Русский язык 7класс. Н иНН в прич. прошедшего времени
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ерахтина Наталья Анатольевна

конспект урока. презентация, приложения к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_russkiy_yazyk_n_i_nn_v_prich._proshedsh._vr.docx90.11 КБ
Office presentation icon pril.ppt1.66 МБ
Microsoft Office document icon pril1.doc48 КБ
Office presentation icon pril2.ppt76 КБ
Office presentation icon pril3.ppt1.4 МБ
Microsoft Office document icon pril4.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Базовый учебник Русский язык. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.:науч.ред.Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2009 

Цель урока: познакомить с правилом написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Задачи:

  • обучающие: сформировать умения выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени; сформировать умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме;
  • развивающие: развивать умения разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; развивать умения и навыки работы с источниками учебной информации;
  • воспитательные: пробуждать интерес к изучаемому предмету; способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения

Тип урока: урок – введение нового материала

Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Структура и ход урока

1. Организация начала урока (1 мин)

2. Изучение нового материала (15 мин)

Тема, цель урока. (Слайды 1,2)

- Прочитайте тему урока

- Сформулируйте цель урока.

- Знания и умения, полученные на уроке, помогут справиться с экзаменационными заданиями на ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Постановка проблемной задачи.

- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется Н? НН?

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- Чтобы ответить на данные вопросы, проведём небольшое исследование.

Исследование нового материала.

1.Самостоятельное изучение теоретических сведений по новой теме и составление схем в тетрадях для опор.

(Электронный учебный модуль информационного типа представлен интерактивным текстом. Скриншот.) (Слайды 3,4) <Рисунок 1>,< Рисунок 2>

http://festival.1september.ru/articles/626769/1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/626769/2.jpg

2. Выступления учащихся с информацией по данной теме. Краткая схематичная запись в тетради для опор.(Слайд 5)

3. Отчет о выполненной дома работе: изучение теоретического материала (Приложение 1) и составление алгоритма отличия причастия от отглагольного прилагательного. (Слайды 6-8) (Приложение 2)

4. Запись схемы в опорах. (Слайд 2 из детской презентации)

3. Зарядка для глаз. (3 мин) (Слайды 9-13)

4. Закрепление учебного материала (12 мин)

1. Устная работа. Игра “Футбол” (Приложение 3)

- Для закрепления учебного материала предлагаю сыграть в футбол. (Слайды 15-25)

(Авторская интерактивная игра “Футбол”)

- Игра содержит 10 заданий. Выбираем правильный ответ и бьем по мячу. Если ответ верный, появится слово “гол!” и аплодисменты, неверный - “мимо!”, выбираем другой.

- Объясните выбор “мяча”.

2. Распределительный диктант. Упражнение 119.

(2 человека за доской, остальные в тетради. Проверка: сверяют с доской.)

- Графически обозначьте правописание Н или НН.

Приложение 4

5. Контроль полученных знаний (5 мин)

- С целью проверки усвоения темы выполним контрольный тест. (Карточки) (Приложение 2)

Задание: вставьте буквы Н или НН.

- Проверим тест. (Слайд 26)

(Открываю ответы и озвучиваю - учащиеся проверяют).

6. Подведение итогов урока Рефлексия (3 мин)

- Чему учились на уроке?

- В скольких случаях в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется одна буква Н? две НН?

- Закончите фразу (Слайд 27): “Я доволен своей работой на уроке, потому что…” или “Я не очень доволен своей работой на уроке, потому что…”

7. Домашнее задание (1 мин)

П.21, прочитать. Выучить схемы в опорах.

Упр.118, списать, уметь обосновать выбор вставленной орфограммы.

Слайд 28 заканчивает урок



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Слайд 2

Цель для учащихся - осмысливать возникшую трудность при выполнении проблемного задания и определять учебную задачу; - анализировать учебный материал; - четко формулировать выводные знания и «открывать» правило; - осознавать значимость изучаемой темы; - составлять алгоритм рассуждения и действовать по нему; - развивать коммуникативные умения; - оценивать свою деятельность на уроке

Слайд 5

Н и НН в причастии и отглагольном прилагательном 2н 1) Если есть (кроме не-) с коше нн ая трава 2) Если есть З.С. коше нн ая на лугу трава 3) от гл. совершен.вида реше нн ая задача ( решить ) 4) от гл. на –ова, -ева организ ова нн ый союз Запомни: в кратком причастии пишется одна Н, в кратком прилагательном - столько Н, сколько в полном

Слайд 6

Алгоритм «Учись отличать причастие от отглагольного прилагательного»

Слайд 7

Если слово образовано от глагола отглагольное прилагательное причастие Н НН пиши - без приставки - без ЗС - с приставкой - с ЗС

Слайд 8

Слова-исключения Н жёваный кованый званый прощёный посажёный смышлёный НН невиданный неслыханный нежданный негаданный нечаянный венчанный желанный священный медленный

Слайд 9

Зарядка для глаз

Слайд 14

Игра «Футбол»

Слайд 15

енн ин ран…ый (боец) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 16

ин ен скош…ая (трава) енн гол! мимо! мимо!

Слайд 17

енн ин кош…ое (сено) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 18

? нн вяза…ый н гол! мимо! мимо!

Слайд 19

ин ен купл…ая (книга) енн гол! мимо! мимо!

Слайд 20

ен жар…ый (в масле) енн гол! мимо! мимо! ин

Слайд 21

ин енн выполн…а (работа) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 22

ин ен схвач…ый енн гол! мимо! мимо!

Слайд 23

он ён нереш…ый (вопрос) ённ гол! мимо! мимо!

Слайд 24

? н ране…ый (в живот) нн гол! мимо! мимо!

Слайд 26

Контрольный тест Задание: вставьте буквы Н или НН. 1. люди не обуче н ы 7. голуби н ое крыло 2. разноше нн ый пиджак 8. слоё н ый пирог 3. выглаже нн ая скатерть 9. нечёса н ый пёс 4. мороже нн ый в холодильнике 10. кожа н ая куртка 5. участие заявле н о 11. необоснова нн ый вывод 6. замороже нн ые продукты 12. тяжело ране нн ый

Слайд 27

Рефлексия Закончите фразу: «Я доволен своей работой на уроке, потому что…» «Я не совсем доволен собой на уроке, потому что…»

Слайд 28

Конец урока



Предварительный просмотр:

http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.35 из кэша Google      Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных 

 НН пишется в страдательных причастиях прошедшего времени:

  • если причастия образованы от приставочных глаголов: вы-читанная рукопись, на-клеенная картинка, по-крашенный забор, про-йденный путь, про-смотренный фильм;
  • если причастия имеют при себе зависимое слово: недавно кошенный луг, три года тому назад писанная картина, крашенная маляром крыша, мощенная булыжником дорога;
  • если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный (бросить), данный (дать), казненный (казнить), купленный (купить), лишенный (лишить), плененный (пленить).

  Н пишется в отглагольных прилагательных:

  • если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, не содержащих суффиксов -ованн-, -ёванн-): белёный дом (белить - глагол несовершенного вида), бешеная собака, вареный картофель, вороненая сталь, каленый штык, сушеная ягода;
  • если прилагательные не имеют при себе зависимого слова: крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол), груженая баржа (но: груженная песком баржа).

    Примечание. Разграничение страдательных причастий и отглагольных прилагательных в некоторых случаях осуществляется не только по наличию или отсутствию приставок и зависимых слов, но и по смыслу. Например, и словосочетаниях то'пленная печь и топлёный жир признаки, обозначаемые словами то'пленная и топлёный, разно го свойства: в первом случае сохраняется глагольное значение (налицо временной предел), т. е. определение выражено причастием; во втором случае назван признак постоянный (ср. также: топлёное молоко, топлёное масло), т. е. определение выражено прилагательным. Смысловое различие наблюдается и в таких предложениях: Будучи раненным, командир еще отдавал приказания (слово будучи вносит временное значение в форму раненным, усиливая тем самым ее глагольность). - На опушке показались солдаты, выносившие убитых и раненых товарищей (признак обозначен прилагательным).

В кратких страдательных причастиях, в отличие от полных, пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных, как и в отыменных, пишется НН:

  • при кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля; ср.: Территория около нового дома еще не благоустроена (причастие). - Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна (прилагательное); Сыновьям всегда везло, и они были избалованы судьбой (причастие). - Сыновья были капризны и избалованны (прилагательное); Статья начитана для записи на пленку (причастие). - Девушка была музыкальна и начитанна (прилагательное); Население было взволновано сообщением по радио. - Море сегодня взволнованно;
  • краткие страдательные причастия употребляютсяв конструкциях с зависимым инфинитивом: Студентка намерена отвечать на вопрос; с зависимым дополнением: Спортсмены были уверены в победе; (но: Броски баскетболистов были точны и уверенны - без дополнения).

    Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с н (если они образованы от приставочных глаголов, что сближает их с причастиями): Глаза у нее были заплаканы (ср.: заплаканные глаза); Пальто его было поношено (поношенное пальто).

    Примечание 2. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: воспитанник (воспитанный), избранник (избранный), священник (священный), ставленник (ставленный) (об образовании слова "ставленник" см. "Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов", пр. 1), вареник (вареный), копчености (копченый), мученик (мученый), мороженое (из прилагательного мороженое - морозить); организованно входить (организованный), путано отвечать (путаный), удивленно смотреть (удивленный).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учись отличать причастие от отглагольного прилагательного Никонова Анастасия , Меджидова Карина учащиеся 7 Б класса МОУ «Старомайнская средняя школа №1»

Слайд 2

Если слово образовано от глагола отглагольное прилагательное причастие Н НН пиши - без приставки - без ЗС - с приставкой - с ЗС

Слайд 3

Слова-исключения Н жёваный кованый званый прощёный посажёный смышлёный НН невиданный неслыханный нежданный негаданный нечаянный венчанный желанный священный медленный

Слайд 4

Источник информации Культура письменной речи. http :// www . gramma . ru / RUS /? id =4.35 из кэша Google


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Футбол» Ерахтина Н.А.,учитель русского язы и литературы МОУ «Старомайнская средняя школа №1»

Слайд 2

Инструкция 1. Игра содержит 10 заданий. 2. Каждое задание имеет 3 варианта ответа. Выберите правильный, нажав при этом на мяч с выбранным вариантом ответа. 3.Если ответ верный, появится слово «гол!»,сопровождаемое аплодисментами. 4. Если ответ неверный - «мимо!». Выберите другой ответ. 5. Переход к следующему заданию осуществляется по управляющей кнопке в правом нижнем углу справа.

Слайд 3

енн ин ран…ый (боец) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 4

ин ен скош…ая (трава) енн гол! мимо! мимо!

Слайд 5

енн ин кош…ое (сено) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 6

? нн вяза…ый н гол! мимо! мимо!

Слайд 7

ин ен купл…ая (книга) енн гол! мимо! мимо!

Слайд 8

ен жар…ый (в масле) енн гол! мимо! мимо! ин

Слайд 9

ин енн выполн…а (работа) ен гол! мимо! мимо!

Слайд 10

ин ен схвач…ый енн гол! мимо! мимо!

Слайд 11

он ён нереш…ый (вопрос) ённ гол! мимо! мимо!

Слайд 12

? н ране…ый (в живот) нн гол! мимо! мимо!

Слайд 14

Источники Бабурина М.А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным разделам: рабочая тетрадь. АВС. Все уровни ЕГЭ. / М.А.Бабурина, Т.В.Губернская.- М.: Эксмо, 2010. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009. Русский язык. Справочник школьника. / Сост. О.В.Галаева. Под ред. В.В.Славкина.- М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ-С». АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996.



Предварительный просмотр:

Контрольный тест

Задание: вставьте буквы Н или НН

1. люди не обуче  … ы                                      7. голуби … ое крыло

 2. разноше … ый пиджак                               8. слоё … ый пирог

 3. выглаже … ая скатерть                             9. нечёса … ый пёс

 4. мороже … ый в холодильнике                    10. кожа … ая куртка         

 5. участие заявле … о                                     11. необоснова … ый вывод

 6. замороже … ые продукты                              12. тяжело ране … ый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Рефлексивный отчет к уроку по английскому языку "Глагол to be в прошедшем времени" 4 класс

Рефлексивный отчет к уроку по английскому языку "Глагол to be в прошедшем времени" 4 класс...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")

Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...

ФГОС.Технологическая карта по русскому языку 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.

ФГОС. Технологическая карта урока по теме "Действительные причастия прошедшего времени 7 класс"...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс" Действительные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта по русскому языку в 7 классе. "Действительные причастия прошедшего времени"....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Страдательные причастия прошедшего времени".

Технологическая карта урока в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"...