Метапредметность на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему

Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист оказывается неуспешным человеком. После получения высшего образования молодой специалист долго адаптируется на рабочем месте, полученные в школе знания не подходят к жизненной ситуации, а большая половина полученных знаний оказывается невостребованной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_magomedhanova_v.i.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы

 

Метапредметность

на уроках русского языка

и

литературы 

 

                                                             Подготовила

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                             МБОУ СОШ№9 г. Георгиевска

                                                             Магомедханова Валентина Ивановна

Главным подходом в системе школьного образования на сегодняшний день является компетентностный подход. Заказчиками компетентностного подхода являются все субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики:

  • обучающиеся
  • преподавательский корпус
  • работодатели

Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист оказывается неуспешным человеком. После получения высшего образования молодой специалист долго адаптируется на рабочем месте, полученные в школе знания не подходят к жизненной ситуации, а большая половина полученных знаний оказывается невостребованной. Выпускник некомпетентностного обучения – это человек, которому  хватает знаний и умений, но не хватает опыта из применения в различных ситуациях.

При компетентностном обучении главными становятся не вопросы «Что?» и «Почему?», а «Зачем?» и «Как?» И учитель отвечает на эти вопросы вместе с учеником.

Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления. При компетентностном подходе к образованию выпускник приобретает не знания, умения и навыки, а опыт деятельности, умение саморазвиваться и самореализовываться, быть готовым к решению жизненных проблем.

Компетентностный подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся, подготавливает выпускников к сознательному обучению в вузе, а в дальнейшем к успеху в жизни, которая развивается по непредсказуемым законам. При этом повышается степень мотивации учения за счёт осознания его пользы.

В огромно информационном потоке мы просто обязаны разгрузить учащихся, но сделать это нужно не за счёт сокращения предоставляемой информации, а через привитие умения ориентироваться в этом потоке, уметь анализировать и сортировать информацию. Здесь хороши все методы проблемного обучения: аргументированное обсуждение, проектная деятельность, исследовательская работа.

Исследования показали, что современные учащиеся умеют читать и понимать текст, но затрудняются дать развёрнутый в виде собственного монологического высказывания, невнимательны к деталям, не умеют привлекать информацию, которая не содержится в условии поставленной задачи. Главное – научить связывать условие и вопрос. Вот здесь и наступает время метапредметности.    Что значит это понятие? Это рассмотрение философских понятий через конкретный учебный предмет или в интеграции нескольких предметов. Метапредметность – это путь к достижению целей современного образования.

Целями изучения русского   языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение  целей образования.

Если раньше цели определяли  как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения,  навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Н.В.Громыко в статье «Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников» пишет:

«Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский   язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский   язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм».

Фёдорова Светлана Шамиловна, учитель истории и обществознания, руководитель музея, в статье «Технология присвоения метазнаний» пишет:

«Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе? Желание найти ответы на эти и другие вопросы привели нас к необходимости поиска такой образовательной парадигмы, которая бы способствовала преодолению многовекового барьера между академическим, вербальным, дискретным знанием и чувственно-предметным целостным восприятием мира. Главной целью нашего исследования является выстраивание (именно выстраивание на старом фундаменте, а не создание) системы образования (не в глобальном смысле) на основе глубокого анализа существующих парадигм. Не надо спорить, что важнее – создание модели “человека знающего” или “человека думающего” (во время педагогических дискуссий спонтанно создаётся модель “человека не знающего и не думающего”), а постараться найти путь объединения модели “человека знающего” и “человека думающего”.

По нашему глубокому убеждению, роль педагога, особенно на первом этапе развития, заключается в поиске методов и техник нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы в дальнейшем вместе с ним идти по пути к целостности личности. Под целостной личностью, подразумевается личность с целостным восприятием мира, с умением видеть неодномерность мира. Этого можно достичь лишь при условии накопления, сохранения и обобщения опыта человечества, т.е. знаний из различных областей. Несмотря на то, что накопление знаний является лишь начальным этапом познания мира, именно этот этап наиболее важен, и именно на этом этапе важна роль педагога как транслятора опыта человечества».

Основные идеи, возникшие при разработке решения этой проблемы, можно обозначить так:

— знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
— метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
— метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и “дидактических дрессировок”;
— мониторинг призван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.

Таким образом, складывается самая устойчивая фигура познания – пирамида (схема 1).

Главной проблемой нашего исследования является определение путей и средств создания модели "человека знающего и думающего". Анализ проблемы позволяет выделить следующие задачи исследования:

- создание условий перехода от существующей практики дробления знаний к метапредметности;
- изучение психологических особенностей учеников экспериментальной и контрольной групп с целью определения психологических особенностей каждого ученика;
- создание системы мониторинга, отслеживающего интеллектуальное и психическое развитие учеников экспериментальной и контрольной групп.

Конечным результатом исследования видится создание программы исследовательской деятельности учащихся путём присвоения ими в процессе метапредметности метазнаний.

Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей. Присвоение ребёнком метазнаний будет способствовать:

- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов.


Здесь мы снова сталкиваемся с движением от простого к сложному, от интуиции к творчеству. Если рассматривать формы мышления в логической последовательности (что мы и попытались сделать в схеме), то можно говорить о формировании целостной картины мира с научной точки зрения. Такое последовательное расположение форм мышления позволяет говорить об ученике как открывателе, исследователе. И снова роль учителя заключается в ведении ученика по тернистым тропам исследования и познания мира. Здесь опять необходимо подчеркнуть значимость шаблонов, образцов, которые выполняют роль поводыря на первых этапах познания. Позже каждый ученик, по мере превращения в открывателя, будет отказываться от поводыря, изобретая или адаптируя под себя предложенные учителем образцы и шаблоны. Сам учитель постепенно, для каждого ученика индивидуально, будет превращаться в педагога, а процесс учения – в совместное творчество.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю.В.Громыко в своей монографии "Мыследеятельностная педагогика", "с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации (т.е. они сами сконструированы как учебные предметы – Н.Г.), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности – процессам мышления, действия, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Это достигается за счет того, что в основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности – своеобразная мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается. В качестве подобных вещей нами были выделены: знание, знак, проблема, задача. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах мыследеятельности – предметизованных и непредметизованных – данные организованности и работать с ними." (Громыко Ю.В. "Мыследеятельностная педагогика".- Минск, 2000.- С.114-115)

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения и лежащие в их основе понятия. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это – переоткрывает процесс возникновения того или другого знания, переоткрывает открытие, некогда сделанное в истории, переоткрывает форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), ученик предметом своего осознанного отношения делает уже не понятия, но сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Отсюда – МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа.

Попадая в среду метапредметов, ученик в новых условиях получает возможность выделять и строить саму предметность как таковую. Он приобретает опыт в осознании того, где проходят границы между одним учебным предметом и другим, как осуществляется генезис знания в рамках каждого из них. На метапредметах ученик получает возможность восстановить основания любой предметной формы как формы знания.

Метапредметы – это наш ответ на то, в чем может состоять интегративность и как она может выстраиваться. Мы предлагаем мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии

1. с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – метапредмет "Знание", метапредмет "Знак", метапредмет "Проблема", метапредмет "Задача");

а также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии

2. с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или  

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Отсюда – МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа.

Попадая в среду метапредметов, ученик в новых условиях получает возможность выделять и строить саму предметность как таковую. Он приобретает опыт в осознании того, где проходят границы между одним учебным предметом и другим, как осуществляется генезис знания в рамках каждого из них. На метапредметах ученик получает возможность восстановить основания любой предметной формы как формы знания.

Метапредметы – это наш ответ на то, в чем может состоять интегративность и как она может выстраиваться. Мы предлагаем мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии

Метапредметы как интегративная форма "вбирают" в себя другие типы интегративности и универсализма. Например, универсализм, основанный на работе с ключевыми научными понятиями. Так, работа с организованностью знания вбирает в себя работу с формой понятия, поскольку, как это показал еще В.В.Давыдов, порождение нового знания для школьника обязательно связано с развитием понятийных структур его мышления. Поэтому устройство предмета "Метапредмет "Знание", как уже было сказано выше, включает в себя в качестве самостоятельного этапа обучение школьников процессу работы с понятием как особой формой знания на разном предметном материале.  В настоящее время насчитывается всего четыре метапредмета – "Знак", "Знание", "Задача", "Проблема".  

Метапредметный урок реализует принципы современной системы образования:

  • субъективность (уникальность, внутренняя свобода учащихся),
  • диалогичность (учитель – ученик, ученик – ученик),
  • интегрированность,
  • развивающая направленность,
  • экзистенциальность (учёт не только интеллекта, но и образного мышления, интуиции, творчества, чувств и эмоций).

На метапредметном уроке осуществляется не овладение готовым знанием, а его выработка, развитие системы ценностей, связь с реальной жизненной ситуацией. Например, на уроке «Солнечное творчество К.Д.Бальмонта и картины импрессионистов» рассматривается как метапредмет «Солнце» через многозначность этого слова, как философское понятие: солнце поэзии, солнце в стихах, солнечность картин, солнечное настроение, дарить Солнце стихами, Солнце как раскалённое небесное тело, свет и тепло, излучаемые Солнцем.  Любое понятие (долг, образ, позиция, роль, слово и т.д.) может быть рассмотрено на интегрированных уроках русского языка, литературы, истории и МХК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...