Традиции семьи, формирующие поликультурное пространство для воспитания детей.
статья на тему

Зарипова Милеуша Хабибулловна

Традиции семьи, формирующие поликультурное пространство для воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарипова Милеуша Хабибулловна

МБОУ «СОШ №11 ЗМР РТ»

Учитель татарского языка и литературы

Традиции семьи, формирующие поликультурное пространство для воспитания детей.

    Воспитать человека интеллектуально, не

воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

    Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и поведение.

Эрих Фромм

        «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

        Под этими строчкам может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значении в воспитании подрастающего поколения.

        Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что можно стать добропорядочным человеком под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. Но позволю себе не согласиться. Искренне считаю, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.

         К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в среде, в которой чтят традиции и обычаи, где преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

        Такую возможность  человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н.Толстой говорил о том, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

        В.А.Сухомлинский писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами.

        «Существует глубокая связь поколений, - писал ученый, - ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

        Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх -  духовность, а она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека…

Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ни чего, никакого воспитания».

        Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности закладываются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

        Татарский народ имеет богатую культуру. Это прежде всего татарская литература, музыка, живопись, это народное творчество, в котором выразилась душа народа: пословицы, поговорки, веселые поучительные шутки – мәзәк, татарские праздники и игры, традиции и обряды. Это, наконец, язык – ключ к культуре народа.

                Татарская культура – это дом родной,

                Это папа, мама рядышком с тобой,

                И калитка с кленом под твоим окном,

                Музыка азана льется над селом,

                И резные ставни, и большой балкон,

                И крыльцо родное, что завет нас в дом,

                Пироги с капустой, губадья, белиш,

                Пение курая и ночная тишь,

                Сабантуя скачки и родной язык,

                Башни, минареты и Тукая лик, -

                Это все культура, это предков зов,

                Это смех и радость и реальность снов.

Л.А.Харисов

Такие качества, как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие считается самыми важными, высокими моральными качествами человека. Новое всегда вырастает из старого. Народные традиции и обычаи складываются тысячелетиями.

Воспитание детей в семье без труда народ не представляет. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека нашли отражение в пословицах:

- Карама кешенеӊ сүзенә, кара эшенә.

- Хочешь яблока – ухаживай за яблоней.

- Один раз не сумеешь, во второй – научишься.

Одной из характерных черт народной педагогики мусульман, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека.

- Ана күӊеле баллада, бала күӊеле далада.

- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

Народ много внимания уделяет роли отца в семье:

- Слово мужчины – всегда одно.

- Для плохого отца наказание – плохой сын,

и приходим к правильному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания.

        Воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости является еще одной стороной традиционного воспитания. Уважение к старшим должно быть неотъемлемой нормой, основываться не на страхе, а на преклонении пред жизненным опытом. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт татарского народа.

        Особое место среди обычаев занимает обычай гостеприимства, который содействует формированию таких нравственных качеств, как дружба и товарищество, честность, скромность, приучает делать добро. Родители никогда не были равнодушными к выбору их детьми друзей.

        Какие требования предъявляет народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

        Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.

        - Оясында ни күрсә, очканда шуны кылана.

        Прежде всего родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи.

        Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести авторитет, на основе которого они получали права давать детям советы, наставления, приказания. Именно на воспитании положительной активности, без которой невозможно гармоничное развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения

Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....

Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"

В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...

Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание  молодёжи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.Становление личности ребенка  с ОВЗ связано с формирова...

Патриотическое воспитание школьников в рамках поликультурного пространства

Доклад о значимости патриотического воспитания школьников  в рамках поликультурного пространства...

Семья и ее значение в воспитании детей

Семья и ее значение в воспитании детей...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...