Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Самойлова Светлана Александровна

 

Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. 

Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).

Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учетом личностного ориентирования и особенностью детей данного возраста. Урок построен с использованием различных форм и методов обучения. Рационально распределено время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

(по системе Бабайцевой).

Тема урока. « Звуки и буквы»: конкурс весёлых языкознаек.

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний по  разделу «Фонетика».

Цели урока.

1.Повторение и обобщение материала по разделу «Фонетика».

1) Звуки и буквы

2) Ударение в слове

3) Порядок фонетического разбора

4) Работа с орфоэпическим словарём.

2. Формирование умения отличать звук от буквы.

3. Воспитание внимательного отношения и любви к русскому языку.

Оборудование: карточки для индивидуальных работ, опорные схемы, тесты.

                                         Ход урока:

  1. Слово учителя:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Самойлова Светлана Александровна.

Мы с вами сегодня на уроке русского языка проведём  конкурс веселых языкознаек.

- Запишите, пожалуйста, дату, тему урока: Звуки и буквы.

 Мы должны с вами повторить чем, отличаются  звуки от букв, научиться правильно ставить  ударение в словах, вспомнить порядок фонетического разбора слов, проведём работу с орфоэпическим словарём.

Это те темы, с которыми вы познакомились на  уроках русского языка по разделу « Фонетика».

Организационный момент.        

К доске я хочу пригласить ученика выполнить фонетический разбор, один ученик будет работать с орфоэпическим словарём (выписать слова, поставить в них  ударение). У вас на столе, ребята, карточки, в них задание, которое вы должны будите

выполнить в ходе урока. Правильные ответы я буду оценивать жетонами. Ваша задача как можно больше набрать жетонов к концу урока.  

          Итак, начинаем наш конкурс.  (слайд №1)

Я приглашаю вас в королевство «Фонетика».  

Я, ребята, королева Фонетика. Моё полное имя Фонетика Русского языка. Королевство, которое я возглавляю, самое важное в мире человеческой речи. Это королевство звуков речи. Если бы не было моих подданных, вы вряд ли смогли бы общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи – это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты.

Задание №1.  

Сейчас ребята, у которых карточки синего цвета попытаются, при помощи пантомима передать информацию,  не используя звуков речи.

Ты, прочтёшь выразительно этот текст (готовьтесь).

А мы с вами вспомним, что такое пантомима.(слайд №2)

Я надеюсь, вам знакомо это понятие. ( Прочитать определение).

 - Ребята, я надеюсь, что вы готовы.

- А вы узнали текст, который перед вами попытался изобразить ученик? (слайд №3)       

                 Унылая пора! очей очарованье!

                 Приятна мне твоя прощальная краса,

                 Люблю я пышное природы увяданье,

                 В багрец и в золото одетые леса…  

                                                         (А. С. Пушкин)  

(Прочитать выразительно, дать жетоны).

Слово учителя: (слайд №4)

Вот видите. Без моих подданных – звуков речи – не обойтись. Но дело в том, что жители этой чудесной страны – невидимки. Все могут их слышать, но никто никогда не видел. Моя младшая сестра принцесса Графика изобрела для звуков удивительные, волшебные костюмы, надев которые звуки  преображаются. Эти костюмы самых разных моделей. Среди них есть даже такие широкие плащи и накидки, которыми могут укрыться не один, а два звука. А некоторые звуки, особенно мягкие, любят использовать к основному костюму  дополнительные аксессуары. Вы догадались, как называются костюмы для звуков,  изобретённые волшебницей Графикой?  (Буквы).      

(дать жетон).

-Ребята, при помощи нашей волшебницы Графики мы запишем с вами предложение в тетрадь.

« Родной язык надо любить, как мать, как музыку…»  (слайд №5)

                                                      (М. Горький).

Те, ребята, у которых карточки жёлтого цвета, прочтите задание:

Сколько раз встречаются в этой фразе звуки?

        К              Л                  У             О

Проверить фонетический разбор. Вопрос ученику:

Почему количество букв и звуков не совпало в слове?

Ответ ко второму заданию:        К    -   6 раз

                                                      Л    -    1 раз

                                                      У    -    3 раза

                                                      О    -     1 раз

             Раздать жетоны.

Слово учителя

Итак, ребята, вы убедились, что мои подданные – очень важные персоны. Если они хоть на минутку отлучатся со своей работы или поменяются друг с другом местами,  произойдет непоправимое: слово перестанет быть словом или превратится в другое слово. Вот, например:

(слайд №6)

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит: пред ним

Не кисть,

А кость.

В ведре

Не сурик,

А сурок.

В углу

Не веник,

А венок.

А сейчас мы с вами проведём подобную работу.

Прочтите задание, которое даётся в карточках зелёного цвета.

3. Задание. Образуйте новые слова, произнося звуки предложенных слов в обратном порядке. И запишите слова парами в тетрадь.              Оценить работу жетонами. (слайд №7)

Слово ток – в домашнее  животное… кот

Слово лён – в цифру…                          ноль 

Слово лей – в дерево…                         ель

Слово люк – в большой мешок…        куль

Слово шёл – в неправду…                    ложь

Слово учителя:

Молодцы, вы справились с моими заданиями. А теперь я вас познакомлю со своим канцлером. Он очень – очень строгий. Догадайтесь, как его зовут, если известно, что он следит за тем, чтобы все звуки речи употреблялись людьми правильно, в соответствии с законами нашего королевства ( Орфоэпия). Дать жетон.

Я и мой вице – канцлер Ударение хотим проверить, знаете ли вы наши законы, которые должен соблюдать каждый говорящий на русском языке.

Работаем с карточками красного цвета. Прочтите задание.

4.Задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. (Раздать жетоны).

Мне будет помогать мой ассистент, который будет следить за тем, правильно ли ученики произносят слова. Слова записать в тетрадь, расставить ударение.

1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. (слайд №8)

2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.

3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.

4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь.

Физминутка.

    (слайд №9 - проверка задания)

Слово учителя:

Ну что ж, вы неплохо справились с заданием. Но знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте:

              Свекольные страдания. (слайд №10)

            Свёкла плакать начала,

            До корней намокла:

            - Я, ребята не свекла,

            -Я, ребята свёкла.            

Ребята, пожалуйста, никогда не мучайте слова. Произносите их правильно. Правильно ставьте в словах ударение! А если не знаете точно, как слово произносится, обращайтесь к орфоэпическому словарю.

                       

исказить его? Посмотрите сценку и убедитесь в этом сами.

Орфоэпия: Пи, пи, пи…

Ударение: Что случилось? Почему ты пищишь?

Орфоэпия: Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приёма пищи.

Ударение: Ах ты глупенький! Ты же неверно прочёл. После приёма пищи.

Ударение: Вот видите, что может произойти из-за неверного ударения! А теперь отгадайте мои загадки. Отгадки запишите в тетрадь парами, расставьте ударение.

                                Загадки.  (слайд № 11, 12, 13)

           Я травянистое растение

           С цветком сиреневого цвета,

           Но переставьте ударение

           И превращаюсь я в конфету.

                                     (Ирис - ирис)

            Я сборник карт; от ударения

            Зависят два моих значения:

            Захочешь – превращаюсь в название

            Блестящей, шелковистой ткани я.

                                      (Атлас – атлас)

            Мы – для пильщиков подставка,

            Мы – для кучера сиденье,

            Но попробуй-ка, поставь-ка

             Нас в другое ударенье –

             Осторожней будешь с нами:

             Забодаем мы рогами!

                                       (Козлы – козлы)

                   ( Оценить жетонами )       

                                Тест. (слайд № 14)

-Ребята, у вас на столе тест, выберите правильный вариант ответа. (Обведите  в кружочек на экране дополнительное задание).

                      Проверьте себя (слайд № 15)

Ответы: 1-а; 2-в; 3-в; Поднимите руку те, у кого тест выполнен без ошибок. (Раздать жетоны.)           

Кто выполнил дополнительное задание: Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего произведения «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»          

Ответ: Женя не выговаривал, т.е. не умел произносить звук Р., а не букву ЭР.

                            (слайд №16)

Делаем вывод:  Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.    

             

             (Проверка на компьютере).

Итак, на этом, друзья, наш урок подходит к концу. Первый этап испытаний, посвященный фонетике и орфоэпии, завершился.

 Мы побывали в королевстве «Фонетика». Я надеюсь, что вы научились умению отличать звук от буквы, правильно ставить ударение в словах, работать с орфоэпическим словарём. Я убедилась, что вы много знаете о звуках русского языка. Мне хотелось бы вновь обратить ваше внимание на высказывание Горького, записанное на доске. Какой бы раздел науки о языке мы с вами не изучали, «мы должны любить родной язык, как мать, как музыку».

   Оценки:  Давайте подведём итоги нашего конкурса  и посчитаем, сколько жетонов каждый из вас получил. (Выставить оценки)  

Д/з: Составить сказку о звуках и буквах, на основе знаний полученных на уроках по разделу

«Фонетика». Кто затрудняется составить сказку, выполните упражнение №           по заданию учебника.     

Благодарю вас, ребята, за активное участие в                                                                         конкурсе, я встретилась с настоящими языкознайками              СОШ №1.

                   Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

повторительно- обобщающий урок русского языка в 9 классе "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Урок позволяет закрепить знания понятий «Сложноподчиненное предложение», «Строение сложноподчиненного предложения», «Подчинительные союзы и союзные слова», «Виды придаточных предложений»; отработать у...

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...