Урок - портрет. Тема: Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»
план-конспект урока (10 класс)

Ооржак Зоя Сартыбаевна

Урок-портрет по произведению  "Синие горы"С.С.Сурун-оола и  "Синие горы Кавказа"М.Ю.Лермонтова в диалоге культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Зоя Сартыбаевна

учитель тувинского языка и литературы МБОУ СОШ №1 села  Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна  Республики Тыва

Урок - портрет.

Тема: Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»

ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу лирического стихотворения; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для стихотворения С.С.Сурун-оола «Синие горы»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, умение ощущать взаимосвязь разных видов искусства; формировать чувство любви к малой родине

Оборудование: портрет  С.С.Сурун-оола, аудиозапись стихотворения, компьютер,  проектор; текст стихотворения  С.С.Сурун-оола «Синие горы»  и  стих в прозе «Синие горы Кавказа» М.Ю.Лермонтова.

Методы: творческое чтение, аналитическая беседа

Приёмы: слово учителя, выразительное чтение стихотворения, самостоятельные рассуждения

План урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности

                 а) Игра  «Волшебная ниточка»

                 б) Прослушивание фрагментов песни  «Мои горы» на слова А.А.Даржая

в) Игра «Застывший кадр» (слайды№3,4):Найти произведения автора, их главных персонажей  

III.Сообщение темы,цели урока

IV.Работа над темой урока

1.Работа по карте Республики и района.

2.Слово учителя. Выразительное чтение стихотворения автора «Синие горы» учителем

3.Словарная работа

4.Слушание  записи голоса самого автора-чтение стиха автором

5.Самостоятельное прочтение стихотворения  учащимися

6.Аналитическая беседа по восприятию

7.Анализ стихотворения

8.Работа с текстом стиха в прозе М.Лермонтова «Синие горы Кавказа» и его перевод

V.Итог урока

VI.Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент.

а) Игра «Волшебная ниточка».

Слово учителя: Ребята, в жизни надо иметь своё служение-служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. А сегодня  на сегодняшнем уроке наше дело - держаться вместе. Поэтому вообразите , что каждому из вас   я отправляю  волшебную ниточку ,которая связывает нас .Постарайтесь взять нить  так ,чтобы она не оборвалась и не запуталась.Это наш интуитивный контакт.

б) Результат игры: Молодцы, сегодня на этом уроке так же дружно,вместе постараемся усвоить новый материал..

II.Мотивация учебной деятельности

1.Игра «Застывший кадр» (слайды№3,4):

Слово учителя

 Какие произведения напоминают  видеоролик  и  кадр. Назовите автора, жанры этих произведений и их главных персонажей?

- видеоролик (стихотворение «Пой, Хемчик», повесть  «Речка вдали» С.С.Сурун-оола)

- рассказ «Повторное  знакомство» С.С.Сурун-оола

2)Прослушивание фрагмента  песни  «Мои горы» на слова А.А.Даржая

Слово учителя

 -Кто поёт и  о чём?(Сайынхо Намчылак о горах)

-Значит о чём пойдёт речь на уроке?(О горах)

III.Сообщение темы, цели урока

IV.Работа над темой урока

1.Работа над названием стихотворения(Действительно, даже из окон нашего класса видны синие величавые горы)

2.Работа по карте Республики и района. (Действительно наша Республика окружена горными долинами…)(Слайды № № 5-12 )

3.Слово учителя. Выразительное чтение стихотворения автора «Синие горы» учителем (приложение 1)

Синие горы

Рожден я среди синих гор.

В горах я рос,

                где был на диво молчалив

                                                любой отрог.

Мальчишкой сарлыков я пас

                                и горных коз, -

Здесь, между скал,

                        я подрастал,

                                        что козерог.

Я на вершинах побывал,

                                где тишина

Крепка, незыблема,

                        пока обвалы спят.

Мне, как маралу,

                даль была с высот видна;

Мой голос

                песню сердца пел.

                                        Блестел мой взгляд.

Отроги строги и тихи

                        здесь лишь на вид.

Когда ты громко запоешь, - гора поет

И, песню эхом повторив,

                        гудит, звенит

И настроение твое

                        передает.

И если весел ты душой,

                        то и гора,

Как ты бодра и весела,

                        а если взор

Твой полон грустью и тоской, -

                                твоя хандра

Отражена, повторена

                        грядою гор…

Для самых лучших песен я

                                здесь взял слова.

Здесь научился побеждать

тоску и страх.

Стеною гор

окружена

моя Тува,

Средь скал

мой голос прозвучал,

окреп в горах!        

                                                                                                        Перевод П. Железнова, 1969

С. Сурун-оол. Синие горы. Стихи и поэмы. Тувинское книжное издательство. Кызыл, 1975. С. 6-7.

                        

                                                

4.Словарная работа:

- Скала (Чалым-чидиг шиш  деспектиг  хая)

- .Козерог, горный ,дикий козёл (чуңма-дагларга чоруур, улуг мыйыстарлыг черлик аң)

- Снежный обвал, оползень, лавина (кѳшке-даг бажындан тоглап бадып турар хар- хѳртуктер, даштар)

- Отвесная скалистая гора, покрытая кустарником  или скопление тумана на вершинах гор(шораан-бедик кашпал хаялар)

-  Пик горы, высокая гора с острой вершиной(Кожагар- дагның эң бедик чери, шиш бажы)

 - Марал (сыын-хѳй адырлыг мыйыстарлыг улуг черлик , аң)

- Грусть (хѳлүгүр-муңгак, хѳѳнчок)

 - Душа, настроение (хѳңнү,кѳксү-хѳрээң-сагыш-сеткили,бодалдары,ишти-хѳңну)

5.Слушание  записи голоса самого автора-чтение стиха автором

6.Самостоятельное прочтение стихотворения  учащимися

6.Аналитическая беседа по восприятию

-Поделитесь своими впечатлениями. Какое настроение производит на вас это стихотворение?(Настроение светлой гордости, вспоминается что-то доброе и родное. Образы,картины, которые оставило стихотворение в воображении: горы ,на которых рос и воспитывался автор, юрты на летних, осенних, зимних, весенних стоянках, яки, дикая природа, маралы, жгучее летнее солнце,эхо,которое распространяется от песни пастуха, бескрайние пастбища, осенняя тайга…)

7.Анализ стихотворения

-При чтении стихотворения  ,возникает чувство,что ты  сам стоишь на самой  вершине горы и поёшь, смотришь вокруг и замечаешь красоту родной природы.Мы сталкиваемся  здесь с темами малой родины ,труда пастуха, воспитания самим твёрдости характера, выносливости, быстроты и ловкости

-Какие картины встают перед глазами лирического героя?( Скалы,козероги, горные,дикие козлы, снежный обвал,  отвесные скалистые горы, скопление тумана на вершинах гор,высокие горы с острой вершиной ,маралы,эхо,повторяющее песни по настроению певца-пастуха)

-Почему так важны слова «Ынак Тывам даглар-биле бүргеттинген, Ырым-үнүмхаялардандыңзыпүнген»?(Любовь к  тому месту,где человек родился,где сделал не только первые самостоятельные шаги на родной земле, но и к тому, что, именно здесь,среди гор в лирическом герое  «родился голос поэта, писателя»)

-Проявляется ли в символе гор черты характера лирического героя?.  (Признание себя, символизирует энергию и вечное движение ,силу и мощь, озарение человеческой души ,близость к небесному  пространству ,гармонию с самим собой. Ведь недаром предки тувинцев говорили, что каждое восхождение на гору-это вдохновение  своей души, очищение от грехов , суровое личное  жизненное испытание   ,уверенность, устойчивость, неизменность, нерушимость; отсутствие одиночества, приобретение мудрости, высоких мыслей, вечная молодость  и чистота души; … Духовная высота  , символ превосходства, вечности, абсолютного  постоянства, подъема, вечности,устремленности, вызова,прочности  и неуязвимости,

Учитель:В чём философская сила синего цвета  гор   в стихотворении?

Ученик: Образ мира , образ родины , ее природы, высота  горы оберегает от земной суеты, от мелких устремлений, наполняет дух чувством высоты души человеческой. Любая  человеческая  проблема с вершины горы может представиться мелким и ничтожным.. Возможно, этим и объясняется постоянное стремление человека к покорению различных вершин, к подвигу восхождения души, почти всегда связанному со смертельной опасностью. У всех народов, знавших о существовании гор, бытовало представление о них, как о чем—то священном, близком к небу, а значит, и к богам горы оставались в сознании людей всех времен местом соприкосновения Неба с Землей.

Вершина  горы — это отправная точка Творения. Восходя на нее, путник приближается к Центру мира и, когда он достигает высшей точки, то встречается с миром, выходящим за пределы мирского пространства, достигая тем самым «чистой земли».Она возвышается над повседневным уровнем человечества и достигает сферы неба.Олицетворяет состояние полного сознания и свершения великого дела, вневременная абсолютная мера человеческих дел, самого его существования.

8.Работа с текстом стиха в прозе М.Лермонтова «Синие горы Кавказа» и его перевод.

а)Чтение  учащимися  стиха в прозе М.Лермонтова  «Синие горы Кавказа».

-Что означает слово «Кавказ» ?(В настоящее время Кавказ –это три государства: Грузия, Азербайджан и Армения. Приложение( слайд )

Ученик комментирует : ( слайд )Лермонтов  влюбился  в Кавказ с тех времён,когда он в детстве посещал своих родственников   Хастатовых, точнее сестру бабушки  Екатерину Алексеевну Хастатову (1818, 1820, 1825 годах).Он рос хилым и болезненным  мальчиком,поэтому бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева,как и все дворяне ,чтобы укрепить здоровье малыша, привозила в места Северного Кавказа,известные лечебными источниками.Так в жизнь  Лермонтова  с детства вошли  синие горы Кавказа.

Чтение учителем стиха в прозе М.Лермонтова  «Синие горы Кавказа».: (Слайд )

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Работа с переводом текста на тувинский  язык

Кавказтыңкѳкдаглары,силер-биле мендилештим!

Чашкы шаамны хайыралап чораан силер;

Эмдикширээнсыннарыңарэдээнге-даакѳдүртүм-не

Тоннандырганбулуттарың,дээриңгечаңчыккан мен,

Оон бээр-ле бодалзыраан кузээн чувем чүгле силер база дээр ол.(Салчак Аяс.10 б кл)

Эти строки автора  взяты из первоначального варианта поэмы «Измаил-бей».

-Чем Кавказ удивил Лермонтова? (Его удивила неповторимая  жемчужная  природа Кавказа.Кавказ- страна гор с  ледниковыми вершинами, крутыми скалами,пещерами,обрывами, высокими  холмами)Ночью они становятся похожими на огромные  привидения. Погода  меняется  внезапно, часто происходят  бури и ураганы.Там много рек,быстротечных  ручьев.

Учитель: Почему синий цвет оба писателя используют одинаково?

Ученик: Синий цвет- это цвет обвитого туманом снега и неба на высоте гор  Лермонтов очень любил цвета: «Поэт любил алый закат солнца, белое облако, бескрайние поля, голубые глаза, золотистые волосы. Особенно любил синий цвет.Синий цвет неба и синие горы.Они уносили мысли Лермонтова , его героев произведений  в «рай».

По С.Сурун-оолу – Синий цвет – это цвет душевного вдохновения,  чистоты души, высоких отношений, защита и отдых человека от прямых солнечных лучей. Цвет неба, льда, снежных вершин, ледяных рек. Цвет веры, символ вечного спокойствия  и умиротворения.

7)Выразительные средства языка, тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, аллегория…

8)Разбор структуры стиха:

V.Рефлексия: Ответить письменно на вопросы на слайде.

Вопросы: Какие черты характера автора отразились в этих строкахстихотворении о горах?Как Вы думаете, какие обстоятельства стали толчком для написания этого стиха?

VI.Итог урока

VII. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Собрать и разобрать стихотворную информацию о горах Барыын-Хемчика.  

3. Найти и прочитать дополнительный материал о горах и расширить полученные знания на уроке. Защита презентаций.

4. Нарисовать горы , в местностях  посещенных вами

Библиография:

Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года.  М . 2002. C.56–58.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону. 1995. С.130–140.

Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары. 1994. C.26–29.

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг.. М. 1997. C.31–34.

Рассказы русских летописей.  М.  1993. C.17–22.

Токмакова И. Ольга.  М. 2004. C.16.

Кичээл-чурук.

 Тема: С.С.Сүрүң-оол. «Кѳк-кѳкдаглар»

Ооржак Зоя Сартыбаевна,

Кызыл-Мажалыктын №1 МБНОБШ-ныңтывадыл,чогаалбашкызы.

Статья тывачогаалдыѳѳредирининиңкезээнгехамааржыр.

Кичээлдиңхевири:кичээл-чурук.

Кичээлдиңсорулгалары:

1.Ѳѳреникчилерни авторнуңшүлүү-биле таныштырбышаан, онзагайуяңгылыглириктиңүлүг-хуузунсайгарары; кандыг-дааажыл –чорудулганыунелепбилирчаңчылынхевирлепбыжыктырары.

2.Сѳзүглел дузазы-биле харылзаалыг бижимел ,аас чугаазын сайзырадыры.

3.Тѳрээн чуртунга ынакшылды, чоргааралды , хумагалалды кижизидип, номчулгага сонуургалын деткиири.

Кичээлдиң дерилгези:

компьютер болгаш проектор;

С.С.Сүруң-оолдун  «Кѳк-кѳкдаглар » депшулуунуңсѳзүглелиболгашМ.Ю.Лермонтовтуң «Кавказтыңкѳкдаглары» “ деп проза-шүлүү.

Кичээлдиң чорудуу:

I.Организастыг кезээ.

Башкының киирилдези.

I.Ѳѳреникчилер-биле таныжылга болгаш оларны кичээлге белеткээри:

а).Оюн «Илбилигхендир».Башкыдан кижи бүрүзүнче кѳзулбес хендирлер чоруттунган деп даап бодап алыр.Башкыныңшимчээшкиннеринѳттүнмүшаан ,хендирни успезин, орааштырбазын кызыдар.

б)Оюннуң түңнели:Эр-хейлер, бѳгун бо кичээлде база шак-ла ынчаар демниг ажылдап , чаа теманы шиңгээдип алыр бис.

II.Кичээлдиң темазы болгаш сорулгалары-биле таныштырылга.(слайд) (кыдырааштарга бижиир.)

III.Оон мурнунда класстарга ѳѳренген чогаалдарны сагындырары-биле. Оюн«Чивеш кынныр»(слайдтар):

1) С.С.Сүрүң-оолдуң допчу намдарынга айтырыглар.

2)Адан биле шил чуруу (5 кл.басня Адан-биле шил)

3)Дагын таныжылга

4. Агып чыдар хем чуруу азы видеоролик(«Ырла,Хемчик», «Озалааш хем») 8кл.

IV.Чаа теманың тайылбыры:

1)Чогаалдын ады-биле ажыл

2)Сѳзүглел-биле ажыл (Слайдтан 5 аңгы ѳѳреникчи номчуур)

Кѳк-кѳк даглар.

Хѳлегелиг,ылым-чылым,үн чок ышкаш

Кѳк-кѳк даглар аразынгатѳруттундүм.

Сарлык дозуп,ѳшкү ай деп-кадарчылап,

Чалымнарга ,чуңма ышкаш ,маңнап ѳстүм.

Кѳшкелерлиг,шип-ле шимээн,ѳлүг ышкаш

Хѳлчок кадыр шорааннарже үнүп чордум.

Кожагардан,эткен сыын дег, хереп алгаш,

Хостуг үнүм–чүрээм ырын салып чордум.

Хѳлүгүр кѳк,шип-ле шимээн,ѳлүг ышкаш,

Кѳк-кѳк даглар, кѳѳрге-ле , үн чок ышкаш

Ырлаптар сен, олар сеңээ улажыптар.

Ырак-чоокче ырың дораан тарадыптар.

Кара чаңгыс ыраажының хѳңнү билир,

Кандыг хѳңнүн сѳглексээн-дир оортан болур:

Хѳглүг чорда,даглар база хѳглүг ырлаар.

Кѳксү-хѳрээң хѳлзээн болза, сен дег хѳлзээр…

Оларда ыр, сенде ышкаш чеже-даа бар,

Омак-сергек, шала муңгак-кандыг-даа боор.

Ынак Тывам даглар-биле бүргеттинген,

Ырым-үнүм хаялардан дыңзып үнген.

3)Башкы номчуур

4)Словарь-биле ажыл:

Чалым-чидиг шиш  деспектиг хая

чуңма-дагларга чоруур улуг мыйыстарлыг черлик аң,

кѳшке-даг бажындан тоглап бадып турар хар-хѳртуктер,даштар

шораан-бедик кашпал хаялар.

Кожагар-дагның эң бедик чери, шиш бажы

сыын-хѳй адырлыг мыйыстарлыг улуг черлик , аң

хѳлүгүр-муңгак, хѳѳн чок,хѳңнү, кѳксү-хѳрээң-сагыш-сеткили,бодалдары,ишти-хѳңнү

5)Авторнуң бодунуң номчулгазы (видеоролик  на слайде)

6)Айтырыгларга харыы «Дагларнын чуруу» авторнуу-биле

7)М.Лермонтовтун  «Кавказтың кѳк даглары» номчулга –ѳѳреникчиге номчудар .Кавказ деп сѳс чүнү илередип турарыл?

Ѳѳреникчи: Амгы үеде ол дээрге үш күрүне - Грузия, Азербайджан и Армения-дыр, Капсырылга( слайд )

Ѳѳреникчи: (Капсырылга. слайд )Лермонтов , кавказ тѳрелдери Хастатовтарга үш катап (1818, 1820, 1825 чылдарда)  чораанындан эгелеп Кавказка  эрте чажында-ла ынакшый берген (кырган-авазының дуңмазы Екатерина Алексеевна Хастатова) . Ол сылдаңгы болгаш аарыычал бооп ѳзуп орган.Уйнуунуң кадыын быжыглаары-биле (а ол черлер эмнээр аржаан суглары-биле алдаржаан), кырган-авазы, Елизавета Алексеевна Арсеньева, ѳске дворяннар дег, бичи оглун эмненири-биле Соңгу Кавказче чедирип турган.Ынчаар-ла эрте чажындан эгелеп Лермонтовтуң амыдыралынче  « Кавказтың кѳк даглары» киргеннер.

Башкы: (Капсырылга.Слайд)

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Кавказтың кѳк даглары,силер-биле мендилештим!

Чашкы шаамны хайыралап чораан силер;

Эмдик ширээн сыннарыңар эдээнге-даа кѳдүртүм-не

Тоннандырган булуттарың, дээриңге чаңчыккан мен,

Оон бээр-ле бодалзыраан кузээн чувем чүгле силер база дээр ол.(Салчак Аяс.10 б кл)

Боо дуруглар авторнуң «Измаил-бей» деп шүлүглелиниң эге дѳзевири болур.

Кавказ Лермонтовту чүнүң-биле кайгатканыл?

Эртинелиг чараш ,катаптаттынмас бойдузу ону кайгаткан.Кавказ – меңги баштарлыг бедик дагларның, хаяларның, куйларның, кадыр дѳңнерниң чурту. Дүне олар аажок улуг азаларга (привидениеге) дѳмейлер. Агаар-бойдус хенертен ѳскерли бээр,үргүлчү  «ыыт-дааштыг» шуурганнар  болгулаар.Ында дык ахѳй хемнер ,шапкын агымныг дамырактар бар.

Башкы:Ийичогаалчыкѳкѳңнерничүгедѳмейажыглаптурар-дыр?

Ѳореникчи:Кѳкѳң-эң-не бедик черлерде туманга ораашкан харның болгаш дээрниң ѳңү Лермонтов ѳңнергедыкаынакчораан: «Шүлүкчүашканкызылхүнге,акбулутка,кѳкдээрге,ѳкпең-сарыгховуларга,ак-кѳккарактарга,алдынналчак  чашка ынак чораан. Ылаңгыя кѳк ѳңге денди ынак чораан. Дээрниң кѳк ѳңү болгаш кѳкдаглар Лермонтовтуң бодалдарын ,ооң чогаалдарының маадырларын  «үстүкү ѳртемчейже» аппаар турган.

С.Сурун-оолдуу-биле –Кѳк ѳң дээрге сагыш сеткилдиң хайныгыышкынны, арыг сеткил, арыг харылзаалар,кижиге хүннүң чиди гхерелдеринден  дыштанырының ѳңү. Дээрниң, доштуң, харлыг сыннарның, дошталган  хемнерниң ѳңү.Кѳк ѳң-бүзүрелдиң болгаш кезээ мѳңгеде оожургалдың  символу.

7)Дылының уран чечени:деңнелге,эпитеттер,метафоралар

8)Тургузуун сайгарары

V.Быжыглаашкын.Мотивация

VI.Түңнел.Рефлекция

VII.Онаалга.

Прослушайте автора

Слайдтаайтырыгларгабижимел-биле харыылаар

Айтырыглар:

-Авторнуң кандыг мѳзү-бүдүжүн даглар хевирээнил?

-Силер бодаарыңарга канды гбайдалдар авторга идиг болганыл?

Белеткелдиг ѳѳреникчи авторнуң допчу намдарын кысказы-биле таныштырар.

Онаалга. Шилилгелиг (дифференцированное)1.Шүлүктү  доктаадыр.

2.Барыын-Хемчик дагларының дугайында бижээн шулуктерден чыып бижиир, сайгарар

3.Даглар дугайында немелде материалдардан тып номчааш, кичээлге алган билиглерин делгемчидер.

4 Боттарының чораан черлеринге кѳрген дагларын чуруур, презентациядан кылыр, камгалаар.

Библиография:

Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года.  М . 2002. C.56–58.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону. 1995. С.130–140.

Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары. 1994. C.26–29.

Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг.. М. 1997. C.31–34.

Рассказы русских летописей.  М.  1993. C.17–22.

Токмакова И. Ольга.  М. 2004. C.16.

Приложение1 Кѳк-кѳк даглар.

Хѳлегелиг, ылым-чылым, үнчокышкаш

Кѳк-кѳкдаглараразынгатѳруттундүм.

Сарлык дозуп,ѳшкү ай деп-кадарчылап,

Чалымнарга ,чуңмаышкаш ,маңнап ѳстүм.

Кѳшкелерлиг,шип-лешимээн,ѳлүгышкаш

Хѳлчоккадыршорааннаржеүнүпчордум.

Кожагардан,эткенсыындег, херепалгаш,

Хостугүнүм–чүрээмырынсалыпчордум.

Хѳлүгүркѳк,шип-лешимээн,ѳлүгышкаш,

Кѳк-кѳкдаглар, кѳѳрге-ле ,үнчокышкаш

Ырлаптарсен,оларсеңээулажыптар.

Ырак-чоокчеырыңдораантарадыптар.

Кара чаңгысыраажыныңхѳңнүбилир,

Кандыгхѳңнүнсѳглексээн-дироортанболур:

Хѳглүгчорда,даглар база хѳглүгырлаар.

Кѳксү-хѳрээңхѳлзээнболза,сендегхѳлзээр…

Олардаыр,сендеышкашчеже-даа бар,

Омак-сергек,шаламуңгак-кандыг-даабоор.

ЫнакТывамдаглар-биле бүргеттинген,

Ырым-үнүмхаялардандыңзыпүнген.С.Сурун-оол

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.                      М.Лермонтов

Кавказтыңкѳкдаглары,силер-биле мендилештим!

Чашкышаамныхайыралапчораансилер;

Эмдикширээнсыннарыңарэдээнге-даакѳдүртүм-не

Тоннандырганбулуттарың,дээриңгечаңчыккан мен,

Оон бээр-ле бодалзыраан кузээн чувем чүгле силер база дээр ол.(Салчак Аяс.10 б кл      очулдурган)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта

Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявлени...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Презентация к уроку литературы "Синие горы Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Презентация к уроку литературы "Синие горы Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе

Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе....

Презентация к уроку "Синие горы Кавказа, приветствую вас"

В данной презентации расказывается об особом отношении М.Ю. Лермонтова к Кавказу.Эта работа помогает раскрыть особые чувства поэта к Кавказу в разные периоды его жизни....