Литературная гостиная «Үкхәсн төрүц әәхшив»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Литературная гостинная по творчеству народного поэта Калмыкии Кугультинова Д.Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_boyus_svoey_smerti.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Үкхәсн төрүц әәхшив»

1.Калмыкия- это бескрайняя степь. Я знаю три горы в Калмыкии: это «Джангр», Ока Иванович Городовиков и Давид Кугультинов». Расул Гамзатов- народный поэт Дагестана

2. Его не назовёшь баловнем судьбы. Он с достоинством прошёл через все беды – будь то невзгоды военных лет или другие несчастья . Как важно, как хорошо, что он не очерствел душой, не разлюбил ничего, что было дорого ему – родину, родную степь, человеческую доброту, честность, стойкость, людскую дружбу, женскую красоту, поэзию, искусство, снег, дождь, деревья, рассвет, сияние звёзд над дорогой. Всё это он воспел сильно и мужественно, заслужив интерес и любовь миллионов читателей.  Чингиз Айтматов- народный поэт Киргизии.

3. Когда я думаю о Вашем жизненном пути, трудном и боевом, о Вашей поэзии, связанной с судьбой народа и всей нашей страны, поэзии, воевавшей на фронте и умеющей говорить слова высокого гражданского мужества в мирное время, что не всегда умеют делать люди, не побывавшие на фронте, – я переполняюсь всё большим уважением к Вам. Вы умеете и дышите стихами…      Мариэтта Шагинян-советская писательница.

4. Его стихи одушевлены, они дышат, их можно трогать, если положишь руку, то можно ощутить биение сердца. Если раскрыть первую страницу его книги, на тебя пахнет теплом человеческого сердца. Кайсын Кулиев-советский балкарский поэт.

5.Көглтин Дава 1922-гч җилд Ик Дөрвд нутгин һахан Авһнр гидг (ода болхла, Хальмг Таңһчин Яшалтан района, Карл Маркс колхозин, Эсто-Алтай селән) гидг хотнд багш күүнә булд төрсн болдг.

6.Аавнь Эмке гидг нертәкүн йир келмрч күн билә.Ааван дахад, Сальск баалҺсна базрт оддмн. Тегәд ут хаалҺд аавнь олн туульс, домгуд келҗ өгдг билә. «ЖаңҺрин» бөлгүд келҗ өгдг билә.

7. Арвн дөрвн настаһасн авн эклҗ шүлг бичдг болла, теднәс зәрмнь "Ленинә ачнр", "Улан баһчуд" гидг газетмүдт барлгдв.

Түрүн шүлг «үкрин туҺллҺ сәәнәр давулҺн»- гидг нертә.

8. 1939-гч җилд Көглтин Дава Әәдрхнә Хальмг пединститутин студент болсмн.

1940-гч җилд "Баһ насни шүлгүд" гидг түрүн хуранһунь хальмг келәр барлгдв. '

18 настадан бичәчнрин Ниицәнә гешүн.

9. Пединститутд сурһульд сәәнәр сурч йовсн болн урн үгин хаалһд сәәнәр орҗ йовсн цагт Көглтин Дава цергт мордв. Алдр Төрскән харсгч дән эклхд Көглтин Дава Моңһл орн-нутгт советск цергт йовла. Дәәнә өмл нүүрт сурҗ орад Көглтин Дава политрук болсмн, үүдәврмүдәрн өшәтиг шалһҗ, терүнә өршәңгу уга йовдлыг илдкҗ, салдсмуд дунд ик политическ көдлмш кеҗәв.

9 классс стихи о войне

10.11 класс   «От правды я не отрекался».

11.Март сарин арвн Һурвдгч?-

Мини төрсн өдр.

Һундл, байр давад,

Һучн тав күрүв.

Медмҗән уга хурнясн

Мини маңнад унв,

цаҺан  үсн неҗәдәр

цохдм тольд үзгдв.

ҖирҺлимм нас йөрәҺәд

Җиңнсн чииркс, үүрмүдм ,

Шуугҗ, көөсдәд алдрсн

Шампанскар цальгрулҗ дүүргв.

-Зун җилд-гиҗ

Зальтрсн чаҺриг эдлв.

Мөснә далан көвәд,

Мини нүднд, энд,

Тавн миңҺн дуунад,

Тег, уулмуд, Һолмуд,

Ө-шуҺу модд

Олн җилмүд Һатц

Һарлтсн хальмг теегм

Һазр-усн үзгдв.

Элвг цаҺан седклтә

Эңкр мини үүрмүд

Сәәхн чирә торлзв

Сөң өргҗ маасхлзв.

Хальмг келөр йөрәл

Холан ясч тәвснь

Холас энд соңсгдв.

Һучн тавн җилдән

Һазрт күргсн олзин

То-дигинь нанас

Төрскм сурсн болв,

-«ҖирҺ!- гиҗ толҺаҺим

Җөөлн Һарарн иләд,

Олн-олн байр

Өмнм делгрүлсн болв.

12. стихи о калмыцкой степи

13. Күүкдт нерәдҗ бичсн шүлгүд олн.  

Рассказ о потерянном имени

Мы речь о Боре поведем,

О том, кто в «А» шестом,

Хоть не из лучших он, а все ж

Плохим не назовешь.

Затеют игры во дворе, –

Борис – в любой игре

Не то чтоб лих, не то чтоб тих, –

Не хуже всех других.

Но чем же Боря знаменит?

И почему гремит

Не только средь шестого «А»

О мальчике молва?

Что о Борисе говорят?

Спросите у ребят.

Воскликнет хором весь отряд:

– Он сеет все подряд!

Посеял книгу, и журнал,

И баночку халвы,

И даже шапку потерял

Недавно с головы!

Борису боязно давать

И ножик и тетрадь.

Ведь он – проверено теперь

Растеря из растерь!

Из ротозеев ротозей,

Ворона из ворон!..

– Сначала критикой друзей

Был Боря огорчен.

Потом привык.

Махнул рукой:

«Растеря?.. Все равно!

Видать, я от роду такой,

Так, видно, суждено!»

Да, был Борис неисправим!

И, может быть, таким,

Когда бы случай не помог,

Остался паренек.

Но как-то ночью стал Борис

Метаться и стонать.

– Проснись, Борис!.. Сынок, очнись!... –

Его будила мать.

– Ох, у тебя, наверно, бред!

Температура, жар!.. Проснись... –

Борис молчал в ответ:

Душил его кошмар.

Борису снился странный сон:

Не ручку, не пенал,

Нет, имя, имя, имя он

Куда-то задевал.

Где имя?.. Ищет, не найдет!

Глядит под стол, под стул...

У бабки перерыл комод,

В корзину заглянул,

И не слыхать, и не видать!..

Напал на парня страх.

Ползком-ползком он под кровать...

Пошарил в сапогах.

Нет, нету имени следа!

Растаяло как снег.

«Куда я дел его, куда?!

Несчастный человек!»

Но вдруг он просиял: «Постой!

На книге на любой

И на обложке дневника

Оно – наверняка!»

Схватил портфель: «Вот-вот сейчас...

Сейчас найду его...»

Но там стоит: «Шестой «А» класс»,

А дальше – ничего.

А дальше – имя кто-то стер.

Нарочно, может быть?..

А вдруг его похитил вор?

Как безымянным жить?

Нельзя без имени никак,

А где оно – бог весть!

Есть имена у всех собак.

У кошки – имя есть!..

Он выбегает из ворот.

Он в школу держит путь.

Уж, верно, в школе назовет

Его хоть кто-нибудь!

Влетает в класс, не сняв пальто.

К Андрюшке – прямиком...

– Привет, Андрей! –

А тот: – Вы кто?

Я с вами не знаком.

Встречает весь шестой «А» класс

Его, как чужака.

Как будто видят в первый раз

Такого паренька.

Сергей Петрович, педагог,

Ступает на порог:

– Я вижу, в классе – новичок.

Как звать тебя, дружок?

В шестом «А» классе – тишина.

У мальчика в мозгу

Кружатся вихрем имена...

«Нет, вспомнить не могу!»

Как звать тебя, мой друг? Я жду.

Учитель взял журнал.

Шепнул парнишка: – На беду,

Я имя... потерял.

Сергей Петрович, педагог,

Журнал на стол кладет.

Класс, – говорит он, сух и строг,

Не место для острот!

Парнишка – бел, парнишка – ал,

Парнишка смотрит в пол:

Я правда имя потерял,

Искал, да не нашел!

Был «А» шестой всегда смешлив,

Смешливей классов всех...

И в тишине, как будто взрыв, –

Прорвался буйный смех.

Но все ж сквозь громовой раскат

Расслышал паренек:

Ты опозорил наш отряд!

Ты имя не сберег!

Калмыцкая гремела речь

За русской речью вслед:

Ты честь свою не смог сберечь!

Где имя?.. Дай ответ!

Ты, потерявший имя, – нуль!

Ничтожнее нуля... –

Слова свистят, как сотни пуль...

Дрожмя дрожит земля.

А смех гремит, совсем как гром,

Как будто в «А» шестом

Бушует, ширится гроза...

Борис открыл глаза.

С ним рядом мама: – Сын, очнись!..

Так это снилось мне!

Что снилось?.. – Не сказал Борис,

Что видел он во сне.

Но так, чтоб не слыхала мать,

Он клятву произнес:

– Вовеки имя не терять

И честь беречь всерьез!

Имена в саду

Был это не воскресник

И не учебный час,

Когда с веселой песней

На пустырь явился класс.

Ребята и девчата –

Рост вровень с лебедой! –

У каждого – лопата

И сверточек с едой.

К обеду, как по струнке,

На месте лебеды,

Чернели ямки-лунки,

Не ряд один – ряды!

Потом носили воду,

Чтоб саженцы росли...

И, разгрузив подводу,

Вперегонки несли –

Кто сосенку, кто ясень,

Кто грушу нес, кто клен...

Кто именно? Но в классе

Не перечесть имен:

Кермен, Цаган и Бося,

Басанг, Дорджи, Бова...

Давно прошла та осень!

Далек четвертый «А».

Давно минуло это,

Но память-то жива!

Сегодня до рассвета

Не спит десятый «А»,

Струит рассвет прохладу,

Играют ветерки.

Смеясь, гурьбой по саду

Идут выпускники.

И, горек и прекрасен,

Рассвет июньский встал...

Басанг погладил ясень:

– Ого, каким ты стал

Кермен шагнула к клену

И ствол приобняла:

Какую я корону,

Друзья, приобрела!

Осине стройной Бося

Сказала: – Не дрожи,

Ведь я – в тебе, не бойся,

Характер покажи!

Цаган коснулась груши:

И ты растешь, Санджи!

– Мы в сад вложили души! –

Сказал, вздохнув, Дорджи, –

– И это – так прекрасно! –

Сказал и загрустил...

– Тот прожил не напрасно,

Кто дерево взрастил! –

Воскликнул вдохновенно

Задумчивый Бова.

И это, несомненно,

Мудрейшие слова!

Машина Хонгора

Подарил отец Хонгору

Заводной грузовичок.

– Хочешь стать, как я, шофером.

Привыкай к рулю, сынок!

На вот ключ,

Садись в кабину

И в любые мчись края.

ЗИЛ – отличная машина,

Даже лучше, чем моя.

Как-то вздумалось Хонгору

Самому поехать в город.

Стал готовить в путь машину.

Как назло, спустила шина.

Чтобы шину накачать,

Колесо решил он снять.

Вот он сел у колеса,

Провозился с полчаса,

Только снять не удалось,

Заедает где-то ось.

И решительный Хонгор

Отыскал в углу топор,

Размахнулся что есть сил,

Трах-бабах – и нет оси.

– Ух! – сказал он наконец... –

Глядь – в дверях стоит отец.

– Что ты сделал?

Вот пострел!

Поломать уже успел!

– Нет, – открыл мальчонка рот, –

Нет, совсем наоборот.

Я готовил в путь машину,

У нее спустила шина.

А без шины как же мчать?

Надо было накачать...

Тут не выдержал отец:

– Это глупо, наконец!

Как же так качать насосом

Деревянные колеса?

Удивленный сын молчал...

Вдруг сказал растерянно:

– Как же ты свои качал,

Коль они из дерева?

Поглядел отец на сына,

Рассмеялся:

– Ну, Хонгор,

Собирай свою машину!

Видно, ты и впрямь шофер.

Церен

... И живет Церен-отличник

В классе, как единоличник.

Он опрятен.

Аккуратен.

И тетрадь его без пятен.

Он – само внимание.

Он – само старание.

На лице его всегда

Видно понимание.

Вот, раскрыв портфель-ларец,

Он сидит напыженный,

Будто старенький мудрец,

Под мальчишку стриженный.

Он сидит.

Серьезен вид.

Взгляд всегда значителен.

С упоеньем он глядит

Прямо в рот учителю.

Он бы умер от тоски,

Скис бы от печали,

Если бы от печали,

Если все бы у доски

Верно отвечали.

Почему?

Да потому –

Ошибки на руку ему.

Ведь тогда его рука

Будет вмиг замечена

И страничка дневника

Цифрой «пять» увенчана!...

Он – само внимание.

Он – само старание.

Но беда, Церен для класса,

Аккуратная, но клякса.

Басанг и кот Василий

Был у Басанга Вася – кот,

Не кот, а прямо – чудо!

Куда хозяин ни пойдет,

И кот за ним – повсюду.

Но недовольна мать котом:

«Нет зверя бесполезней!

Мышей не ловит! И притом,

Того гляди, притащит в дом

Заразные болезни!

Басанг, сынок, не гладь кота!

Получше руки вымой!..»

Был в доме кот, как сирота,

Как самый нелюбимый.

Уж так не повезло коту!

Жизнь у кота – собачья.

Терпеть коту – невмоготу,

Но как-то летом, в духоту,

Дела пошли иначе.

Под осень – нет конца жаре,

И вот устав от зноя,

У нас частенько во дворе

Ночуют всей семье.

Тут звезды крупные – близки,

И кто большого роста,

Тот, приподнявшись на носки,

До них достанет просто.

Басанг доволен – на кошме

Лежит он рядом с дедом.

Звезда скользнет, блеснув во тьме…

За ней другая следом…

Созвездье в небе дед нашел,

Оно сверкает очень…

– Не золотой ли это Кол

– Там прочно заколочен?

Богатыри, – гласит молва, –

Сошлись на поле брани…

И слушает Басанг слова

Прадедовских преданий…

Парнишке снится до зари,

Что там, на небе, с краю

Сражаются богатыри

И вниз летят, сгорая…

Ну, грохот!.. Ну, «таш-баш»!

Гремит о меч старинный щит, –

Нет, это будто кот вопит,

А это – шип змеиный!..

Не силачи вступили в бой,

Совсем не та осанка!..

– Басанг, внучок, глаза открой!.. –

– И сон слетел с Басанга!

Проснулся дед от кутерьмы,

Поспешно будит внука,

И мальчик видит: у кошмы –

Огромная гадюка!

Наверное, в гости приползла,

Хотя и не просили!

Она бы натворила зла,

Когда б не кот Василий!

Как богатырь с драконом встарь

Вступил он в бой отважно,

И подыхает злая тварь,

Еще шипя протяжно.

Пронзили горло ей клыки

Отточенные, как клинки!..

Так заслужил Василий-кот

Иное отношение.

От матери ему – почет,

Почет и подношения.

Сметаны даст и молока,

Как вспомнит о гадюке,

А все нет-нет корит сынка:

«Ты плохо вымыл руки!»

Кусок хлеба

Спешил на улицу Басан

(Друзья позвали свистом),

Краху хлеба откромсал,

Наверно, граммов триста.

Едва он вышел из дверей,

Ребята закричали:

– Басан, иди сюда скорей! –

И мячик показали.

Пред ним возникли в тот же миг

Ворота с новой сеткой.

Басан подумал, как он в них

Направит мячик метко.

На землю бросив свой кусок,

Басан к друзьям помчался.

– А ну-ка, погоди сынок!

Куда так разогнался! –

Сердито вдруг отец спросил,

Стоявший на дороге.

Басан на хлеб глаза скосил

В смущенье и тревоге.

Из дома выбежала мать

Надрать Басану уши.

– Да разве ж можно хлеб бросать?

Берешь – так надо скушать!

Отец сдержал ее:

– Постой! Наказывать не надо.

А ты, Басан, сейчас со мной

Поедешь в степь, в бригаду…

В степи машина-великан

Пшеницу убирала.

На ней комбайнера Басан

Заметил у штурвала.

Басан подумал!

«Хорошо б

К нему туда взобраться...»

Отец махнул рукою:

– Стоп! Возьми, друг, покататься!

С моста комбайнер молодой

Ответил:

– Что ж, возьму!.. –

– Басан по лесенке крутой

Вскарабкался к нему.

Вновь загремела, затряслась

Пошла вперед машина,

Пшеница в бункер полилась

Завьюжила мякина.

Она кружилась на ветру,

В глаза и нос летела,

Скрипела невзначай во рту

И прилипала к телу.

Басана солнце сильно жгло,

Лил пот с него ручьями.

Кататься было тяжело,

Домой хотелось,

К маме.

Но он терпел,

Смотрел вперед,

Старался быть серьезным,

Хотя от тряски ныл живот

И подступали слезы.

Когда ж комбайнер,

Делав круг,

Хотел начать второй,

– Останови! –

Взмолился вдруг

Басан, –

Хочу домой!..

Басан спустился, чуть живой.

Отец, кивнув на бункер,

Сказал:

– Такой сынок, ценой

Нам достаются булки!

Басан припомнил тот кусок,

Что на земле пылится,

Представил каждый колосок

Загубленной пшеницы.

Көглтин Дава – олн әмтнд җирһлән белглсн күн. «Би җирһлд дуртав, тегәдчн шүлгүд бичнәв», - гиҗ шүлгч келнә.Эврәннь зокъялмударн оньдин хальмг теегтән, төрсн һазртан дурта болтн гисн уха медүлнә. «Эврәннь келән һолсн – экән һолснла әдл» - гисн үгмүд дорас өсч йовх баһчудт андһар болх зөвтә. Хальмг келндән дурта болтн, дастн, келтн, күндлтн – гиҗ бичәч дурдҗана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...