Мастер-класс по литературе "От художественного текста - к христианским истинам"
методическая разработка

Чех Мария Игоревна

Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года". По результату всех проводимых испытаний автор мастер-класса стал победителем муниципального этапа конкурса. В данном уроке, проводимом в аудитории взрослых слушателей, учитель продемонстрировал приёмы работы с художественным текстом, помогающие сделать чтение не только процессом "раскодирования" авторсого замысла, но актом сотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.99 КБ
Файл master-klass.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Через художественный текст - к христианским истинам

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Тоска"

Этап 1

Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня я покажу один из способов работы с художественным текстом на уроках литературы. Для этого я выбрала небольшой рассказ Чехова. Название этого рассказа вы постараетесь узнать самостоятельно.

Посмотрите, пожалуйста на репродукции картин разных художников. (Слайды )

Что общего в этих картинах? Каким словом можно их объединить?

Тоска. Так и называется рассказ Чехова. (Слайд)

Давайте немного поработаем с этим словом. Какая бывает тоска? (Слайд)

Каждому бывало тоскливо. Что может быть причиной тоски? (слайд)

О чём пойдёт речь в рассказе?

Нужно бы после этого наконец озвучить тему урока, но я не раскрою её полностью. Надеюсь, что в конце занятия вы закончите это предложение. (Самое страшное - .......)

Этап 2 Чтение с остановками под музыкальное сопровождение ("Вокализ для скрипки" Рахманинов)

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. .... Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

-Каково настроение главного героя? Как вы это поняли? (Ответы участников.)

-Знаете, когда я начала читать рассказ мне кое-что показалось странным. С одной стороны герой очень живой, настоящий, но одна "чёрточка" выдаёт его придуманнось, "замышленность", литературность. Какая? Может, догадаетесь?

-Вам не показалось странным сочетание имени и фамилии героя? Кучер Потапов - привычно, понятно. А вот Иона - странно. У меня сразу возникла ассоциация. С кем? (С Ионой Пророком) (СЛАЙД)

 -Иона. Кто это? Кто-нибудь может в двух словах сказать, кто такой Иона?

(Библейский герой, который был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить жителей, погрязших во грехе о том, что  город будет уничтожен, если его жители не покаются.)

-Что же общего между Ионой библейским и Ионой Потаповым? (СЛАЙД) Или это только совпадение? В конце урока мы вернёмся к этому вопросу.

Продолжение знакомства с рассказом.

Увы, у нас мало времени, поэтому я вынуждена буду местами его пересказывать. (СЛАЙД)

Иона подвозит сначала военного.

"— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!

— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. (МУЗЫКА)Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

— Что? — спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.

— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!

— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать".

Затем Иона подвозит пьяную компанию. Они тоже спешат по своим делам, грязно ругаются и страшно злятся на то, что кляча Ионы еле плетётся.

" Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди".

"Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!

— Все помрем...— Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?"

" Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем..."

"Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.

«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»

Вернувшись во двор иона ещё раз пытается заговорить с мужиком, который встал напиться. Но "молодой" укрылся с головой и уснул.

" Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... " (Музыку приглушить)

Как вы думаете, нашёл ли Иона слушателя?

Нашёл. Кто же им стал?

"— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только...

Иона молчит некоторое время и продолжает:

— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...

Иона увлекается и рассказывает ей всё..."

-А теперь мы можем попытаться открыть тему урока. Что же самое страшное?

-Да, равнодушие - один из самых страшных пороков. Конечно, вы обратили внимание, что наш герой испытывает одиночество, находясь не на необитаемом острове, не в одиночной камере, а среди многих тысяч людей.

-Я намеренно не напомнила вам эпиграф к рассказу: "Кому повем печаль мою?"

Это строчка из плача ветхозаветного Исифа Прекрасного, которого братья продали в рабство:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна тебе печаль моя,
Моему творцу, создателю
И всех благих подателю.

-Чехов крайне редко использовал эпиграфы. А в этом коротеньком рассказе эпиграф есть, и обращает он нас к вечной книге - Библии. Кому повем печаль мою? Кого призову ко рыданию?

-А теперь попробуем ответить на более сложный вопрос: Иона библейский и Иона Потапов. Случайно ли это совпадение? А если неслучайно, то какова связь между двумя Ионами?

-В чём же спасение от равнодушия?

В любви и сострадании.

В завершение урока бы хотелось снова обратиться к Библии - Новому завету (Звучит музыка)

1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (Слайд)

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. (Слайд)

3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (Слайд)

4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится(Слайд), 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, (Слайд)6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.(Слайд)

8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (Слайд)

Спасибо за урок и любите друг друга.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Чех Марии Игоревны , учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия « Тарасовка »

Слайд 2

Через художественный текст – к христианским истинам

Слайд 7

«Тоска» А.П. Чехов Какая? Горькая Громадная Безграничная Страшная Чёрная Ужасная Необъяснимая Выжигающая душу Почему? Горе в семье Разлука Разочарование в ком-то Одиночество Угрызения совести Смерть близкого Страх

Слайд 8

Тема урока: Самое страшное – это ……… .

Слайд 11

Иона пророк и Иона Потапов. Совпадение? Или умышленное сопоставление?

Слайд 14

Тема урока: Самое страшное – это равнодушие.

Слайд 15

Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо тебе, Владыко мой, Известна тебе печаль моя, Моему Творцу, Создателю И всех благих Подателю. (Народный духовный стих «Плач Иосифа Прекрасного»)

Слайд 16

Спасибо за урок. Любите друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"

Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"...

Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений....

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра "Лель"....

Мастер - класс по теме "Литературный анализ текста"

Литературный анализ текста в корреционной школе V вида...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"

В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...