Опыт и перспективы работы учителя русского языка и литературы с одаренными учащимися
статья на тему

Опыт и перспективы работы учителя русского языка и литературы с одаренными учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт и перспективы работы учителя русского языка и литературы с одаренными учащимися.

"В душе каждого ребенка есть невидимы струны. Если
их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат!"
В.А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной личности. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово "одаренный" следующим образом: "То же, что и талантливый...". Талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы - развивать эти способности у ребенка.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Задача учителя - сформировать и углубить эти способности ученика. Педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Главной целью обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению развитию своих способностей, природных и социально приобретенных возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Безусловно, в классе, где есть одаренные дети, работать трудно, но интересно. Талантливые ребята с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, осваивают навыки научной деятельности (наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы). Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. Таким образом, дети постепенно получают навык отстаивания своих идей. Учителю при этом ни в коем случае нельзя торопить ребенка и подсказывать ответ.

Во время урока учащиеся должны уметь самостоятельно формулировать тему. Учитель же помогает актуализировать и углубить знания по конкретной теме. На уроках русского языка и литературы ребята совершенствуют речь, тренируют память, мышление. Знания учащимся не даются в готовом виде: они должны добыть их в результате поисковой деятельности.  На этапе закрепления выполняется новый тип упражнений – упражнения комплексные, интеллектуально-лингвистические.

Задача уроков литературы – максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей. Учащимся необходимо давать возможность больше взаимодействовать друг с другом: задавать актуальные вопросы, спорить, обосновывать свою точку зрения и пр. Педагог же лишь корректирует, дополняет своих учеников.

Приемы, используемые на уроках литературы, могут быть различными. Это создание личностных характеристик персонажей,  определение нравственной, эстетической позиции, самостоятельная формулировка вопросов, выбор различных видов заданий. Ролевые игры на уроках также помогают одаренному ребенку проявить себя, ведь игра – прекрасное средство для формирования адекватной самооценки, веры в свои силы, личной независимости в высказываниях, инициативы.

Учитывая степень освоения знаний, можно создавать дифференцированные группы. Разноуровневое обучение позволяет каждому ребенку усвоить необходимый и посильный объем информации.

Прекрасно, если на занятиях с одарёнными детьми используются новые технологии: компьютерные тестирования, презентации, фрагменты ресурсов в сети Интернет и пр. С учетом компьютерной грамотности  продумываются варианты заданий обучающего и творческого характера для индивидуальной и групповой деятельности.

Большие возможности осуществлять свою работу с одаренными детьми дает внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы, проведение научной конференции, выпуск литературных газет, литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов различного уровня, в конкурсах сочинений и творческих работ.

Также в работе с одаренными детьми помогают различные итернет-проекты: игра-конкурс «Русский медвежонок», общероссийская олимпиада «Олимпус» и пр.

Проблема работы с одаренными детьми в наше время актуальна и очень сложна, ведь перед учителем встают задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные способности учеников.

Задача педагога – распознать одаренного ребенка и помочь ему реализоваться, достичь успехов. Ведь работа с одаренными детьми – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества завтра.

Список используемой литературы

1. http://doshvozrast.ru

2. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. - М., 2008

3. О.В. Касперская. Система работы с одаренными детьми. - М., 2011

4. Н.В. Алексеева. Развитие одаренных детей. - М., 2011

5. http://nsportal.ru

6. В.А. Бакулина. Обучение русскому языку средствами субъективизации.// Русский язык в школе, №3.  - 2003

7. Е.С. Полат. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. - М., - 1997

8. http://vestnikpedagoga.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»  2006-2011 гг....

План работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ

В данном материале предлагается план работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Главное достоинство материала заключается в том, что в предложенном плане работы предусмотрены основные направле...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...

Система поддержки одаренных детей. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 83 г. Санкт-Петербурга)

Мысль о том, что каждый ребенок одарен от природы, справедлива. Учитель должен найти возможность раскрыть таланты детей, помочь им развиваться в нужном направлении, используя при этом различные формы ...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....