«Формирование универсальных учебных действий с помощью технологий деятельностного типа»
опыты и эксперименты

Сланина Людмила Александровна

 Обобщение опыта учителя мокшанского языка  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта учителя мокшанского языка  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Саранск Сланиной Людмилы Александровны на тему «Формирование универсальных учебных действий с помощью технологий деятельностного типа»

Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний  сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.  Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Психолого-педагогические исследования показывают, что   формирование  личности  ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся. Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

  • самостоятельность в принятии решений и выборе;
  • умение отвечать за  свои поступки;
  • способность нести ответственность за себя и близких;
  • готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
  • обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В составе основных видов  универсальных  учебных  действий можно выделить:

-личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован   по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор».

Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий».

Механизмы формирования личностных и метапредметных результатов:

  1. Использование технологий деятельностного типа.
  2. Средствами продуктивных заданий.
  3. С помощью проектной технологии, учебно-исследовательской деятельности школьников и специально разработанных жизненных (компетентностных) задач.
  4.  С помощью внеучебной деятельности.

Технологиями деятельностного типа являются:

1.Проблемно- диалогическая технология- вместо объяснения темы …

– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками

2.Технология продуктивного чтения: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…

  • вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста

3.Технология оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…

  • обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

В своей работе я активно использую современные образовательные технологии, среди них технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет мне как учителю сегодня  целенаправленно работать над формированием ключевых УУД, особенно регулятивных, обеспечивая формирование умения решать проблемы и умения организовывать свою учебную деятельность.  Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования проблемного диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.  Отмечу, что данная технология универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

В соответствии с данной технологией   для эффективного формирования УУД на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.  При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы самим учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование самими учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» нового знания учащимися самостоятельно, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы самим учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование самими учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» нового знания учащимися самостоятельно, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу. Проблемно-диалогическое обучение- тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики ученика.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся работать по-настоящему творчески. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, с помощью которых учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к открытию прямой дорогой.

Урок с использованием технологии проблемного диалога  состоит из нескольких этапов.

На этапе постановки учебной проблемы цель учителя- помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Организованный на данном уроке побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления четырех действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При создании проблемной ситуации сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляют собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие учеников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

Побуждение к формулированию учебной проблемы осуществляется с помощью таких реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Поставив учебную проблему, переходим к следующему этапу- к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы  проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке учитель использует  подводящий к знаниям диалог. Подводящий к знанию диалог  представляют собой  систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.  

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам урока- воспроизведение знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае  постановки проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока.

На мой взгляд, технология проблемного диалога является:

-результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей;

-здоровьесберегающей-позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации.

Таким образом, технологии деятельностного типа (технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений)  обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования, а следовательно,  педагога. Поэтому владение этими технологиями является необходимым условием успешной его работы.

«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А.Эйнштейн.  В современных условиях задача учителя- показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и  формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий с помощью метода проектов

Современное образование требует от обучающихся сформированности универсальных учебных действий. В статье описывается формирование УУД с помощью метода проектов...

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»

доклад на методическом объединении учителей технологии...

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения

Формирование универсальных учебных действий при использовании технологии деятельностного метода обучения...

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...