Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол". Разработка урока представлена к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 459.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Тугулук
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
Обобщающий урок в 6 классе по теме «Глагол»
Автор: Кизилова Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ 8 с Тугулук
Грачевского муниципального района
Ставропольского края
2018 г.
Обобщающий урок по теме «Глагол»
(Урок проводится в рамках изучения раздела «Морфология». «Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Москва «Просвещение», 2010 год. Учебник «Русский язык. 6 класс», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Цели урока:
- обучающие: систематизировать знания учащихся, полученные по теме «Глагол»;
- развивающие: развивать навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности, логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать коммуникативно - речевую среду на уроке;
- воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, планеты; стремление сохранить и улучшить её; способствовать повышению учебной мотивации к изучению русского языка как предмета.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: исследование
Класс: 6
Оборудование: презентация к уроку, древо знаний, карточки, видеофильм, плоды – яблоки, музыка Э. Грига Сюита «Пер Гюнт» «Утро» и Б. Бриттена, П.И. Чайковского «Времена года»
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. | Дети приветствуют учителя. |
2. Мотивация учебной деятельности | Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофильм. (Просмотр видеофильма сопровождается музыкой Э.Грига Сюита «Пер Гюнт» «Утро» и Б. Бриттена) - Что вы увидели в ходе просмотра фильма? Попробуйте сравнить. - Как часто мы встречаемся с этим в жизни? - Ребята, как вы считаете, а кто виноват в том, что происходит сегодня в мире? -Как люди относятся к своей земле, природе? -Да, к сожалению, светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости и бессердечию людей. -Скажите, а слова какой части речи помогли вам описать действия человека по отношению природе? -Правильно, молодцы! - Вот вы почти и определили тему нашего урока. - У нас сегодня обобщающий урок по теме «Глагол» (1слайд). - Давайте вместе сформулируем цель урока. Цель урока: обобщить, систематизировать знания, полученные по теме «Глагол»; научиться бережно, относиться к природе. (2 слайд) | Смотрят видеофильм. ( Учащиеся сначала видят красоту природы: луг, поля, море, фонтан, затем слайды, демонстрирующие бездушное отношение человека к природе: вырубленные и горящие сосновые леса, свалки, заводы, выбрасывающие отходы в воздух, нефть, расплывшуюся по морю). На первых слайдах мы видим прекрасный и удивительный мир: луга, поля, леса, реки, моря, парки; птиц, зверей; на последующих – гибель всего живого на Земле. Это экологические проблемы нашей планеты. Учащиеся отвечают. Человек. Ответы детей (засоряют, уничтожают, губят, вырубают, сжигают)
Ответы учащихся (глаголы) Ответы учащихся. Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока. |
3. Постановка проблемной ситуации и её решение. Систематизация знаний
4. Физминутка. | -Ребята, а кто из вас пробовал посадить дерево? А это трудно? Я предлагаю сегодня на уроке коллективно вырастить дерево, сделать первые шаги к сохранению нашей планеты. Какое? Вы узнаете в конце урока. Вы согласны? А для этого вам нужно вспомнить всё, что вы знаете о глаголе. Ствол дерева, как видите, будет темой нашего урока. (Учитель прикрепляет к доске ствол дерева) - Ну что, вперёд? -Давайте начнём с главного. - Дайте определение глагола. (Учитель по ходу ответов детей прикрепляет ветвь) - На какие вопросы отвечает глагол? (К стволу добавляются ветви) - Какими признаками характеризуется глагол? (Учитель прикладывает к дереву стволы - середина общее грамматическое значение; справа - морфологические признаки; слева – синтаксические). - Назовите начальную форму глагола. Молодцы! Ребята, а вы можете сходу назвать все признаки глагола, чтобы у нас выросло дерево? - Тогда давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки глагола. Предлагаю двум учащимся выйти к доске и проверить свои знания, сыграв в игру «Царь горы». На слайде изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание. Ваша задача правильно вставить гласные в суффиксы глаголов. Для того чтобы правильно вставить гласную, нужно применить правило правописания гласных в суффиксах глаголов. Кто быстрее и правильно выполнит задание, тот и станет «царём горы». А начнёте вы выполнять задание с глагола испытывать. (3 слайд) Путешеств…вать Исслед…вать Загад…вать Выигр….ть Вспах…вать Чувств…ть Испыт…вать - А вам, ребята, предлагаю поработать в группах и выполнить разноуровневые задания. 1 группа ГПИВ: Задание: ребята первой группы произведут синтаксический разбор предложения для определения синтаксической роли глагола. Природа щедро делится с нами своими дарами. 2 группа ОГУ: Задание: ребята второй группы прочитают текст, выпишут из текста 5 глаголов, определят морфологические признаки глаголов: время, вид, наклонение, спряжение. «Поехал и не узнал реки. 3 группа ГУО: А ребята третьей группы поработают творчески: опишите самый любимый уголок родного села. (Время выполнения работы 5 мин.) - Ребята, а давайте мы вместе проверим, как же справились с заданием ребята у доски? Кто же станет царём горы? (4 слайд) - Группы готовы? Кто возьмёт смелость защитить работу группы. 1.Ребята, к какому выводу вы пришли в ходе исследования? Проверьте свою работу по слайду. ( 5 слайд) Ребята второй группы, какие морфологические признаки имеет глагол. Проверьте вашу работу. ( 6 слайд). -Скажите, а из какого произведения взят отрывок, по которому вы работали. - Кто главный герой произведения? - Какова основная мысль данного отрывка? Как Акимыч воспринимает то, что происходит в родном селе? - Для Акимыча и Е.Носова земля священна. Это земля Родины. А для Вас? - Землю надо любить и защищать, такое отношение к земле было характерно с древних времён. - Ребята третьей группы, скажите, а какое место в вашем селе самое любимое и почему? Что вы можете предложить, для того, чтобы наше село, планета всегда оставались чистыми, красивыми? Ребята, а сейчас предлагаю провести физминутку. Я буду называть глаголы, оканчивающиеся на -ться и –тся. Если в -ться пишется мягкий знак, встают девочки, если не пишется – мальчики: любоваться (д), стараться (д), поливается (м), радоваться (д), вскапывается (м), убираться (д). -Какое правило мы с вами повторили? Когда пишется –ться, а когда – тся? Как называются такие глаголы? Молодцы! (Учитель накладывает ветви) | Дети отвечают. Дети размышляют. Дети отвечают. ( Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета) Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т.д. Ответы учащихся ( 1. Общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксическими признаками. Инфинитив (Что делать? Что сделать?) Инфинитив (неопределённая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?) Дети отвечают. Дети отвечают. Учащиеся выполняют задания у доски, а затем проверяют друг друга. Каждая группа выполняет задание в течение 5 минут, затем лидеры групп защищают работу и сверяют по слайдам. Ребята выписывают из текста глаголы: поехал, не узнал, сузилось, затравенело, затянуло, объявилось, не стало, буравили, ощетинилось, прёт и определяют морфологические признаки пяти глаголов. Лидеры групп вначале проверяют работы других групп , защищают работы и сверяют по слайду. (самопроверка и проверка работ учителем) 1 группа – глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми, реже подлежащими, если это н.ф. глагола. 2 группа: глагол имеет постоянные признаки: вид, спряжение, возвратность или невозвратность и непостоянные: наклонение, число, время, лицо, род. Из рассказа Е.Носова «Кукла» «Акимыч» Акимыч Нет. Автор в данном отрывке показывает бездушное отношение человека к природе Как личную трагедию. Рассуждения учащихся. Рассуждения учащихся Ребята описывают любимый уголок родного села. Вносят свои предложения. Ребята вспоминают правило правописания –тся и –ться в гаголах. Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) –ся (-сь) называются возвратными. |
5. Составление мини - проекта | Ребята, предлагаю каждой группе составить заповеди по охране природы друзей леса, используя при составлении предложений глаголы. Каждый учащийся группы должен написать одну заповедь и передать своему товарищу по парте. После окончания работы лидер группы должен зачитать работу. ( 3 минуты) (используется приём «Письмо по кругу») - Я начну, а вы продолжите: - Не оставляйте мусор в лесу…. (Возможные варианты) - Ребята, глаголы, какого наклонения вы использовали в своём тексте? А сколько наклонений у глагола? (Учитель прикрепляет к дереву признак – ветвь) -Посмотрите, какое дерево мы вырастили на уроке. Что это за дерево? | Ребята составляют памятку, а затем зачитывают вслух. Учащиеся зачитывают заповеди. Ребята отвечают. (Повелительного) 3 – изъявительное, условное и повелительное наклонение Яблоня. |
6. Проверка усвоенных знаний. Рефлексия. | Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест «Проверь себя». Одного желающего прошу выйти к доске. Ученик, который будет работать у доски, должен развесить плоды на яблоне. Если ответ верный – прикрепляете красное яблоко, если неверный – зелёное. У всех остальных учащихся тест лежит на парте. Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный закрашиваете яблоко красным карандашом, если неверный зелёным.
( красное яблоко)
Ребята, обменяйтесь работами и оцените своего соседа по парте. Сравните ваши яблоки, и те, которые висят на древе знаний. ( 7 слайд) - Ребята, оцените ___ (Имя) Критерии оценки теста. 0 ошибок- «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» ( 8 слайд) -Наш урок подошёл к концу. Ребята, посмотрите, какое дерево знаний у нас выросло. Придите к себе домой или в сельский парк, посадите дерево или цветок, сделайте кормушку для птиц, и может в будущем экологические проблемы будут решены. Вы - это наше будущее. Всё в ваших руках. | Учащиеся работают с тестовым заданием. Взаимопроверка работ. Выставление оценок. Учащиеся выставляют отметку. |
7. Домашнее задание | Домашнее задание предлагаю выбрать самостоятельно, оценив свои знания, полученные по теме «Глагол». Задания лежат у каждого на парте. ( 9 слайд) 1. Сочините сказку «В стране Глаголия». 2. Напишите сочинение-эссе «Сохраним нашу планету». - А закончить урок я хочу стихотворением своей ученицы Якшиной Ольги (звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года») (10 слайд)
Люблю… Люблю небесную лазурь И изумрудную траву. И небо мрачное от бурь, И пеструю осеннюю листву. И нежный клейкий лист На липе молодой, И солнца яркий лик, Что светит над землёй. Люблю свою страну! Люблю свою планету! Люблю свой отчий дом! Люблю я землю эту! - Ребята, спасибо всем за урок. До свидания! | Учащиеся самостоятельно делают выбор, открывают дневники, записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.
Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"
Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Предлог"...
Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс
Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"
. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе
Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...
