Опыт применения инновационных методов в педагогической работе.
статья на тему

Хомякова Александра Андреевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Хатмуллина Александра Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 44

г. Нижний Тагил,

Свердловская область

Опыт применения инновационных методов в педагогической работе.

Я считаю, чтобы  добиться    результативности  в процессе познания,  обучение  должно  быть развивающим, мотивированным, целенаправленным, дифференцированным и индивидуальным. Помимо традиционной классно- урочной формы я обучаю детей на дому, дистанционно. В 2017- 2018 и 2018- 2019 уч.г. работаю с детьми, которые по разным причинам не могут посещать школу, как обычные дети, поэтому я разрабатываю и реализую индивидуальную образовательную программу. Достигать высокого  уровня  познавательной  активности  учащихся мне помогают передовые   педагогические технологии:

•        Информационно- коммуникативных,

•        Здоровьесберегающих,

•        Игровых,

•        Технологии сотрудничества,

•        Проблемного обучения,

•        Метода проектов.

Информационно- коммуникативные технологии помогают мне формировать у обучающихся прочные знания, умения и навыки. На уроках русского языка на экран демонстрируются словарные, орфоэпические, пунктуационные диктанты. Ученики, работая с текстом, должны вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, правильно расставить знаки препинания, при необходимости объяснить лексическое значение слов.

При изучении тем «Словосочетание», «Способы словообразования» и др. учащимся предлагается записать однокоренные слова, составить словосочетания или словообразовательную цепочку как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Такая работа позволяет ученикам планомерно готовиться к сдаче ОГЭ.

На уроках литературы ИКТ позволяют нам с ребятами совершить виртуальное путешествие в место, где прошли детские годы писателя, в дом- музей его имени и т.п. Широко использую иллюстративный материал: репродукции, фотографии, схемы, таблицы, яркие слайд- шоу, фрагменты фильмов.

Использую дистанционные образовательные технологии в обучении:

1.        Даю задание детям, например, найти в информационно- поисковых системах, электронных справочниках объяснение трудных случаев правописания приставок –пре—при-, которых нет в учебнике.

2.        Взаимодействую с учениками через личные сообщения в сети или по скайпу. С детьми, которые не могут посещать школу, работаю по выполненным и отсканированным копиям домашних и тренировочных заданий. Ребята всегда могут увидеть ошибки в своих работах, проанализировать их и получить дополнительную консультацию.

3.        Использую ИКТ с целью контроля знаний и рефлексии на уроке. Вывожу на экран мини- тесты, задания с сайта fipi.ru, это позволяет эффективно готовить учащихся к итоговой аттестации.

Здоровьесберегающие технологии. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому большое значение имеет организация урока. Я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, которые способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

 Примеры физкультминуток:

1.        На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

2.        Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Вывод. На своих уроках я забочусь о здоровье своих учеников, поддерживаю благоприятный психологических климат,  стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

Игровые технологии я использую как в 5- 6-ых, так и в 7-м классах. Программа предусматривает в 5-6 классах 6 часов   русского языка в неделю, поэтому для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки-соревнования, такие как: «Урок- путешествие в Андерсенландию» (5 класс) урок КВН «Люби и знай русский язык» (5 класс), обобщающий урок- игра по сказкам А.С. Пушкина (5 класс), уроки с элементами театрализации.

В 5 классе поддерживать интерес к предмету я стараюсь, используя самый близкий для ребят, материал: сказки, загадки, скороговорки. Сначала в урок включаю готовые материалы, а потом учащиеся сами сочиняют, складывают. Их использование на уроке помогает мыслить, анализировать, лучше усваивать материал урока, способствуют развитию речи. Часто на уроках применяю игровые моменты, ребята с удовольствием играют в «Третье лишнее», «Продолжи строчку», «Подскажи словечко».

Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам.

Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами: «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее: «пол»  «оса», «яр»  «марка».

Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое:  «боб» + «уста» = суббота, «ива» + «карп» = крапива.

«Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?

Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д.

Листочек эстафеты, который берет ученик-консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время как можно больше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.

Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология».

«Кто быстрее и больше».  В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос».

«Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается:                                                 - названия животных, птиц, насекомых;                                                                 - имена собственные;                                                                                                 - числительные.

   Помимо нестандартных уроков и дидактических игр, которые, несомненно, способствуют развитию монологической речи учащихся, использовала творческие задания, способствующие развитию речевых навыков учащихся:

1. Сочини сказку.  

2. Рифмовка правил по русскому языку.

3. Сочинение по опорным словам.  

4.Сочинение на лингвистическую тему. («Ох, уж эти наречия», «Непростые предлоги»).

Реализации поставленной цели способствует организация творческих самостоятельных работ, которые позволяют учащимся использовать, проявлять и развивать свои способности и таланты. Я применяю следующие виды творческих заданий, развивающих

1) языковую компетенцию (кроссворды, ребусы, шарады, загадки, стихотворения);

2) речевую компетенцию (иллюстрированные сочинения, создание сюжетных рассказов, лингвистические сказки).

Вывод. Применение игровых технологий позволяет мне повысить интерес учащихся к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке, развивать их личностные качества и отрабатывать такие умения, как скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость.

В рамках технологии сотрудничества применяю методы совместной деятельности, поиска, всевозможного сотрудничества учителя и учащихся. Организую работу школьников в парах и группах.

На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества в начале урока при проверке домашнего задания. Ребятам предлагается "по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение.

Учащимся 7 -го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Вывод. Использование технологии сотрудничества способствует повышению эффективности проводимых мной уроков русского языка и литературы.

Технология проблемного обучения. Наиболее часто на уроке создаю ситуацию интеллектуального затруднения с помощью проблемного вопроса и познавательной (проблемной) задачи. Рассмотрим фрагмент первого урока изучения рассказа И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе «Главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

Организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов  направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы:        

- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?

- Почему нарушился привычный ход  жизни Герасима?

- Какой силой обладает старушка?

Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

- Чем занимался Герасим в деревне?

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?

Формулируем проблемную задачу: Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.

Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться искусственно, а должна естественным образом «вытекать» из материала.

Вывод. Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом моей работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников.

  Метод проектов.

 Я считаю, что в методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельновоспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть пассивность учащихся в обучении.

Можно выделить следующие виды проектов:

1. Групповой проект, в котором исследование проводится группой, где каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы.

2. Мини-исследование.

3.Индивидуальный проект на основе работы с литературой по выбранной теме.

Довольно часто я использую мини-проекты на уроках: «Мое любимое стихотворение об осени», «Лицейские друзья А.С. Пушкина», «В стране деепричастий», «Словарь синонимов к слову» и др.

Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, словари, синквейны, сочинения - миниатюры и др.

Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся, так как у каждого свои способности. Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.

Также метод проектов я активно использую во внеурочной деятельности. Многие проекты учащиеся защищают на городских конкурсах исследовательских работ: «Роль эпитетов в феерии А.Грина «Алые паруса», «Создание буктрейлера к книге Рэя Брэдбери «451º по Фаренгейту», «Русь Святая в лирике С. Есенина» и др.

Вывод.  Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я  начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...

Инновационные методы в педагогической практике

Это тезисы доклада, в которой описаны методы использования ИКТ для контроля знаний учащихся...

Применение инновационных методов для обучения подростков говорению

В статье обосновано применение кейсовой технологии обучения подростков говорению. Методическая организация комплекса кейсовых заданий-упражнений в виде циклично-селективной модели обучения, при которо...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...