Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Кизилова Инна Владимировна

 Обобщающий урок  русского языка в 6 классе по теме " Глагол". Разработка урока представлена к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Тугулук

Грачевского муниципального  района

Ставропольского края

                           

Обобщающий урок  в 6 классе по теме «Глагол»

                                 

                                 

  Автор: Кизилова Инна Владимировна,                    

                                       учитель    русского языка  и  литературы          

                                       высшей квалификационной категории

                                       МКОУ СОШ 8 с Тугулук

                                       Грачевского муниципального района

                                       Ставропольского края        

2018 г.

        

                            Обобщающий урок по теме  «Глагол»

(Урок проводится в рамках изучения раздела «Морфология». «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Москва «Просвещение», 2010 год. Учебник «Русский язык. 6 класс», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)

Цели урока:

  1. обучающие: систематизировать знания учащихся, полученные по теме «Глагол»;
  2. развивающие: развивать навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности, логическое мышление,  творческие способности учащихся; развивать коммуникативно - речевую среду  на уроке;        
  3. воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, планеты; стремление сохранить и улучшить её; способствовать повышению учебной мотивации к изучению русского языка как предмета.

Тип урока: обобщающий

Вид урока: исследование

Класс: 6

Оборудование: презентация к уроку,  древо знаний, карточки, видеофильм, плоды – яблоки, музыка  Э. Грига Сюита «Пер Гюнт» «Утро» и  Б. Бриттена, П.И. Чайковского «Времена года»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече.

Дети приветствуют учителя.

2. Мотивация учебной деятельности

Сейчас  предлагаю вам посмотреть видеофильм. (Просмотр видеофильма сопровождается  музыкой

Э.Грига  Сюита «Пер Гюнт» «Утро» и Б. Бриттена)

-  Что вы увидели в ходе просмотра фильма?  Попробуйте сравнить.

- Как часто мы встречаемся с этим в жизни?

- Ребята, как вы считаете, а кто виноват в том, что происходит сегодня в  мире?

-Как люди относятся к своей земле, природе?

-Да, к сожалению, светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости и бессердечию людей.

-Скажите, а  слова какой части речи  помогли вам описать действия человека по отношению природе?

-Правильно,  молодцы!

- Вот вы почти и  определили тему нашего урока.

- У нас сегодня обобщающий урок по теме «Глагол» (1слайд).

- Давайте вместе сформулируем цель урока.

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, полученные по теме «Глагол»; научиться бережно,  относиться к природе. (2 слайд)

Смотрят видеофильм.

( Учащиеся сначала видят красоту природы: луг, поля, море, фонтан, затем  слайды, демонстрирующие бездушное отношение человека  к природе: вырубленные и горящие сосновые леса, свалки, заводы, выбрасывающие отходы в воздух, нефть,  расплывшуюся по морю).

На первых слайдах мы видим прекрасный и удивительный мир: луга, поля, леса, реки, моря, парки; птиц, зверей; на последующих – гибель всего живого на Земле. Это экологические проблемы нашей планеты.

Учащиеся отвечают.

Человек.

Ответы детей (засоряют, уничтожают, губят, вырубают, сжигают)

 

Ответы учащихся (глаголы)

Ответы учащихся.

Учащиеся самостоятельно  формулируют цель урока.

3. Постановка проблемной ситуации и её решение. Систематизация знаний

 

4. Физминутка.

-Ребята, а  кто из вас   пробовал посадить дерево?  А это трудно? Я предлагаю сегодня на уроке коллективно  вырастить  дерево,  сделать первые шаги к сохранению  нашей планеты. Какое? Вы узнаете в конце урока. Вы согласны?  А для этого вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о глаголе. Ствол дерева, как видите, будет темой  нашего урока. (Учитель прикрепляет к доске ствол дерева)

- Ну что, вперёд?

-Давайте начнём с главного.

- Дайте определение глагола.

(Учитель по ходу ответов детей  прикрепляет ветвь)

- На какие вопросы отвечает глагол?

    (К стволу добавляются ветви)

- Какими признаками характеризуется глагол?

(Учитель прикладывает к дереву стволы - середина общее грамматическое значение; справа - морфологические признаки; слева – синтаксические).

- Назовите начальную форму глагола. Молодцы!

Ребята, а вы можете сходу назвать все признаки глагола, чтобы у нас выросло  дерево?

- Тогда  давайте проведём исследовательскую работу  и выявим характерные признаки глагола.

Предлагаю двум учащимся выйти к доске и проверить свои знания, сыграв в игру «Царь горы». На слайде изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание. Ваша задача правильно вставить гласные в суффиксы глаголов.  Для того  чтобы правильно вставить гласную, нужно применить правило правописания гласных в суффиксах глаголов.  Кто быстрее и правильно выполнит задание, тот и станет «царём горы». А начнёте вы выполнять задание с глагола испытывать. (3 слайд)

 Путешеств…вать        

    Исслед…вать

        Загад…вать

Выигр….ть                                                                                                                              Вспах…вать

Чувств…ть

                  Испыт…вать

- А вам, ребята, предлагаю поработать в группах и выполнить разноуровневые задания.        

1 группа ГПИВ: Задание:  ребята первой  группы  произведут синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли глагола.

Природа щедро делится с нами своими дарами.

2 группа ОГУ:  Задание: ребята второй  группы прочитают  текст, выпишут из текста  5 глаголов, определят  

 морфологические признаки глаголов: время, вид, наклонение, спряжение.

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину». (Е.Носов «Кукла»)

3 группа  ГУО: А ребята третьей группы  поработают творчески: опишите самый любимый   уголок родного села. (Время выполнения работы 5 мин.)

- Ребята, а давайте мы вместе проверим, как же справились с заданием ребята у доски? Кто же станет царём горы? (4 слайд)

- Группы готовы? Кто возьмёт смелость защитить работу группы.

1.Ребята, к какому выводу вы пришли в ходе исследования? Проверьте свою работу по слайду.  ( 5 слайд)

Ребята второй группы, какие морфологические признаки имеет глагол.  Проверьте вашу работу. ( 6 слайд).

-Скажите, а из какого произведения взят отрывок,  по которому вы работали.

- Кто главный герой произведения?

- Какова основная мысль данного отрывка?

Как Акимыч воспринимает то, что происходит в родном селе?

- Для Акимыча и Е.Носова земля священна. Это земля Родины.  А для Вас?

- Землю надо любить и защищать, такое отношение к земле было характерно с древних времён.

- Ребята третьей группы, скажите, а какое место в вашем селе самое любимое и почему? Что вы можете предложить, для того, чтобы наше село, планета всегда оставались чистыми, красивыми?

Ребята, а сейчас предлагаю провести физминутку.   Я буду называть глаголы, оканчивающиеся на -ться и –тся. Если в -ться пишется мягкий знак, встают девочки, если не пишется – мальчики: любоваться (д), стараться (д), поливается (м), радоваться (д), вскапывается (м), убираться (д).

 -Какое правило мы с вами повторили?  Когда пишется –ться, а когда – тся? Как называются  такие   глаголы? Молодцы! (Учитель накладывает ветви)

Дети отвечают.

Дети размышляют.

Дети отвечают. ( Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т.д.

Ответы учащихся ( 1. Общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксическими признаками.

Инфинитив (Что делать? Что сделать?)

Инфинитив (неопределённая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Учащиеся выполняют задания у доски, а затем проверяют друг друга.

Каждая группа выполняет задание в течение 5 минут, затем лидеры групп защищают работу и сверяют по слайдам.

Ребята выписывают из текста глаголы: поехал, не узнал, сузилось, затравенело, затянуло, объявилось,  не стало, буравили, ощетинилось, прёт и определяют морфологические признаки пяти глаголов.

Лидеры групп вначале проверяют работы других групп , защищают работы и сверяют по слайду.

(самопроверка и проверка работ учителем)

1 группа – глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми, реже подлежащими, если это  н.ф. глагола.

2 группа: глагол имеет постоянные признаки: вид, спряжение, возвратность или невозвратность и непостоянные: наклонение, число, время, лицо, род.

Из рассказа Е.Носова «Кукла» «Акимыч»

Акимыч

Нет. Автор в данном отрывке  показывает бездушное отношение человека к природе

Как личную трагедию.

Рассуждения учащихся.

Рассуждения учащихся

Ребята описывают любимый уголок родного села. Вносят свои предложения.

Ребята вспоминают правило правописания –тся и –ться в гаголах.

Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь) называются возвратными.  

5. Составление мини - проекта

Ребята,  предлагаю каждой группе составить заповеди по охране природы друзей леса, используя при составлении предложений глаголы. Каждый учащийся группы должен написать одну заповедь и передать  своему товарищу по парте. После окончания работы лидер группы должен зачитать работу. ( 3 минуты) (используется приём «Письмо по кругу»)

- Я начну, а вы продолжите: 

- Не оставляйте мусор в лесу…. (Возможные варианты)
- Не ломайте зеленые ветки и деревья, не качайтесь на них.
- Не разоряйте  муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвите  цветы.
- Не разжигайте костры, берегите  лес от пожара.

- Ребята, глаголы, какого наклонения вы использовали в своём тексте? А сколько наклонений у глагола? (Учитель прикрепляет к дереву признак – ветвь)

-Посмотрите, какое дерево   мы вырастили на уроке. Что это за дерево?

Ребята составляют памятку,  а затем зачитывают вслух.

Учащиеся зачитывают заповеди.

Ребята отвечают. (Повелительного)

3 – изъявительное, условное и повелительное наклонение

Яблоня.

6. Проверка усвоенных знаний. Рефлексия.

Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест «Проверь себя».  Одного желающего прошу выйти к доске. Ученик, который будет работать у доски, должен развесить плоды на яблоне. Если ответ верный – прикрепляете красное яблоко, если неверный – зелёное. У всех остальных учащихся

тест лежит на парте. Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный закрашиваете яблоко  красным карандашом, если неверный зелёным.

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет? (зелёное яблоко)
  2. Глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?(красное яблоко)
  3.  У глагола два спряжения.

( красное яблоко)

  1. В предложении глаголы  бывают сказуемыми? (красное яблоко)
  2. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что делать? несовершенного - что сделать? (зелёное яблоко)
  3. Изменение глагола по лицам и числам называется наклонением? (зелёное яблоко)

Ребята, обменяйтесь работами   и оцените своего соседа по парте. Сравните  ваши яблоки, и те, которые висят на древе знаний. ( 7 слайд)

- Ребята, оцените ___ (Имя)

Критерии оценки теста.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3» ( 8 слайд)

-Наш урок подошёл к концу.  Ребята, посмотрите,  какое  дерево знаний  у нас выросло. Придите к себе домой или  в сельский парк, посадите  дерево или цветок, сделайте кормушку для птиц, и может  в будущем  экологические проблемы будут решены. Вы  - это наше будущее. Всё в ваших руках.

Учащиеся работают с тестовым заданием.

Взаимопроверка работ. Выставление оценок.

Учащиеся выставляют отметку.

7. Домашнее задание

 Домашнее задание предлагаю  выбрать самостоятельно,  оценив свои знания, полученные по теме «Глагол». Задания лежат у каждого на парте.

( 9 слайд)

1. Сочините сказку «В стране Глаголия».

2. Напишите сочинение-эссе «Сохраним нашу планету».

-   А закончить урок я хочу  стихотворением  своей  ученицы Якшиной Ольги (звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года») (10 слайд)

     

Люблю…

Люблю небесную лазурь

И изумрудную траву.

И  небо мрачное от бурь,

И пеструю осеннюю листву.

И нежный клейкий лист

На липе молодой,

И солнца яркий лик,

Что светит над землёй.

Люблю свою страну!

Люблю свою планету!

Люблю свой отчий дом!

Люблю я землю эту!        

- Ребята, спасибо всем за  урок. До свидания!

Учащиеся  самостоятельно делают выбор, открывают дневники, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе

Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...