Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Руина Екатерина Сергеевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbu_shkola_no49_ruina_e.s.ostanina_s.v._platonova_l.v.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

1. Аннотация  проекта

В 2011-2012  учебном году были введены  новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены  цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов  начального общего образования. В основу ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход. Согласно теории деятельностного подхода целью обучения является не накопление знаний, а формирование умения действовать с ними. Таким образом, главной целью школы является научить ребенка учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной задачей школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение указанной  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Проблема формирования УУД при изучении школьных предметов, в том числе русского языка, истории, обществознания, иностранных языков является актуальной, так как в новых ФГОС начального и среднего образования формирование УУД уже прописано, а в программах, методических пособиях, дидактических материалах, разработках  для учителей этому пока внимания уделяется мало. То есть учителя еще не обладают методическим арсеналом и практическими навыками по формированию УУД своих подопечных, а значит, не вполне готовы реализовывать требования стандартов. Особенно, если для своей работы они выбирают учебники, рекомендованные министерством для реализации новых ФГОС, а по существу являющиеся переизданием, не всегда скорректированным в соответствии с новыми требованиями.  

 Объектом исследования данной работы является формирование коммуникативных УУД школьников  на уроках гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык)в средней школе.

 Предмет исследования – средства формирования коммуникативных УУД

 Цели работы:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
  •  практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого  уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. описание понятия УУД и составление заданий по формированию коммуникативных УУД на уроках гуманитарного цикла.

Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:  проанализировать ФГОС второго поколения;  рассмотреть понятие УУД;  рассмотреть особенности формирования коммуникативныхУУД на уроках русского языка в начальной школе;

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения.

2. Прогнозируемые результаты проекта

 Коммуникативная компетенция предполагает владение речеведческими знаниями и комплексом речевых умений. Русский язык как учебный предмет несет особую ответственность за  формирование коммуникативных умений  как универсальных учебных действий. Для освоения данной компетенции как предметной и как универсальной в содержание обучения включаются знания о речи, ее формах (устной и письменной) и их особенностях, о тексте как продукте речевой деятельности, признаках текста, что создает теоретическую основу для осознанного овладения речевыми умениями, необходимыми для полноценного осуществления всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Коммуникативная компетенция в условиях поликультурной и полиэтнической среды требует освоения учащимися правил русского речевого этикета, умения применять эти правила в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения [7,9]. В процессе познания языка предполагается путь от речевой практики к освоению лингвистической теории и возвращение к практике на новом уровне осознанности владения материалом.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;  
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;  
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;  
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью;
  • строить монологическое контекстное высказывание;  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;  
  •  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  •  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  •  основам коммуникативной рефлексии;   использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  •  отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:   учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;   понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;   продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;   брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);   оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;  осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий   действий партнёра;    

  •  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;  устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;  в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

3. Участники проекта.

  • Руина Е.С, Останина С.В, Платонова Л.В, Плотникова С.А.;
  • учащиеся 5-9 классы;
  • родители.

4. Нормативно-правовая база проекта.

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

2.        Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765 « Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».

3.        Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

4.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10.) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)

5.        Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

6.        «Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №49 городского округа Тольятти на 2013/2014 – 2017/2018 учебные года» от 02.09.2013г.

5. Основное содержание проекта.

 Формирование коммуникативных УУД (ведение диалога; аргументация точки зрения; участие в совместной деятельности; разрешение конфликтов) в курсе «Русский язык» является одной из основных задач курса и обеспечивается как языковым материалом, так и организацией всей работы по овладению языком и речью  Овладение базовыми предметными и межпредметными знаниями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами в курсе «Русский язык» осуществляется в процессе  взаимосвязанного изучения всех сторон языка, формирования умений употреблять языковые средства в речи и освоения межпредметных понятий.  

 Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». (из теории критического мыщления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова:»шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

6.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность

7.Групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

8.Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные(развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных  действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения.

Принципы коммуникативной направленности обучения:

  • речевая направленность (обучение через общение);
  • функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
  • ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
  • новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);
  • принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
  • личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- вот активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Овладев основными видами УУД, обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. 

Критерии оценки ожидаемых результатов формирования КУУД:
         Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. 

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. 

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). 

Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. 

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; 
Владение монологической и диалогической речью; 
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Технология коммуникативного взаимообучения. 

Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД.

Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Организация учебного процесса по данной технологии позволяет: 
а) расширить содержание образования и адаптировать его индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку; 
б) снизить утомляемость за счет переключения на разные виды деятельности; 
в) формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции; 
г) способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни. 

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.

  1.Театрализация. Особое место в формировании УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. К 200 летию Н. В. Гоголя ребята с удовольствием выразили желание проинсценировать эпизоды из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Вот уж действительно пример коммуникативных действий.

2. Работа с текстом. Важнейшую роль в формировании коммуникативных УУД на уроке литературы, бесспорно, играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Выделим  несколько приемов работы с текстом
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». 
2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

 4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 
5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 
целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера, синквейна», опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе. 

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. 

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока. 

По нашему мнению, именно формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

  

6.Риски и проблемы при введении ФГОС                                                

Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков:

1. Среди факторов риска первое место приводится на отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС;

2.  Следующий значимый риск в постоянно меняющихся условиях преподавания в соответствии с новыми образовательными законами касается информационного обеспечения и материально-технической базы.  

3. Ещё один немало значимый риск касается новых требований в отношении педагогов, работающих в сфере ФГОС ООО, а так же  постоянные изменения в условиях проведения курсов повышения квалификации.  

4. Снижение мотивации определенной части педагогических работников в связи с увеличением их трудонапряженности в ходе выполнения дополнительной работы, связанной с инновацией.

7. Список использованных источников:

  1. Официальный информационный портал  Единого Государственного Экзамена
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. Федеральный институт педагогических измерений
  4. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru  ,  http://минобрнауки.рф
  5. Федеральный портал «Российское образование»:  http://www.edu.ru
  6. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»:  http://window.edu.ru
  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
  9. Безопасный интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт: http://i-deti.org/
  10. «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»  www.gosuslugi.ru
  11. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.
  12. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26

7. Техническое оснащение проекта

Требования включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд демонстрационных печатных пособий), компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.

Характеристика учебного кабинета. Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Помещение кабинета русского языка должно быть оснащено     техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.  

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Федеральный закон «Об образовании». Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку. Учебник по русскому языку. 5 класс. Справочные пособия (энциклопедии,    справочники по русскому языку).  Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Печатные пособия: Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  Плакаты с высказываниями о русском языке. Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса. Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Информационно-коммуникативные средства.

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по всем разделам  курса русского  языка

Специализированная учебная мебель: Компьютерный стол. Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

Учебно-практическое оборудование: Ящики для хранения таблиц. Шторы для затемнения.

Технические средства обучения: Видеомагнитофон, видеоплейер. Мультимедийный  компьютер Фото/видеокамера. Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫРомаданова Елена Владимировна (ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр» с. Сергиевск)1.     Введение. Актуальн...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы

Уважаемые коллеги! Даный материал будет полезен при проектировании урока в рамках реализации ФГОС....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...