Календарно- тематическое планирование. Литературное чтение. 3 класс.
календарно-тематическое планирование на тему

Тимохина Нина  Евгеньевна

Календарно- тематическое планирование. Литературное чтение. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 года) , Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с  русским языком обучения  и программы общеобразовательных учреждений  авторов Л.Ф .Климановой, В.Г.Горецкого, М.В,Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует  общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной  литературы и способствует общему развитию ребенка , его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

       --овладение осознанным , правильным , беглым  и выразительным чтением как базовым навыком  в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов: развитие интереса к чтению  и книге; формирование  читательского кругозора и приобретение опыта  в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

       - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

        -обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование  нравственных чувств и представление о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре  и культуре народов многонациональной  России и других стран.

      Программа нацелена на решение  следующих задач :

   -развивать у детей способность полноценно  воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить  детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    -развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений   изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

    - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

    -обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе ;

Формировать эстетическое отношение  ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  - обеспечить достаточно  глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический  и познавательный опыт ребенка.

   Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства  самообразования.

    Работа по формированию читательской компетенции реализуется  по следующим направлениям:

    -формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения ( ознакомительное, углубленное ,поисковое, просмотровое);

   -начитанность: знание начитанных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных  хрестоматиях для каждого класса:

   -умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам , авторам и темам); знание элементов книги:

    - навыки и умения собственно читательской деятельности , обеспечивающей восприятие, интерпритацию и оценку художественного произведения как искусство слова. В основе  компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 102 часа в год, 3 раза в неделю (при 34 учебных неделях)

  Для реализации программного содержания используется  учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие Литературное чтение .3 класс Учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2-х частях. -М. п Просвещение.2013

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

3

3

Устное народное творчество

8

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

20

6

Поэтическая тетрадь 2

12

7

Литературные сказки

6

8

Были - небылицы

6

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

12

11

Поэтическая тетрадь 2

5

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

8

13

По страницам детских журналов

3

14

Зарубежная литература

4

Итого

102часа

Контрольно –измерительные материалы

№ урока

Виды работ

Тема

Урок № 2

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика

Урок № 4

Тест №1

Самое великое чудо на свете

Урок №14

Проверочная работа №1

Устное народное творчество

Урок № 23

Контрольная работа №1

Поэтическая тетрадь №1

Урок № 9

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

Урок № 45

Контрольная работа №2

Великие русские писатели

Урок № 51

Контрольная работа №3

Констатирующая за 1 полугодие

Урок № 28

Проверка техники чтения

Констатирующая за 1 полугодие

Урок № 57

Диагностическая работа

Литературные сказки

Урок №63

Проверочная работа №2

Были - небылицы

Урок №69

Тест №2

Поэтическая тетрадь №1

Урок № 82

Контрольная работа №4

Люби живое

Урок №52

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

Урок № 87

Тест №3

Поэтическая тетрадь № 2

Урок № 95

Проверочная работа №3

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Урок № 101

Контрольная работа № 5

Зарубежная литература

Урок № 93

Проверка техники чтения

Итоговая диагностика

Урок №102

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика

Календарно – тематическое планирование

№ п.п

Тема урока

Цель урока

Планируемые

результаты

Универсально-учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению.

Познакомить учащихся с учебником с системой условных обозначений ,с содержанием учебника.

Учащиеся научатся ориентироваться в учебнике, находить нужную главу и произведение в учебнике, различать

Элементы книги.

Постановка учебной задачи

На основе того ,что уже известно, умение  с точностью выражать свои  мысли

2.09

Самое великое чудо на Свете -3 часа.

2.

Рукописные книги Древней Руси. ( Подготовка сообщения на основе статьи учебника.) Диагностическая работа 

Ознакомить учащихся

С тем, как создавались

Первые книги, прививать интерес к чтению и истории, продолжать формировать

навыки связной речи, читать целыми словами соблюдая интонации

Учащиеся должны иметь представления о старин

ных и современных книгах. Уметь

сравнивать книги,

отвечать на вопросы, работать в паре.

Обобщать полученную информацию по истории

Создания книги. Смысловое чтение, построение логи-ческой цепочки рассуждений.

4.09

3.

Первопечатник Иван Федоров

Ознакомить учащихся

С деятельностью Первопечатника Ивана Федорова, прививать интерес к чтению, формировать навыки связной речи.

Учащиеся должны иметь преставления о старинных и современных книгах.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

6.09

4.

Урок –путешествие в прошлое.

Сообщение о первопечатнике Иване Федорове.

Тест №1

Закрепить знания учащихся о рукописных

книгах Древней Руси, отрабатывать

навыки выразительного чтения.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему «Первопечатник Иван Федоров». Придумывать рассказы о книге, используя различные источники

информации.  Работа в парах. Читать текст

друг другу.

Активное сотрудничество

в поиске и сборе информации, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

9.09

Устное народное творчество – 10 часов

5.

Русские и шуточно  народные песни

Познакомить учащихся  с русскими народными

песнями, лирическими и народными песнями показать обращение народа к силам природы. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен, прививать интерес к народному творчеству.

Учащиеся научатся различать виды жан-

ров устного народного творчества, находить созвучные окончания

Слов в песнях. Читать без ошибок и повторов

Учащиеся научатся  работать в группах, читать фрагменты текстов в парах.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

11.09

6.

Докучные сказки Сочинение докучных сказок

Познакомить  учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть особенности сочинять сказки с опорой

На особенности построения, развивать память, обогащать словарный запас.

Учащиеся должны научиться различать виды ( жанры) Устного народного творчества,

уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенность, понимать значение выражения

«докучные сказки»; называть виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Поиск и утверждение необходимой информации, моделирование, построение логической цепочки рассуждения, анализ

13.09

7.

Произведения прикладного искусства:  гжельс-

кая и хохломская посуда, дымковская и

богородская игрушка  (Проекты по вариантам (гжель и хохлома роспись) Дымковская и богородская игрушки лепка из глины и сообщение о мастерах

Познакомить учащихся с изделиями

Прикладного искусства, учить различать малые жанры, развивать память, внимание, обогащать словарный запас.

Учащиеся должны знать музеи народного творчества своей страны. Предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Называть виды прикладного искусства. Сравнивать произведения изобразительного искусства

Работать в парах, договариваться друг с другом

Самостоятельно оценивать свои достижения

16.09

8.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка».

Познакомить   учащихся

с волшебными сказками ,Учить делить текст на части, обогащать словарный запас учащихся, развивать

внимание, память . творческие способности. Читать

текст целыми словами без ошибок и повторов. Называть волшебные предметы.

Соотносить содержание с иллюстрациями.

Учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества. Определять мотивы поведения героев; читать осознанно

текст художественного

произведения; опреде-

лять тему и главную мысль произведения, оценивать героев.

Понимать значение вы-

ражения  «волшебная сказка»

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, умение определять главную мысль сказки, делить текст на части  озаглавливать.

18.09

9.

Русская народная сказка «Иван –царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения

.Познакомить учащихся

С русской народной сказкой «Иван – царевич и Серый Волк». Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Определять

особенности текста

волшебных сказок, называть волшебные предметы ,

Описывая волшебные

События.  Учить делить текст на части, обогащать словарный запас, развивать внимание, память, творческие способности.

Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев читать осознанно текст художественного

Произведения. Определять тему и глав

ную мысль произведе-

ния. Оценивать  героев

И события произведения.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соот

ветствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельное выделение и формулирование позна-

вательной цели.

20.09

10.

Русская народная сказка «Иван –царевич и Серый Волк»

Урок -закрепление

Учить делить текст на смысловые части ,

Учиться пересказывать кратко по плану и иллюстрациям, развивать

Память ,внимание, творческие способности. Осмысливать

содержание прочитанного текста с помощью вопросов ,пересказа

Учащиеся должны уметь характеризовать героев

 Сказки соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план и пересказывать сказку по  плану и иллюстрации

Составлять краткий пе-

ресказ  сказки от  любого лица (работа в парах).

Анализ героев  с выделением

Существенных и несущестен

ных признаков. Извлечение информации из прослушанной сказки. Использовать поисково - выборочное чтение для характеристики героев сказки.

 23.09

11.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Сообщение о жизни

и творчестве

 художников –иллюстраторов

В. Васнецова и

И.Билибина 

Познакомить учащихся с

Русской народной сказкой

«Сивка-Бурка» и новым видом сказок (Волшебной)

Учить делить текст на части, обогащать словарный запас учащихся,

развивать внимание, память, творческие способности;  учить давать характеристику героев сказки.

Учащиеся должны уметь

Различать жанры устного народного творчества, знать элементы сказки, определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные пред

меты, описывать вол

шебные события. Читать  текст целыми словами,

осмысливать содержание прочитанного  с помощью вопросов.

Учебное сотрудничество

С  учителем и сверстниками.

Выделять существенные характеристики описания героев. Инсценировать сказку: распределять роли,

выбирать диалоги.

25.09

12.

КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Обобщить знания детей по теме: «Устное народное творчество», воспитывать

Любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Групповая работа

Инсценировки сказок (ранее подготовленных)

Сотрудничество с одноклассниками,  договариваться друг с другом, читать фрагменты текста  в паре.

27.09

13.

Проект «Сочиняем волшебную сказку» Оценка достижений

Обучать учащихся сочинению

Волшебных сказок; с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Понимать особенности

Построения сказок.  Со-чинять свои сказочные истории.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

Алгоритмов деятельности

при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи,

соблюдая нормы построения

текста.

30.09

14.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Проверочная работа №1

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального,изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения.

Называть виды устного народного творчества:

Малые и большие жанры. Приводить примеры произведений

Фольклора, участвовать в диалоге при обсуж-

дении темы урока.

Контроль и оценка процесса

И результатов деятельности: построение

логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

2.10

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 -10часов

15.

Знакомство с названием раздела. Проект

«Как научиться читать стихи»

Прогнозировать содержание

Раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.
Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы.

Учащиеся должны уметь

Прогнозировать содержание статьи, использовать приемы

интонационного чте-ния  (радость выразить,

удивление), определить силу голоса, выбрать   тон или темп чтения.

Постановка и формулирование проблемы

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности

при решении проблем

творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение

высказываний в устной речи

с соблюдением нормы

построения текста.

4.10

16.

Проект: «Как научиться читать стихи» На основе научно –популярной статьи Я.Смоленского

Ознакомить учащихся со статьей Я.Смоленского, обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мышление. Читать осознанно текст, передавая настроение автора.

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание статьи. использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбирать тон, темп чтения.)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание  алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи. Осознание способов и приемов действий при решении учебных задач.

17.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева. Обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мышление.

Учащиеся научатся выразительно читать стихи, используя интонацию  передавать настроение поэта, читать стихи наизусть, наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информаций, работая  в группе  и в парах, читая стихи друг другу. Самостоятельно оценивать свои достижения.

18.

Ф.И.Тютчев «Листья» Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»(наизусть)

Познакомить учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Листья». Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова , определять силу голоса. Выбирать тон и темп чтения. Написать маленький рассказ об осенних листьях.

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Чтение стихотворения наизусть.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование в модель. Сотрудничество с учителем и одноклассниками. (Работа в группе и парах).Оценивать свои достижения.

19.

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка ….» «Зреет рожь над жаркой нивой…» (Наизусть одно по выбору)

Познакомить со стихотворением А.Фета, обучать правильному чтению стихов, определять различные средства выразительности (радость,удивление, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения»

Называть произведения русских поэтов, выразительно читать стихот-ворение . Определять эмоциональность характера текста( представлять картину , изображенную поэтом); читать текст осознанно. Анализировать средства художественной выразительности (Эпитеты)

Смысловое чтение «про себя», определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Извлечение необходимой информации из прослушанных стихотворений.

20.

И.С.Никитин «Полно , степь моя ,Спать беспробудно …» (Наизусть отрывки, иллюстрация )

Познакомить со стихотворением И.С.Никитина Обучать правильному чтению стихов , видеть и понимать настроение лирического героя. Использовать приемы интонационного чтения ( определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения»

Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации

настроение поэта, различать стихотворный и прозаический тексты, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (Ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определение эмоционального характера текста. Соотнесение иллюстрации  с фрагментами текста  Определение темы, идеи произведения. Умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

21.

И.С.Никитин «Встреча зимы»

Познакомить со стихотворением И. Никитина, читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приемы интонационного чтения :выражать радость, определять силу голоса, выбирать тон и темп чтения», развивать память, речь, мышление.

Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть подвижные картины природы, сменяющие друг друга), определять тему и главную мысль произведения. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение)

Осознанное чтение «про себя» Определение эмоционального характера текста Извлечение необходимой информации из прослушанного  стихотворения. Работать активно в группе и читать стихи друг другу (работая в паре). Самостоятельно оценивать свои достижения.

22.

И.З.Суриков «Детство», «Зима» сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. (наизусть, Иллюстрация к любому отрывку)

Познакомить со стихотворениями.Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора, объяснять интересные выражения в лирическом стихотворении. Иллюстрировать стихотворения, использовать приемы интонационного чтения: выражать радость, определить силу голоса, правильно выбирать тон и темп чтения.

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста,  читать осознанно  и выразительно стихотворные произведения. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение) Называть заголовок текста, автора стихотворения.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Оценивать свои достижения Работать активно в группе и в парах, читать стихи , друг другу.

23.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1» Контрольная работа №1

Обобщить знания учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь №1» Развивать творческие способности. Проверить  свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Планирование учебного сотрудничества  с учителем и одноклассниками, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результат деятельности; построение логической цепочки рассуждения. Оценивать самостоятельно свои достижения.

24.

Утренник «Первый снег»

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение автора. Сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности.

Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать стихи, использовать интонацию. Анализировать сочиненные учащимися стихи.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Великие  русские писатели – 20 часов

25.

А.С.Пушкин. Проект «Жизнь  и творчество А.С.Пушкина»

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. Правильно отвечать на заданный вопрос.

Называть произведения А.С.Пушкина, участвовать в анализе содержания. Определять тему и главную мысль произведения .Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно; умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

26

А.С.Пушкин.

Лирические стихотворения. «За весной, красой природы…»

Продолжать знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения выразительно читать стихи, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности  понимать содержание  и высказывать свое отношение  к прочитанному.

Самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели,  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение отвечать на вопросы точным и полным ответом.

27.

А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало…»

Развивать умения выразительно читать стихи, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок  в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения.

Называть произведения А.С Пушкина, использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Понимать содержания прочитанного. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информаций. Умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачами коммуникации.

28.

А.С.Пушкин «Зимнее утро» Проверка техники чтения

Ознакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина  ,развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение ,учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукозапись, ЕЕ выразительное значение,

Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным  переходом на чтение про себя .Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, находить нужный отрывок в тексе по вопросам, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукозапись,  ее выразительное значение.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ и выделение признаков. Называть отличительные особенности стихотворного лирического текста.

30.

А,С,Пушкин «Зимний вечер»

Ознакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина, развивать умения выразительно читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения, передавая интонацией настроение, находить  нужный отрывок в тексте по вопросам, учить видеть средства художественной выразительности (эпитет , сравнение,)прием контраста как средство создания картин.

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание прочитанного, выссказывать свое отношение; находить нужный отрывок  в тексте по вопросам.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации.  Анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков Определение эмоционального характера текста.

31.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» инсценирование отрывка сказки 1части

Работать со сказкой А.С.Пушкина ,развивать умение выразительно читать произведение, Передавая интонацией настроение, учить  учащихся  делить текст  на части. Выделять главную мысль; обогащать  словарный запас ,учить давать характеристику героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам ,отличать сказку от других произведений.

Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, понимать содержание прочитанного, Самостоятельное и выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера

Сотрудничество в

поиске и сборе информации.

Соотносить рисунки  с художественным текстом, сравнивать и х.Называть особенности литературной сказки. определять нравственный смысл литературной сказки .Знать содержание сказки. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения.  Работать в паре  группе.

32.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Проект «Герои сказки в рисунках»

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведения живописи и произведение литературных героев. Давать характеристику героев литературной сказки. Учить наизусть отрывки сказки. Оценивать свой ответ, развивать творчество

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять  нравственный смысл литературной сказки. Знать содержание ,определять тему и главную мысль участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Выделение и анализ признаков. Определение эмоционального характера текста.

Умение пользоваться толковым словарем, объяснять значение некоторых слов.

33.

А.С.Пушкин  «Сказка о царе Салтане…»(Составление картинного плана)Выставка детских рисунков

Учить характеризовать героев сказки по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам отличать сказку от других произведений

Осмысленное и выразительное чтение сказки Давать характеристику героям сказки. Соотносить заглавие с основной мыслью текста

Уметь оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений,  доказательств.

34.

И.А.Крылов Сообщение Биография  (ИКТ) «Мартышка и очки»

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Крылова, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, понимать содержание и выссказывать свое отношение по вопросам полным ответом. Определять самостоятельно тему и главную мысль. Представлять  и характеризовать  героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,  определять особенности басни Выделять мораль  басни в текстах. Создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной  задачей и условиями коммуникации.

35.

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна» Урок-театр

Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна», учить определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Учить читать басню по ролям,  различать  речь автора и героев басни, развивать творческие способности учащихся, навыки беглого чтения.

Учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения,  понимать значение слова «басня» знать структуру басни, модель басни, понимать нравственный смысл басен, соотносить смысл басни и пословицы. Инсценировать басню.

Умение оценивать собственную успешность в выполнении заданий, оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.

36.

И.А.Крылов  «Ворона и лисица» рок-театр

Познакомить с басней И.А.Крылова ,формировать умения определять басню  как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, учить читать басню по ролями инсценировать, различать речь автора и героев басни, развивать творческие способности учащихся.

Различать в басне изображенные события и замаскированный , скрытый смысл. Определять  тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения , выразительно и бегло читать.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и полно излагать свои мысли  отвечая на вопросы. Извлекать нужную информацию из прослушанных текстов.

37.

М.Ю.Лермонтов  Статья В.Воскобойникова. Сообщение на основе статьи.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством

М.Ю.Лермонтова, развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный  отрывок в тексте по вопросам. Участвовать  в работе группы.

Учащиеся должны уметь читать произведение  вслух с постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решение проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь точно и полно выражать свои мысли

38.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» (Урок развития умений и навыков)

Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством  поэта, развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения, прививать любовь к русской поэзии.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Подбирать музыкальное сопровождение к лирическому стихотворению. Высказывать свое отношение к прочитанному.

Смысловое чтение. Как осмысление цели чтения. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, сотрудничество в поиске и сборе информации. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачами и условиями коммуникации.

39.

М.Ю.Лермонтов  «Утес», «Осень» (Урок изучения нового материала)

Продолжать знакомить учащихся с творчеством М.Лермонтова, развивать умения выразительно читать произведение. Читать вслух и про себя ,определяя настроение стихотворения. Называть отличительные особенности стихотворного текста, иллюстрировать стихотворение.

Называть произведения Лермонтова. Читать выразительно и осознанно,  определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. Определять настроение лирического стихотворения.

Смысловое чтение , выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

40.

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя) Подготовка сообщения Проект «Биография Л.Н.Толстого»

Ознакомить с жизнью и творчеством писателя. Развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение ,понимать смысл прочитанного, прививать любовь к чтению.

Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с  постепенным переходом на чтение про себя, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Участвовать в анализе содержания. Определять тему и главную мысль произведения.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации. Умение отвечать точно и полно на заданные вопросы. Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Оценка достижений.

41.

Л.Н.Толстой «Акула»

Ознакомить учащихся с рассказом  Л.Толстого «Акула»,обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, выражать собственное отношение к изображенным событиям, давать характеристику героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте на вопрос. Прививать любовь к чтению. Составлять разные виды планов

Учащиеся должны уметь читать произведение вслух и про себя, планировать работу на уроке, понимать  содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному. Называть произведение, автора, определять тему и главную мысль произведения.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

42

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Ознакомить с рассказом, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, передаваемых автором в произведении, а также выражать свое отношение  к героям и их поступкам. Находить в тексте нужный отрывок на заданный вопрос. Характеризовать героев .

Учащиеся должны уметь читать вслух и про себя. Понимать  содержание прочитанного, определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Выбирать виды деятельности.

Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения Сотрудничать с учителем и одноклассниками.

43

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Соотносить заглавие рассказа с главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Называть главных героев произведения, давать характеристики героям; участвовать в обсуждении.

Самостоятельно определять тему и главную мысль рассказа; Называть произведения и автора, участвовать в обсуждении прочитанного рассказа, читать выразительно и осознанно.

Развитие навыков личной оценки, аргументировать свое мнение.

44

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Обучать выразительному чтению. для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, Выражать собственное отношение к прочитанному Сравнивать текст –рассуждение и текст-описание (тема, главная мысль, события, герои): расширять знания учащихся о круговороте воды в природе.

Читать произведение вслух и про себя. Понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному, определять средства художественной выразительности. Сравнивать текст-рассуждение и текст –описание.

Смысловое чтение текста и выделение существенной информации, пересказывать содержание текста, соблюдая нормы построения. Самооценка достижений. Умение составления рас-сказа-описания и текста- рассуждения.

45

Контрольная работа №2 Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. Развивать речь, память, мышление, творческие способности.  Называть отличительные особенности стихотворного текста

Понимать значение слова «басня» Различать литературные жанры. Называть произведения русских поэтов и писателей. Выразительно и осознанно  читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Рефлексия способов и условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ правильности утверждений, планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2  (6) часов

46

Н.А.Некрасов «Славная осень!»

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Некрасова ,с его стихотворениями . Обучать правильному выразительному чтению, развивать память , речь. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи  на слух.

Передавать с помощью интонации настроение поэта, различать ,стихотворный и прозаический тексты, объяснять интересные выражения в лирическом тексте, находить рифмующиеся слова. Анализировать  средства художественной выразительности (Олицетворения, сравнения, эпитеты)‘

Умение точно и полно  выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать  содержание раздела. Читать  наизусть стихи выразительно  оценивать  свои достижения.

47.

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором …»

Читать выразительно стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, развивать память, речь.

Различать стихотворный и лирический

тексты. Называть произведения русских поэтов. Читать стихи осознанно (видеть подвижные картины, сменяющие друг друга): определять тему и главную мысль произведения.

Выделение существенной информации.                                        Обмен мнениями с одноклассниками по содержанию прочитанных произведений. Создание словесных картин по тексту стихотворения. Оценивать свои достижения.

48

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Продолжить ознакомление с творчеством Н.Некрасова. Учить делить текст на части,   развивать память, речь, мышление.

Выразительно читать текст, соблюдая интонацию . Объяснять смысл непонятных слов, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Учить наизусть понравившиеся отрывки. Работать в парах.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Воспринимать стихи на слух. Умение точно и полно отвечать на вопросы по содержанию произведения. Оценивать свои достижения.

49

К.Д.Бальмонт «Золотое слово» ,Сообщение о жизни и творчестве поэта.

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.К.Бальмонтом, учить понимать смысл прочитанного стихотворения, развивать речь, память, мышление.

Называть произведения русских поэтов, читать осознанно текст художественного  произведения, определять тему и главную мысль, соотносить заглавие стихотворения с темой  и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Оценивать свою успешность в выполнении заданий. Соотносить название стихотворения с содержанием. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения  с предыдущим и заданиями.

50

И.А.Бунин  «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»

Ознакомить с жизнью и творчеством И.Бунина, прививать любовь к поэзии; учить понимать смысл прочитанных стихов, развивать память , речь. Использовать приемы интонационного чтения (выражать радость, определять силу голоса, тон и темп) Выполнять иллюстрации к стихотворениям.

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать тексты стихов, использовать интонацию, участвовать в диалоге обсуждая прочитанное.

Обмен мнений с одноклассниками по поводу прочитанных произведений, смысловое чтение, выделение  главной информации из  произведения. Развитие творческого  воображения. Читать стихи наизусть.

51

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3

Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения.  Проверять свои знания. Участвовать в работе  группы,

Учащиеся будут  учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группах. Называть произведения русских поэтов.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ утверждений, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Литературные сказки 6часов

52

Знакомство с литературными сказками. Техника чтения

Учить прогнозировать содержание раздела, развивать память, внимание, обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Отличать авторскую (литературную) сказку  от народной сказки.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно учащимися , и что еще неизвестно , умение точно и полно отвечать на вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

53

Д.Мамин-Сибиряк  « Присказка к  Аленушкиным  сказкам.»

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина  - Сибиряка. Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, учить отвечать на вопросы , выделять главную мысль, обогащать словарный запас.

Понимать особенности присказки. Читать сказки вслух и про себя  Объяснять понятия «присказка»Участвовать в анализе содержания.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, создание способов решения проблем  поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умения точно и полно отвечать на вопросы.

54

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, используя приемы выразительного чтения. Сравнивать содержание народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки.

Называть авторов . которые пишут литературные  сказки .Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа  из текста. Оценивать поступки и события. Выражать собственное отношение к персонажам. Работать с иллюстрацией, составлять небольшие высказывания .Умение пересказывать от имени героев сказки.

Установление связей, построение логической цепи рассуждений.  Обмениваться мнениями с одноклассниками по содержанию произведений, Соотносить название сказки с его содержанием, активно сотрудничать с учителем и одноклассниками.

55

В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница»

Ознакомление с жизнью и  творчеством М.Гаршина Развивать умение выразительно читать произведение, интонацией передавая настроение, правильно отвечать на вопросы, выделять главную мысль , давать характеристику героям и сравнивать  их. Читать сказку в лицах

Называть авторов  литературных  сказок , Прогнозировать жанр произведений, определять мотив поведения героев, выбирая  правильный ответ. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Высказывать собственное и авторское мнение к персонажам сказки. Пересказывать сказку.

Смысловое чтение , установление причинно –следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Выполнять творческую работу ( составление сказок).Соотнесение названия произведения  с  фрагментом текста и иллюстрации.

56

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского. Читать вслух и про себя, используя приемы выразительного чтения, опираясь на текст объяснять значение  слов с помощью толкового  словаря. Делить сказку на части, озаглавливать их, иллюстрировать сказку.

Читать произведение вслух и про себя, прогнозировать  содержание произведения, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, выделять особенности литературной сказки. Делить текст на смысловые части; составлять простой план.

Устанавливать причинно – следственные связи, построение логической цепи рассуждения и доказательства. Обмен мнений  между одноклассниками о прочитанных произведениях. Рассуждение о значении нравственных качеств.

57

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» Диагностическая работа.

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться  в прочитанных произведениях и анализировать их. Развивать творческие способности , речь , память ; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела. Работать самостоятельно. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ,

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия, построение логической  цепочки  рассуждений, анализ правильности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Были – небылицы . 6 часов

58

М.Горький «Случай с Евсейкой»

Ознакомить учащихся со второй частью учебника, ввести  в новый раздел, добиться понимания его содержания, развивать умение переводить зрительную информацию в словесную ,совершенствовать навыки выразительного беглого  и правильного чтения. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным  переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках

Постановка  учебной  задачи на основе соотнесения того, что уже известно  и усвоено  учащимися и что неизвестно, умение полно и точно выражать свои мысли на заданные вопросы по содержанию произведения  

59

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Ознакомить с рассказом

К .Паустовского, расширить знания  учащихся о жизни  и творчестве писателя; учить понимать  поступки и состояние героев ; совершенствовать  умение давать характеристику персонажа, Объяснять  значение неизвестных слов при помощи словаря.

Давать характеристику  необычным персонажам Читать осознанно текст вслух и про себя , определять тему и главную мысль произведения; оценивать события , героев произведения. Выделять опорные слова в произведении. Составлять план для краткого пересказа .

Самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели, работа с вопросами по содержанию литературного текста, выделение существенной информации, обмен с мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

60

К.Д.Паустовский «Растрепанный воробей»

Учить пересказывать текст подробно и кратко,  выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.

Определять собствен -ное  отношение к поступкам героев , осознанно читать текст художественного произведения, участвовать в анализе содержания , оценивать события и поступки.

Устанавливать причинно – следственные связи .Построение логической цепи рассуждений , доказательств, Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений. Соотносить название произведения  с  его содержанием, фрагментов текста с иллюстрациями.

61

А.И.Куприн «Слон»

Ознакомить с произведениями А.Куприна, с жизнью и творчеством писателя. Определять особенности рассказа и сказки, различать вымышленные события и реальные, читать рассказ  передавая с помощью интонации настроение автора

Читать  произведение  осознанно вслух и про себя,  осознавать отношение автора  к тому , о чем ведется речь и свое отношение к написанному. Составлять план для пересказа.

Работа  над вопросами  по литературному содержанию текста. Установление причинно –следственной связи. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по содержанию произведения.

62

А.И.Куприн «Слон»

Учить понимать поступки  и состояние  героев . Определять авторское отношение к изображенному , читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать  каждую из них.

Читать рассказ по ролям, участвовать в анализе содержания.  Оценивать  события и поступки. Делить текст на смысловые части.  Рассказывать о прочитанных книгах.  Готовить творческий пересказ.

Работа  над вопросами  по литературному содержанию текста. Установление причинно – следственной связи. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по содержанию произведения

63

Обобщающий урок по разделу «Были - небылицы» Проверочная работа №2

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться  в прочитанных произведениях и анализировать их. Развивать творческие способности, память, речь, мышление. Проверить при изучении    раздела знания учащихся.

Отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно в группе, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка знаний и достижений. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Поэтическая тетрадь 1 –6часов

64

С.Черный «Что ты тискаешь утенка…»

Ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Черного,  обучать выразительному чтению стихов. Находить яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к  изображаемому.

Называть произведения русских поэтов. анализировать  поэтическое изображение осени  в стихах,  определять тему и главную мысль произведения.

Целеполагание как постановка  учебной задачи, точно и полно отвечать на вопросы

65

С.Черный «Воробей» , «Слон»

Ознакомить учащихся с произведениями С.Черного, жизнью и творчеством поэта. Наблюдать за жизнью слов  в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове. Читать стихотворение  выразительно в лицах.

Называть произведения русских поэтов. Читать наизусть  выразительно используя интонацию. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Анализ объектов  с выделением существенных несущественных признаков Самостоятельно оценивать свои достижения.

66

А.А.Блок «Ветхая избушка»

Ознакомить с жизнью и творчеством А.Блока Обучать правильному, выразительному чтению стихов, читать наизусть. Развивать память, речь, мышление.

Называть произведения русских поэтов. Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью , отвечать на вопросы по содержанию. Читать наизусть.

Заучивание  стихотворения наизусть и декларирование их Определение  эмоционального характера текста. Оценка своих достижений.

67

А.А.Блок «Сны», «Ворона»

Продолжать знакомству с жизнью и творчеством А.Блока, обучать правильному выразительному чтению стихов ,выбирать эпизоды из текста  Подтверждать свой ответ  выборочным текстом.

Называть произведения русских поэтов, определять тему и главную мысль произведения , сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать  выразительно , читать стихотворение наизусть

Определение учебной цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средств ее осуществления. Построение логического рассуждения.

68

С.А.Есенин «Черемуха» сообщение « Биография  С.Есенина»

Ознакомить учащихся с биографией поэта, читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов  в художественном тексте Иллюстрировать стихотворение.

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) для создания картин цветущей черемухи. Определять тему и главную мысль произведения.

Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов  с выделением существенных признаков. Декларирование произведения60

69

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1» Тест №2

Повторить и обобщить  изученный материал , развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их. Развивать творческие способности, память, речь, проверить полученные знания учащихся.

Умение отвечать на поставленные вопросы по теме раздела. Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности. Выразительно читать текст.

Использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической  цепочки рассуждения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Люби живое  13 часов

70

М,М. Пришвин  «Моя Родина» .Сочинение на основе художественного текста.

Ознакомить  с произведениями , жизнью и творчеством  М.Пришвина. Прогнозировать  содержание раздела. Планировать работу с  произведением на уроке, понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль рассказа. Сочинять самостоятельно  тексты , используя  средства художественной выразительности.

Прогнозировать содержание раздела, определять жанр произведения, выбирать виды деятельности на уроке  Определять тему и главную мысль  произведения , ставить вопросы к прочитанному.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того что еще неизвестно.  Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

71

И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»

Развивать  связную речь , навыки выразительного чтения. Определять жанр и идею произведения. Понимать нравственный смысл рассказа;  рассказывать о герое,  подбирая слова – определения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом  автора.  Придумывать свои рассказы о животных.

Прогнозировать  содержание  произведения,  Почему произведение так называется ,выбирать виды деятельности на уроке, видеть и понимать поступки героев , рассказывать о героях. Подбирать слова - определения , характеризующие его характер. Называть произведения Автора. Определять эмоциональный тон персонажа, составлять план, проводить лексическую работу.

Освоение основ смыслового чтения  художественных и познавательных текстов, развитие воссоздающего и творческого воображения. Выделение существенной информации.

72

В.И.Белов «Малька провинилась» Сообщение о жизни и творчестве писателя.

Понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных. Рассказывать о герое, подбирая  слова – определения, характеризующие его поступки и характер.

Называть произведения Белова ,Озаглавливать текст, объяснять  авторское  и собственное отношение к персонажам, составлять , пересказывать произведение от имени героев на основе плана. Придумывать  свои рассказы о животных.

Установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

73

В.И.Белов «Еще раз про Мальку»

Учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение. Связную речь , навыки выразительного чтения ,прививать любовь к природе  и интерес к чтению.

Озаглавливать текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать свои поступки, читать выборочно текст , соотносить название  произведения с его содержанием.

Определение учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства ее осуществления. Точно и полно выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

74

В.В.Бианки «Мышонок Пик».

Читать  и воспринимать  на слух произведение. Определять жанр и основную мысль  произведения.  Развивать воображение , связную речь ,навыки выразительного чтения.

Прогнозировать  содержание произведения. Называть произведения В.В.Бианки. Осознанно и выразительно читать текст.

Смысловое чтение , выделение существенной информации из текста Оценка своих достижений.

75

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Рассказывать о герое, подбирая  в произведении слова – определения , для характеристики характера и поступков мышонка.

Составлять небольшие рассказы с опорой на текст, Объяснять авторское  и собственное отношение к героям произведения.

Смысловое чтение , выделение существенной информации из текста.  Оценка своих достижений.

76

Б.С.Житков «Про обезьянку» Сообщение «Биография Б.Житкова»

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя , Учить видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая слова - определения, характеризующие поступки и характер.

Прогнозировать  содержание произведения Определять основную мысль  рассказа. Объяснять  смысл непонятных слов с опорой на текст, при помощи словаря.

Выделение существенной информации из текста, восприятие на слух художественных произведений, Умение строить логические рассуждения; построение логической цепи рассуждений, доказательств, обмен мнениями с одноклассниками о прочитанном.

77

Б.С.Житков «Про обезьянку»

Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героям; участвовать в обсуждении.

Прогнозировать  содержание произведения Определять основную мысль  рассказа  Кратко пересказывать. Объяснять  смысл непонятных слов с опорой на текст, при помощи словаря.

Выделение существенной информации из текста, восприятие на слух художественных произведений, Умение строить логические рассуждения; построение логической цепи рассуждений, доказательств, обмен мнениями с одноклассниками о прочитанном.

78

В.Л.Дуров «Наша Жучка» Сообщение  «Жизнь и творчество Л.Дурова»

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя, учить видеть и понимать поступки героев , рассказывать о герое, подбирая слова , характеризующие характер и поступки. Определять основную мыль рассказа.

Называть авторов , которые пишут рассказы о животных, пересказывать  своими словами, объяснять собственное и авторское отношение к персонажам. пересказывать  по плану.

Установление причинно- следственных связей. Смысловое чтение . пересказ по самостоятельно составленному плану, обмен мнениями с одноклассниками , учителем

79

В.П. Астафьев «Капалуха» Сообщение «Биография»

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя, учить видеть и понимать поступки героев , рассказывать о герое, подбирая слова , характеризующие характер и поступки. Определять основную мыль рассказа.

Называть авторов , которые пишут рассказы о животных, пересказывать  своими словами, объяснять собственное и авторское отношение к персонажам. пересказывать  по плану.

Установление причинно- следственных связей. Смысловое чтение, пересказ по самостоятельно составленному плану, обмен мнениями с одноклассниками , учителем

80

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

Ознакомить учащихся   с жизнью и творчеством писателя, учить видеть и понимать поступки героев,  рассказывать о герое, подирая слова- определения , описывающие характер, развивать связную речь, навыки выразительного чтения.

Прогнозировать содержание произведения, определять жанр. Выбирать виды деятельности на уроке. Называть авторов, которые пишут о животных.

Формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации, Обмен мнениями с одноклассниками и учителем. Самооценка достижений.

81

Урок –конференция «Земля – наш дом родной»( защита проектов –сообщений )

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях .Развивать  творческие способности, речь , память

Учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по разделу, работать самостоятельно и в группе.

Рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка результатов деятельности, планирование ученого сотрудничества с одноклассниками и учителем.

82

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа №4.

Оценивать свой ответ  планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Называть авторов, которые пишут о животных, поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка результатов деятельности, планирование ученого сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Поэтическая тетрадь 2. 5часов

83

С.Я.Маршак «Гроза днем» , «В лесу на росистой поляне».

Познакомить с биографией писателя Выполняя сообщения Обучать правильному чтению стихов, развивать память , речь , мышление. Читать стихотворение , отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения , планировать работу на уроке, осмысленно читать. Называть произведения русских поэтов.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что   уже известно и  усвоено учениками и того, что еще неизвестно, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

84

А.Л. Барто. «Разлука», «В театре»

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Читать стихи выразительно. Характеризовать героев,  подбирая в произведении слова – определения.

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Называть произведения русских поэтов, делать выводы, давать аргументированные  ответы, подтверждая отрывками из текста.

Работа  с вопросами по содержанию  литературного текста. Выполнять анализ  с выделением существенных признаков, чтение стихов наизусть.

85

С.В.Михалков «Если. Рисунок»

Сообщение о жизни и творчестве  С.Михалкова. Выразительно читать стихотворение, отражая позицию автора  и свое отношение к изображаемому.

Осознанно читать стихотворения , определять  тему и главную мысль произведения , оценивать героев. Читать стихи наизусть

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно  строить высказывания  в устной речи

86

Е.А.Благинина «Кукушка» , «Котенок»

Читать выразительно стихи, высказывать свое мнение о героях, правильно подбирая слова – определения в тексте.

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения. Планировать работу на уроке. Анализировать средства художественной выразительности. Заучивать стихи наизусть.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно  строить высказывания  в устной речи

87.

Проект «Праздник поэзии» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» тест№3

Принимать участие  в творческих проектах. Читать стихи наизусть  выразительно.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно  строить высказывания  в устной речи

Собирай по ягодке – наберешь кузовок 8 часов

88

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Ознакомить с жизнью и творчеством В.Шергина, учить  понимать смысл пословиц, , формировать навыки беглого чтения, учить выразительно читать стихи.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Соотносить пословицы и содержание произведения. Работать с иллюстрациями , составлять небольшие высказывания с опорой на авторский текст.

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того,  что  уже известно и усвоено учащимися  и того, что неизвестно. Умение полно и точно выражать свои мысли на заданные вопросы. Сотрудничать активно с учителем и одноклассниками.

89

А.П.Платонов «Цветок на земле» Проект - сообщение о жизни и творчестве П.Платонова

Формировать навыки беглого и осознанного чтения вслух и про себя; учить делить текст на смысловые части  и выполнять анализ текста.

Осознанно  и выразительно читать текст художественного произведения, объяснять смысл названия произведения

Осознанно и произвольно строить высказывание  в устной речи. Планировать  работу  с произведением на уроке с использованием условных  обозначений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

90

А.П.Платонов «Еще мама»

Воспринимать на слух художественное произведение, учить текст делить на части, анализировать его, читать бегло и правильно

Прогнозировать  содержание  текста. Выразительно читать  и анализировать произведение. Придумывать  свои вопросы к тексту.

Чтение вслух и про себя. Читать по ролям, ставить вопросы и находить к ним ответы Проверять себя и  обмениваться мнениями с одноклассниками. Выделение главного.

91

М.М.Зощенко «Золотые слова» Тест №4

Ознакомить с жизнью и творчеством  писателя. Понимать юмористический текст, выделять эпизоды, вызывающие смех, определять  отношение автора к событиям и героям. Делить его на части. Читать по ролям.

Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать  содержание текста  по заголовку: участвовать  в диалоге, читать текст осознанно определять тему и главную мысль.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Осознанно и произвольно  строить высказывание  в устной речи. Осознание способов  и приемов  действий при решении учебной задачи.

92

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Учить  осмысленно читать слух и про себя, анализировать текст, делить на смысловые части, восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажами составлять небольшие рассказы  о героях произведения Умение кратко пересказывать. Выполнять иллюстрации к тексту.

Определять смысл произведения, восстанавливать порядок событий, использовать силу голоса при чтении, пересказывать текст, делить на смысловые части. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Высказывание суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмен мнениями  с одноклассниками по содержанию прочитанного произведения  Соотнесение названия произведения с его содержанием. Самооценка.

93

Н.Н.Носов «Телефон» , «Федина задача» Проверка техники чтения

Ознакомить с жизнью и творчеством писателя. Формировать навыки беглого осознанного чтения. Понимать особенности юмористических произведений. Отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль произведения.

Называть произведения Н.Носова Умение прогнозировать содержание текста. Создавать небольшой устный рассказ на заданную тему. выделять эпизоды , которые вызывают смех, читать текст по ролям.

Умение полно и точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами и  условиями  коммуникации Оценка достижений.

94

В.Ю.Драгунский  «Друг детства»

Ознакомить с жизнью и творчеством Ю.Драгунского. Понимать особенности юмористических произведений. Выделять эпизоды, вызывающие смех, определять отношение автора  к событиям и героям,  соотносить название  с содержанием произведения.

Прогнозировать содержание текста по заголовку, участвовать в диалоге, читать осознанно текст  произведения, определять тему и главную мысль, придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности  при решении проблем творческого и поискового характера Осознанное и выразительное чтение и пересказ  по вопросам самостоятельно придуманным. Оценка достижений.

95

Проверочная работа №3 Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умения ориентироваться  в прочитанных произведениях и анализировать их

Отвечать на поставленные вопросы  по теме раздела, работать самостоятельно и в группе

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепочки рассуждений. Рефлексия способов и условий действия.

По страницам детских журналов -3 часа

96

«Мурзилка» и «Веселые картинки» -самые старые детские журналы Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Воспринимать на слух прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Читать вслух и про себя увеличивая темп чтения. Читать в лицах.

Задавать вопросы  и отвечать полным ответом  по содержанию прочитанного. Называть детские журналы, находить нужную статью. Называть отличие  книги от журнала

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Оценка достижений.

97

Г.Б.Остер  «Вредные советы» «Как получаются легенды» Проект «Сборник добрых советов»

Воспринимать на слух прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, читать без ошибок, и пересказывать текст. Сочинять  свои легенды. О своей семье и  своего города.

Называть детские журналы, Находить нужную статью в журнале или рубрику, Называть отличия книги и журнала, уметь поддерживать диалог, вступать в дискуссию.

Прогнозировать  содержание раздела, Планировать работу на уроке(начало ,  конец, виды деятельности)

98

Р.Сеф «Веселые стихи» Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»

Готовить  сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале

Объяснять,   как устроен журнал. Участвовать в диалоге  при обсуждении прочитанных произведений.

Контроль и оценка процесса  и результатов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждения, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Зарубежная литература 4 часа

99

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Бегло и выразительно читать и пересказывать произведение учить задавать вопросы по содержанию и отвечать точно и полным ответом.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того что  еще неизвестно, умение  полно и точно отвечать на вопросы  по содержанию произведения.

100

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Бегло и выразительно читать и пересказывать произведение учить задавать вопросы по содержанию и отвечать точно и полным ответом. Сравнивать  сказки разных народов.  Сочинять свою сказку.

Читать выразительно и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, описывать  и иллюстрировать героев сказки. Определять характер текста.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того что  еще неизвестно, умение полно и точно отвечать на вопросы  по содержанию произведения.

101

Обобщающий урок по теме  «Зарубежная литература» Контрольная работа №5

Сравнение  произведений, персонажей разных произведений. Знакомство  с литературными  и народными, сказками.

Читать осознанно  и выразительно  текст художественного произведения, составлять небольшие монологические высказывания с опорой на авторский текст, оценивать события и героев произведения.

Рефлексия способов  и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической  цепочки рассуждений,  анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

102

Итоговая диагностическая работа

Проверка предметных и  универсальных учебных действий.

Определять тему и  выделять в тексте главную мысль произведения; озаглавливать тексты, выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование. Литературное чтение, УМК ПНШ, 3 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование на 2015 - 2016 уч. год. Литературное чтение, УМК ПНШ, 3 класс, составлена в соответствии с ФГОС....

Календарно-тематическое планирование.Литературное чтение 3 класс Школа России

Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение 3 класс Школа России....

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс УМК "Перспектива с УУД

Календарно-тематическое планирование литературное чтение 4 класс УМК "Перспектива" с УУД...