Технологические карты уроков
материал (5 класс) на тему
Данные разработки помогут учителям в проведении уроков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.64 КБ | |
| 30.79 КБ | |
| 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне
«Свинья под дубом».
(5 класс)
Миталёва Виктория Викторовна
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку:Просмотр презентации
Тема урока: «И. А. Крылов. Краткийрассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Цели урока: 1)Знакомство с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками
произведения на примеребасни «Свинья под дубом».
2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные:совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимисястремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | |||||||||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал | |||||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | |||||||||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Подготовка речевого аппарата к говорению | |||||||
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 2) А теперь подумайте, какие слова надо вставить на месте пропусков? А теперь мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.(Слайды 5, 6) Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника? | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. | |||||||
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание:Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника? Что такое барельеф?(Слайд 8) Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Отвечает ученик, которому было дано домашнее заданиесоздать толковый словарик для работы класса на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок | |||||||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||||||||
1. Проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения. личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? » регулятивные УУД:прогнозирование и получение конкретного результата. | Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ” (Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова, заполнить 1 и 2 колонки) Беседа по статье.(Слайд 7) -Когда, где и в какой семье родился Крылов? -Где и как он получил образование? -Где и в связи с чем начал свою трудовую деятельность И. А. Крылов? –Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой? -Какие события в его жизни предшествовали этому? -Каким был первый литературный опыт Крылова? -Что такое басня? (Тема прошлого урока) | Чтение таблицы «ЗУХ»,2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1-2 колонки «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли дома). Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл. | |||||||
2.Работа с литературоведческими понятиями. | «Карта жанра» Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Составление кластера( направляющий вектор – слайд № 9) | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер. Предполагаемая запись: Басня-небольшой рассказ – диалог Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение. | |||||||||
3.Мини-исследование в группе. | - А что такое аллегория? Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории:осел – глупый человек, заяц – трусливый. -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон? Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечает один из членов команды. | |||||||||
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физ.минутка. Физорг класса организует разминку. | Выполняется несколько упражнений под музыку. | ||||||||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | |||||||||||
Работа с текстом басни. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под дубом». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб? -Давайте проверим, действительно ли свинья такова? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Два хорошо подготовленных ученика читают басню. | |||||||
1. Слушаниевыразительного чтения учеников. | Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини? - Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? - Можно ли его описать аллегорически? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания) | |||||||||
2.Выразительное чтение учащимися. | Формирование артистических способностей через творческое задание;оценка выступлений. Выполняет роль консультанта. - Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? | Чтение басни по ролям (3-4 группы) Такой же вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ. | |||||||||
3. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему | ||||||||
4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему? Посмотрим на иллюстрации на слайде. Автором является Г. Куприянов. (Слайды 10, 11) | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | ||||||||
-Изменилось ли ваше восприятие басни? Мораль. Что это такое? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | ||||||||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | |||||||||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни. | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей? 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением? 2 группа. 1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью? 2. Какие глаголы характеризуют главную героиню? 3 группа. 1. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»? 2.Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной? (Эта басня - правда о человеческой неблагодарности, невежественности) | |||||||
Этап 6. Подведение итогов урока | |||||||||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание мини-ответа «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?» Афиширование. | |||||||
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | ||||||||
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). | Запись задания в дневники. | ||||||||
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха» | |||||||
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.
Учитель:Миталёва Виктория Викторовна
Класс 6 Предмет русский язык
Тема урока Основные способы образования слов в русском языке.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные): ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке; научить определять способ образования слова; вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация,, раздаточный материал для групповой работы.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в деятельность | Слово, ребята,- это живое существо,оно может смеяться, обижаться, радоваться, сердиться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – корень. Голова слова - это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу - корню лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки, вот смотрите: Шел, щла, шли. Куда , зачем – попробуй догадайся. А если добавить приставку, многое становится понятным. Пришел, пошел, сошел, вышли, перешли. Вот что значит слово с головой! А суффикс - это руки! Да рабочие волшебные руки. Суффикс может все. Слово дом. Суффикс изменит его размер. Дом, домик, домище, домина, домишко. Суффикс даже способен превратить здание в человека. Школа – школьник, город – горожанин, Омск – омич. Маленький, да удаленький! Словом, слова, как и люди, стремятся принарядиться. 2.Давайте поиграем в игру «Наряди слово». Я вам буду называть слово, а вы его наряжать. (устно) Лист Сад Играть лететь желтый Так вот , наряжая слово , мы образуем новые слова. Догадались ли вы , что за тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке ? (словообразовние.) (Слайд №1). А при помощи чего мы образуем новые слова? Открыли тетради записали тему урока. На сегодняшнем уроке мы будем учиться образовывать новые слова, познакомимся со способами образования слов, а так же научимся составлять словообразовательные цепочки. | Фронтальная ,коллективная. Индивидуальная. | Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. Диктует слова(2-3слова). Организует игру, фиксирует затруднения. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Применяя ранее полученные знания, в игровой форме образуют новые слова из данных слов, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись, делают вывод о том, как образуется слово и при помощи каких морфем. | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку(Л) |
II. Языковая разминка. | Актуализация знаний учащихся о том, какие части (морфемы) входят в состав слова. | Какие части входят в состав слова, поможет вам вспомнить кроссворд. (Слайд №2) Давайте потренируемся разбирать слова по составу, чтобы хорошо вспомнить части слова, ведь они нам пригодятся для работы на уроке. (Слайд №3) Разбор слов по составу (морфемный разбор): выход, стенной, опилки, наконечник, стеклотара, уборщица, застеклить, диван – кровать, ледокол, Ивангород, ванная комната, светлая столовая. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Демонстрирует слайды и раздает карточки. | Работая по способу действия, записыва- ют слова и разбирают их по составу. Осуществляют самопроверку и взамопроверку , воспроизводя способ действий . | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К). |
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | 1. Подводящий диалог: 1.Как морфемный разбор слова связан с темой, которую мы будем изучать на уроке? 2. Какие слова вызвали у вас затруднения при разборе? 3.А сможете вы сразу назвать способы образования данных слов? Назовите их. 4.Почему не смогли разобрать слово? 5.К кому или чему можем обратиться за помощью? 2. Анализ материала для наблюдений в учебнике. 6. Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? | Фронтальная, индивидуальная, парная | Создаёт условия для проблемной ситуации в техноло- гии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом. . Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Работают с учебником. | Отвечают на вопросы, Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике. | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) |
IV. Физкультминутка | Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую. | 1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 . Страна 5.Снежинка 6 Холодный 7. Далёкий 8. Скрипучий 9.Столы 10 Цветы | коллективная | Диктует слова | Встают. В соответ -ствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища А Е О И | |
V. Поиск решения. Открытие новых знаний. | Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи | 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки способов образования слов: (Слайд №4) 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3. Пиставочно - суффиксальный 4.Сложение 5.Переход одной части речи в другую. При помощи кроссвордного диктанта давайте озвучим эти способы образования. 1.Значимая часть слова, которая состоит после корня и служит для образования новых слов. 2. Способ образования слов, при котором одновременно присоединяются приставка и суффикс. 3. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 4. Способ образования слова, при котором участвуют два слова. Еще один способ я не назвала, пожалуйста , помогите мне. Приведите пример. 5. Способ образования слов, при котором одна часть речи превращается в другую. 2.Сравнением с текстом учебника 3. Дополнение предложенных детьми слов. | Коллективная, парная | I. В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение и проводит кроссвордный диктант.
Организует пар -ную работу по ана- лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы- ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах, на какую тему эти слова.) Дополните своими примерами один из способов образования слов , которые он не назвал). Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. | Отвечают на вопросы, применяя план действий согласно презентации. Записывают слова. формулируют правило, затем сравнивают с текстом учебника, читая его в технологии изучающего чтения. | Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). |
VI Практическое закрепление полученных знаний. . | Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы. | (Слайд №5) (Слайд №6) Распределите слова по столбикам.
(Слайд №7) Самостоятельное выполнение упражнения. Упр.123 | Коллективная, фронтальная Групповая. | Организует работу со слайдом. | Записывают слова , распределяя слова по столбикам. | Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). |
VII Самостоятельная работа | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия | 5. Работа со словообразовательными цепочками. Ребята, но не всегда словообразовательный разбор способен определить как образовано слово. реальное происхождение слова может определить его этимологический анализ. Как я говорила в начале урока слова любят постоянно меняться . наряжаться. Это происходит по определенным законам (меркам , как при по шиве одежды).для этого нужно соблюдать последовательное образование слов друг от друга, т.е. создавать словообразовательную цепочку. (Слайд №8). Образуйте цепочки из слов: цветочный, книжоночка, переходник. | Групповая парная | Раздает карточки с заданием, образовать словообразовательные цепочки. Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Раздает карточки, организует работу по составлению цепочек. | Выполняют задание, образуя цепочки | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р). |
X Рефлексия | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Заполните таблицу и вы увидите чему вы научились сегодня на уроке и удалось ли вам все. Оцените свою работу по 5 бальной системе. | коллективная | Организует рефлексию через подводящий диалог. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать? Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? | Отвечают на вопросы, подводят итог работы | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) |
XI Домашнее задание | §26 упр.128, 129. |
Приложение.
Карточка №1 Таблица. Способы словообразования
Название способов словообразования | Как образуются новые слова | П р и м е р ы |
Приставочный | с помощью приставки | нести унести; большой небольшой |
Суффиксальный | с помощью суффикса или суффикса и окончания | дружеский дружески снег снежный |
Приставочно-суффиксальный | с помощью приставки и суффикса или приставки, суффикса и окончания | жить вжиться друг содружество |
Сложение | сложение слов, или основ, | телефон, автоматтелефон-автомат; лес, рубить лесоруб; |
Переход слов из одной части речи в другую | мороженое (мясо)(сливочное) мороженое | |
Карточка №2.
Цветочный, книжоночка, переходник.
Цветочный, книжоночка, переходник.
Цветочный, книжоночка, переходник.
Цветочный, книжоночка, переходник.
Цветочный, книжоночка , переходник.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учителя русского языка и литературы Миталёвой В.В.
Тема урока:
«Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах. Повторение и обобщение»
Цели урока:
- Обобщение сведений о членах предложения, однородных членах;
- Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения однородных членов в предложении.
Задачи урока.
Образовательные: | Анализ принципов выделения однородных членов в предложении, закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Развивающие: | Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы. |
Воспитывающие: | Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи. |
Методы и приёмы:
- практический – выполнение упражнений в том числе работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-5 классы» - компьютерной программой к УМК «Школа 2100», включающей задания таких уровней сложности, какие может выполнить не каждый пятиклассник,
- наглядно-иллюстративный – материалы презентации,
- репродуктивный – повторение изученных сведений,
- частично-поисковый – работа со схемами, с завершением предложений по данному началу и т.п.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока | Фиксируют тему урока в тетрадях; Формулируют цели:
|
Актуализация знаний | Каковы признаки однородности? Выберите из перечня нужные (перечень, состоящий из отдельных табличек, на доске:
Почему такой признак, как выражение словами одной и той же части речи, неверен? Учитель обращает внимание учащихся на знаки препинания при повторяющихся союзах (слайд 2, пример 2) Дайте определение однородных членов предложения, опираясь на сделанные нами выводы. | Выделяют признаки однородности (один человек – у доски (выбирает нужные таблички), остальные – в тетрадях:
Анализируют иллюстративные материалы презентации (слайд 2), указывают, что такие члены предложения могут быть выражены разными частями речи. Фиксируют схемы расстановки знаков препинания в тетрадях Дают определение однородных членов предложения. |
Тренировочные упражнения | Предлагает учащимся найти в предложениях однородные члены (материалы презентации), найти табличку с соответствующей схемой среди предложенных (закреплены на доске) – слайды презентации показываются по очереди (3-12), по одному ученику на поиск схемы однородных членов к каждому предложению приглашаются к доске. | Выполняют задание, вызванные к доске ученики подбирают схемы, объясняют знаки препинания. |
Актуализация знаний | А теперь, пользуясь схемами-подсказками, вспомним, как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами. А если однородные члены связаны только перечислительной интонацией? Выносит табличку со схемой на доску: ,
| и - запятые не ставятся
, а - нужна запятая но Между ними ставятся запятые. |
Тренировочные упражнения | Примените знание правил пунктуации на практике (работа с электронным образовательным комплексом «Игры и задачи. 1-4 классы»): выполните задания 3 уровня (расстановка знаков препинания в предложениях). Инструктаж: вы должны сначала убрать лишние предложения, не включающие в себя однородных членов, а уже потом расставить знаки препинания. Произведите сверку с образцом (заложен в программу) | Выполняют задания Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки. |
Контроль и самопроверка знаний и навыков | Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6: 4 уровень – расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами, в том числе и с повторяющимися союзами, 5 уровень – расстановка знаков препинания в тексте, 6 уровень – нахождение и устранение ошибок в схемах предложений с однородными членами). Первые 3 пары, успешно справившиеся с заданиями, получат «5» | Выполняют задания, отчитываются о прохождении каждого уровня. |
Актуализация знаний | При однородных членах могут быть обобщающие слова. Что это такое? | Дают определение: «Слова и сочетания, дающие общее название, характеристику группе предметов» |
Тренировочные упражнения | Какие ошибки допущены в таблице? (материалы презентации, слайд 13) Выводит на экран слайд 14 для проверки. Если мы включим эти обобщающие слова и ряды однородных членов в предложения, какие из вынесенных на доску схем будут им соответствовать? Почему? Предлагает схемы на доске (на табличках), приглашает учащихся к доске осуществить выбор схемы к каждой группе однородных членов: : , , : , , , и : , , и : и : , Какая схема оказалась лишней, почему? Почему кружки в схемах пустые? Завершите предложения, опираясь на материалы таблицы (предлагает начало 2 предложений (слайд 15) Выводит на экран слайд 16 для проверки | Комментируют и устно исправляют ошибки в соответствии обобщающих слов рядам однородных членов. Выбирают схемы, аргументируют свой выбор. Указывают, что схема : : , , соответствует двум группам однородных членов. Указывают на схему : , Объясняют свой выбор. Эти группы членов предложения могут быть подлежащими или дополнениями. Завершают предложения, записывают в тетрадь, объясняют знаки препинания. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить основные цели урока. Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты? Объявляет оценки за урок. | Формулируют цели. Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке. |
Постановка домашнего задания | Упр. 198, 204 (УМК Т.А.Ладыженской и др.) | Записывают Д/З в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....