поэта-борца»,- пишет Ф.С Сайфулина, изучившая истоки татарско-сибирской литературы Тюменского региона. [Сайфулина 2007: 67].

Если для А.С. Пушкина вдохновение - это Болдино, для М. Ю. Лермонтова - горы Кавказа, то особое место в творчестве Булата Валиулловича занимала безграничная любовь и уважение поэта к родному народу, родной земле.

Его корни уходят вглубь духовного бытия татарского народа, прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ не только для себя, но и для всех, познавая его самозабвенно, любуясь им.

Б.В.Сулейманов обрёл звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции своего народа. Сегодня большинство читателей знают о нем, как о первом профессиональном поэте татарской литературы Тюменской области XX столетия. И лишь недавно мы узнали о нём как о писателе малого жанра.

Первые рассказы Б.Сулейманова «Абу баба» (1983), «Бүләк» и «Энием» появляются в 80-е годы на страницах журнала «Казан утлары» и газеты «Яңарыш». В сборнике «Мин себер татарымын» (1998), вышедшем после смерти поэта, публикуются следующие произведения «Нәби, яки көтелмәгән очрашу», «Өйләндеңме, улым?», «Беренче мәхәббәт».

«Его литературный герой – рядовой человек, он принадлежит среде, однороден ей. Слитность с «обстоятельствами», растворенность «я» в «не–я» оборачивается для героя трагедией. Среда, общество, история, природа – все мироздание – оказываются «роковыми» силами в его судьбе. Отношения человека с «роком» – подчинение или неподчинение ему, уяснение того, что выше сил человеческих и что сам человек, каковы границы и возможности его «я» – все это становится предметом художественного анализа Б.В.Сулейманова»,- пишет в своём исследовательском труде Бабшанова Гульнур Нургалиевна.

Основная тема творчества поэта – родной край, Сибирь, нелёгкий труд тех, кто этот край осваивает – нефтяников, геологов, буровиков. Его стихотворениям присуща неоднозначность высказывания, прозрачность и глубина.

Современники Булата также отмечали его особый дар. Например, поэт А.Гришин писал: «Он был прежде всего поэтом, редким, потому что истинным. Легко ранимым. Обидчивым, но и отходчивым. Он был первым профессиональным поэтом своего народа – сибирских татар. Теперь после его ранней смерти, думаю, можно произнести это обязывающее слово – основоположник» [Тюменские известия; Гришин]

Одним из притягивающих внимание черт творчества Б.Сулейманова  является изображение человеческой личности в процессе ее развития, в ходе самой жизни и притом в связи с реальными условиями общественной среды, также понимаемой исторически, объективно. Автор показывает, что и достоинства и ограниченность людей, формы их духовной и нравственной жизни вырастают на определённой конкретно-исторической почве. Писатель осознает необходимость воссоздания конкретно-исторического национального своеобразия и черт народа. Такими являются образы рассказов «Абу баба», «Нәби, яки көтелмәгән очрашу», «Өйләндеңме, улым?», «Беренче мәхәббәт». Б.В.Сулейманов, опираясь на факты жизни своего народа, утверждает, что жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времён, из чувства которой вызревает вера в своё национальное бессмертие.

Обновляя средства литературной выразительности, за счёт более активного самовыражения близкого автору повествователя Б.В.Сулейманов, как поэт-лирик, переносил опыт лирического повествования в прозу. То же отчасти касается философско-метафорической наполненности образов Б.В.Сулейманова. Философский подтекст его рассказов дал возможность писателю внести огромный вклад в решение вечных проблем: человек и история, личность и общество, человек и природа.

В процессе анализа творческого наследия Б.В.Сулейманова необходимо подчеркнуть его бесспорную заслугу в воспевании своего народа, во всестороннем критическом анализе его положения, в утверждении полноценности и перспективности народного характера, безграничных возможностей сибирско-татарского народа.

В 60-е годы XX века в советской   литературе утверждается принцип художественной правды как верности самой жизни, его фактам и типичным образам; видоизменяется художественный взгляд на мир и способ его изображения - основным творческим методом становится реализм, который находит место и  приобретает новое качество в творчестве Б.Сулейманова.

 Проблемы истории, языка, религии и культуры находят своё отображение в произведениях Б.В.Сулейманова. Исторические и культурные проблемы автор рассматривает в идейно-содержательном отношении – с позиции развития и самосовершенствования своей нации, в структурно-художественном отношении они организуют единое пространство произведений, где современность, прошлое и будущее постоянно находятся в поле зрения писателя.

В творчестве Булата Валиковича всегда имеются три стихии жизни: прошлое, настоящее и будущее. Когда поэт писал об историческом прошлом народа, он думал о той жизни, которое видел вокруг себя, думал, как способствовать тому, чтобы человек стал свободным, чтобы жила любовью к ближним и к родному краю. В этом кроется, по мнению поэта, залог счастливого будущего. Когда поэт обращался к потомкам, в будущее, - он призвал не забывать прошлого, в котором - и исторические уроки, и образцы и опора для будущего.Историческая судьба родного народа навеяла ему, разнообразную, полную силы и верную народному характеру. Поэт вполне проникается настроением эпохи, изображая борьбу соотечественников за свою свободу.Это мы видим в его стихах «Язмышка без кәфен кидермәбез”(“Не оденем на судьбу мы саван”в память о соратниках Мусы Джалиля”), “Ята солдат”(“Лежит солдат”),”Ни телисез?”(“Что желаете?”),”Без кайтырбыз” (“Мы вернемся”).

Булат Сулейманов  - поэт совершенно народный . Его « Акбузат » близко к народной песне, в которой вылилась вся прошедшая судьба, весь настоящий характер поэта, любовь к родине, сверкает слава прошлых лет. Не менее интересные произведения, рисующие бедствие и страдание обычной жизни и нежные чувства девичьей и материнской любви: « Соловей » , « В весенний вечер» и « Ты поймешь мое сердце »,  «Ты солнце мое»:

Б.Сулейманов очень много ездил, побывал в разных местах. Он любил дороги. Много писал о них в своих стихах, недаром и жизнь-то свою воспринимал в образе бесконечной дороги или неутомимого скакуна:

                 «Запрыгнул я на скакуна,

                 Что резв, как жизнь

                  Безбрежны, бесконечны горизонты…»

Дорога в творчестве поэта занимает одно из центральных мест.С дорогой ассоциируется как перемещение в пространстве, так и течение жизни, времени. Примером этому служат стихи «Кырларбуйлап»(«По полям»), «Үтеләсе юллар үтелмәгән”(“Все дороги еще не пройдены»), «Юлда» (В дороге»)

Поэт очень любил весну. Очень ждал её прихода. И случилось так, что земля приняла его именно в самом начале весны, в первые дни пробуждения:

               «…С приходом весны

              Меняются ценности бытия,

               Жизнь обретает особый смысл»

В этих строках – поэтическое восприятие мира, надежды поэта.

Говоря о поэтической надежде Б.Сулейманова, можноеёсравнить с надеждой трибуна, борца, воплотившейся в высокую цель. Она непоколебима своей основой – великой любовью к своей Родине – Сибири и своему народу.

 Но народ, будучи неотъемлемой органичной частью родной природы – такой великодушный, миролюбивый, гостеприимный совсем не замечает, как сам постепенно исчезает вместе со своим языком.

В поисках утраченного он все чаще стал обращаться к далекому прошлому, страстно размышлял о настоящем и будущем. И ринулся поэт в бой за возрождение родного сибирско-татарского языка, за восстановление исторической правды. Был порой бескомпромиссен и резок даже по отношению к тому языку, на котором создавал свои творения - настолько было велико желание восстановить в правах материнский язык.

Прекрасные художественные создания Сулейманова были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. Как отметил Лев Толстой о стихах А. Пушкина: «Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко», так же и Булат Сулейманов  трудился над своими произведениями.Да и, вообще, по жизни Булат Сулейманов не боялся трудностей, он гордился тем, что именно трудный   путь его к поэзии закалил его и укреплял его веру в будущее, давал силу. Эта сила была любовь к труду, потребность труда, неодолимая потребность творчески выразить, вытеснить из себя ощущения, образы, чувства, которые из груди его просились на свет божий и облекались в звуки, краски, в глаголы очаровательные и поучительные. Эта живительная, плодотворная деятельность иногда притаивалась в нем, но ненадолго. Она опять пробуждалась с новою свежестью и новым могуществом. Она никогда не могла бы совершенно остыть и онеметь. Ни года, с испытаниями своими, не могли бы пересилить ее. О чем он пишет в стихотворении:

Күкрәгемә сыймый шатлыкларым,

Үз эшемә гашыйк булганга;

Яшьлек дәртем,

Язгы ташкын булып,

Хисләремә кереп тулганга.

Янып эшлим...

(Грудь полна радости,

Есть любимое дело;

Молодости вдохновение,

как весенний поток

наполняет мне душу.

Я горю и тружусь…)

И в заключении хочется отметить, что Булат Валикович Сулейманов

создал оригинальный художественный мир, который с неубывающей силой воздействует на современный литературный процесс. Копировать этот художественный мир трудно, но не ощутить энергии мысли и стиля сибирско-татарского поэта и писателя невозможно.

Вполне закономерно, что его творчество оказало огромное воздействие на развитие современной сибирско-татарской литературы, на формирование личности татарского человека. Важной чертой творчества Б.В.Сулейманова является его раздумье о судьбе татарского народа и его социальном прогрессе.

Б.В.Сулейманов, принадлежавший к подлинно художественной натуре, самой природой созданной для творческого подвига, истратил в своей работе неизмеримо много – все силы чрезвычайно одарённой души и сердца. Он вложил в слово свои размышления. Его произведения стали неотъемлемой частью духовной жизни народа. Они неизбежно будут с родным народом на многих этапах его исторической судьбы. Его творчество учит глубокому проникновению в сознание великой роли литературы в воспитании настоящих людей, истинных патриотов. Его произведения – пример служения своему народу.

Использованная литература:

  1. Интернет-ресурсы: https://www.proza.ru/avtor/bsuleymanov.
  2. http://sybyrlar.narod.ru/literatura2.html
  3. http://www.gabdel.ru/books/pt/ptstory9.htm
  4. Кирамова Х.Х. Презентация о сибирском поэте Б.Сулейманове.
  5. Сулейманов Б.В. «Я-сибирский татарин»: поэзия,проза,публицистика.-Екатеринбург,1998г.
  6. Хабибуллина Л.Б. Литература родного края. - Тюмень,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.В.Докучаев - основоположник почвоведения

Урок - конференция о Докучаеве прошёл в 8 классе после изучения темы "Почвы России". Учащиеся подготовили материал о жизни и трудах Докучаева, приняли участие в обсуждении вопроса о рациональном испол...

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма....

Мендель Грегор Иоган – основоположник генетики

«Мендель Грегор Иоган – основоположник генетики» - эта презентация создавалась в знак уважения к человеку, который своим трудом и мыслью приоткрыл одну из тайн живых организмов. Результат его труда – ...

Булат Сулейманов – основоположник сибирско-татарской литературы

Поэзия Булата Сулейманова затрагивает многие актуальные проблемы, присущие региону. В произведениях высвечены негативные и позитивные потенции общества. Психологические ассоциации картин природы ...

Почему сибирский кедр так редок на Европейской территории. Проблемы интродукции и реинтродукции сосны сибирской (сибирского кедра) на территории европейской части нашей страны.

 В настоящей статье Вы узнаете, почему сибирский кедр очень редко встречается на европейской части Российской Федерации, почему он исчез в исторические времена. А так же, как можно восстан...

Литературная композиция Булат Сулейманов - беренче себер шагыйре

Материал по творчеству поэта Булата Сулейманова....