Чодырашке поход дене
план-конспект урока (5 класс) на тему

Гребнева Татьяна Николаевна

Тип урока освоение нового материала.

Учебно- методическая задача урока: активизация иноязычного материала, творческий урок- урок – путешествие.

 Место урока: первый урок   блока «Чодырашке поход ден ».

Целевая установка:  усвоение и закрепление слов и типовых предложений, изученных по теме « Кайык –влак», «Янлык влак», «Пушенге –влак».

Задачи урока: обогащать словарный запас, развивать внимание, память детей, обучение составить диалога, монолога, развитие умения слушать, делать выводы и обобщения

Воспитательные задачи: привить любовь к марийскому языку, закрепить знания правил поведения в природе, учить ценить и беречь красоту природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chodyrashke_pohod_dene.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс.       Тема урока «Чодырашке поход дене».  

Тип урока освоение нового материала. 

Учебно- методическая задача урока: активизация иноязычного материала, творческий урок- урок – путешествие.

 Место урока: первый урок   блока «Чодырашке поход ден ».

Целевая установка:  усвоение и закрепление слов и типовых предложений, изученных по теме « Кайык –влак», «Янлык влак», «Пушенге –влак».

Задачи урока: обогащать словарный запас, развивать внимание, память детей, обучение составить диалога, монолога, развитие умения слушать, делать выводы и обобщения 

Воспитательные задачи: привить любовь к марийскому языку, закрепить знания правил поведения в природе, учить ценить и беречь красоту природы.

                                                       Ход урока

  1. Организационный момент.

Салам лийже, йоча- влак . Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, все повернулись к гостям и мы с вами поздороваемся с гостями. Скажем: Поро кече,  уна –влак! Молодцы все повернулись. Шичса. Таче марий йылме урокдам мый эртараш туналам.  Мыйын лумем Татьяна Николаевна. Айста изиш палыме лийына.

2.Речевая зарядка.

 Тум – тум –тумырет

Кузе тыйын лумет?

Рия –рия шувырем

Мыйын лумем Маша.

Пеш сай, пеш молодец улыда.

Йоча- влак кызыт могай идалык жап?

Шошын признакше тиде-

леве кече

й¢штº лум

кайык муро

ужар шудо

Йоча- влак, а те паледа, кокымшо школын тунемшыже –влак май мучаште походыш коштыт.

Мутланымаш.

- А те походыш коштыда?

Ме походыш коштына.

Походыш мо дене каяш лиеш?

Машина дене – на машине

Поезд дене –на поезде

Имне дене – на лошади

Йолын – пешком

Походыш кушко каяш лиеш?

Чодырашке – в лес

Ялышке –в деревню

Олыкышко- на луга

Эер воктеке – к реке

Ер воктеке – к озеру

Таче мылам эрдене письмам пуэныт. А лудаш жапем лийын огыл.

Айста ончалына мом возымо.

Туныктышо письмам лудеш.

Пагалыме 14- ше гимназийын тунемшыже –влак. Мый тендам пагален походыш ¢жам. Илеть станций воктене вучаш туналам. Салам дене чодыра оза.

Ребята о чем пишет хозяин леса.

Тугеже, таче походыш кушко каена? Мо дене каена?

Таче походыш чодырашке поход дене каена. Походыш чодырашке поезд дене каена.

Чылан ямде улыда. Айста поезд дене каена.

Пурла кидым нолталына

Произносим за мной слова.

Ту- ту- ту! Ту-ту-ту!

Поезд писын кудалеш.

Кушко теже каеда?

Ме чодырашке каена.

Илеть станцийыш миенат шуна.

Чодыра оза . Салам лийже мый тыланда турло заданий –влакым ямдыленам, пален налнем могайрак те турист улыда?

  1. Задание. Пуртус эскерыше.

 Однажды художник решил мне нарисовать лес. Нарисовал мне деревья, сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибочки.. Они у них получились настолько красивые.

 Чодыра,чодыра могай йытыра,

    Тыштак куэр, тыштак пунчер

Чодыра, чодыра могай йытыра.

Но через некоторое время лес зачах!

Ребята, помогите, кого он забыл нарисовать.

Распределите слова по указанным колонкам.

Кушкыл                         кайык                янлык          Йошкар Книгаш пуртымо

Даны слова: маска, умдыр, сандалшудо, ваштар, сузо, пире, куэ, шордо, музо, к¢дырогыр, рывыж, турня, тумо, оръеката, п¢нчº, кож, к¢дыр, мера. 

Составьте предложения.

Чодыраште (Сурет) ила.         Чодыраште   (сурет)      кушкеш.

                     (Сурет)                                         (Сурет)

                     (Сурет)                                        (Сурет)

Чодыраште      (сурет)  шочеш.

                          (Сурет)

                           

2.Задание. Туня вел.

  Прочитайте и скажите, от каких слов образованы в марийском языке названия частей света.

Йудвел – север, кечывалвел- -юг, эрвел- восток, касвел –запад.

Скажи по образцу:

С севера –йудвел гыч, с юга – ,с востока-  ,с запада

На север – йудвелышке , на юг -, на запад,

На севере -  йудвелыште, на юге.

Тый кузе шонет? Ответь на вопрос Кечывалвел кушкыл мом йºрата?

3.Задание  Чодыра сий.

 Шурым шолташ кулеш. А могай шурым шолташ лиеш?

Шинчаланшудо шурым шолтем.

Кол шурым шолтем.

Мый тыланда тыгай рецептым пуэм.  Переведи рецепт  на русский язык.  Шинчаланшудо ш¢рым  шолташ нимат неле огыл: 100г. шинчаланшудо, тынарак нуж, кок пареге, ик вуй шоган, кок муно кулеш. Шинчалым тамлен пыштет, в¢дыш парегым падыштен колтет, шинчаланшудо ден шоганым тыгемден ешарет, лу минут наре шолтет.

4. Задание. Айста изиш каналтена.

 Модыш . Изи кож, кугу пунчо.

5. Задание. Пуртусым аралем .В лесу надо быть очень внимательным   Что не подходит для правила в лесу. Ставим запрещающий знак.

П¢рт¢с лонгашке лектат гын, шарне!

  1. Вондерым тодышташ (ам)
  2. Пеледышым к¢раш (ам) 
  3. Эмлык шудым, кушто шуко шочеш, тушто гына погаш.
  4. Йошкар  книгашке пурышо кушкыл –влакым погаш (ем).
  5. Чодыраште, паркыште л¢шкаш лиеш.

Йоча –влак пеш сай турист улыда. Айста ынде монго каен колтена.

Полек памятка раздает хозяин леса.

  1. Не рвать цветы.
  2. Не стрелять из рогатки.
  3. Помогать птицам.
  4. Не портить деревья.
  5. Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
  6. Не шуметь в лесу.
  7. Не вырубать деревья.
  8. Поливать и сажать цветы.
  9. Сажать деревья.
  10.  Не оставлять мусор.

Шочмо мландым пале эргым

Чот йорате курымеш.

Йоча –влак айста заметкым «Ямде лий» газетлан возена.

Илеть станций Марий Элын (на юге- востоке) верланен. Ме (12) майыште (в поход) миенна. Походышто (суп) ямдылышна. Весела модыш дене (играли). (Чодыра)  аралыме нерген мутланышна.

Чеверласымаш.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».

План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...

День здоровья. Поход.Эстафеты.

Цель:-достижение положительного эмоционального настроения детей,-формирование у учащихся интерес к участию в физкультурно-спортивных массовых мероприятиях,-воспитание чувства коллективизма....

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Сценарий похода "Кто куда, а мы в поход!"

Методическая разработка...