Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 класс
рабочая программа (7 класс)

 Рабочая программа по чтению и развитию речи, 7 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2018_7_klass.docx78.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                            Утверждена        

к утверждению на заседании МО                        Приказ №    от «01» сентября 2018г

учителей предметников                                        Директора МБОУ

 Протокол №  1                                                      «Школа для обучающихся с                                                                              

от « 28»  августа 2018г                                         ограниченными возможностями здоровья»                                

Руководитель  МО                                                ________ Н.И.Кострикина

__________Т.Б. Попова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                      Составитель:

учитель русского языка

                                                                                       и литературы

                                                                                      О.С.Кострикина                          

Содержание

Пояснительная записка……………………………………..................3стр.

Содержание программы……………………………………………….7стр.

Учебно-тематический план…………………………………...………9стр.

Календарно-тематический план………………………………….......12стр.

Способы и формы оценки образовательных результатов…………..18стр.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………..20стр.

Приложение…………………………………………………..………..22стр.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи  для 7 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы».  Под редакцией В. В. Воронковой, допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации, М., Владос, 2012 г Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  5. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2017-2018 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 55 от 27.05.2018г.;
  6. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от   01.09.2014 г.        

Целью данной программы является:

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование общеречевых навыков;

- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;

- развитие устной речи;

             - развитие умения осмысленного чтения литературных  текстов доступного содержания и уровня сложности;  

-ознакомление обучающихся  с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

  • Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений
  • Повышение способности понимать прочитанное
  • Формирование интереса к чтению
  • Понимание значения навыка чтения
  • Развитие устной речи

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:  

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;  
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

В основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

        Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью  учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты  классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет. Следует помнить, что обучающиеся с ОВЗ  значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития  устной речи. Этому процессу  способствует:

  1. обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;
  2. умение объяснить значение некоторых слов и выражений  с помощью толкового словаря;
  3. участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
  4. участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися
  5.  заучивание стихотворных произведений;
  6. использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных  статей из детских журналов, газет.

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:  А.К. Аксёнова. Чтение. 7класс. - М.: Просвещение, 2016г.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 10  часов в год ( 3часа  в неделю).

Учебные часы:

по учебному плану – 10  часов в год.

по учебно-календарному графику –99 часов в год.

Часы для контрольных работ:нет

Формы организации образовательного процесса: урок

Формы обучения:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Виды и формы контроля:

- текущий контроль;

- практические, устные работы.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

                                               

                                                   СОДЕРЖАНИЕ.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

                                                ДЛЯ 7 КЛАССА

    Доступные  художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие  сведения об их жизни и творчестве.

     Произведения  устного народного творчества : сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

     Произведения  современных писателей русской и зарубежной литературы.

     На примере чтения художественной литературы  воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

    Произведения  А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.

      Произведения  А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова; А.Г. Алексина, Е.И. Носова, Р.П. Погодина.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

     Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя  с помощью учителя.

     Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

    Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

     Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

     Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

     Значение основных сведений из жизни писателей.

     Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение   статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг и статей. Составление отзывов.

     Умение передавать главную мысль произведения., оценить поступки действующих лиц.

Рекомендуемая литература ( на выбор)

Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в

полынье», «Капалуха».

Бианки В.В. «Бешеный  бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый  

   Бочок».

Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».

Горький А.М. «Детство».

Дефо Д. «Робинзон Крузо»

Жюль Верн «Дети  капитана Гранта».

Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз»,  «Солнце светит».

Катаев В.П. «Хуторок в степи».

  Короленко В.Г. «Купленные  мальчики», «Чудная»,  «Последний луч»,  

  «Дети подземелья».

Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч».

Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная  

  гроза», «Жильцы старого дома».

Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».

Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».

Итоговый контроль

  • Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающихся проводится проверка техники чтения.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения, навыки для личного, профессионального и социального развития.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся  должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про  

  себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать главных действующих лиц;

-пересказывать содержание прочитанного.

Обучающиеся  должны знать:

- наизусть 10 стихотворений.

Учебно-тематический план

чтение и развитие речи 7 класс

№ п/п

                         Тема урока

Кол-во часов

Устное народное творчество

9

1

Жанры устного народного творчества. Структура сказки.

1

2

Сивка-бурка.(Русская народная сказка)

1

3

Сивка-бурка.(Русская народная сказка)

1

4

Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

1

5

Русская народная сказка «Умный мужик».

1

6

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

7

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…»,«По улице мостовой»

1

8

Пословицы, загадки.

1

9

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

Литература XIХ века

10

А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.

1

11

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

12

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

13

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

14

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

15

А.С. Пушкин. Лирика. «Зимний вечер».

1

16

А.С. Пушкин «У Лукоморья…»

1

17

А.С. Пушкин «У Лукоморья…»

1

18

Обобщающий урок по творчеству Пушкина.

1

19

М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества.

1

20

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино.

1

21

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино.

1

22

И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества.

1

23

И.А. Крылов. Басни. «Кукушка и Петух»,

«Волк и Журавль»

1

24

И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська»

1

25

Внеклассное чтение. Моя любимая русская народная сказка.

1

26

Внеклассное чтение. Моя любимая русская народная сказка.

1

27

И.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества.

1

28

И.А. Некрасов. Лирика. «Несжатая полоса»

1

29

И.А. Некрасов. Генерал Топтыгин

1

30

И.А. Некрасов. Генерал Топтыгин

1

31

Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества.

1

32

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

33

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

34

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

35

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

36

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

37

Внеклассное чтение по творчеству писателей ХIХ века.

1

38

Внеклассное чтение по творчеству писателей ХIХ века.

1

39

А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества.

1

40

А.П. Чехов. Хамелеон

1

41

А.П. Чехов. Хамелеон

1

42

А.П. Чехов. Хамелеон

1

43

В.Г. Короленко. Страницы жизни и творчества.

1

44

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

45

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

46

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

47

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

48

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

Литература XX века

  56

49

А.М. Горький. Страницы жизни и творчества

1

50

А.М. Горький. Детство

1

51

А.М. Горький. Детство

1

52

А.М. Горький. Детство

1

53

А.М. Горький. Детство

1

54

А.М. Горький. Детство

1

55

А.М. Горький. В Людях

1

56

А.М. Горький. В Людях

1

57

М.В. Исаковский. Страницы жизни и творчества.  Лирика

1

58

М.В. Исаковский. Стихи. «Детство».

1

59

 М.В. Исаковский. «Весна», «Ветер».

1

60

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

61

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

62

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

63

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

64

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

65

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

66

Г.Н.Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

67

К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества.

1

68

К.Г. Паустовский. Последний черт.

1

69

К.Г. Паустовский. Последний черт.

1

70

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники».

1

71

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники».

1

72

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники».

1

73

К.М. Симонов. Страницы жизни и творчества.

1

74

К.М. Симонов. Сын артиллериста.

1

75

К.М. Симонов. Сын артиллериста.

1

76

К.М. Симонов. Сын артиллериста.

1

77

Н.И. Рыленков. Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

78

Н.И. Рыленков. Лирика

1

79

В. Катаев Страницы жизни и творчества. «Флаг».

1

80

Ю.Я. Яковлев.  Страницы жизни и творчества.

1

81

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

82

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

83

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

84

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

85

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

86

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

87

Р.П. Погодин. Страницы жизни и творчества. Время говорит - пора.

1

88

Р.П. Погодин. Время говорит - пора.

1

89

А.А. Алексин. Страницы жизни и творчества.

1

90

А.А. Алексин.  Двадцать девятое февраля.

1

91

А.А. Алексин.  Двадцать девятое февраля.

1

92

В.П. Крапивин. Страницы жизни и творчества.  Колыбельная для брата.

1

93

В.П. Крапивин. Колыбельная для брата.

1

94

В.П. Крапивин. Колыбельная для брата.

1

95

Внеклассное чтение. Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне.

1

96

Внеклассное чтение. Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне.

1

97

Н.М. Рубцов. Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

98

К. Ваншенкин. Стихи. «Мальчишка», «Снежки».

1

99

Обобщающий урок по разделу : «Литература XX века».

1

Календарно – тематическое планирование

7 класс чтение и развитие речи

№ п/п

                         Тема урока

Кол-во часов

Вид

контроля

                Дата

План

Факт

Устное народное творчество

9

1

Жанры устного народного творчества. Структура сказки.

1

Устный опрос.

03.09

2

Сивка-бурка.(Русская народная сказка)

1

Выразительное чтение

06.09

3

Сивка-бурка.(Русская народная сказка)

1

Выразительное чтение

07.09


4

Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

1

Чтение сказки по ролям

10.09

5

Русская народная сказка «Умный мужик».

1

Устный опрос, пересказ.

13.09

6

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Устный опрос, самос-

тоятельное выполнение заданий.

14.09

7

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы…»,«По улице мостовой»

1

Выразительное чтение

17.09

8

Пословицы, загадки.

1

Устный опрос

20.09

9

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

Контроль знаний и умений

21.09

Литература XIХ века

   39

10

А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества.

1

Устный рассказ

24.09

11

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

Устный опрос, пересказ.

27.09

12

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

Выразительное чтение

28.09

13

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

Пересказ с опорой на данные слова

01.10

14

А.С. Пушкин.

 «Сказка о царе Салтане …»

1

Устный опрос

04.10

15

А.С. Пушкин. Лирика. «Зимний вечер».

1

Выразительное чтение наизусть.

05.10

16

А.С. Пушкин «У Лукоморья…»

1

Выразительное чтение вслух.

08.10

17

А.С. Пушкин «У Лукоморья…»

1

Выразительное чтение

11.10

18

Обобщающий урок по творчеству Пушкина.

1

контрольные вопросы и задания

12.10

19

М.Ю. Лермонтов. Страницы жизни и творчества.

1

Устный рассказ

15.10

20

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино.

1

Выразительное чтение

18.10

21

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино.

1

Выразительное чтение

19.10

22

И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества.

1

Устный опрос

22.10

23

И.А. Крылов. Басни. «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль».

1

Чтение по ролям. Выразительное чтение наизусть

25.10

2

24

И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська»

1

Выразительное чтение.

08.11

25

Внеклассное чтение. Моя любимая русская народная сказка.

1

Устный опрос

09.11

26

Внеклассное чтение. Моя любимая русская народная сказка.

1

Устный опрос

12.11

27

И.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества.

1

Устный рассказ

15.11

28

И.А. Некрасов. Лирика. «Несжатая полоса»

1

Выразительное чтение

16.11

29

И.А. Некрасов. Генерал Топтыгин

1

Устный опрос, пересказ.

19.11

30

И.А. Некрасов. Генерал Топтыгин

1

Устный опрос, пересказ

22.11

31

Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества.

1

Устный опрос

23.11

32

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

Устный опрос, пересказ.

26.11

33

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

Устный опрос

29.11

34

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

Пересказ

30.11

35

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

Устный опрос

03.12

36

Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.

1

Устный опрос

06.12

37

Внеклассное чтение по творчеству писателей ХIХ века.

1

Устный опрос

07.12

38

Внеклассное чтение по творчеству писателей ХIХ века.

1

Устный опрос

10.12

39

А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества.

1

Устный рассказ

13.12

40

А.П. Чехов. Хамелеон

1

Устный опрос, пересказ.

14.12

41

А.П. Чехов. Хамелеон

1

Устный рассказ

17.12

42

А.П. Чехов. Хамелеон

1

Устный рассказ

20.12

43

В.Г.Короленко.Страницы  жизни и творчества.

1

Устный рассказ

21.12

44

 Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

Контроль знаний и умений

24.12

45

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

Устный рассказ

27.12

46

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

Устный рассказ

28.12

3

47

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

Устный рассказ

10.01

48

В.Г. Короленко. Дети подземелья

1

Устный рассказ

11.01

Литература XX века

  56

49

А.М. Горький. Страницы жизни и творчества

1

Устный рассказ

14.01

50

А.М. Горький. Детство

1

Устный опрос, пересказ.

17.01

51

А.М. Горький. Детство

1

Устный рассказ

18.01

52

А.М. Горький. Детство

1

Устный рассказ

21.01

53

А.М. Горький. Детство

1

Устный рассказ

24.01

54

А.М. Горький. Детство

1

Устный рассказ

25.01

55

А.М. Горький. В Людях

1

Пересказ

28.01

56

А.М. Горький. В Людях

1

Пересказ

31.01

57

М.В. Исаковский. Страницы жизни и творчества.  Лирика

1

Самостоятельная работа с текстом

01.02

58

М.В. Исаковский. Стихи. «Детство».

1

Выразительное чтение вслух.

04.02

59

 М.В. Исаковский. «Весна», «Ветер».

1

Выразительное чтение вслух.

07.02

60

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный опрос, пересказ.

08.02

61

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

11.02

62

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

14.02

63

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

15.02

64

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

18.02

65

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

21.02

66

Троепольский.Белый Бим, черное ухо.

1

Устный рассказ

22.02

67

К.Г. Паустовский. Страницы жизни и творчества.

1

Устный опрос

25.02

68

К.Г. Паустовский. Последний черт.

1

Самостоятельное чтение, работа по карточкам.

28.02

69

К.Г. Паустовский. Последний черт.

1

Самостоятельная работа с текстом

01.03

70

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества.«Великие путешественники».

1

Самостоятельная работа с текстом

04.03

71

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники».

1

Устный опрос, пересказ.

07.03

72

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники».

1

Устный рассказ

11.03

73

К.М. Симонов. Страницы жизни и творчества.

1

Устный опрос, пересказ

14.03

74

К.М.Симонов.Сын артиллериста.

1

Выразительное чтение наизусть

15.03

75

К.М.Симонов.Сын артиллериста.

1

Выразительное чтение

18.03

76

К.М.Симонов.Сын    артиллериста.

1

Выразительное чтение

21.03

4

77

Н.И. Рыленков. Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

Устный опрос, пересказ.

Чтение наизусть

01.04

78

Н.И. Рыленков. Лирика

1

Самостоятельное чтение, работа по карточкам

04.04

79

В.Катаев. Страницы жизни и творчества. «Флаг».

1

Выразительное чтение

05.04

80

Ю.Я. Яковлев.  Страницы жизни и творчества.

1

Устный рассказ

08.04

81

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Выразительное чтение вслух.

11.04

82

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Устный опрос, пересказ.

12.10

83

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Пересказ.

15.04

84

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Пересказ.

18.04

85

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Пересказ.

19.04

86

Ю.Я. Яковлев. «Багульник».

1

Пересказ.

22.04

87

Р.П. Погодин. Страницы жизни и творчества. Время говорит - пора.

1

Самостоятельное чтение, работа по карточкам.

25.04

88

Р.П. Погодин. Время говорит - пора.

1

       Устный опрос

26.04

89

А.А. Алексин. Страницы жизни и творчества.

1

Устный опрос

29.04

90

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

Контроль знаний и умений

06.05

91

А.А. Алексин.  Двадцать девятое февраля.

1

Выразительное чтение вслух.

13.05

92

В.П. Крапивин. Страницы жизни и творчества.  Колыбельная для брата.

1

Самостоятельное чтение, работа по карточкам.

16.05

93

В.П. Крапивин. Колыбельная для брата.

1

Пересказ

17.05

94

В.П. Крапивин. Колыбельная для брата.

1

Пересказ

20.05

95

Внеклассное чтение. Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне.

1

Устный опрос

23.05

96

Внеклассное чтение. Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне.

1

Устный опрос

24.05

97

Н.М. Рубцов. Страницы жизни и творчества. Лирика.

1

Выразительное чтение вслух

27.05

98

К.Ваншенкин.Стихи. «Мальчишка», «Снежки».

1

Самостоятельное чтение, работа по карточкам.

30.05

99

Обобщающий урок по разделу : «Литература XX века».

1

Контрольные вопросы и задания

31.05

Способы и формы оценки образовательных результатов.

Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

         При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

         Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

         Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

         Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

        При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VII – IX – 90-100 слов.

        В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

        Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

.

V-IX классы:

       «5» ставится ученику, если он:

       - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

       - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

       - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

       - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

       - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

       - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       «4» ставится ученику, если он:

       - читает в основном правильно, бегло;

       - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

       - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится ученику, если он:

       - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

       - допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

      - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

      - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

      - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

      - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

     «2» ставится ученику, если он;

     - читает по слогам;

     - допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

     - не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

    - не делит текст на части;

    - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

    - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

    - не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

    «1» ставится ученику, если он:

     - затрудняется в чтении текста по слогам;

     - допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

    - не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

    - не знает наизусть стихотворения.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ

          2.А.К. Аксёнова.  Чтение. 7 класс. - М.: Просвещение, 2016г.

           3.Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд.центр Владос,2011. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература

1. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения», Москва «ВАКО»,

2017 год.

2. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова, «200 текстов для внеклассного чтения»

Москва «АСТ Астрель», 2015 год.

3.Загадки, пословицы и стихи о временах года», изд. «Литера»,

Санкт-Петербург, 2018г.

4. Л.Л.Сушинскас, Н.А.Шевердина, «Викторины, конкурсы, кроссворды»,

Ростов-на-Дону, «Феникс» 2018 год.

5. Портреты русских и зарубежных писателей.

6. Иллюстрации к произведениям.

7. Иллюстрации к теме: «Россия – Родина моя».

Перечень электронных образовательных ресурсов:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Естественно-научный образовательный портал  http://www.en.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании"  http://www.ict.edu.ru/

Федеральный портал "Нанотехнологии и наноматериалы"  http://www.portalnano.ru/

Учебное электронное книгоиздание

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/

Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/

Издательство "АСТ"   http://www.ast.ru/

Издательство "Детская литература"  http://www.detlit.ru/

Издательство "Просвещение"  http://www.prosv.ru/

Издательство "Учитель"  http://www.uchitel-izd.ru/

Образовательная электронная пресса

Газета "Первое сентября"  http://ps.1september.ru/

Газета "Учительская газета"  http://www.ug.ru/

Журнал "Литература"  http://lit.1september.ru/index.php

Журнал "Русский язык"  http://rus.1september.ru/index.php

Электронные библиотеки, словари

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодияhttp://www.megabook.ru/

Русский биографический словарь  http://www.rulex.ru/

Рубикон: энциклопедии, словари, справочники  http://www.rubricon.com/

Универсальный справочник-энциклопедия All-in-Onehttp://www.sci.aha.ru/ALL/

Ресурсы для учителя и родителей

Викиучебник (открытые книги)  http://ru.wikibooks.org/wiki/

Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org/

Сайт для учителей Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/

Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/

Приложение

Проверка техники чтения

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

      С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

  Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована . в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.    При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов;  III – 25-30 слов; IV  - 35-40 слов;V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIII – IX – 90 – 100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения ( правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

( напечатано с «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» - М., «Просвещение»1990 – с.60)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 9 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Вор...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей...