мастер-класс по теме "Погружение в текст"
методическая разработка по литературе

Шашукова Аник Валерьевна

Я являюсь и учителем литературы. Как известно,  на уроках литературы мы часто должны прибегать к заданиям с анализом текста. И данный мастер – класс поможет  рассказать об одном из приемов «погружения в текст». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

                    МАСТЕР – КЛАСС «ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ»

Учитель: Здравствуйте, уважаемые члены жюри. Я представляю вашему  вниманию свой мастер – класс под  названием «Погружение в текст». (слайд2)

Я являюсь и учителем литературы. Как известно,  на уроках литературы мы часто должны прибегать к заданиям с анализом текста. И данный мастер – класс поможет  рассказать об одном из приемов «погружения в текст». Частично я  его применила на уроке русского языка (это работа с теоретическим материалом). А сейчас мы это проделаем со стихотворным текстом.

(Слайд 3) Цель: демонстрация методики работы с текстом путем трёхступенчатого погружения в текст.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие у вас возникают ассоциации к словосочетанию «снежная баба»? (ответы ауд.) (зима, дети, Новый год, праздник, чудо, веселье…) Спасибо за ответы!

Учитель. Давайте посмотрим на изображения некоторых произведений живописи, которые отражают эту тему. Перед вами зимние сюжеты.  (слайд 4)

Вопрос: Совпадают ли ваши впечатления с тем, что изображали живописцы? Я думаю, да.

Учитель: Мы сейчас с вами начнем читать стихотворение  Бориса Слуцкого «Бесплатная снежная баба». (слайд 5)

- У меня к вам вопрос: Скажите, пожалуйста, что странного в этом названии? (Ответы ауд.) (бесплатно - почему вас смутило это слово? Т.к. бесплатная, не сочетается, она итак бесплатная)

- Почему автор использовал два не сочетающихся прилагательных: БЕСПЛАТНАЯ, СНЕЖНАЯ?

(ответы ауд.: привлечь внимание, что-то откроется во время прочтения.)

Учитель: На этом наша предтекстовая работа закончена.

Хорошо, давайте начнем читать стихотворение. (слайд 6).

Будем читать его с остановками, в одном месте мы остановимся.

Учитель читает первые 4 строчки:

        Я заслужил признательность Италии.

        Ее народа и ее истории.

        Ее литературы с языком.

        Я снегу дал. Бесплатно. Целый ком.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что-нибудь яснее стало в стихотворении после того, как мы прочитали первую строфу? Нет.  Напротив, вопросов стало еще больше.

- Как соотнести первые пафосные строчки, такие громадные категории, как страна, народ, история, язык, литература и вот эту мелочь, эту малость, ком снега.

- А как вы думаете, стихотворение  будет веселое? (ответы ауд.: думаю, что появились сомнения)

Учитель: Давайте  проверим и прочитаем стихотворение до конца. Я думаю, что  сразу можно будет сказать нечто о настроении стих-я.(слайд 7)

(Вы были правы, когда говорили, что настроение будет невеселое. Скорее, оно будет печальное.)

- Все наши  предположения, ассоциации, связанные с названием стих-я не оправдались.

Чтобы понять, что мы имеем с этим стихотворением, мы будем использовать теорию текста Ильи Гальперина, который считал, что информация любого текста имеет 3 уровня (слайд 8): фактуальную, концептуальную, подтекстовую. Постижение каждого из этих трех уровней позволит понять текст более глубоко.

- Начнем погружение в текст с первого фактуального уровня (описание фактов, событий, места действия, движение сюжета). (Слайд 9 стих-е целиком)

Стихотворение Слуцкого напоминает бытовую, прифронтовую зарисовку. Оно было написано спустя несколько лет после войны в 1968 г. Но, тем не менее,  здесь очень явственно прочитываются некоторые факты.

Вопрос. Найдется кто-нибудь из вас, кто в нескольких фразах перескажет сюжет стих-я? (ответы ауд.: везут военнопленных, плохие условия их содержания, нет еды и воды)

Учитель. Таким образом, мы перечислили фактуальную часть стих-я. Давайте попробуем на основании фактуального уровня сказать кое – что о лирическом герое и охарактеризовать его.

Вопрос: Какой он по своим качествам, по своему характеру? Какие факты мы о нём узнаем? (ответы ауд.: военный (в погонах), находчивый (напоить военнопленных), милосердный (проявляет жалость).

Учитель: Еще чётче вырисовывается характер этого героя в противопоставлении к другому герою этого стих-я, тому «гаду ползучему», начальнику эшелона, который полностью противоположен по всем нравственным показателям. Если наш герой отличается бескорыстием, то в «гаде ползучем» доминирует расчет. Смотрите, здесь присутствуют два нравственных показателя: БЕСКОРЫСТИЕ и РАСЧЁТ.

Автор Борис Слуцкий был фронтовиком, прошел всю войну, имел контузию, демобилизовался в 1948 году. Он знал всю историю войны на своем опыте. Из воспоминаний Слуцкого, цитирую: «20 февраля 1943 года на станции Мичуринск стоял наш эшелон рядом с эшелоном плененных. Здесь были итальянцы, евреи, румыны и пленные других национальностей. Я понял, что пленные страдают ни столько из-за голода, сколько из - за жары. Он видел, что через окно теплушки идет жуткая торговля. Жители городка подавали через окна вагона грязный снег, осыпанный угольной пылью, политый конской мочой. За этот снег пленные отдавали часы, золотые кольца, все ценное, что у них было. Вдоль окон ходила маленькая девочка с испуганными глазами. Она давала большие куски снега пленным бесплатно.

Вопрос. Объясните, пожалуйста, название стих-я «Бесплатная снежная баба», зная теперь эти факты и  историю создания стих-я. (ответы ауд.)

Учитель: Название отражает  тему стих-я и нам становится понятным слово «БЕСПЛАТНО», то есть бескорыстный поступок героя, который хоть и не избавил от «черной  тоски», но все же противостоит тотальной жестокости.

Уважаемые коллеги,  перейдем на концептуальный уровень (мировоззрение автора, система его взглядов, замысел).

Вопрос: скажите, пожалуйста, есть ли  у кого предположения, почему из всех пленных разных национальностей в стихотворении Слуцкий оставил только итальянцев? (Он называет их римлянами. Мы знаем, что Италия – колыбель европейского гуманизма. Автор говорит, что по Конвенции нельзя быть гуманным ни с той, ни с этой стороны.)

Вопрос: можете расшифровать, что значит «та» и «эта» сторона в контексте стих-я? (ответы ауд.: это враждующие стороны: Россия/Германия).

Учитель: Если речь идет о европейцах – итальянцах, там есть у них «черные взоры». А если речь идет о русской стороне, там есть «белые взоры», т.е.  снежный. Здесь присутствует противопоставление.

Переходим к третьему  подтекстовому уровню (скрытый смысл), который позволяет обратиться к языку. Это характерно для стилистической манеры Слуцкого. У него рифмуются одинаковые слова (мешавшие – мешавшие). Он дополняет  смысл одного слова другим. Например, «теплушка невезучая», «скоростной конец». Здесь есть «плененные военнопленные». Словом, как будто создается каламбур слов.

Учитель: Подведя итоги моего выступления, надо сказать, что Борис Слуцкий  очень  скромно, но весомо продолжил литературную традицию А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и заслужил он признательность за своё милосердие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений....

Мастер - класс по теме "Литературный анализ текста"

Литературный анализ текста в корреционной школе V вида...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Мастер-класс по литературе "От художественного текста - к христианским истинам"

Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года". По результату всех проводимых испытаний автор мастер-класса стал победителем муниципального этапа конкурса. В данном уроке, п...

Презентация к мастер-классу на тему "Работа с текстом на уроках русского языка: анализ и комментирование"

В презентации содержатся основные принцыпы работы с текстом на уроках русского языка...

Мастер класс " Прием работы с математическим текстом «Верно ли…?»"

В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что у учеников слабо сформирована читательская грамотность математических текстов, и они затрудняются сформулировать вопрос по прочитан...

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)

Мастер-класс "Интерактивные методы работы с текстом на уроках литературы" (2019 год)...