Буква Ё
проект (6 класс)

Скиданова Галина Сергеевна

Проект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yo_proekt.docx89.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картинка 2 из 17748

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Школа  лицей №1420»

Адрес: 109444, Москва, Ташкентская ул., д.21, корп. 2.

        Тел./факс 376-78-38        

Адрес электронной почты: center1420@mail.ru

Проектная работа по русскому языку:

«Самая молодая буква русской азбуки»

Работу выполнила:

ученицы _6_ «_В_» класса

Руководитель:

Скиданова Галина Сергеевна

Консультанты:

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… 2-3

История еЁ……………………………………………………………………...4-7

Несколько двоеточных фактов………………………………………………..7-8

Практическая часть ……………………………………………………………...9

Вывод…………………………………………………………………………….10

Используемая литература ………………………………………………………11

Введение

На одном из уроков русского языка мы углубились в историю русского алфавита, коснувшись некогда существующих в нём букв: ять, ижица, фита, которые были упразднены из русской письменности за ненадобностью. Мы поняли, что наш алфавит, количество входящих в него букв и их правописание менялись в течение многих сотен лет. Алфавит, который мы используем в настоящее время, не похож на алфавит реформенного времени. Заинтересовавшись этим, мы узнали, что одним из наиболее важных является вопрос о необходимости использования буквы Ё в письменной речи в современном русском языке. Это и послужило идеей для создания данного проекта.

Проблема состоит в том, что не все из нас используют букву Ё в письменной речи, что часть приводит к затруднению или искажению понимания текста.

Цель: Исследовать изменения отношения к появлению и использованию буквы Ё в письменной речи.

Задачи:

  • Познакомиться с историей русского алфавита, появлением буквы Ё в его составе.
  • Обратить внимание на важность сохранения каждого буквенного элемента русского алфавита.

Гипотеза: Исследование истории буквы Ё в русском алфавите – это обращение внимания на важность сохранения каждого элемента речи.

Определение доступных ресурсов: Для достижения цели нам потребовалось изучить историю русского алфавита, обратить внимание на изменение буквенного состава, его причины и продолжительность процесса. В сборе информации и подведении итогов нам помогали учащиеся 8А класса Шухнова Ирина и Цыбакова Анастасия.

Для реализации поставленной цели и задач мы следовали по определенному для нас плану:

  1. Установление цели проекта.
  2. Поиск источников, предлагающих материалы соответствующей тематики. Нахождение информации, необходимой для теоретической части проекта.
  3. Для осуществления практической части мне было необходимо провести опрос среди учеников 5-8 классов. Основными были следующие вопросы: «Важно ли для вас наличие буквы Ё в русском алфавите?» и «Ставите ли вы над буквой Ё двойные точки?».
  4. Обработка и оформление теоретической части проекта и практической.
  5. Вывод и подведение итогов.

В любой старинной книжице

Ты можешь прочитать:

Жила на свете Ижица,

А с нею буква Ять.

Но время быстро движется,

И жизнь уже не та.

Где нынче буква Ижица?

Где Ять? И где Фита?

Без них правописание

Сумело обойтись.

Новейшие издания

Без них вступают в жизнь.

Уж так на свете водится

Как говорил мудрец,

Когда без нас обходятся,

 То значит нам конец.                  

                                                                   Феликс Кривин

История еЁ

и    Буква Ё – самая молодая в русском алфавите. Придумала ее Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II, княгиня и руководительница Императорской Российской академии наук в 1783 году. На заседании Академии Екатерина Романовнаиспросила у Фонвизина, Державина, Княжина и прочих присутствовавших, иправомерно ли писать «iолка» и не разумнее лиизаменить диграф «iо» на однуибукву «ё».

Буква "Ё" имеет свою, очень интересную историю. Соответствующий теперьиэтой букве сам звук, (после мягких согласных), в русском языке уже давно существует, ихотя в XVIII-XIX вв. такое "ёкающее" произношениеинекоторыми деятелямиисчиталось "мужицким", "мещанским" или, по крайней мере, слишкомипростонародным, в отличиеиот более "благородного" церковногоивыговора через "Е". Ноина письмеиэтот звук никакогоиобозначения долгое времяине имел, а сисередины XVIII в. записывалсяипарой букв: "io".

Впервые в печатииЁ появилась в 1795 годуив стихах Ивана Дмитриева, а потом,ив 1796-м, в стихотворенияхиНиколая Карамзина.пПоэтому Карамзинаидолгое времяисчитали "изобретателем" буквы "Ё", покаине выяснили истинную история еёипоявления и не выяснилось, что букву "Ё" до Карамзинаиупотреблял Иван Дмитриев (в его книге "И мои безделки", 1795; первое печатное издание с "Ё"). С этой буквой А была напечатана первая фамилия ("Потёмкинъ") в 1798игоду у Г.Р. Державина.
Тем не менее у орфографическогоинововведения нашлись не только сторонники, но и яростные противники. Александр Шишков, министр просвещения, например, том заитомом пролистывал принадлежащиеиему книги, и две ненавистные точки из них стирал. Большинство противников до абсурда не доходили, но иипринимать Ё не спешили. Языковойиконсерватизм препятствовал введению двух точек: Цветаева принципиальноиписала «чорт», а Андрей Белый – «жолтый». Во всех дореволюционных «Букварях» Ё стояла не после Е, а в самом концеиалфавита, рядом с фитой и ижицей.

Фита и ижица достаточно быстро ушли из русского алфавита: на протяжении правительственных орфографических реформ и прихода к власти рабочего класса (советские солдаты и матросы разгромилиитипографии и изъяли лишние литеры). Однако, букву «Ё» неитронули. Хочешь – пиши, не хочешь – не пиши, невеликаиразница.

Однако, невзирая на эти обстоятельства, в русскую азбуку буква "Ё" официально включена неибыла (то же касалось и буквы "Й"). Буква "Ё" содержалась в "Новой азбуке" ЛьваиТолстого (1875 год) ближе к концу алфавита, размещалась она между "ЯТЬ" и "Э". Иитолько с 24 декабря 1942 года, когдаипо приказу народного комиссараипросвещения РСФСР № 1825 ("О применении буквы "Ё" в русском правописании"), было введено обязательноеииспользование "Ё" в учебной литературе, эта буква, наконец, получила "права гражданства" в азбуке. Говорят, что к ранее упомянутому приказуиНаркомпроса "приложил руку" не кто-нибудь, а сам Иосиф Виссарионович Сталин: якобы 6 декабря 1942игода ему на подписьипринесли приказ, в котором фамилии нескольких генераловибыли напечатаны через "Е" вместо "Ё". Сталин очень разозлился, а на следующий день едва ли неиво всех статьях газеты "Правда" появилась буква "Ё". После этого с "Ё" стала выпускаться большая часть печатных изданий, но позже использование этой литеры постепенно сталоисходить на нет.

То, что разница довольно-таки велика, осознали ближе к сороковым. Карты местности, перехваченные у фашистов, оказались многим точнее наших: если рядом с линией фронтаинаходилось село Берёзовка, то на картах и по-русски, и по-немецки значилась Берёзовка. А никакая не Березовка, как у нас. После того как Сталин узнал о дотошности фрицев и нерадивости русских спецов, был издан указ, согласно которому Ё неукоснительно печаталась и в газете «Правда», и в книгах, и в государственныхидокументах. Также и на картах, разумеется.

Уже в 1956 году вышлиив свет и до сихипор используются орфографические правила, утверждающие следующее: Ё следует писать лишь в особых, указанных в самихиправилах, случаях. Задумывалось просто сэкономить типографскуюикраску и металл, из которого отливают литеры, а перепуталось всё. Народиинтерпретировал введённые правила по-своему и ставил две точки там, где ему вздумается.

И к чему же нас привела «дезёфикация»? В энциклопедическихиизданиях «лишняя» Ё делит площадь соисвоей конкуренткой Е. Наикомпьютерной клавиатуре она «сослана» в левый верхнийиугол. В телеграммах пишется исключительно «пришли денег еще». Наконец, мы до сих пор уверены, что у Дюмаикардинал не Ришельё, а Ришелье, считаем, будто быиактера зовут Депардье, а не Депардьё, а известнейший поэт Фёт именуетсяине иначе как Фет. Опять же пиво называется то «Жигулёвским», то «Жигулевским». А сколько юридических проблем появлялось у наших граждан по вине неаккуратных паспортисток, не проставивших вифамилиях несчастной Ё. Зачастую случается, что по одному документу человек Еременко, а по иному –Ерёменко.
Так и живем, точно бы в нашем алфавите 32,5 буквы.

НесколькоидвоеТОЧНЫХифактов

В этомигоду Ё исполнилось (совсем недавно, к слову) 232 года. По старому стилю день её рождения – 18 ноября 1783 г. Буква Ё стоитина сакральном, «счастливом» 7-м месте в алфавите. В русском языкеиоколо 12500 слов с буквой Ё, из которых около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.

Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу символов текста приходится висреднем по десять ёшек. В русских фамилиях Ё можно встретить приблизительно в двух случаях из ста. В нашем языке есть слова с двумя и дажеитремя буквами Ё: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный», «Бёрёлёх» (река в Якутии), «Бёрёгёш» и «Кёгёлён» (мужские имена на Алтае).

Более 300 фамилий отличаются толькоиналичием в них Е или Ё. Например, Лежнев – Лежнёв, Демина – Дёмина. В нашем языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует Ё. Это Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр, Рёрик, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём; Алёна, Клёна, Матрёна, Фёкла, Флёна.

В родном городе «ёфикатора» Николая Карамзина, Ульяновске, размещён памятник букве Ё.

В России действует официальныйиСоюз ёфикаторов России, основное направление которого – борьба за права «обесточенных» слов. В связи с их активной деятельностью в отношении Госдумы, всеидумские документы и законы полностью «ёфицированы». Ё – с подачи участника Союза Виктора Чумакова – появилась в таких газетах, как «Версия», «Слово», «Аргументах и фактах» и др., в книгах и телевизионных титрах.

Российские программистыисоздали ётатор – программу, автоматически расставляющую литеру с точечками в тексте, а художники придумали так называемый ёпирайт – символ, применяемый для маркировки изданий, которые были ёфицированны.

В настоящее время, согласно ПисьмуиМинистерства образования и науки РФ от 03.05.2007 г. № АФ-159/03 "О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку", буква "Ё" обязательна, когда возможноиневерное прочтение слова (например, в именах и фамилиях), в текстах с расставленными знаками ударения, в книгахидля детей младшего возраста (в том числе учебниках) и в учебниках дляииностранцев. В иных случаях использование буквы "Ё" не является обязательным.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опрос проводился среди учащихся 5В, 7А, 7Б и 8Б классов

Важно ли для вас наличие буквы Ё в русском алфавите?

На вопрос «Важно ли для вас наличие буквы Ё в русском алфавите?» половина одноклассников отметили значимость буквы Ё в алфавите и лишь третья часть учащиеся 7-х и 8Б классов.

Ставите ли вы над буквой Ё двойные точки?

Несмотря на это, не ставят над буквой Ё двойные точки более половины учащихся.

Хотя ученики 8Б класса и считают необходимой букву Ё, сами её редко пишут, оправдывая тем, что «и так все всё понимают»

Уж так на свете водится

Как говорил мудрец,

Когда без нас обходятся,

То значит нам конец.

Итак, без буквы Ё мы можем обойтись? Нет, значит ей ещё не конец!

Вывод: Итак, можем ли мы обойтись без буквы Ё в нашей письменной речи? На примере фамилий и имён, названий и заголовков, произношение которых коверкается вследствие замены буквы Ё на Е, мы понимаем, что её существование по-прежнему несёт в себе необходимость. А это значит, что конец букве Ё ещё не настал.

Федеральный закон о её использовании в официальных документах, при написании пособий для иностранцев и в иных обстоятельствах обязывает к правильному употреблению букв Е и Ё. Без буквы Ё наша речь стала бы менее звучной, произношение привычных нам слов через букву Е на месте Ё кажется нам странным и даже где-то смешным. Безусловно, отказаться от этой буквы нам было бы сложно, а абсолютный отказ занял бы достаточное количество времени, складывающегося в столетия.

Буква Ё полноценна, и не стоит ею пренебрегать.

Используемая литература:

  1. Букваренок: азбука в рассказах, сказках и картинках/Г. Н. Юдин; худож. Г. Н. Юдин.-Москва: Росмэн, 1993.
  2. Веселые буквы: [азбука в стихотворениях]/И.Гурина; худож. Н.Фаттахова. - М. Фламинго, 2010.  (Пять азбук).
  3. Кто придумал алфавит/Р. Сеф.;худож. И. Цыганков. - Москва: Искатель, 1998.
  4. Живые буквы / В. Степанов. - М.: Фламинго, 2010.
  5. Загадки мира букв / И. Я. Бурау. - Донецк: Сталкер, 1997. - 448 с.: ил. - (Энциклопедия для детей). - (в пер).
  6. Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. – М.: изд-во, 2004.
  7. От звука - к букве / Н. В Дурова; Л. Н. Невская. - Москва: Школа-пресс, 1998.
  8. Простая красота буквы / И. И Птахова.; - Санкт-Петербург: Русская Графика, 1997.

Используемые источники:

http://www.calend.ru/event/5462

http://ergosolo.ru/reviews/history/karamzin

http://www.calend.ru/event/5462

http://images.yandex.ru/yandsearch?text

http://go.mail.ru/search?mailru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости. Буква А.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости ...

Игра "Прятки с буквами" знакомит с буквами русского алфавита. Учит определять первую букву и количество звуков в слове

Пособие "Прятки с буквами" Примечание: квадратиками на поле показано количество пропущенных букв в слове....