Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"
план-конспект занятия по литературе по теме

Полещук Валентина Анатольевна

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Анализ поэтического текста

Цель: учиться интерпретировать поэтический текст, понимая, что в нем значимо все – от ритма до запятой и предела; учить видеть стиховую композицию, искать для каждого стихотворения свой, неповторимый путь анализа.

Оборудование: тексты стихотворений И.А. Бунин «Забытый фонтан», И.Северянин «Это было у моря»; портреты поэтов, рисунки; сонет, композиция стихотворения; запись на доске, поэма.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя о цели занятия.
  2. Чтение стихотворения А.А. Бунина «Забытый фонтан» (1902).

Рассыпался чертог из янтаря, -

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,

Взвевает их, внезапно налетая,

И, точно птиц испуганная стая,

Кружат они среди пустых полян.

Порой к фонтану девушка приходит,

Влача по листьям спущенную шаль,

И подолгу очей с него не сводит.

В ее лице – застывшая печаль,

По целым дням она, как призрак, бродит,

А дни бегут… Им никого не жаль.

  1. Беседа по вопросам.
  1. Ваше впечатление от сонета И.А. Бунина.

Восхищение, чудо зарисовки, красота картины, глубина трагедии, музыкальность, напевность, ощущение гармонии, красота.

  1. Читаем первую строку стихотворения. Что представляется при чтении слова чертог?

Чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец, Царские чертоги.

При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. Мы привыкли к словосочетанию царский чертог, а здесь – янтарный.

Янтарный – прозрачно-желтый.

Это – милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы.

  1. Очень красиво, но отчего возникает легкая грусть?

А) Чертог рассыпался, властвует «холодное дыхание сентября» в пустом саду.

Б) Красота – под ногами. И аллея уже сквозит.

В) Ветер печальный, и листья сравниваются с «испуганной» стаей птиц.

Г) Грусть от пустого, притихшего фонтана, который заметает листьями ветер. Ведь фонтан летом – хрустальные брызги. Несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминанием о нем также вызывает легкую грусть.

4. Кто еще, кроме девушки, является героем этого стихотворения? Расскажите о них.

Ветер и время.

Ветер – печальный, игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги из листьев, которые он взвевает, «внезапно налетая». Но это длится только одно мгновение. И, «точно птиц испуганная стая», покидают они забытый фонтан.

Время – равнодушное, и даже суровое, и безжалостное.

  1. Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?

Мягкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда «к фонтану девушка приходит».

  1. Опишите девушку.

Она похожа на призрак, тень: ее покинуло веселье, счастье, только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном: «И подолгу очей с него не сводит».

  1. Какие у вас возникают ассоциации?

Ассоциации – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Забытый фонтан – забытая любовь.

Холодное дыхание сентября – леденящий холод в душе одинокой, покинутой влюбленной.

Чертог из янтаря рассыпался – счастье девушки ушло.

  1. Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?

Шаль. Она не замечает холода, у нее нет сил накинуть упавшую шаль на плечи.

Рана ее так глубока, что время не властно над ней.

Время, которое, по поговорке, лучший лекарь – здесь – безжалостно: «А дни, бегут «Им никого не жаль».

Итог: Мотив безжалостно – трагического времени, мира, в котором живет человек, вплетен в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллей, фонтана, с янтарными брызгами осенних листьев – как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство любовь и ее печальную спутницу – разлуку.

Теория литературы.

Сонет – стихотворение в 14 строк, состоящее из 2-х четверостиший и 2-х трехстиший.

Возник в XIII веке в Италии. Особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.

Франция

Италия

а

а

б

б

б

а

а

б

 катрен на 2 рифмы  

Франция

Италия

а

а

б

б

б

а

а

б

 катрен на 2 рифмы

Франция

Италия

c

c

с

c

d

d

d

c

e

 терцет на 2 или 3 рифмы

Франция

Италия

e

e

d

с

e

d

c

d

d

e

d

e

 терцет на 2 или 3 рифмы

  1. «Французская» последовательность:

абба абба ccd eed (или ccd ede)

  1. «Итальянская» последовательность:

aбаб абаб cdc dcd (или cde cde)

  1. Условно к сонету относят «английскую» рифмовку (У. Шекспир).

aбаб cdcd efef gg

  1. Цикл (поэма) из 15 архитектонически-связанных сонетов называется «венком сонетов».
  2. Архитектоника – художественное выражение закономерностей строения.

IV. Чтение стихотворения И. Северянина «Это было у моря».

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж…

Королева играла – в башне замка Шопена

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

До восхода рабыней проспала госпожа…

Это было у моря, где волна бирюзова,

Где ажурная пена и соната пажа.

февраль 1910

V. Беседа по вопросам:

  1. Это поэма – миньонет (маленькая поэма)

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую, возвышенную лирическую тему.

В произведении всего 12 строк, почему оно названо поэмой?

2. Какова тема поэмы?

3. Объясните значение слова ажурная.

Ажурная – сквозная, мелкосетчатая, ажурная работа, строчка.

  1. Кто такой Шопен?

Шопен – польский композитор, пианист (1810 – 1849), представитель музыкального романтизма, эмоциональная глубина и техническое совершенство.

  1. Паж – в средние века и в монархических странах: мальчик, молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.
  2. Соната – музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.
  3. Случайно ли то, что королева слушала сонаты?

Нет, сонаты построены на контрасте, паж – бедный, королева – богатая.

  1. Почему королева просила перерезать гранат?

Гранат – символ брака, плодородия.

Королева не могла вступить в брак с пажом.

  1. Какова судьба пажа?

Его нет, его наказали за любовь.

  1. Сравним два произведения.
  1. Где происходит действие в произведениях?

а) Сад осенний;       б) у моря.

2. Кто главная героиня произведений?

а) девушка;              б) королева.

3. В чем сходство между героинями? В чем отличие?

4. Когда госпожа из поэмы превратилась в рабыню?

5. Есть ли в поэме описание внешности королевы?

6. Почему в стихотворении «Забытый фонтан» называются глаза очами? Что хочет подчеркнуть автор?

7. Словесное рисование. Рисуем по мотивам первого и второго стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Литературный анализ текста"

Литературный анализ текста в корреционной школе V вида...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Мастер-класс по литературе "От художественного текста - к христианским истинам"

Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года". По результату всех проводимых испытаний автор мастер-класса стал победителем муниципального этапа конкурса. В данном уроке, п...

Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"

В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...

Мастер класс " Прием работы с математическим текстом «Верно ли…?»"

В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что у учеников слабо сформирована читательская грамотность математических текстов, и они затрудняются сформулировать вопрос по прочитан...

мастер-класс по теме "Погружение в текст"

Я являюсь и учителем литературы. Как известно,  на уроках литературы мы часто должны прибегать к заданиям с анализом текста. И данный мастер – класс поможет  рассказать об одном из при...

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...