Программа кружка "Родной край"
рабочая программа на тему

Вельдяскина Татьяна Петровна

(Возрастной состав обучающихся: 8-10лет, срок реализации – 3 года)

*           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2

Принято на заседании                                                      Утверждаю:

Методического совета школы                                         Директор школы:

.                                    __________/

   

  Программа кружка

«Родной   край»

(Возрастной состав обучающихся: 8-10лет, срок реализации – 3 года)

                                   Автор программы:

                                                          Вельдяскина Татьяна Петровна,

                                                 Учитель эрзянского языка                                                                      

 

2013-2014 уч.г.

Содержание

 Пояснительная записка                                                    стр.3                          

Учебно-тематический план                                              стр. 8-15

Содержание программы                                                    стр. 16-19

Методическое обеспечение  программы                         стр.20-21

Литература                                                                           стр.22

 Пояснительная записка

Предлагаемая для реализации программа кружковой  деятельности «Родной край» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Программа  предусматривает знакомство с историей своего посёлка и родного края, делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Школьники узнают, что посёлок, в котором они живут, прекрасно своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.

Программа педагогически целесообразна, такт как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу своего края, воспитание общей культуры.   Воспитания сегодня возможно, прежде всего, на национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой Родины. Изучив историю семьи, края, получив о них дополнительные  сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт для начальной школы. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.

Актуальность и новизну программы можно представить следующими уровнями:

  •  Социальный заказ общества по созданию условий для разностороннего развития ребенка как субъекта деятельности.
  • Расширение для обучающихся образовательного пространства за счет предоставления новой сферы прикладной деятельности.
  • Создание условий для самореализации обучающихся и поиска ими дальнейших путей своего развития.
  • Приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности.

Программа ориентирована на местный материал и даст ребенку богатые знания о родном крае. Данная программа дает возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. А обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени

Цель:  Расширение образовательного пространства и создание условий для развития культурно насыщенной, толерантной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребенка, на основе национальных традиций и его успешной социализации в современном обществе.

Задачи:

    Познакомить  обучающихся с историей родного края, традициями и      обычаями.

Включить ребенка в активное познание своей «малой родины».

    Содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции.

Развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки.

 Воспитывать в ребенке   высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям  и чувствам.

Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.

1-й год обучения

Развитие познавательного  интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Знакомство с символами России.

Знакомство  со  знаменитыми людьми края.

Создание условий для творческой реализации детей.

Формирование дружного коллектива.

2-й год обучения

  Изучение традиций и обычаев родного края  средствами краеведческой   деятельности.

  Развития исследовательских навыков у детей и    интереса к научной деятельности.

Составление   родословной.

     Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.

Формирование актива краеведческого кружка.

3-й год обучения

Углубленное изучение традиций и обычаев родного края средствами краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Продолжение развития исследовательских навыков у детей и    интереса к научной деятельности.

Составление разных видов родословной.

Продолжение знакомства со знаменитыми людьми края.

     Самостоятельная разработка проектов определенной тематики.

Владение глубокими знаниями по краеведению.  

Особенности программы

 Программа многофункциональна, вариантная. Структура программы позволяет охватить все аспекты краеведения. Во время обучения у детей формируется эмоционально-ценностное отношение к миру на основе исторического изучения родного края по разным источникам.

Программа предполагает переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе. В такой организации участники дополняют друг друга и достигают качественно нового уровня развития. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно; оно позволяет развиваться всем от старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции – у других, предполагая проявление терпения, внимательности, коррекции, ответственности. Именно такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей каждого ребенка, установления взаимопонимания, глубокого понимания друг друга.

Основные формы проведения занятий – беседа, рассказ, игра, викторина, встречи, экскурсии,  экспедиции по сбору краеведческого материала.

Основные способы подведения итогов – викторина, встречи, конкурсы рисунков и стихотворений, творческие работы, выставки, конференции, сочинения, фото выставки.

Условия реализации программы – светлое помещение, достаточная материальная база (фотоаппарат, магнитофон, компьютер, аудиозаписи, дидактический материал, литература

 Предполагаемые результаты реализации программы

Личностными результатами являются следующие умения:

        Любить  свой народ, свой край, свою Родину;

          уважать и принимать ценности семьи и общества;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие , так и плохие;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами  изучения курса является формирование универсальных учебных действий

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

учиться работать  по предложенному учителем плану

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.

Учиться работать в паре, группе .

Предметные  результаты

        Отвечать на вопросы учителя

        Изготавливать поделки

        Уметь отличать животный и растительный мир нашего края

        Уметь составлять разные виды родословных

Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводная беседа

План работы. Техника безопасности.

1

1

2

Природа родного края

*Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Сбор природного материала.

*Изготовление поделок из природного материала

*Конкурс рисунков « Там, где я живу - красиво».

*Времена года

*Растительный и животный мир нашего края

5

1

0,5

1

1

1

0,5

3

Моя семья

*Фамилия, Имя, Отчество

*Дом, в котором я живу

* Школа

*Семейные праздники

* Конкурс рисунков «Моя семья»

* «Моё имя», индивидуальная поисковая деятельность

7

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

4

Я – гражданин

*«Я» в России

*Конкурс рисунков «Моя родина-Россия»

3

1

1

1

5

Горжусь  своими земляками.

*П.Машканцев,  чтение произведений.

 Конкурс рисунков.

3

2

1

6

Народное творчество

*Фольклор – народное творчество.

*Народное творчество. Роспись деревянных досок.

*Народные ремесла. Лепка игрушек из соленого теста.

5

1

1

1

2

7

История посёлка  Комсомольский

*История  посёлка

* Конкурс рисунков «Мой  край»

* Достопримечательности посёлка. Экскурсия.

* Природные богатства .

*  «Край любимый  мой».  Конкурс чтецов стихотворений о родном селе.

6

1

1

1

1

1

1

 

Итого:                                                                    24 часа

2 – й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводная беседа

 План работы. Техника безопасности. Что такое краеведение?

1

1

2

Природа родного края

*Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Сбор природного материала.

*Изготовление поделок из природного материала

*Конкурс рисунков  «Природа родного края».

* «По лесным тропинкам», игра-путешествие.

*Оформление газеты «Осенний  пейзаж» фотовернисаж».

5

 

1

1

1

1

1

3

Моя семья

*Моя родословная. Как собирать сведения для родословной. *Составление малой родословной.

*Семейные традиции

* «Наши бабушки и дедушки», сбор информации и составление альбома о бабушках и дедушках.

* «Имена людей – часть истории народа». Поисково-исследовательская работа

6

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

2

4

Я – гражданин

*Я – гражданин России, познавательная беседа с элементами игры.

*Государственные символы России, викторина.

*  История возникновения  Саранска.

3

0,5

0,5

1

1

5

Знаменитые люди республики

*Сычков Ф.В.-художник  Мордовии.

*Эрьзя С.Д. – известный скульптор.

*Спортсмены – олимпийцы.

*Викторина «Знаешь ли ты Мордовию?».

6

0,5

1

   

 1

0,5

2

1

6

История Чамзинского района

*«Земля Чамзинская», история возникновения Чамзинского района.

*Народные праздники

Народные ремесла .

*Знаменитые наши земляки, сбор информации  о людях посёлка.

*История названий улиц , поисково-исследовательская работа.

 * «Живи, Мордовия моя», праздник - представление

6

1

0,5

1

0,5

1

2

1

 Итого часов:                                                                27 часов

Учебно-тематический план

3 – й год обучения

№ п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводная беседа.

 План работы. Техника безопасности.   Что такое топонимика?

1

1

2

Природа родного края.

*Экскурсия .  Наблюдение за   изменениями в природе.

*Изучение гидронимов.  *Путешествие к  родникам.  «Операция  Родник»

* Истории и легенды  посёлка

* «Красота русской природы».

Конкур рисунков

5

1

1

1

1

1

3

Моя семья

* Моя родословная. Составление родословной. Виды родословной

 

* «Ладушки, ладушки – дедушки и  бабушки». Праздник, посвященный дню пожилого человека

*  «Говорящие фамилии», индивидуальная поисковая деятельность

7

1

1

1

1

1

2

4

Я – гражданин

* Место России в мировой истории. Из истории герба, флага, гимна  Мордовии.

* Викторина « Овеянные славою - флаг наш и герб».

3

1

1

            1

5

Достопримечательности района

*Экскурсия  в краеведческий музей

 *Экскурсия  в  Ледовый дворец.

*Экскурсия  в художественную школу.

*Я рисую «Мой любимый уголок»

4

1

          1

          1

         1

6

Моя семья

*Моя родословная. Составление родословной.

*Семейные традиции

* «Наши деды – славные победы», сбор информации об участниках Великой Отечественной войны. Оформление альбома.

*  Конкурс рисунков «Моя семья»

* Конкурс сочинений «Моя семья»

6

1

1

2

1

1

7

  История

*Сбор фольклорного материала района: песни, частушки, сказки.

*Оформление газеты

« Фотографии моей Родины».

* Традиционные праздники . Творческий проект «Пусть сердца раскроются на святую Троицу».

6

1

0,5

0,5

1

1

1

1

          Итого часов:                                                   32

Содержание программы 1 года обучения

1. Вводное занятие 1 час. 

Знакомство с коллективом, обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.

2. Природа родного края 5 час.

 Практика 3,5 часа. Походы в лес, на речку, к озеру.  Изготовление поделок из природного материала.  Конкурс рисунков «Там, где я живу – красиво». Игра «Растительный и животный мир нашего края»

Теория 1,5 часа. Беседа о временах года, названий месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Беседа о растительном и животном мире нашего края.

3. Моя семья 7 ч.

Теория 3 часа. Беседа о именах, отчествах, фамилиях. Имена братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек. Происхождение имен. Домашний адрес, название своего района, области, страны.

Практика 4 часа. Поисковая работа   «Моё имя». Конкурс рисунков «Моя семья».

Составление пути от школы до дома. Семейные праздники.

4. Я – гражданин 3 ч.

 Теория 1 час. Беседа на тему « Я» в России.

Практика 2часа.  Коллективная работа « Я» в России. Конкурс рисунков «Моя родина – Россия»

5.Горжусь  своими  земляками  2ч.

 Практика 3часа. Чтение произведения П. Машканцева . Конкурс рисунков по произведениям П. Машканцева .

6. Народное творчество 5ч.

Теория 1 час. Беседа на тему « Фольклор - народное творчество»

Практика 2часа. Изготовление поделок.  

7. История посёлка Комсомольский 6ч.

Теория 2 часа. Рассказ об истории возникновения  посёлка.

Практика 4часа. Конкурс рисунков  «Мой посёлок».    Экскурсия по  посёлку, конкурс чтецов стихотворений о родном крае.

Содержание программы 2 года обучения

1. Вводное занятие 1 час. 

Знакомство с коллективом, обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.

2. Природа родного края 5 час.

 Практика 5 часов.. Походы в лес, на речку, к озеру.  Изготовление поделок из природного материала. Оформление газеты «Осенний фотовернисаж».

3. Моя семья 6 часов.

Теория 1,5 часа. Знакомство с родословной. Как собирать сведения для родословной. Что означает твое имя?

Практика 3,5часа. Составление малой родословной. Сбор информации о бабушках и дедушках и составление альбома.

4. Я – гражданин 3 часа.

Теория 0,5 часа. Место России в мировой истории. Из истории российского герба, флага, гимна.

Практика 2,5 часа. Викторина «Государственные символы России». Конкурс сочинений «Там, где я живу – красиво!»

5. Знаменитые люди Мордовии 6 часов.

Теория 1,5 часа. Знакомство с биографиями знаменитых людей края, их вклад в историю страны.

Практика 2,5 часа. Познавательная игра «День народного единства». Конкурс рисунков, викторина.  

6. История   Чамзинского района 6 часов.

Теория 1,5 часа. Рассказ об истории возникновения  Чамзинского  района.  Чамзинский  район в годы Великой Отечественной войны.    

Практика 1,5 часа. Работа с периодическими изданиями. Викторина «Знай и люби свой край».  

Содержание программы 3 года обучения

1. Вводное занятие 1 час. 

 Обсуждение плана и режима работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ.

2. Природа родного края 5 часов.

Теория 1час. Изучение топонимов, гидронимов.

 Практика 3 часа. Походы в лес, на речку, к озеру.  Изучение историй и легенд, связанных с посёлком.    Конкурс рисунков «Природа родного края», «Красота русской природы».

3. Моя семья 7 часов.

Теория 1,5 часа. Знакомство с родословной.

Практика 3,5часа. Составление родословной.  Индивидуальная поисковая работа на тему «Говорящие фамилии». Праздник «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки»

4. Я – гражданин 3 часа.

Теория 1час. Место России в мировой истории. Из истории герба, флага, гимна Нижегородской области.

Практика 2 часа   сбор информации о символике Мордовии. Викторина «Овеянные славою флаг наш и герб».  

5. Достопримечательноси  района  4часа.

Теория 2 часа. Знакомство с биографиями знаменитых людей края, их вклад в историю страны.

Практика 2 часа.  Чтение произведений  мордовских  авторов.

6. История Чамзинского  района 6 часа.

Теория 2 часа. Рассказ об истории возникновения посёлка.  Традиционные праздники .

Практика 4 часа.  Сбор фольклорного материала .  Оформление газеты «Фотографии моей Родины».  Оформление проекта «Пусть сердца раскроются на святую Троицу»

Методическое обеспечение программы

п/п

Раздел

Форма

занятий

Приемы и

 Методы организации учебно-воспитательно

го процесса

Методические и дидактические материалы

Техническое оснащение программы

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Коллективн.

Теоретич.

План эвакуации

Опрос

2

Природа родного края

Экскурсия

Коллективн.

фотоаппарат

Оформление

фото газеты,

конкурс рисунков

3

Моя

семья

Рассказ,

игра, творческая работа

Коллективн.

Индивидуал.

Теоретич.

Практич.

Литература,

Карточки, таблицы.

Компьютер

фотоаппарат

Творческая работа, мероприя

тие, оформление

альбома

4

 Я–гражда

нин

Беседа,рассказ, игра.

Коллективн.

Теоретич,

Практич,

Индивид.

Плакаты  с государственной символикой, карта России

Магнитофон, аудиозаписи,фотоаппарат

Викторина,

Конкурс

рисунков

5

Из истории Чамзинского района

Беседа,

Рассказ,

Игра,

Коллективн.

Теоретич.

Практич.

Карта, схемы,

Лит-ра о Чамзинке

Компьютер

Опрос, викторина,

Оформление проекта

6

Знаменитые  люди

Беседа,

Рассказ, игра.

Коллективн.

Теоретич,

Практич,

Индивид.

Портреты,

Фотографии

Худ.лит-ра

Компьютер

Конкурс

Рисунков,

викторина

7

История  Чамзинского района

Рассказ, исследование

Коллективн.

Теоретич,

Практич,

Индивид.

Фотографии

 лит-ра, Карта, схемы,

фотоаппарат

Конкурс

Рисунков,

викторина

            Модель выпускника, занимающегося по программе

« Родной  край»:

*любящий свой народ, свой край, свою Родину;

*уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

*любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

*владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

*готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

*доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

*выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Литература для педагогов

1.  Конвенция о правах ребенка

2. Чамзинский район  на стыке веков , 2005. – 298с.

3. Ривина Е.К. Государственная символика России: беседы в начальной школе,- М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.

4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика», - М.: ВАКО, 2005.- 192с.

5. Симонов В.М. Педагогика: краткий курс лекций, - Волгоград: Учитель-2, 2002.-71с.

6.Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса «Моя Родина-Россия». ФГОС.// Под ред. С.В. Ускова.-М.:УЦ «Перспектива», 2011.-40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"

В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Программа "Мой край"

 Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказат...

Программа !Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности...

Программа "Родной край: страницы истории"

Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его во...

Программа "Мой край" (ФГОС).

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...