Одушевленные и неодушевленные имена существительные
план-конспект урока (5 класс) на тему

Морковкина Валентина Евгеньевна

Урок в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме
 «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Морковкина Валентина Евгеньевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Дзержинска

УМК под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта для 5 класса.

М., Дрофа, 2008

Тип урока: изучение нового материала

Цели: дать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, уметь различать их.

Задачи:

  • учить  находить одушевленные и неодушевленные имена существительные в тексте;
  •  учить находить в тексте олицетворения;
  • совершенствовать навыки использования олицетворений в собственном высказывании;
  • формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, доска

Ход урока:

Оргмомент. (2 мин.)

- приветствие;

- запись числа и вида работы;

Повторение ранее изученного материала (10 мин.)

Класс: синтаксический разбор: Скворец стал дерзко передразнивать соловья.        

На доске: фонетический разбор: ясного

                 морфологический разбор: (ученик) читает (книгу)        

Индивидуальная работа: карточки на правописание безударной гласной в корне.

Подготовка к изучению нового (3 мин.)

- учитель объявляет тему урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» и задает вопрос: Какова цель нашей работы на уроке?

Изучение нового материала (7 мин.)

Задание 1

- внимательно рассмотрите картинки, запишите в столбик слова, которые они изображают.

- задайте вопрос к словам каждой группы.

- определите, что обозначают слова каждой группы.

- какие слова, по-вашему, одушевленные, какие – неодушевленные? Почему?

- дайте определения. (определения учащиеся читают хором)

Задание 2

- откройте учебники на странице 236,

- прочитайте информацию учебника.

- что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных именах существительных?

Закрепление изученного материала (18 мин.)

Задание 1 с проверкой по цепочке.

- поделите тетрадь пополам

- запишите по три одушевленных и три неодушевленных существительных.

Задание 2 по вариантам с самопроверкой.

- посмотрите на экран выпишите имена существительные:

1 вариант – одушевленные;

2 вариант – неодушевленные.

- составьте с ними словосочетания;

- укажите главные слова.

Физкультпауза

Задание 3

- выберите на изображениях 1 существительное;

- определите, какое оно: одушевленное или неодушевленное;

- составьте с ним предложение.

        

Задание 4 с перечислением по цепочке.

(В художественной литературе часто используется прием олицетворения. Например, в сказках разговаривают деревья, животные.)

Вспомните, в каких сказках говорят животные?

Задание 5

Найдите прием олицетворения в стихотворении:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

                                         И горят серебряные росы.

Задание 6 (упр. 702 – 1) по вариантам с взаимопроверкой

- запишите текст, подчеркните олицетворения;

- составьте схему СП (на доске)

Задание 7 с выборочной проверкой

Рассмотрите картину, запишите олицетворение.

Домашнее задание (2 мин.)        

- на «3» выписать олицетворения из упражнения 702-2

- на «4» и «5» выписать примеры олицетворения из учебника литературы.        

Подведение итогов урока (3 мин.)                 

Беседа по вопросам:

- чему мы научились на уроке?

- достигли ли поставленной в начале урока цели?

- какие имена существительные называются одушевленными, какие – неодушевленными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".

Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Однако различение категории одушевленности и неодушевленности в системе грамм...

Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок  в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....

Конструкт урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конструкт к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по ФГОС "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Урок изучения нового материала, составленный на основе Программы по русскому языку к учебнику 5 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. М.: «Просвещение». 2007г.) Методическая разработка ...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные....