Технологическая карта урока по эрзянскому языку "Мокшэрзянь налксемат". 3 кл.
методическая разработка

Горбунова Елена Александровна

Технологическая карта по эрзянскому языку. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Горбунова Елена Александровна - учитель эрзянского языка МБОУ «Теньгушевская СОШ»

Предмет: эрзянский язык

Класс: 3 а                                                                                                                                                                                                                                                     Тема урока: «Мокшэрзянь налксемат»   

Цель урока: создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку;

Задачи урока:

Предметные:  закрепление и активизация в речи слов и грамматических конструкций по изученным темам;  

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

управление своей деятельностью;  развитие инициативности  и самостоятельности;

Коммуникативные:

развитие речевой деятельности; развитие навыков сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную работу,  оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками;

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;

Личностные: приобщение учащихся к национальной культуре родного края;

Оборудование к уроку: компьютер, экран, мультимедийная презентация по теме «Налксемат»,  мяч,  карточки с заданиями для работы в группах, бумага.

                                                                                                                                                

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 Слайд 1.

 - Шумбратадо, эйкакшт! Эрзянь келень урок.

Течинь уроксто минь тынк марто карматано важодеме кужинесэ. Кужинетнеде ниле: васенце, омбоце, колмоце, нилеце.

 -  Шумбракстнетяно кужинесэ:

 1 – кундадо кедте-кедьс, мереде: «шумбрачи»    

 2 – кеденк икелев, кундадо вейсэ: «шумбрачи»  

 3 – кеденк верев: «шумбрачи»    

 4 – путынк кеденк седеезэнк, сюконядо: «шумбрачи»    

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру, мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Встают в круг, выполняют соответствующие действия.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

 Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 

 

  Фонетическая зарядка.

 - Яжасынек келенек, помнясынек ловомкатнень.

1 кужинесь:                                                       2 кужинесь:

Яхим-тюхим,                                                  Вейке, кавто, кемгавтово,

Пенч арась.                                                    Чии ломань шапкавтомо.

Пенчесь муевсь,                                             Сонсь а сыре, сонсь а од,

Сонсь ёмась.                                                   Лишминезэ – пароход.

Косто неи качамо,

Тозонь сови ярсамо.

3 кужинесь:                                                    

  4 кужинесь:

Червень, бервень,                                           Вейке, кавто, колмо, ниле,

Чуха, рюха,                                                     Монь кискинем стядо пиле.

Бета, сота,                                                        Налкси, онги: гав-гав-гав,

Ива, дуба,                                                        Кинь онгизе – лиссть бокав.

Мака, крест.

 - Тонавтнетяно од ловомка.          

Слайд 4.

 Кудряв баран,

 Чурькат наран.  

 Салведь   теян,

 А андтан.

 - Переведём считалку на русский язык. Салведь –это солёная вода, рассол, который получался при квашении капусты, помидоров, огурцов. А квасили всё это   в деревянных бочках (парь).  Рассол наливали в миски  и ели деревянными ложками вместе с картошкой.

 - Кто запомнил считалку наизусть? (по группам, по-одному)      Слайд 5.

Читает считалки, обращая внимание на произношение слов на эрзянском языке

 

Читают по-одному, хором в группах, кто запомнил, читают наизусть.

 

Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать и слышать собеседника.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

   - Уроконь теманть мон тыненк а ёвтаса, содынк сонзэ тынсь. Эряви ванномс те ребусонть ды содамс сонзэ.

 Слайд 2, 3.

 - Ловносынек вейсэ уроконь теманть: «Налксемат». Течи уроксто минь карматано налксеме. Тынь вечктядо налксеме?

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися.

Отгадывают ребус. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:  развивать логическое мышление.

Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

 

1) игры в группах

«Назови слово и передай палочку».

 4 кужинесь:  Кодат налкшкеть тынь содатадо? 

3 кужинесь: Кодат  налксемат  содатадо?

2 кужинесь:    Кизна мон налксян  (мейсэ?)

1 кужинесь:    Тельня мон налксян (мейсэ?)Слайд 6.

«Ответь на вопрос и передай палочку»

 1 кужинесь:   Моли – а моли?  ( цёрыне, кудо, чувто, ломань, пиземе, лов…)

2 кужинесь:    Ярсан – а ярсан? (сывель, лопа, цеця, кши, мода, кал, модамарь …) 

3 кужинесь:    Эрси – а эрси?    (Кизна моли пиземе. Каткась тонавтни школасо.

Эмеж пиресэ касыть пурькат. Кизна нумолось ашо. Овтось ярсы медте.  …)

 4 кужинесь:  Машты – а  машты.  (Тейтернесь машты  … Овтось а машты… Нармунесь машты… Кискась а машты… Калось машты… Ривезесь а машты …) Слайд 7

Организует игры в группах, обеспечивает контроль  за выполнением задания.

Играют в группах.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

2) работа по учебнику

Чтение текста по учебнику, перевод слов: ёртомс, рангстась, раказевсь, кадовсь.

Ответы на вопросы:

-В какую игру играли дети? Какие правила в этой игре?

-Над кем ребята посмеялись? Почему?

 -  Можно ли смеяться, когда кто-то ошибается? (Нет, надо его исправить и помочь)

Организует беседу.

Читают текст, переводят слова, отвечают на вопросы.

Личностные:

выражать своё отношение к героям в тексте.

3) подвижная игра с мячом

Игра с мячом  «Оска марто налксема».

Лексические темы:

 «Эмеж», «Кудонь ракша», «Идем ракша», «Чувто», «Кудораське», «Тюс», «Оршамопель», «Карсемапель», «Ломанень рунгонь пелькс», «Нармунь», «Таргонь чи». Слайд 8.

Бросает мяч и называет лексическую тему.  

Дети ловят мяч и придумывают слово по этой теме.

Познавательные:

Развивать операции мышления (классифицировать объекты по существенному признаку)

4)зимние забавы-игры

- Ребята, мы с вами играли в игры, в которые  можно играть дома, в помещении. А теперь поговорим о зимних забавах. Как вы играете зимой на улице?

     - Течи миненек инжекс сась Ловонь бабась. Сон кандсь тыненк налксемат. Эрьва кужиненть эсензэ налксеманзо.

1 группа:  На улице дети лепили снеговиков, но у них не хватает некоторых частей. Нужно их дорисовать и подписать на эрзянском языке.

2 группа:   Нужно из цепочки выделить слова и найти среди них лишнее.

3 – 4 группы: Соединить картинку с ответствующим предложением.

Проверка заданий.

1.  Пря, кедь, пильге, судо, сельме, курго – рунгонь пелькст.

  - Похожи ли части тела снеговика и человека? А чем человек отличается от снеговика? Когда лучше лепить снеговика? Из какого снега?

2.  лов/теле/эй/сокст/куз/озяз

   - Лишнее слово озяз (воробей) Почему? Найдите эту птичку среди фигурок птиц на магнитной доске. Как мы должны помогать зимующим птицам?

   - Посмотрите, какие раньше были кормушки, этот рисунок - старинная открытка. В землю вбивали колышек – на нём стол с крышей. Сюда вешали и сноп с зерном. Для чего? Чтобы птицы могли клевать зерно. В нашем музее есть такой сноп.

  3 и 4 группы меняются листочками и проверяют друг у друга, а остальные дети  всё это смотрят на слайдах и проверяют.  

Слайды 9 – 20.

Даёт задание, проводит инструктаж.

Организует проверку.

Самостоятельно дорисовывают части снеговиков, подписывают эти части на эрзянском языке.

Из цепочки слов выделяют лишнее.

Соединяют картинку на слайдах с соответствующим предложением.

Коллективная проверка.

Самопроверка.

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий:

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные:

осуществлять  контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

5) знакомство с картиной мордовского художника Ф. Сычкова

  - Посмотрите, какие зимние забавы были раньше у мордовских ребятишек. В землю вбивали кол. На него надевали колесо от телеги, привязывали санки. Колесо крутилось, и дети катались, как на карусели. Получалось очень забавно, весело и интересно.                                                   Слайд 21.

Знакомит детей с картиной Ф. Сычкова.

Дети внимательно слушают.

Личностные:

знакомить с обычаями, культурой мордовского народа.

6) игра по  развитию речи

Игра «Угадай по описанию».

Каждая группа получает слово на листочке. Обсудив в группе задание, дети должны составить предложения про этот предмет, не называя его. Остальные должны узнать это слово (кошка, медведь, корова, заяц)

 1 кужинесь:   катка   (Сон эри кудосо. Ярсы ловсодо. Поназо чевте. Кунды чеерть)

 2 кужинесь:   овто     (Сон эри вирьсэ. Сон покш, тюжа. Ярсы медте. Тельня уды.)

 3 кужинесь:   скал     (Сон кудонь ракша. Тюсозо ашо, раужо ды сёрмав. Максы ловсо. Ярсы такшеде.)

 4 кужинесь:   нумоло (Те вишкине ракша. Сон эри вирьсэ. Тельня ашо, кизна сёрмав. Ярсы капстадо, пурькадо, тикшеде.)

Слайды 22 – 25

Организует работу в группах.

Помогают друг другу при составлении предложений, осуществляют проверку, выступают все по цепочке, чтобы получился рассказ.

Коммуникативные:

развитие умений работать в  группах, делегировать полномочия, распределять роли, Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

5.

 Изучение мордовской народной игры «В платочки»

Знакомство с мордовской народной игрой «В платочки» - «Пацинесэ».

Играли в эту игру дети 7 – 11 лет. Играющие вставали в круг и придумывали себе новые имена. (названия овощей, диких животных, птиц, цветов)  Ведущий должен был запомнить эти имена. Ему завязывали глаза платочком. Дети шли по кругу говорили считалки. Когда считалка заканчивалась, ведущий подходил к любому из играющих, на ощупь отгадывал, кто это и какое у него новое имя.  

Игра идёт  в группах.

1 кужинесь:   Эмежть

2 кужинесь:   Тюс

3 кужинесь:   Идем ракшат

4 кужинесь:   Нармунть

Слайд 26.

 Знакомит с правилами мордовской народной игры.

 Дети играют в группах, придумывая себе новые имена по лексическим темам, а ведущий отгадывает с закрытыми глазами  эти имена.

Познавательные:

классифицировать объекты.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

7.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

 

 - Понравилось ли вам, дети, сегодня играть на уроке? Какая игра больше всего запомнилась? В заключение урока мы вырежем с вами по шаблону красивые снежинки (ловтештинеть). Заготовки у вас у всех есть на столах. На снежинках напишите какое-то пожелание на эрзянском языке и подарите свою снежинку, кому хотите.

  - Кто из вас знает, сколько у снежинки лучиков и почему? (У каждой снежинки 6 лучиков. Науке пока ещё не известно, почему) Слайд 27                                                уцяска - счастье                                                шумбрачи – здоровье

 паро тонавтнема – хорошей учёбы

 - Урокось прядовсь. Эйкакшт, зярдояк илинк стувтне минек покштянок – бабанок налксематнень, кезэрень койтнень-кирдатнень. Слайд 28 – 30.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Выполняют задание творческого характера, применяют умения, полученные на уроках технологии, составляют  пожелание, дарят  свои работы друг другу.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока эрзянского языка

Технологическая карта урока эрзянского языка по тем: Лексика. Значение слова....

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...