Рабочая программа по курсу «Русская стилистика»
рабочая программа (7 класс) по теме

Кривилева Светлана Николаевна

Рабочая программа

 

по курсу «Русская стилистика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._titulnyy_list_1.docx12.48 КБ
Файл 2._planiruemye_rezultvty.docx25.15 КБ
Файл soderzhanie_uchebnogo_kursa.docx21.95 КБ
Файл ktp.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

02-10                                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение «Гимназия №26»

                                                             

                                                     

                         

                                                                    Введено приказом от 30.09.2016 г. № 275

                                                                    Директор МБОУ «Гимназия №26»

                                                                          _______________   А.Л.Сальников

             

Рабочая программа

                                                                                 по курсу «Русская стилистика»  для 7 класса

                                                                                       (2 часа  в неделю, 60 часов в год)

Составитель: Кривилева С.Н, учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной  категории

«Согласовано»

Заместитель директора по УР ___________ Макария К.Н. от_________2016 г.

                                               Подпись                  Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 27.08.2016 г. № 1

Руководитель МО ___________ Шишина Л.Л.  от_________2016 г.

                                         Подпись        Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2016 г.



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Стилисти ка и культура речи.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствова- нию.

Стилистика и риторика.

Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Стилистика и лексика.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Стилистика и фразеология.

Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стилисти ка и пунктуа- ция.

Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

Писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры.

  1. Смысловое чтение.  Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.



Предварительный просмотр:

Содержание учебного курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Стилистика и культура речи                              (15 час.)

Введение.  «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачев).

Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте.

1

Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, поэтикой, теорией ораторского искусства.

1

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика.

4

Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.    

Нормативная лексика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики.

5

Культура речи как предмет языкознания.

Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.

Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка. Собственный стиль речи. Не собственно прямая речь.

4

Стилистика и риторика        (10 Ч.)

О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси.

2

Книжно-славянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.

1

Три стиля в российском языке.

Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений».

1

Категория «высокого» и «низкого».

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни, их современное содержание. Логическая грамматика (А.А.Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.

 

1

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха А.Пушкина – начало современного литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

 

5

Стилистика и лексика       (13 Ч.)

Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка.  Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

2

Внутренняя форма слова.

Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.

2

Словотворчество и возможности его использования в стилистических целях.

 «Прозаические» и « поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова.  Словотворчество. Границы словотворчества.

   

2

Системные связи слов.

 

Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы.

3

Созвучия.  «Забавные» и «коварные».

Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов.

4

Стилистика и фразеология                (16 час.)

Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.

Роль устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.

 

4

Период. Прозаическая строфа.

Понятие о периоде. Виды периодов. Виды прозаической строфы.  

Нестандартные случаи использования фразеологизмов в различных формах существования речи.  

 Морфологические свойства фразеологического оборота. Варианты фразеологического оборота.

Стилистические пласты фразеологии современного языка.

 Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.

12

Стилистика и пунктуация                   (6 час.)

Пунктуационные нормы современного русского языка. Стилистические аспекты пунктуации. Структурный принцип пунктуации Смысловой принцип пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

Комбинированные знаки препинания. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов.

6



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса  7 В класс

п/п

Название разделов

Тема занятий

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Стилистика и культура речи              ( 15 час.)

Введение.  Выбор слова. Лексическая сочетаемость.

1

Рассматривание схем, упражнения по определению стилей и типов речи.

04.10

2

Место стилистики в системе наук языкознания. Задачи грамматической, функциональной стилистики.

1

Выразительное чтение текстов, их осмысление, пересказ.

06.10

3

Практикум по редактированию текста.

1

Выполнение упражнений с комментированием, выписывание из текста глаголов со значением начала действия.

11.10

4

Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика.

1

Чтение теоретической части. Выразительное чтение текста М.Бубличенко.

13.10

5

Функциональная стилистика.

1

Запись высказывания М.Горького.

18.10

6

Стилистика текста.

1

Чтение и осмысление алгоритма рассуждения.

20.10

7

Практическая стилистика.

1

Определение речевой ситуации, основной мысли, пересказ текста.

25.10

8

Практикум. Практическая стилистика.

1

Повторение теоретического материала, подготовка устного высказывания.

27.10

9

Виды стилистических ошибок. Выполнение упражнений повышенной трудности.

1

Повторение суффиксов причастий и прилагательных.

08.11

10

Коммуникативная стилистика.

1

Составление устного высказывания.

10.11

11

Формирование коммуникативных  единиц.

1

Выполнение упражнений.

15.11

12

Культура речи как предмет языкознания.

1

Выразительное чтение текстов, составление предложений.

17.11

13

Стилистические особенности эстетического  аспекта культуры речи.

1

Составление предложений по опорным словосочетаниям, устное описание картины.

22.11

14

Стилистические особенности нормативного  аспекта культуры речи.

1

Творческая работа по таблице, выполнение заданий.

24.11

15

Этико-социальные аспекты культуры речи.

1

Устное сочинение по картине, запись  предложений.

29.11

16

Стилистика и риторика          ( 10 час.)

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима.

1

Чтение и обсуждение теоретического материала. Устные высказывания.

01.12

17

Графическое представление науки риторики. Виды речи.

1

Повторение теории,  сопоставительный анализ предложений.

06.12

18

Книжно - славянская письменная традиция.

1

Монологическое высказывание по плану.

08.12

19

Категории «высокого» и «низкого» стилей.

1

Отработка практических навыков, сопоставление предложений текстов.

13.12

20

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

1

Отработка образца рассуждения.

15.12

21

Стилистические особенности просторечной лексики.

1

Чтение и обсуждение теоретического материала.

20.12

22-23

Исследовательская работа. Изучение речи окружающих, объявлений в маршрутках, на заборах.

2

Отработка практических навыков, сопоставление предложений текстов.

22.12

10.01

24

25

Исследования текстов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Эпоха А.Пушкина - начало современного русского литературного языка.

1

1

Редактирование предложений, работа по таблице.

Работа с текстами.

12.01

17.01

26

Стилистика и лексика    (13 час.)

Разновидности языка. Ненормативные слова.

1

Чтение материалов «Возьмите на заметку!», редактирование предложений.

19.01

27

Социальные диалекты.

1

Анализ текстов, выполнение упражнений.

24.01

28-29

Нестандартные случаи использования слов ограниченного употребления.

2

Чтение и обсуждение теоретического материала.

26.01

31.01

30-31

Исследование общеязыковых закономерностей на основе текста стихотворений В.Вишневского.

2

Чтение и анализ текстов, составление таблицы.

02.02

07.02

32-33

Слово и сфера его употребления.

2

Анализ слова и сферы его употребления.

09.02

14.02

34

Внутренняя форма слова.

1

Выполнение заданий, составление схем.

16.02

35-36

«Забавные» и «коварные» созвучия. Сопоставление грамматических правил немецкого, английского, французского языков.

2

Чтение материалов «Возьмите на заметку!», редактирование предложений.

21.02

24.02

37-38

Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические.

2

Выполнение упражнений.

28.02

02.03

39

Стилистика и

фразеоло- гия            (16 час.).

Устойчивые и свободные словосочетания.

1

Составление телеграммы по образцу.  Чтение теоретического материала.

07.03

40

Словорасположение.

1

Отработка практических навыков, сопоставление предложений.

09.03

41

«Свободный» синтаксис некоторых народов.

1

Фонетическая и орфоэпическая работа, выразительное чтение текстов русских поэтов.

14.03

42

Несвободный синтаксис некоторых народов.

1

Монологическое высказывание по плану.

16.03

43

Период. Прозаическая строфа.

1

Выполнение заданий.

30.03

 

44-45

Практикум. Крылатые выражения древнегреческих мифов.

2

Составление предложений по опорным словосочетаниям. Работа с фразеологизмами.

04.04

06.04

46

Стилистические пласты фразеологии современного языка.

1

Составление устного высказывания.

11.04

47-48

Исследование и рецензирование текстов разных стилей.

2

Работа с текстами, ответы  на вопросы.

13.04

18.04

49-50

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

2

Работа с теоретическим материалом.

20.04

25.04

51-52

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.

2

Работа с текстами, составление таблиц.

27.04

02.05

53-54

Практикум. Стилистические особенности текстов статей В.Костикова («Аргументы и факты»).

2

Работа с текстами, ответы на вопросы.

04.05

55

Стилистика и пунктуация          (6 час.)

Стилистические аспекты пунктуации.

1

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

11.05

56

Структурный принцип пунктуации.

1

Выполнение заданий.

16.05

57

Смысловой принцип пунктуации.

1

Выразительное чтение текстов, составление предложений.

18.05

58

Экспрессивный  синтаксис. Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и возможных знаков препинания.

1

Составление устного высказывания.

23.05

59

Нерегламентированная пунктуация: историческая, концептуально  обусловленная, собственно авторская.

1

Выразительное чтение текстов, составление предложений.

25.05

60

Аналитическая работа с текстами классиков  и современных авторов.

1

Работа с текстами.

30.05

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

рабочая программа курса Русское правописание

Рабочая программа элективного курса Русское правописание  рассчитана на подготовку учащихся к ЕГЭ, содержание обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа курса "Русский язык". 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса сставлена на основе программы Баранова....

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...