Исследовательская работа по литературе "Организация пространства в пьесах Чехова "Вишневый сад" и "Три сестры"
проект (11 класс) по теме

Брусинская Людмила Владимировна

Организация пространства в пьесах Чехова "Вишневый сад" и "Три сестры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_po_pesam_chehova.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация пространства в пьесах Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..       3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ………………………………..      6

  1. Понятие пространства в художественном тексте…………..      6

ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В ПЬЕСАХ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» И «ТРИ СЕСТРЫ»…..      9

2.1. Особенности создания пространства в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» ………………………………………………………………     9

2.2.  Особенности создания пространства в пьесе А.П. Чехова «Три сестры» …………………………………………………………………………   13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..     15

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………      16

ВВЕДЕНИЕ

В русской и мировой литературе великого русского писателя конца XIX - начала XX столетия Антона Павловича Чехова принято называть «Шекспиром XX века». По мнению многих исследователей его творчества, в том числе и Г.П. Бердникова,а также известных театральных деятелей все его творчество и прежде всего его драматические произведения, подобно шекспировским пьесам, смогли сыграть в истории всей мировой драматургии важную роль. Зародившись в России на рубеже XX столетия, она за короткое время «смогла сложиться в новаторскую художественную систему, которая определила собой пути будущего развития всей драматургии и театра всего мира».[1]

Появление драматических произведений Антона Павловича Чехова обозначило совсем новую точку отсчета в истории всей русской художественной культуры. Не случайно чеховским именем стали называть целое театральное направление – «чеховский театр».

Об особом и непревзойдённом значении драматических произведений А.П. Чехова говорил еще в свое время великий русский театральный деятель К.С. Станиславский, утверждавший, что «глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность…. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».[2]

В своих работах, посвященных исследованию художественных произведений Антона Павловича, а также анализу его пьес, литературовед и чеховед А.М. Турков, определяя место Чехова-писателя и Чехова-драматурга в русской литературе, отмечает: «Чехов завершает XIX век, подводит ему итог, и вместе с тем открывает век XX, становится родоначальником едва ли не всей драматургии минувшего века».[3]

Тем самым, актуальность данного исследования определяется не только повышенным интересом гуманитарных наук к субъективному восприятию художественного мира Чехова, но и необходимостью фиксации особого отношения к творчеству классика, и в первую очередь к его драматургии, к культуре конца XX - началеXXI века.

Цель работы – знакомство с особенностями организации художественного пространства в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры»

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • изучить научную  и литературоведческую литературу по теме исследования;
  • дать понятие художественного пространства;
  • рассмотреть особенности организации пространства в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»;
  • выделить характерные особенности организации пространства в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».  

Объект исследования – драматургическое наследие А.П. Чехова.

Предмет исследования – пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры».

Методологической основой для написания данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей творчества А.П. Чехова, среди которых работы А.М. Туркова «Чехов и его время», статья П. Вайля и А. Гениса «Все – в саду», исследование Г.П. Бердникова «Чехов - драматург: традиции и новаторство в драматургии», посвященные особенностям чеховских драматических произведений.

Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и определенными задачами данной работы использовались следующие теоретические методы исследования: анализ научной и литературоведческой литературы по проблеме исследования, систематизация собранного материала.

 Практическая значимость данного исследования заключается в том, что собранные и систематизированные материалы по проблеме исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей русского языка и литературы при изучении творчества А.П. Чехова как драматурга. Кроме этого данный материал может быть использован на практических и семинарских занятиях в процессе обучения в вузе при изучении этих произведений.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, в котором определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, поставленные в работе.

Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых имеет разное количество параграфов, содержание которых отвечает поставленным задачам.

В заключении подводится итог всей проделанной работы, делаются обобщающие выводы, проводится сравнение произведений А.П. Чехова.

Список использованной литературы состоит из 11 источника.

Новизна предлагаемой работысостоит не столько в выборе самого объекта исследования и его систематизированном описании, сколько в возможности самостоятельно изучить этот вопрос, опираясь на исследования, сделанные учеными, литературоведами в решении этого вопроса.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

  1. Понятие пространства в художественном тексте

Художественное пространство – это существенная характеристика поэтического мира любого высокохудожественного произведения. Оно придает всему произведению внутреннее единство и завершенность. В современной «Литературной энциклопедии терминов и понятий» художественное пространство определяется как «важнейшая характеристика образа художественного, которое обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует завершенную композицию художественного произведения».[4]

Следовательно, художественное пространство – этоодин из важнейших компонентов любого художественного произведения. Поэтому известный литературовед Д.С. Лихачев в своих исследованиях по теории литературы указывал, что «в своем произведении настоящий писатель создает определенное пространство, в котором происходит все действие произведения».[5]По определению еще одного специалиста в области теории литературы Ю.М. Лотмана, художественное пространство – это «континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие»; кроме этого он определяет, что это «модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений».[6]

Данные определения дают основания считать, что основная роль художественного пространства в художественном тесте не сводится к определению места, где происходят все события, а при его помощи также связываются сюжетные линии и перемещаются действующие лица. Кроме этого художественное пространство, как и художественное время, является особым языком, дающим возможность для нравственной оценки персонажей.

По роли, которую выполняет художественное пространство в тексте, можно выделить несколько видов пространства: например, Ю.М. Лотман выделяет четыре вида пространства: точечное, линеарное, плоскостное и объемное. В свою очередь в современном литературоведении выделяется несколько видов художественного пространства:

  • абстрактное и конкретное пространство ( образцом абстрактного пространства могут служить пьесы В. Шекспира, а конкретного – пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ум»);
  • зарытое и открытое пространство ( например, дом Трубиных в одноименном романе М.А. Булгакова – это закрытое пространство, а образ степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - это открытое);
  • пограничное пространство, представленное во всех  произведениях устного народного творчества – образы «порога», «окна», «двери»;
  • природно-географическое пространство – например, поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - описание Кавказских гор;
  • пространство цивилизации – описание Петербурга в романах Ф.М. Достоевского или повестях Н.В. Гоголя;
  • психологическое пространство, которое ограничено  рамками внутреннего мира героя, например, психологическое пространство Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание;
  • социальное пространство, когда главные герои принимают участие в значимых событиях общественной жизни: например в романе Максима Горького «Мать» главный герой Павел Власов участвует в манифестациях, митингах;
  • фантастическое пространство, включающее в себя сны героев, волшебный мир, который создан воображением автора –– «Приключения Гулливера» Д. Свифта.

Кроме этого в каждом художественном тексте различается также пространство самого повествователя (рассказчика), а также пространство персонажей. Это может быть пространство главных героев, а может быть и пространство второстепенных героев. Взаимодействие этих видов пространства делает все художественное пространство любого художественного произведения многомерным, объемным и лишенным какой-либо однородности. Однако доминирующим и определяющим в плане создания целостности всего текста и его внутреннего единства остается пространство самого повествователя, подвижность точки зрения которого дает читателю возможность объединить разные ракурсы описания и изображения, тем самым определить авторскую позицию по отношению к личному пониманию теста.

В драматических произведениях А.П. Чехова происходит формирование особых пространственных моделей мира. В литературоведении уже предпринимались множественные попытки дать целостную характеристику пространственной структуры чеховского творчества, в том числе и драматического. «Иногда чеховский мир, – пишет И.Н. Сухих в своем исследовании «Проблемы поэтики А.П. Чехова», – раздвигается беспредельно, до космических масштабов».[7]

Предметное наполнение, выраженное в предметах интерьера и мелких бытовых деталях, также является важным отличием чеховского художественного пространства в драматическом произведении.

Определяя значимость и особенность художественного пространства в произведениях А.П. Чехова, М.О. Горячева в своем исследовании «Проблемы пространства в художественном мире А.П. Чехова», отмечает, что «художественное пространство в драматических произведениях концептуально, оно отражает ведущие идеи творчества писателей, систему его ценностей».[8]


ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В ПЬЕСАХ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» И «ТРИ СЕСТРЫ»

2.1. Особенности создания пространства в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Одним из первых элементов, создающих художественное пространство в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», являетсясам вишневый сад, вокруг которого разворачиваются все события пьесы. Как отмечается в многочисленных исследованиях творчества драматурга, из близкого и постоянного общения писателя с природой, из его страстного увлечения садами, посадками деревьев, цветами вырастает в творчестве Антона Павловича самый поэтический образ природы - образ сада как символа жизни. Так, например, П. Вайль и А. Генис в своих работах, посвященных драматургии Чехова, отмечали: «Чехов перенес смысловое, метафорическое и метафизическое ударение на предмет неодушевленный – сад. Сад – это вершинный образ чеховского творчества, его завершающий и обобщающий символ веры».[9]

Образ вишневого сада, который предстает уже с первых моментов действия, дает автору возможность объединить вокруг себя всех героев своей пьесы. Принцип этого авторского объединения глубоко символичный. Это только на первый взгляд читателю кажется, что здесь собрались лишь близкие родственники и просто давние старые знакомые, которые волей случая оказались в поместье, чтобы решить свои с годами накопившиеся житейские проблемы. Но это далеко не так. Автор в своем произведении соединяет персонажей не только разных возрастов, но и разных социальных групп, чтобы именно они, а не кто-то другой, так или иначе смогли решить судьбу вишневого сада, а значит, и свою собственную судьбу.

Поэтому вишневый сад в пьесе –это образ сложный и неоднозначный, воспринимаемый каждым героем по-своему, поэтому очень часто из уст прежде всего героев мы слышим его описание: «Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла? Любовь Андреевна (глядит в окно на сад).

Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...».[10]

С точки зрения художественной значимости это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Любови Андреевны Раневской, но это и художественное пространство, в котором разворачиваются все события и действия, он постепенно перерастает в образ-символ, который символизирует не только саму Россию с ее великой дворянской культурой, но и жизнь, которая постепенно погибает вместе с гибелью самого вишневого сада.

Значимым в художественном пространстве пьесы является и образ дома, в котором разворачиваются все события. В трех из четырёх актов действие пьесы происходит в доме, в 1 и 4 актах действие локализируется в детской комнате: все персонажи, уезжающие, приезжающие и встречающие, собираются именно в детской. «… О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.)»,[11] - таким мы видим детскую в восприятии Любови Андреевны, через много лет вернувшейся в свое имение.  

Дом, и особенно детская, куда очень часто попадают герои, – это очень хорошо знакомое для них пространство. Кроме этого именно детская вводит в содержание пьесы тему детства.

Важным в этом тесте является и открытое пространство, которое дано в авторской ремарке ко второму действию:

«Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре; все сидят задумавшись. Шарлотта в старой фуражке; она сняла с плеч ружье и поправляет пряжку на ремне».[12]

Изображенный в этой развернутой авторской ремарке пейзаж глубоко символичен: с одной стороны, мы видим дорогу, ведущую в усадьбу, в вишневый сад, которые одновременно символизируют уходящую уже в прошлое усадебную помещичью жизнь, с другой стороны – это неясный, едва различимый призрачный силуэт большого города, воплощающего в себе новую, современную жизнь, которая приходит на смену старой.  Старое, отжившее уже рушится, а вот приходящее ему на смену новое еще не имеет четкости и какой-то предметной реальности.

Своеобразием пространственной организации текста, по мнению специалиста в области теории литературы Д.А. Щукиной, являются определенные сценические предметы. Она считает, что «являясь вещами материального мира, они, попадая на сцену, подчиняются законам театральной условности. Принадлежность предметов двум мирам (сценическому и реальному) видоизменяет их функции, выдвигая в качестве инвариантной знаковую».[13]

Одним из таких сценических предметов, который постоянно присутствует во всех пьесах А.П. Чехова, является стол. Стол – это характерная составляющая пространства дома у Чехова. Не случайно Е.Я. Шейнина в своей «Энциклопедии символов» утверждала, что «стол – это престол дома».[14] Но стол, который собой символизирует прежде всего вещь реального мира, в пьесе «Вишневый сад» становится символом разрушения.  Ни разу все герои пьесы не собираются за столом, как символом всего объединяющего, а в третьем акте Лопахин, уже купивший вишневый сад и ставший его владельцем, натыкается в одной из комнат на стол и чуть не опрокидывает его. Эта деталь в авторском понимании становится знаком разрушения вишневого сада и мира, связанного с ним.

При помощи определенных пространственных элементов, которые присутствуют в пьесе (это детская, кухня, стол, окна, печь, лестница, людская, шкаф) автору удается лаконично смоделировать такое сценическое пространство художественного произведения, которое должно было объединить героев, но объединения не произошло, наоборот, мир старой усадьбы разрушен.

 Художественное пространство пьесы, представляющее собой воплощение, прежде всего, открытого и закрытого пространства, авторского пространства и пространства героев расширяется также и за счет большого количества внесценических персонажей, присутствующих в действии.  В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», кроме пятнадцати действующих лиц, упоминаются еще тридцать два внесценических образа: например, утонувший сын Любови Андреевны – семилетний мальчик Гриша, ярославская тетушка Раневских, парижский любовник героини, ее родители, отец Лопахина и т. д. Все это создает еще одно пространство – пространство героев произведения.

Таким образом, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» мы можем увидеть несколько видов художественного пространства – это, прежде всего, открытое (вишневый сад) и закрытое пространство (детская, гостиная), художественное пространство автора и действующих лиц. Кроме этого отмечается присутствие психологического пространства (мир души Любови Андреевны), а также пограничного пространства (наглухо закрытый дом в комнате с Фирсом), что придает пьесе определенное художественное своеобразие.  Кроме всего этого можно говорить о цикличности всего художественного пространства, созданного Антоном Павловичем Чеховым в этом произведении.

2.2. Особенности создания пространства в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»

Пьеса «Три сестры» была начата Антоном Павловичем Чеховым в 1900 году во время его пребывания в Ялте. По мнению З.С. Паперного, именно «внутреннее состояние Чехова, мир его ялтинских мыслей, образов, ассоциаций – все это проникло в пьесу «Три сестры»».[15] Как отмечает О. Подольская, характеризуя произведение А.П. Чехова, это– «пьеса о счастье, недостижимом, далёком, об ожидании счастья, которым живут герои. О бесплодных мечтах, иллюзиях, в которых проходит вся жизнь, о будущем, которое так и не наступает, а вместо него продолжается настоящее, безрадостное и лишённое надежд».[16] И поэтому одним из определяющих элементов пространства в чеховских пьесах снова становится усадьба, господское имение. Ведь усадебная жизнь для самого Антона Павловича  и для его современников было   гармоничным единением человека и природы, которое делало любую человеческую душу более утонченной, возвышенной и чуткой.  

Уже из первого действия читатель получает возможность узнать, что семья Прозоровых поселилась в этом имении одиннадцать лет тому назад, переехав сюда из Москвы. В воспоминаниях Ольги, одной из сестер, мы слышим: «Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а березы еще не распускались. Отец получил бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад, и, я отлично помню, в начале мая, вот в эту пору в Москве уже все в цвету, тепло, все залито солнцем. Одиннадцать лет прошло, а я помню там все, как будто выехали вчера. Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, - и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно».[17] 

Кроме этого места, где разворачиваются основные события, в пьесе также несколько раз называются железная дорога, станция, Петербург, лес, остров Цицикар, Кавказ. За счет этого автору удается, как и в пьесе «Вишневый сад», создать разомкнутое художественное пространство и одновременно сделать его открытым.  

Весь сюжет пьесы строится на перемещении всех героев в пределах двух основных мест: дом, где происходят основные события, и социальное место, которое занимает каждый герой.  Дом, в котором происходит значительная часть действия и который является художественным пространством, в котором живут герои, олицетворяет жизнь, тепло, родственные связи, женское начало, внешнюю и внутреннюю свободу, которую может получить человек. Так, во время именин – это дом, где люди радуются, беседуют, смеются, говорят приятные слова, поют, играют на пианино. Он наполнен семейной атмосферой. Это дом в цветах в начале  пьесы создает иллюзию объединения и гармонии между его жителями. Однако по ходу пьесы он постепенно разрушается. В романе современной писательницы Л.Улицкой «Лестница Якова», получившим первую премию в «Большой книге»-2016, одна из героинь, Нора, художественный оформитель театра, где ставится пьеса Чехова «Три сестры», так придумала изобразить прозоровский дом. Это дом «вскрытый, обнаженный, сильно вынесенный на авансцену- а справа, слева, кругом стройка, подъемные краны, вагоны едут по своим делам, и жизнь движется, скрежещет, какие-то гудки, сигналы (ведь на дворе XX век!). но в доме Прозоровых совсем, совсем не замечают этой деловой жизни, движения, преобразования, они бродят по дому, пьют чай, беседуют…только Анфиса таскает ведро, тряпки, выливает тазы. Все герои тени, одна Анфиса плотная…Вымороченное пространство.» Такое видение пространства прозоровского дома , на наш взгляд, прекрасно передает идею Чехова-художника, отмеченную в свое время Львом Толстым: «Скверная сказка». Все герои Чехова тоскуют. Никто не работает, а если работают, то с большим отвращением.

 Место социальное, представленное как еще один вид художественного пространства, связано с деятельностью сестер, а это уже своеобразная проза жизни. Ольге, директору гимназии, скучно в гимназии, из нее «по каплям силы и молодость выходят» (Л.Улицкая). Маша влюбилась от скуки в Вершинина, беспомощного и глупого. Ирина работает в управе, на телеграфе, - работа утомительная и тоже скучная. Сестры все время жалуются на жизнь, им хочется только в Москву. А что они будут делать в Москве? Ничего! Потому и не едут.

Еще одним видом пространства в пьесе является пространство самого героя. В жизни у каждого человека есть свое определенное жизненное пространство, дающее ему возможность для реализации своего жизненного потенциала. Но очень часто бывает так, что сам человек просто боится жизни, тем самым самостоятельно ограничивает рамки своей судьбы, то есть свое пространство. Символ подобного существования – это образ Чебутыкина в пьесе. Он является самым одиноким персонажем во всем действии произведения. С семьей Прозоровых его связывают давние дружеские отношения, поэтому он их частый гость и друг семьи.  Но во время своих визитов он даже не принимает активного участия в постоянных разговорах, он только безмолвно присутствует при происходящей беседе, при этом тихонько уткнувшись в газету. Таким образом, автор легко иронизирует по отношению к скупой причастности человека к событиям внешнего мира и ко всему внешнему миру. Художественное пространство этого чеховского героя весьма ограничено, поэтому  в доме и завершается его обычный жизненный путь. Ведь он уже давно утратил всякую связь с реальной действительностью, которая существует не в нем, а только рядом.  Итог такого человеческого существования – сознание собственной своей никчемности.

Другой персонаж – это директор гимназии Кулыгин, являющийся полной противоположностью Чебутыкину, потому что он везде и всюду свой. Он даже готов пойти на любой компромисс не только с окружающими его людьми, но и со сложившимися жизненными обстоятельствами. Но вот только у него нет дома. Тщетно он зовет жену Машу идти домой, ведь идти-то в общем-то некуда.

Таким образом, символ дома как художественного пространства пронизывает все содержание этой пьесы, одновременно входя в разные виды художественного пространства, созданного автором в этом драматическом произведении.

Интересно, что три первых действия пьесы разворачиваются в доме и лишь последнее – вне дома, в саду. Такое построение пьесы, а значит и организация художественного пространства, также призвано символизировать постепенное разрушение, утрату сложившихся родственных связей: к концу пьесы родной дом становится для сестер чужим.

Особое художественное пространство в этой пьесе А.П.  Чехова создают и предметы интерьера, на которые автор обращает серьёзное внимание. Одним из важных элементов этого интерьера является стол, который неоднократно упоминается в этой пьесе, а также является определенным элементом интерьера и видом художественного пространства в пьесе «Вишневый сад».

Стол, как воплощение художественного пространства, символически выражает разрушение так необходимой в каждом доме гармонии. В пьесе «Три сестры» при изображении этого стола сопутствуют ряд характерных деталей: праздничный обед, который связан с поминальной обрядовой пищей (поминальный пирог, индейка); тринадцать человек (дурное предзнаменование) сидящих за столом; не сошедшийся пасьянс, пустующий стол в саду.

В ходе действия во втором акте Ирина за столом раскладывает пасьянс и одновременно загадывает свой отъезд в Москву. Однако пасьянс не сходится, а загаданный во время игры отъезд в Москву в конце концов не состоится. Еще раз мы видим стол, когда все герои неожиданно собираются вокруг стола, но вот только общего дружного и слаженного разговора, как это обычно бывает за семейным столом, у них не получается. В финале событий, в последнем действии, стол уже находится на террасе, он за пределами дома, на нем стоят «бутылки и стаканы», и ни одного человека рядом нет.  Разрушено семейное пространство, от него ничего не осталось, точно также разрушены и жизни главных героев.

Сад в этой пьесе, в отличие от «Вишневого сада», служит не предметом воспоминаний, объединения персонажей, а наоборот, одна из сестер называет сад проходным двором, в конце пьесы в этом саду прощаются, он вызывает ассоциации с чем-то печальным, грустным. Наташа вообще хочет вырубить сад, елки и старый клен, потому что последний некрасиво выглядит по вечерам.

Таким образом, художественное пространство в пьесе А.П. Чехова «Три сестры» также имеет свои особенности: во-первых, оно построено по принципу цикличности: личное пространство героя (внутренний мир сестер и Андрея), дом, как закрытое художественное пространство, в котором находят воплощение другие виды пространства, и открытое пространство, помогающее самому автору определить или показать будущее своих героев.

Важно обратить внимание и на тот художественный прием, который автор использует во всех своих драматических произведениях, в том числе и в пьесах «Вишневый сад» и «Три сестры» : некоторые элементы, создающие разные виды художественного пространства, в содержании каждого произведения начинают приобретать определенный символический образ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав особенности создания художественного пространства в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и «Три сестры» можно сделать определенные выводы и найти общие черты в создании этого пространства:

  • Действие этих пьес А.П. Чехова происходит в помещичьей усадьбе. Данное авторское решение мотивировано тем, что усадьба, помещичье имение, в силу замкнутости своего пространства, ограничивают собственно сюжетно-событийную сторону пьесы, и поэтому действие в таком случае постепенно переходит в план психологический, в чем и заключается основная суть произведения и что создает одно из своеобразий драматических произведений А.П. Чехова. Пьесы Чехова часто называют психологическим.
  • Привязывая действие пьесы к усадьбам и имениям, Антон Павлович Чехов сопрягает воедино природную и социальную жизнь своих героев, одновременно противопоставляет одну другой, выверяет поступки и мысли всех своих героев в том числе и второстепенных, безусловной целесообразностью, которая свойственна природе, и тем самым напоминает своим читателям о высшем предназначении человека, о необходимости обязательного духовного обновления, о красоте и счастье человеческой жизни.
  • Все пространство в данных пьесах А.П. Чехова организуется по принципу постепенно расширяющихся кругов: первый круг – это дом, в котором происходит действие и оно представляет замкнутое пространство. Затем идет усадебное пространство (пространство, находящееся за пределами дома, но внутри усадьбы), это чаще всего бывает сад. И третий круг – это внеусадебное пространство, изображение которого чаще всего происходит через авторские ремарки или через воспоминания героев. Представленное таким образом пространство дает автору возможность рассмотреть одновременно не только художественное пространство, как элемент сюжета, но и показать временное пространство, собрав их воедино. Тем самым можно говорить и о том, что художественное пространство воплощают в этих пьесах одновременно идеи смерти и рождения: гибель старого мира, воплощенного в дворянских усадьбах, и рождение нового мира, реальные черты которого еще только проступают через элементы открытого пространства. Все это и создает образ своего времени.
  • В текст своего произведения автор логично включает и пространство своих героев, и авторское пространство.  Именно благодаря авторскому пространству, которое составляет один из элементов «подводного течения» пьес Антона Павловича, читатель собирает воедино весь незамысловатый сюжет, а также может понять авторскую концепцию в изображении темы, идеи всего произведения.  

Благодаря именно такому изображению пространства мы можем говорить о художественном своеобразии драматургии Антона Павловича Чехова.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С. 192—193.
  2. Бердников Г. П. Чехов - драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1982, с. 18
  3. Билинкис Я.С. Об эпичности чеховского искусства / Я.С. Билинскис // Русская литература 1994, № 1, с. 152 – 159.
  4. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А. Чехова. Автореф. … канд. филол. наук. – М., 1992. С. 2.
  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001.
  6. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — С. 335.
  7. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе. — СПб.: Искусство-СПБ, 1997. — С. 627, 622.
  8. Никитина И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа. Автореф. … док. филос. наук. – М., 2003.
  9. Подольская, О. «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А.П. Чехова [Текст] / О. Подольская. // Литература. – 2003. – №16
  10. Станиславский, К. С. Собрание сочинений в 8 т. т. 1 [Текст] / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954, с. 277
  11. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987. С. 133–134.
  12. Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987, с. 39
  13. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 13. Пьесы. М., 1978.
  14. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина – М., АСТ, 2001
  15. Щукина Д.А. Пространство в художественном тексте и пространство художественного текста // Д.А. Щукина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003


[1] Бердников Г. П. Чехов - драматург: традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1982, с. 18

[2] Станиславский, К. С. Собрание сочинений в 8 т. т. 1 [Текст] / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954, с. 277

[3] Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987, с. 39

[4] Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001.

[5]Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства / Д.С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — С. 335.

[6]Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. О русской литературе. — СПб: Искусство-СПБ, 1997. — С. 627.

[7]Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.–  С. 133–134.

[8]Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А. Чехова. Автореф. … канд. филол. наук. – М., 1992. – С. 2.

[9] Билинкис Я.С. Об эпичности чеховского искусства / Я.С. Билинскис // Русская литература 1994, № 1, с. 152 – 159.

[10]Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 13. Пьесы. М., 1978 – С. 163.

[11]Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 13. Пьесы. М., 1978 – С. 165.

[12]Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 13. Пьесы. М., 1978 – С. 171.

[13] Щукина Д.А. Пространство в художественном тексте и пространство художественного текста // Д.А. Щукина.–  СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003

[14] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина – М., АСТ, 2001

[15]Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982

[16]Подольская, О. «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А.П. Чехова [Текст] / О. Подольская. // Литература. – 2003. – №16

[17]Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 13. Пьесы. М., 1978 – С. 101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...

Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка

Данная статья раскрывает основные этапы работы по формированию исследовательской культуры учеников; основные понятия (объект, предмет, актуальность и др.); рекомендации по работе с библиографическими ...

Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории" МБОУ - лицея №18 г. Орла

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму...

Организация пространства в пьесах Чехова Вишневый сад и Три сестры

Основная роль художественного пространства в художественном тесте не сводится к определению места, где происходят все события, а при его помощи также связываются сюжетные линии и перемещаются действую...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооцен...