Урок зрзянского языка по теме "Эрзянь авано оршамопельте" (4 класс)
план-конспект урока по теме

Вельдяскина Татьяна Петровна

Конспект урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenskiy_kostyum.doc43.5 КБ
Office presentation icon zhenskiy_kostyum.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЭРЗЯНЬ АВАНЬ ОРШАМОПЕЛЬТНЕ.

Цели: познакомить обучающихся с элементами эрзянского костюма. Способствовать восприятию красоты эрзянского языка, песни и костюма. Учить детей грамотному оформлению устной речи. Обобщить и закрепить знания детей по изученным темам.

Оформление: выставка книг по национальным костюмам, национальный женский костюм, украшения.

Оборудование: компьютер, проектор,картинки  цветов (красный  и  синий)

Ход урока

Слайд № 1. Организационный момент. (Звучит музыка )

- Шумбратадо, эйкакшт, инжеть.

- Эйкакшт. Течи минек урокс сась инжеть, шумбракстнетяно мартост.

- Ушодсынек эрзянь келень уроконть.

Дети: (хором произносят )

Ушодтано минь урок,

Ды минек весе анок.

Ручкась ды тетрадесь тесэ

Кортатано эрзянь кельсэ.

- Мон мизолдан  тынянк, тынь  мизолдадо  монень.

_ кие  классо  дежурноесь?

               Кортамонь  ливчакадомка. (сильный  ребёнок)

- Кода тонь леметь?

- Кодамо классо тонавтнят?

- Зяро  иеть?

- Косо тон эрят?

         - Кода  лемезэ  республиканть?

-  Ёвтынк  прявтошонть.

-  Кодат  лейь  чудить Мордовиясо?

- Зяро  ошт  республикасо?

             Налксема « Ош- веле»

Саранск, С- Мачкасы, Краснослободск,Киржиманы, Апраксино, Рузаевка, Инсар, Пичеуры, Темников, Отрадное, Алексеевка, Ковылкино, Ардатов.

Слайд № 2.Проверка домашнего задания.

На доске  картинки (шкаф и тумбочка  для  обуви) и слова- карточки: паля, понкст, панар, юбка, паця, кемть, котат, карть, понань кемть.

- Эйкакшт, ледстясынек мельс ютазенть

- Оршамопеленть ды карсемапеленть (Дети расставляют карточки  под  картинками)

_Эйкакшт, кодат Мордовиянь  содавикс  ломанть  тынь  содатадо?

Слайд №3 . Картина  Ф. В. Сычкова «Эрзянка».

_ Варштадо Сычковонь  артовксозо  лангс.

-Кого изобразил  художник?- Во  что  она  одета? Раньше  все девушки  и  женщины  носили  такую  одежду.—Как  по  вашему  мнению  называется  картина  Сычкова?- О  чём  будем  говорить  на  уроке?

(познакомимся с элементами  эрзянского  национального  косюма, с  обычаями  и  традициями  мордовского  народа, докажем, что национальный  костю  красив.)

Слайд №4.

Уроконть темась: « Эрзянь авань  оршамопельтне»

Слайд №5

Спланируем наш  урок:

1.Знакомство  с  новыми  словами.

2.Составление  предложений.

3.Работа  с  учебником

4.Итоги. Оценим  работу цветочками.

Слайд № 6.(сундук-фото) _ Что  изображено  на  фотографии?

- В таких сундуках  хранили одежду наши прабабушки. Давно это было. В те времена не было, шкафов, как сейчас, не было фабрик, где шилась одежда. Всю одежду шили женщины. У каждой девочки был сундук и туда они складывали одежду, которую сшили-вышили, и ткань, которую выткали. И каждый наряд был неповторимый.  Сейчас тоже есть рукодельницы, которые шьют удивительные наряды. На мне видите современный наряд с мордовскими узорами.

         Слайд №7

          -Женщина  одевала  ПАНАР  - нижняя рубаха.  Далее  идёт  верхняя одежда – РУЦЯ. Она  имела богатую вышивку.

 Далее  подвязывался  передник – ИКЕЛЬГА   ПАЦЯ.-необходимая  часть  косюма  эрзянок. Передник  носили и в  будни  и  в  праздники.  Оригинальным  украшением  у  эрзи  является   набедренное  украшение -  ПУЛАЙ.(слайд №8) Надевали  пулай  с 13- 14 лети  носили  всю  жизнь.

 Красивы женские головные уборы.( слайд №9) По-эрзянски называется «панго». Когда-то каркасом для «панго» служила кора дерева – дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади «панго» оканчивалось покрывалом с вышивкой.

 Какие  цвета  преобладают  в  мордовской  вышивке? (красный -  цвет  радости, жёлтый  - цвет  тепла, зелёный – цвет жизни).Долгими  зимними вечерами  вышивали  приданое и пели  песни.

- Вы  прослушали  песню «Лайме  порась» в исполнении  ансамбля «Умарина»

       - А ещё кроме вышивки, что видим в костюме? (В мордовском костюме очень много разных украшений).

Слайд №10  (на слайде картинки)

- Да, мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их – великое множество!  

 (Вытаскивает картинку со словом)

Это нагрудные  «сюлгамы» (слово «сюлгам», происходит от слова «сёлгома», что значит закрывать. Это украшение носили на груди, «закрывая» её от болезней и злых духов).

 (Вытаскивает картинку со словом)

Бусы – эрьгеть, серьги «пилекст.

 (Вытаскивает картинку со словом)

- Вы узнали много названий элементов эрзянского костюма, чтобы вы их лучше запомнили, давайте их посмотрим на картинках и прочитаем. Ловносынек весе вейсэ.

Слайд №11,12    Од валт

 Словарная работа.(Дети повторяют слова на эрзянском за учителем)

Панго– женский головной убор

Паля – платье, (Панар – рубаха женская)

Икельпаця – передник

Руця - наряд, надеваемый поверх платья

Пулай – набедренный предмет одежды эрзянки

Пилекст – серьги

Сюлгамо - нагрудное украшение эрзянки

Эрьгеть – бусы

Викшневкс – вышивка

Слайд №13,14  Аравтнеть видестэ  валтнэнь

Слайд №15  -Кемекстамо (работа  в  группах)

Дети подставляют  слова.

Эрзянь авась  оршазь…

Перьканзо  Ольга  сюлмась…

Сырькаень   прясо…

 Ленань  кирьгасонзо…

Авань  пилесэнзэ….

 Работа  в  тетрадях.    Переписать  предложения  в  тетрадь.

Слайд №16 -Ней, эйкакшт, оймсетяно, -Эйкакшт, кие теи зарядка  ловома марто?

- Ней аламос киштяно. (Звучит музыка, с детьми выполняем движения из мордовского танца)

- Ютатано седе тов.

Слайд №16.17 Работа  с  учебником. Разгадав  кроссворд, узнаете  как  называли « сундук»

Стр 102  упр 2

1. Название народа  - эрзя

2. Наряд, надеваемый поверх платья -руця

3. Платье эрзянки – паля,

4. Нагрудное украшение эрзянки - сюлгамо  

5. Головной убор эрзянки - панго

7. Серёжки – пилекс

6. Пулай – набедренный предмет одежды эрзянки

7. Кольцо - суркс

8. Бусы- эрьгеть

(аплодисменты) – нажать на доске

Слайд № 18   Работа  с текстом.  

- Эйкакшт, панжинк книганк сядо колмоце (103) страницанть, муинк 4- це упражнениянть. Ловносынек ды ютавтсынек рузонь кельс.

1. Чтение  по  ролям  и перевод текста.

Слайд № 19. Чтение  стихотворения.

 Панарось- прок  ашо  лов.

Мазый  викшневкст  лангсонзо.

Руцянть  алов  оршакшнызь,

Ды  куншкасо сюлмакшнызь.

            -  Отвечатано кевкстематнень лангс, стихотворениянть  коряс .  

               -о  чём  стихотворение? –Как  вы  догодались?  

 Содамоёвкст.

1.Сижу  верхом, не  ведаю на  ком.(панго)

2.Дуйся, не  дуйся.

Через  голову  суйся,

Попляши  день  деньской

И пойдёшь на  покой.(панар)

         ИТОГИ:

- Что  нового  узнали? (перечисляются слова). Запись  в  словарь

- Мезе кармиде содамо седикелень эрямодо?

(Что эрзянки раньше одежду делали вручную, они очень красиво вышивали, украшали свой наряд. Узнали, как называются по-эрзянски элементы костюма).

Красота эрзянского  языка  сочетается  с  красотой одежды и  культурой  нашего  народа. Мы  гордимся  своими  костюмами, которые создавались  руками  женщины.

- Вечкевсь тенк урокось?

- Оцените  свою  работу  цветами .Выберите красный  или  синий.

_ Справились  с  тем, что  запланировали  на  уроке?

Слайд №20. Кудонь тевесь.

Запомнить новые слова. Разукрасить эрзянку в национальном костюме.

Слайд № 21 - Стядо, эйкакшт, вастомазонок.Уледе  шумбрат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ КСОШ №2

Слайд 2

Оршамопелень пелькст Паля Руця Пулай Панго Икельга паця

Слайд 3

Моро «Весемеде мазыйнем»

Слайд 4

Кизэ

Слайд 5

Аштемков Медьков Умарьков Кизэнь ковт

Слайд 6

1 2 3 4 О В Т О Р И В Е З Ь У Р В Е Р Ь Г И З

Слайд 8

Знакомство с новыми словами. Укштор - клён Тумо – дуб Пекше – липа Килей – берёза Кошт – воздух Ванькс - чистый

Слайд 9

Активизация новых слов

Слайд 10

Активизация новых слов.

Слайд 11

Тренировка лексических навыков. МО – ТУ ШЕ – ПЕК ШТОР – УК ЛЕЙ – КИ

Слайд 12

Сычков Федот Васильевич

Слайд 13

Картина Сычкова Ф.В. «Летний день»

Слайд 14

Работа в тетрадях Пек паро вирьсэ…. Вирьсэ касыть чувтот:…,…,…,…. Коштось вирьсэ….

Слайд 15

Физкультминутка.

Слайд 16

Закрепление материала. Работа с учебником стр 20 упр 2

Слайд 18

Стр 21 упражнение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

разработка урока анг.языка по теме "Шотландия" 6 класс (конспект урока, презентация, приложения к уроку)

Данная разработка урока представлена: конспектом урока, презентаций, приложениями заданий. Урок составлен для 6 класса занимающегося по УМК М.З. Биболетовой....

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....