«Гуманная педагогика : реализация семиотического подхода», Выступление на областном методическом дне
статья по теме

Людмила Михайловна Власова

Гуманная педагогика - это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу: ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_l.m._yanvar_2017.docx169.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Гуманная педагогика :  реализация семиотического подхода»

Власова Людмила Михайловна

МБОУ «СОШ №12»

Г. Байкальск

Гуманная педагогика – это педагогика сотрудничества, ориентированная на личность ребёнка, на его индивидуальные образовательные потребности, она принимает классическую формулу : ребёнок не готовится к жизни, он уже живёт.

Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человечный. Учитель излучает человеческую доброту, без которой невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Гуманная педагогика не  предполагает грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка, а за счёт дифференциации образовательного процесса  стимулирует  саморазвитие личности детей по направлениям: организация самопознания; организация самовоспитания; нацеленность на результаты деятельности. Обращение к чувству собственного достоинства, пробуждение самолюбия нацеливают учащихся на самообразование и самосовершенствование,   самостимуляцию волевых усилий: «Я могу  всё сделать!» , «Я верю в себя!», «У меня всё получится!»

Саморазвитию способствуют разные подходы , используемые  учителями. Один из успешно применяемых подходов – семиотический.

Семиотика - наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе. В семиотике знак – это объект, используемый для передачи информации.  Функция знака – знак замещает (но не заменяет полностью) обозначаемое.     Условно-знаковые средства – это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения.  В современном образовании   их рассматривают  также как один из элементов медиаобразовательных технологий.

Информация может быть представлена не только в устной и письменной форме, но и в условных формах:
знаках, символах, опорных схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. Представлены они могут быть на различных носителях: в форме таблиц, схем на печатной основе, а также вычерченных на доске, на экране монитора.

 Дети с лёгкостью  учатся переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие. Современная культура представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука (а+в=с ), литература, живопись, музыка (ноты), театр, кино, телевидение и пр.).

Совершенствование семиотической функции у детей способствует  полноценному формированию знаний, так как

учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка; дети моделируют, то есть преобразовывают орфограмму в модель или схему, выделяя существенные её признаки.

Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить ответ   при решении учебно-познавательных задач,
 являются эффективным средством зрительной наглядности

Приемы организации обучения с применением          
                 семиотического подхода.
 

1  Эмоциональная диагностика.

Цель: диагностика состояния школьников, определение динамики изменения эмоционального состояния на любом этапе урока

         Настроение  обозначается цветами:

Красный —отличное.

Желтый — хорошее.

Зеленый — ровное, нейтральное.

2 Использование задач-рисунков, проблемных заданий с подсказкой в виде схемы, чертежа, рисунка, картинки.

3 Вычленение из текста логической структуры материала, поддающейся схематизации.

4 Заполнение схемы с заранее заданной структурой.

5 Составление информационно-логической схемы понятий по незаполненным (пустым) схемам-паутинкам. На каждом занятии, после изучения новых понятий учащиеся «подыскивают  им место» в существующей структуре.

6 Составление структурной схемы изученного материала, отличной от той, которая использовалась при обучении.

7. Применение метода фокальных объектов

Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. fokus – очаг) – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

Метод фокальных объектов – это модель, схема в центре (фокусе) которой находится некое общее понятие и вокруг стрелками показаны составляющие элементы, части этого понятия. Выглядит эта модель так:

Пример реализации метода.

Урок литературы.

  Используя схему этого метода,  можно быстро  систематизировать и обобщить учебный материал.

Что должен сделать ученик? Он составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по теме, развернутый план ответа, схема, таблица и т.п.

Цель – обобщение, повторение и закрепление пройденного материала.

Тема урока: «Формирование личности главного героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Задание: (работа малыми группами) составьте схему, которая наглядно покажет, как формировался характер Ивана Флягина.

Цель – дать возможность ученикам увидеть, проследить путь «рождения» русского праведника, оценит его. 

                             праведник

                           рассудительный

                            открытый

                           серьезный

XVII-XIX грешный                                                      XV-XVI преданный

страдающий                                                              беспокойный

безразличный ко всему                                         отзывчивый                                                                                    XII-XIV впечатлительный                                       X-XIосторожный

понимающий                                                             наивный

безответственный                                                             верный

XIII-IX замкнутый                                                       VI-VII  

отчаявшийся                                                                 откровенный

смекалистый                                                                  патриот

                                 

 

  II-V ответственный                            

доверчивый

                                                                                       I-II     покорный,                                                              

                                                                                                   

                                                                                                                                                         Грешник    

         От грешника к праведнику (от приземленности – к небу, к Богу)

Из приведенных примеров видно, как ученики представляют себе путь становления личности Ивана Флягина, насколько разные у них подходы к раскрытию темы. Но важно, что они видят главное, разными путями приходят к этому.

Использование семиотического подхода при изучении русского языка и литературы, даёт хорошие результаты.

Во-первых, увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские умения, учащиеся показывают прочные знания и умения по предмету.

Во-вторых, использование подхода способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, конкретизирует  мышление .

В-третьих, на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка, решение образовательных задач вызывает интерес.

По мнению самих учащихся, использование семиотического подхода помогло легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила.

Изучение, творчество даёт положительный заряд в получении   ожидаемого   хорошего    результата – дети успевают по предмету , с желанием приходят на уроки, успешно сдают экзамены .

«Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах»

(Амонашвили Шалва Александрович)

Используемая литература, ресурсы:

Школьный курс русского языка в опорных конспектах" . Авторы - Ю.С. Меженко, Т.Н. Ситникова

Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: ИПЛ, 1968

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200104204

http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm

    http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации

Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....

Реализация идей гуманной педагогики.

Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, стала постепенно терять суть духовности и суть радости. Она стала учебным заведе...

Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...

Выступление на НПК по гуманной педагогике

Выступление на  НПК по гуманной педагогике "Воспитываться в моральном климате памяти"...

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...

"Отметка" и "оценка" в практике гуманной педагогики... (материалы к выступлению)

Данный материал будет интересен тем, кто задумывается о современных подходах к оцениванию обучения. Апробация механизмов гуманной педагогики невозможна без обращения к истории вопроса......