Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка
статья на тему

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии

на уроках бурятского языка.

 В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться.

В связи с этим заметно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. 

Выполнение   проектов вполне доступно практически всем ученикам школы. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен.

В чем положительные особенности проектного обучения?

  • Это – конструктивистский подход к обучению.
  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.
  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.
  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.
  •  Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

    Проектная методика - благо для ученика:

  • –возрастает мотивация;
  • –повышаются результаты в учёбе;
  • –развивается мышление высокого уровня;
  • –расширяется сотрудничество;
  • –растёт уровень самоконтроля.

Структура работы включает : название, план, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад,  тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией-проектом.

Результатом изучения темы «Кяхтинский район» явилась проектная работа. Было решено составить электронный справочник про .Кяхтинский район (слайдовые презентации). Класс делится на шесть групп. Каждая группа выбирает себе раздел справочника:

-чайный путь;

-культурные памятники г.Кяхта;

-музеи г.Кяхта;

-святые места Кяхтинского района ;

-именитые люди   района;

-целебные источники.

Выбор тем и проектная группа. Общая тема -  «Кяхтинский район» - была нами выбрана. Но вот что предложить каждому ученику? При выборе  проектов я исходила из того, что тема, во-первых, должна быть интересной автору, актуальной и, в-третьих, проектной. Поскольку критерий личностного интереса был поставлен мною на первое место, учитывались интересы и увлечения, особенности характера и воспитания. То есть группы разошлись «по интересам». Тему «Чайный путь» выбрали ребята, которые давно интересуются историей края, занимают призовые места в НПК района; тему памятников выбрали ребята, которые заинтересованы историей нашего города. Про музеи г.Кяхта - принялись выполнять проект девочки, которые не один год выходят на НПК с темами про историю города. Про святые места проектировать  взялись девочки, которые принимают активное участив в конкурсе «Хамбын мүрысөон».  Про именитых людей  Кяхтинского района взялись мальчики, которые активно занимаются спортом, а про целебные места – группа девочек класса.

Начинание. Девятиклассники, которые стали работать над выбранными темами, составили единую проектную группу – их объединяла и общая тематика, и общий подход к анализу собранных материалов, и составление текстов на бурятском языке.

Планирование. Планирование – это и выделение этапов выполнения проекта, и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого проекта.

План каждой конкретной группы составлялся индивидуально: давались задания, намечались примерные сроки исполнения и предполагаемы результат. Вот, например, какой план был составлен группой по сбору  материалов  «Святые места района»: 1. Прочитать литературу.  2. Изложить  содержание прочитанного в виде конспекта. 3. Подобрать необходимую лексику для предстоящей работы с текстом на бурятском языке. 4. Составить текст на бурятском языке. 5. Подобрать самые   фотографии, изображения, картины..

Разумеется, не все из подобранного материала  вошло в окончательный текст, однако такой широкий подход к теме является непременным условием ее глубокого и полного освещения. И напротив, кое-что из намеченного выполнено не было, в частности, не полностью освещена история создания субурганов Кяхтинского района.

Выполнение.  Под выполнением здесь понимается собственно выполнение проекта, -  вне всякого сомнения, самой важной части исследовательской деятельности. Выполнение проходит в два этапа: написание самой работы (подбор подходящей лексики, составление текста на бурятском языке), оформление проекта.

На обоих этапах помощь руководителя проекта сведена к минимуму. Ученик остается один на один с чистым листом бумаги и испытывает всем известные муки творчества. Однако и учителю не до отдыха: приходится два-три раза читать черновики, отклонять  написанное, осуществлять при необходимости редакторскую правку. Но и это еще не все. Учитель также работает над проектом, готовит свои планы, подбирает факты и цитаты, то есть проделывает всю ту работу, что и каждый из проектантов, только в свернутом виде – он не пишет саму работу.

Поскольку все проектанты работали в одном русле, существовала опасность получить  в итоге одинаковые проекты. Этого, однако, не произошло, композиция каждой работы была полностью оригинальная и определялась «своей» темой.

 Интересен в этом смысле проект  группы «Культурные памятники г.Кяхта и Кяхтинского района». Их работа распределялась на старые памятники, новые памятники и др. В общем, каждая группа шла своим путем, сообразуясь с собственным замыслом и даже с собственной интуицией, но в итоге получилось шесть законченных проектов.

Отдельно стоит сказать об оформлении проектов, которое оценивалось на защите совершенно самостоятельно. Прежде всего оформление текста: грамотно должны быть составлены предложения, ведь текст  составляется на бурятском языке.

Особое внимание уделялось культуре цитирования и оформления сносок.

Исследовательский проект, помимо текста, включает в себя различные иллюстрации, рисунки, схемы и т.п. Современные  технические средства, прежде всего, конечно, компьютер, были использованы моими ребятами на все сто процентов. Мало того, что тексты были набраны на компьютере, они были еще украшены различными иллюстрациями, создающими  зрительный образ темы.

Защита. К защите предъявлялась лишь видимая часть айсберга – сам выполненный проект. Никто не знал, что скрывалось под верхушкой айсберга. Вот почему в технологии проектной деятельности такое большое внимание уделяется критериям оценки проекта.

Ниже приведена таблица критериев оценки проектной работы, которую я использовала из статьи Кудрявцевой Н.Г. «Проектная деятельность учащихся». 

Проект оценивается по следующим критериям.

  1. Обоснование и постановка цели, планирование путей его достижения:

Показатели

Баллы

Цель выполнения проекта не сформулирована

0

Цель определена, но не обозначены пути её достижения, нет плана работы

1-2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей её достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом

3-5

  1. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации:

Показатели

Баллы

Библиография отсутствует

0

Библиография содержит незначительный объем подходящей информации

2

Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников

3

3. Творческий и аналитический подход к работе:

Показатели

Баллы

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта

0

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

2-4

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

5-7

4. Соответствие требованиям оформления отчета о работе над проектом:

Показатели

Баллы

Отчет отсутствует

0

Отчет представлен в виде устного сообщения

1-3

Отчет представлен в виде презентации или текстового файла

3-4

  1. Анализ процесса и результата работы:

Показатели

Баллы

Анализ работы отсутствует

0

Анализ работы выполнен формально

1-2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций

5-6

  1. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу:

Показатели

Баллы

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая личное  заинтересованное отношение автора

3-4

Также учитываться должны: актуализация проекта, дизайн проекта, техническое исполнение проекта, возможность практического применения проекта, навыки публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументированно говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.

Я была убеждена, что и защита не должна проходить как обычный отчет. Слишком большой труд стоял за коротким  выступлением и созданным диском – электронным справочником. Поэтому мы постарались превратить этот этап в настоящую PR-рекламу нашему родному городу. Увлеченность, радость поиска, сознание завершенности хорошо выполненного дела читались на лицах девятиклассников.

Перспективы. Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная форма для активизации творческого мышления учащихся. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.

 Таким образом, использование в преподавании бурятского языка проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика в классе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность школьников, в которой преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информацинно-коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению бурятского языка.

Литература

  1. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. -  54 с.
  2. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы.// Литература в школе. – 2008. - №11 – С.36-37.
  3.  Кудрявцева Н.Г. Проектная деятельность учащихся. // Справочник заместителя директора школы - 2008. - №8 – С.45-56.
  4.    Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности./Учитель - №4, 2000. - с.52-55.
  5.  Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов// Наука и школа – 2007 - №7 – С.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого мышления посредством проектной технологии на уроках бурятского языка

Статья содержит подробное описание проектной работы - создание электронного справочника про родной город "Улан-Удэ". Этапы работы над проектом, также дана таблица оценивания проектной работы учащихся....

Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.

Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...

Инновационный проект "Использование ИКТ-технологий на уроках бурятского языка"

В данном проекте описывается опыт использования электронных учебников, сайтов бурятского языка и Интернет-технологий на уроках бурятского языка и литературы....

Проектная деятельность на уроках бурятского языка

Проектная деятельность на уроках бурятского языка...

«Использование проектных технологий на уроках бурятского языка»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Доклад на Всероссийскую НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ...