Статья научного содержания "Запахи в поэзии Е.Баратынского"
статья (11 класс) по теме

Cапунова Мария Александровна

Статья посвящена изучению и рассмотрению запахов и ароматов в поэзии Евгения Баратынского. Исследуются несколько стихотворений цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sapunovam.a-statya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 8; 82-1

Сапунова Мария Александровна,

Магистрант 2 курса,

Самарский государственный социально-педагогический университет,

г.Самара

 «ЗАПАХИ» В ПОЭЗИИ Е.БАРАТЫНСКОГО

Аннотация: В данной статье уделяется внимание отобранным стихотворениям Е.А.Баратынского из цикла «Сумерки». Главной составляющей анализа поэтических текстов является рассмотрение запаха, как ключевой категории осязательного восприятия природных образов.

Ключевые слова: Е.Баратынский, поэзия, запахи, «Сумерки».

Русская поэзия богата «ароматами». В наши дни возрастает интерес у исследователей по отношению изучения запахов того или иного образа.  Так, А.И. Костяев в работе, посвященной запахам и ароматам, как особым знакам и символам культуры, утверждает, что «движущей силой обонятельной чувствительности является такое переосмысление, когда представления о мире не разрушаются, не отрицаются, а обогащаются новым содержанием. Смыслы запахов не вносятся извне как внешнее, принудительное начало. Они сами возникают в сознании субъектов культуры» [2, с. 121].

В художественных текстах первой половины XIX века наиболее часто встречается употребление лексики со значением «запах». В этой статье мы рассмотрим определенные произведения Е.Баратынского с целью раскрытия «природной» составляющей аромата-запаха. Исследовав и проанализировав конкретные поэтические тексты автора, мы выяснили, что описание природы наиболее частотно отражает ольфакторную образность для передачи ее состояния.

Природные запахи у Е.Баратынского представлены в позднем творчестве. В отличие от многих поэтов первой половины XIX века (Веселовского, Туманского и других) Баратынский погружен в природный мир. Лирический герой в нем является участником происходящих жизненных событий на фоне пейзажных зарисовок. Интерес к литературному творчеству проявился у Баратынского еще со времен обучения в Пажеском корпусе. Знакомство писателя с бароном Дельвигом, затем с А.С.Пушкиным также повлияло на дальнейшее поэтическое наследие Баратынского.

В 1837 году поэт пишет стихотворение «Осень», чуть позже опубликовывает творение под названием «Всегда и в пурпуре и в злате…» (1840), затем еще несколько стихотворений разных годов, которые объединены в цикл «Сумерки» (1942). Этот цикл был ориентирован на собственные впечатления и переживания.  Так, стихотворение «Осень» (1837) открывает читателю картину наступления сентября, где чувствуется  запах наступившей осени. Воздух этого времени года насыщен ароматом опавшей листвы. Примером служат эпитеты: «сияньем хладным», «круглый лист осины», «серебристые узоры» [1, с. 185]. Эти средства выразительности постепенно сменяются другими: «обнаженных рощах», «золотоверхий град», что предает экспрессию повествованию. В контексте прослеживается временной отрезок, указывающий на соблюдение цикличности времен года, начиная с описания осеннего периода: «Вот эхо в рощах обнаженных»  и заканчивая обращением к предстоящей зиме: «Своих дубров и холмов зимний вид» [1, с. 185]. Эти две строфы стихотворения как бы переводят читателя на новые философские раздумья.  Размышления  о  сущности природы теперь сменяются философией отношения природы и человека.  Эти две категории противопоставлены друг другу. Для поэта – это своеобразная тайна мира. Природа и душевная гармония лирического героя едины.

Особенно часто встречаются ольфакторные указания на пространственный запах поля, в котором герой собирает накопленные плоды в виде «скошенных злаков» осенью. Размышления Баратынского печальны и тревожны. Ему не нужна бездуховная красота и культура.  

В стихотворении «Звезда» (1824) выявлены признаки описания пейзажной зарисовки ночного неба, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Читателю предлагается взглянуть на них и выбрать какую-то одну и дать ей название. Автора привлекает такая атмосфера, он восхищается их сиянием. В этом стихотворении частотным является запах ночи и горящей «в безмолвии ночном» звезды.  Для самого автора – это символ веры в будущее. Автор указывает на факт возможности восхищаться звездами. Здесь главным художественным приемом можно считать принцип цельности – запахи играют очень важную роль. Чаще всего запах соединен с осязанием, ощущением тепла – прохлады. Кроме того, природные запахи неравномерны, они прячутся в укромных местах, до которых надо добраться, чтобы эти запахи поймать. Так ольфакторный мир превращается в мир открытый, однако, он посвящен только тем, кто умеет чувствовать и понимать природу.

При описании запахов пейзажа Баратынский не стремится показать цельность впечатления, напротив, здесь ольфакторные впечатления подвергаются анализу.

Помимо необыкновенно ёмких описаний картин пейзажа, стихотворения дышат чистым воздухом, наполняются всеми запахами, присущими каждому из них. Так, в стихотворении Е.Баратынского «Весна, весна» (1836) нас переполняют ароматы рощи, что «…прежде, под моей ногой / И шумен и душист» [1, с. 172], а в другой строчке чувствуем «благовоние цветов». Именно при помощи этих эпитетов автор идеализирует пробуждение природы. С первых строк читателю открывается переполняющая автора сила и глубина от увиденного им момента пробуждения природы. Перечитывая строки, читатель мысленно переносит себя на весенний луг, что способствует наслаждению свежим ароматом. Кроме того, это помогает почувствовать радость от прихода весны. Стихотворения поэта всегда ритмичны, и анализируемое произведение не является исключением. После многих фраз Баратынский нередко употребляет восклицательный знак, передавая читателю собственное душевное восхищение: «Шумят ручьи!», «Летают облака!», «Река ревет», «Слепит мне очи небосклон» – эти фразы показывают движение природы, а употребляемые здесь эпитеты «яркая вышина, заздравный гимн» подчеркивают торжественность обстановки. 

Стоит обратиться к другому стихотворению – «Сентябрь» (1837), где образ вновь ароматной сентябрьской рощи покрывается листком от приближающейся осени. Чаще всего в стихотворениях встречаются описания, связанные с весной и ранним осенним периодом. Читатели вместе с поэтом погружаются в приятную атмосферу весеннего настроения, переживают вместе с ним его душевное состояние и искренне радуются приходу весны. Душа поэта радуется приходу весны и его восторг передает запахи и звуки.

В стихотворении «Запустение» (1834) запахи заставляют читателя проникнуть в прошлое поэта – родные места. Приведенными ниже строками  автор признается, как дорог для него аромат пленительной сени:

Когда ты веешь ароматом

Тобою бережно взлелеянных цветов,-

Под очарованный твой кров

Замедлил я моим возвратом  [1, с. 176].

В сравнение приводятся строки этого же стихотворения:

С прохладой резкою дышал

В лицо мне запах увяданья [1, с. 176].

 Здесь поэт словно даёт вдохнуть морозный осенний воздух.

Огромную роль в поэзии Баратынского играют не только «вкусовые» запахи, но и «акустические». Так, в стихотворении  «Где сладкий шепот…» (1893) строками «трескучего огня» в «моей печи» доказывается отношение лирического героя по отношению к возлюбленной, взгляд которой веселит «беспечный взгляд». В этом стихотворении мы наблюдаем своеобразную звуковую акустику, которая сочетается с запахом пылающего огня. Создается впечатление, будто бы сам автор – это и есть образ огня, который в порыве душевного крика готов уничтожить свою печаль.

Таким образом, мы, вместе с Е.А.Баратынским смогли почувствовать ароматы на фоне природных запахов. Он смог испытать красоту и восторг от своих ощущений, а внутренняя гармония равносильна высшему чувству наслаждения.

Список литературы

  1. Баратынский, Е.А. Полное собрание стихотворений [Текст] / Е.А. Баратынский. – Библиотека поэта. – 3-е изд. – Л. : Сов. писатель, 1989. – 464 с.
  2. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы. – М.: ЛКИ, 2007. – 144 с.
  3. Новожилов В.А. В мире запахов. М.: Знание, 2008. 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Статья "Связь экологии и поэзии".

В стате рассматриваются приёмы экологического воспитания детей посредством поэзии....

Статья "Научно-исследовательская работа студентов в условиях ССУЗов"

Необходимо мотивировать научно-исследовательскую работу студентов....

Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...

Статья "Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы".Авторы: Коркина И.Н. Тимофеева О.Н.

Одна из проблем школы - развитие творческих способностей учащихся. Найти решение этой проблемы помогает вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Главной ее целью является разв...

Научная статья "Родильные обряды и поэзия осетин"

Родильные обряды и поэзия осетин (10 класс)...