Работа с текстом в 8 классе
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Морозова Татьяна Викторовна

Представлен текст для работы, вопросы и задания к нему формируют различные коммуникативные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_tekst.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

    Работа с текстом

28.12.2017г.                                                                                                             8 класс

        Роман  Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского народа. В кровавом ужасе боя его герои — не пассивные страдальцы, но борцы, объединенные не предчувствием близкой смерти, а единой волей к жизни, гордым сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности.

         После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивно-длинной, как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза: «Землей вот запорошило», и деловито точный наводчик Евстигнеев «со спокойно-медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать, полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».

        Самое страшное, что осознавал Кузнецов после боя, в котором погибли его товарищи, «было не в прожитом за весь сегодняшний бой, а в этой подошедшей пустоте одиночества, чудовищной тишине на батарее, будто он ходил по раскопанному кладбищу, а в мире не осталось никого».

        В 1946 году появляется повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней Некрасов не описывает блестящих победных боев, не представляет немецких захватчиков неопытными, ненаученными мальчиками. Он описывает все как было: в начале войны советские войска отступали, проигрывали многие сражения, а немцы были хитрыми, умными, хорошо вооруженными.

        События повести происходят в 1942 году, оборона Сталинграда: жестокие бои, немцы прорываются к Волге, и отступать уже некуда. Война стала национальным горем, несчастьем. Но в тоже время, «она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», дала возможность по-настоящему узнать людей, познать их сущность. «На войне узнаешь людей по-настоящему», - писал В. Некрасов.

Весь ужас войны заключается в том, что она заставляет человека смотреть в глаза смерти, ставит его постоянно в экстремальные ситуации и что самое ужасное – дает ему возможность выбора: жизнь или смерть. Война вынуждает делать самый решающий в человеческой жизни выбор – умереть достойно или остаться жить подло. И каждый выбирает свое.

        Кровавая безжалостная война расставляет все по своим местам, разоблачает пущенные в оборот ложные ценности, возвращает  подлинные; выдвигает  новых людей, умело и толково делающих свое дело. Именно в испытаниях войны родился дух свободы.

Возможно, прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком - самая достойная цель в жизни.

        Уходят из жизни победители самой страшной и жестокой войны XX века. Чем дальше уходит время, тем мы реже вспоминаем о тех страшных сражениях и битвах. Остаются документальные и художественные произведения о тех событиях, о людях, о стране, одержавшей победу над Германией, остается память …

«Это нужно не мертвым – это нужно живым!»

        Как сказал Р.Рождественский: «Если мы забудем войну – вновь придет она!»

9 класс

1.Определите тему, идею текста. Найдите ключевые слова.

2.Объясните значение данных словосочетаний: в чудовищной тишине; блестящих боев.

3. Ответьте на вопросы по содержанию текста:

- Чем отличается повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» от других произведений о войне?

- В чем заключается ужас войны?

4.В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

А) младший лейтенант;

Б) умереть достойно;

В) достойная цель:

Г) в человеческой жизни.

5.Выпишите по два предложения с обособленными обстоятельствами и определениями.

6. Сколько грамматических основ в предложении: «Возможно, прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком - самая достойная цель в жизни»

7. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя смысл слов Р.Рождественского: «Если мы забудем войну – вновь придет она!»