"Волшебный мир басен"
презентация к уроку (5 класс) на тему

Cапунова Мария Александровна

Открытый урок по теме "Волшебный мир басен И.А.Крылова", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon basni_krylova.ppt1.33 МБ
Файл 5_klass_otkrytyy_urok.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БАСЕН»

Слайд 2

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ ( 1769-1844 )

Слайд 5

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗДАНИЯ БАСЕН КРЫЛОВА

Слайд 6

ГЕРОИ БАСЕН



Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебный мир басен»

Урок по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).

Цель урока: 

- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

      *    умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: Практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс.
Вид урокаурок повторения знаний.

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 
— раздаточный материал;
— технические средства обучения

Средства наглядности:
— раздаточный материал: карточки с названиями животных;
— зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудованиекарточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

 Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

 Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1.Оргмомент.

- Прозвенел долгожданный звонок, начинается наш урок!

1) Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «Волшебный мир басен». А определить тему нашего урока помогут нам буквы, которые лежат на  столах.

Выходят по одному ученику с каждого ряда и собирают из букв слова: А, Б, Я, С, Н. Командиры команд выходят к доске и демонстрируют буквы, а учащиеся угадывают, название какого термина можно собрать из данных букв. Учащиеся называют слово «басня»).


II. Повторение литературоведческих терминов.

Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину «басня».

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки.

А как  называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

О ком эти слова?

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят». Вяземский

- Как называют в народе Крылова? (дедушка Крылов)

- Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о творчестве И.А.Крылова. Давайте сегодня вспомним его известные басни.

Конкурс-разминка. 

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

Продолжите крылатые слова. 

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

«Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество», говорил Сократ.

-Ребята, какой басне Ивана Андреевича Крылова подходит данный эпиграф? (Правильно: «Свинья под дубом»).

Исследовательская работа в группах. (3-4 минуты)

1 группа – подготовить выразительное чтение басни по ролям. Постараться передать характер каждого персонажа.
2 группа –  Найдите в словаре значение слов невежда и невежа. Кто такой невежда? Невежа? Почему о Свинье говорится как о невежде? Можно ли её назвать и невеждой, и невежей?
3 группа – Обратите внимание на образ Дуба. Что, с вашей точки зрения, олицетворяет собой Дуб? Что значит вековой дуб? Дуб называет Свинью неблагодарной. Прав ли он?

(Дуб - отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину - его устами Крылов и передает нам мораль басни.)

Вывод учителя:

- Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.

Физкультминутка.     

Вспоминаем устное народное творчество.  Называются  фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая,  Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

Продолжим знакомство с баснями  И.Крылова. Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, посмотрим мультфильм «Ворона и лисица».

-Обратите внимание на выразительную речь персонажей.

-Вам понравился мультфильм?

-Что высмеивает Крылов?


(Хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны.)


Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
                                           И в памяти навеки оставались
                                           Крылатые крыловские слова.

Проверка знаний учащихся.

ТЕСТ

1. Какой жанр художественной литературы имеет следующую характеристику: «Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл»?

                1) сказка;                 3)загадка;

                2) басня;                 4) рассказ.

2. Какая басня И. А. Крылова заканчивается следующими словами:

                Невежда так же в ослепленье

                Бранит науки и ученье,

                И все ученые труды,

                Не чувствуя, что он вкушает их плоды?

        1) «Волк на псарне»;

        2) «Ворона и Лисица»;

        3) «Свинья под Дубом»;

        4) «Квартет».

3. Кто из героев басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом» говорит такие слова:

«Ведь это дереву вредит, - ...

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»?

        1) свинья;                 3) сокол;

        2) ворон;                 4) лисица.

4. Куда села Ворона с кусочком сыра?

1) На пенёк

2) На ветку

3) На дерево

4) На ель

5.Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»?

1) Голубушка

2) Плутовка

3) Царь-птица

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами еще раз окунулись в прекрасный мир басен Крылова. Это басни о добре и зле, хитрости и коварстве, бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоёв населения и даже разных времен и эпох. Они применимы к разным жизненным ситуациям и поэтому актуальны и популярны и в наше время. И чтобы вы не забывали басни Крылова и почаще к ним обращались, я хочу представить вам игру «Центон», которая зародилась еще в Древнем Риме.

Чтобы выразить восхищение стихам какого-либо поэта, поклонники составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя.

Вот что может получиться, если взять и срифмовать строчки из четырёх басен Крылова:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой, ("Зеркало и обезьяна")

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище? ( "Осел и соловей")

Спой, светик, не стыдись! ("Ворона и лисица")

Недаром говорится,

Что дело мастера боится". ("Щука и кот")

Домашнее задание: 
1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Рефлексия: выставление оценок активным учащимся.

Урок окончен, всем - спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.

Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов....

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...

Басни И.А.Крылова. Игра «Знатоки басен».

Материал к уроку по литературе по теме «Басни И,А,Крылова. Игра «Знатоки басен»» будет использоваться на заключительном занятии. 6 класс....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)

Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...

" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс

" Герои басен И. Крылова рядом с нами..." Инсценирование басен. 5 класс...